Международный и отечественный опыт создания и функционирования интегрированных структур в инновационной сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 17:56, реферат

Описание работы

Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2020 года и Стратегия инновационного развития до 2020 года ставят целью выход Российской Федерации на мировой уровень НИОКР и освоение шестого технологического уклада, что определяет необходимость решения задач активизации инновационных процессов в национальной экономике и обеспечения рациональной интеграции науки и образования с предпринимательским сектором, заинтересованном в современных технологиях.
Обеспечение эффективной реализации поставленных задач вызывает необходимость формирования и развития новых механизмов многостороннего взаимодействия между органами государственной власти, бизнесом, научными и образовательными организациями, что требует соответствующего теоретико-методологического обеспечения.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Интегрированные бизнес структуры 5
Глава 2. Отечественный опыт 10
2.1 Примеры инновационных интегрированных структур. 36
Глава 3. Зарубежный опыт. 53
3.1. Роль государства в интегрированных структур за рубежом 53
3.2 Современные интегрированные структуры в международном бизнесе. 60
3.3 Зарубежные инновационные интегрированные структуры 64
Заключение 69
Библиографический список 71

Файлы: 1 файл

Реферат Интегрированные структуры.docx

— 347.31 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И  ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФБГОУ ВПО «Сибирский государственный  аэрокосмический университет имени  академика М.Ф. Решетнева»

 

Инженерно-экономический  факультет

Кафедра Организации и  управления наукоемкими производствами.

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

По дисциплине: «Организация и управление бизнесом наукоёмких предприятий»

 

По теме: «Международный и отечественный опыт создания и  функционирования интегрированных  структур в инновационной сфере (высокотехнологичном секторе экономики)»

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                          Выполнили: студенты гр. МТ-01

Терещенко Кирилл Викторович

Мельников Михаил Владимирович

Гришин Алексей Владимирович                                                                              

Проверил: доцент

Анищенко Юлия Анатольевна

 

 

 

 

 

Красноярск 2013

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Интегрированные  бизнес структуры 5

Глава 2. Отечественный  опыт 10

2.1 Примеры  инновационных интегрированных  структур. 36

Глава 3. Зарубежный опыт. 53

3.1. Роль государства  в интегрированных структур за  рубежом 53

3.2 Современные  интегрированные структуры в  международном бизнесе. 60

3.3 Зарубежные  инновационные интегрированные  структуры 64

Заключение 69

Библиографический список 71

 

 

Введение

 

Основы политики Российской Федерации  в области развития науки и  технологий на период до 2020 года и Стратегия  инновационного развития до 2020 года ставят целью выход Российской Федерации  на мировой уровень НИОКР и  освоение шестого технологического уклада, что определяет необходимость  решения задач активизации инновационных  процессов в национальной экономике  и обеспечения рациональной интеграции науки и образования с предпринимательским  сектором, заинтересованном в современных технологиях.

Обеспечение эффективной реализации поставленных задач вызывает необходимость  формирования и развития новых механизмов многостороннего взаимодействия между  органами государственной власти, бизнесом, научными и образовательными организациями, что требует соответствующего теоретико-методологического  обеспечения.

Активное развитие российской экономики  затрудняют существующие институциональные  разрывы между этапами инновационной  деятельности «создание нововведения - коммерциализация», требующие внедрения  соответствующих организационных  моделей управления инновационной  деятельностью. В связи с этим представляется актуальным вопрос разработки и институционализации управленческих технологий формирования инновационных  интегрированных структур.

Активное развитие российской экономики  затрудняют существующие институциональные  разрывы между этапами инновационной  деятельности: создание нововведений и коммерциализацией. В этой связи, актуальной становится проблема разработки и институционализации управленческих технологий формирования инновационных  интегрированных структур (ИИС), обеспечивающих внедрение организационных моделей  управления инновационной деятельностью.

Использование управленческих технологий формирования перспективных траекторий развития, стимулирование развития инновационной  деятельности на уровне предприятий, отраслей экономики и национальной экономики в целом способствует появлению сложных организационных объектов, которые могут объединять учреждения и предприятия разных масштабов, отраслей и форм собственности, в которых одновременно могут применяться различные подходы к организации управления, используются матричные структуры, процессное и проектное управление, что требует разработки соответствующих методических и практических рекомендаций к проектированию сложных инновационных структур и систем управления. Кроме того, в настоящее время востребованы новые методологические подходы к оценке результатов деятельности интегрированных структур. Практически все ведущие страны имеют продуманную стратегию научно-технического развития, которая реализуется на практике и обеспечивается выделением значительных финансовых средств. Такие стратегии осуществляют США, Япония, Германия, Великобритания, Китай, Бразилия и Индия. Главный упор в этих программах делается на увеличение государственных инвестиций в НИОКР в приоритетных отраслях, стимулирование внутреннего спроса на высокотехнологичную продукцию, принятие комплексных мер по поощрению инновационной активности частного сектора, особенно малого и среднего бизнеса, а также подготовку квалифицированных научных и инженерно-технических кадров.

Цель работы: изучить международный и отечественный опыт создания и функционирования интегрированных структур в инновационной сфере

Задачи:

  1. Дать понятие интегрированных структур
  2. Рассмотреть опыт создания и функционирования интегрированных структур в инновационной сфере.

 

Глава 1. Интегрированные бизнес структуры

 

Экономическая интеграция – процесс сближения, взаимоприспособления и сращивания национальных хозяйственных систем, обладающих способностью саморегулирования и саморазвития на основе согласованной межгосударственной экономики и политики.

Понятие интегрированных бизнес-структур пока еще не определилось. В одних случаях их называют «интегрированной корпоративной структурой (ИКС)», в других — «интегрированными бизнес-группами (ИБГ)». В любом случае это характеристика интеграции — объединения юридических лиц для совместной деятельности на основе договорных отношений и (или) консолидации активов.

В первом случае констатируется, что  основными организационно-хозяйственными формами ИКС в мировой практике являются: крупные компании, имеющие  дивизиональную структуру; холдинговые компании; ФПГ, консорциумы; контрактные группы; транснациональные корпорации.

Во втором случае дается более обобщенная, но теоретически и практически более  значимая попытка классификации  интегрированных бизнес-групп.

Рис. Классификация интегрированных бизнес-групп

В ИБГ, регулируемых на основе имущественных  связей, выделяется классический холдинг, когда контрольный пакет акций  и (или) имущество сосредоточены в головной (материнской) компании («Газпром», РАО АВПК «Сухой» и др.).

Распределенный холдинг — это  структура, в которой роль материнской  выполняют несколько компаний, объединенных принадлежностью аффилированностью одному лицу или группе лиц («Альфа-Групп», «Интеррос», «Нива Черноземья» и др.).

ИБГ, создаваемые на базе взаимоучастия в капитале, распределяют контрольные пакеты акций между собой.

В ИБГ, регулируемых на основе концентрации контроля над ресурсами и услугами, выделяются бизнес-группы, формирующиеся вокруг компаний, осуществляющих сбыт и (или) снабжение по разным схемам: по бартеру, вексельной, давальческой и т.д., позволяющим обеспечивать устойчивость связей и доступ к ресурсам и (или) услугам.

Например, ассоциация «Волгопромгаз», осуществляя расчеты за газ и электроэнергию, контролирует цепочки поставок для химических и металлургических предприятий Самарской области.

ИБГ, основанные на оказании кредитных, страховых и лизинговых услуг, создаются, как правило, вокруг банков. Например, в сферу влияния «Инкомбанка» входили ФПГ «Морская техника», ОКБ им. Сухого, Магнитогорский металлургический комбинат, Северная верфь, Балтийский завод.

ИБГ, создаваемые на базе доступа  к информационным ресурсам и новейшим технологиям, выходят на путь инновационного развития. Здесь налицо кооперация в сфере НИОКР и задействование механизмов франчайзинга.

ИБГ, координируемые путем распределения  льготных государственных заказов, могут эффективно реструктурировать  даже высокотехнологичное производство (например, в авиастроении, космической  отрасли).

Однако следует обратить внимание на то, что сейчас формируется новый  мировой транснациональный уровень  хозяйства. Уже созданы и действуют  десятки тысяч ТНК, множество  международных организаций.

Так, к ключевым хозяйствующим субъектам  в мировой экономике относятся:

• транснациональные компании (корпорации) в обычном понимании;

• долгосрочные стратегические альянсы  транснациональных корпораций (по контрактам, с участием в компании, технологические, рыночные и т.д.);

• транснациональные банки (крупные  международные кредитно-финансовые объединения, имеющие за границей сеть филиалов);

• транснациональные институциональные  инвесторы (страховые компании, негосударственные  пенсионные фонды, инвестиционные фонды  и т.д.);

• транснациональные ФПГ;

• мировые финансовые центры (основные операторы которых находятся  в Лондоне, Токио, Нью-Йорке, Париже, Цюрихе, Франкфурте-на-Майне, Сингапуре, Сянгане);

• крупнейшие биржи (фондовые, товарные и валютные). Расширился перечень субъектов  мирового хозяйства, к которым относятся:

1) национальные государства;

2) различные территории (Гонконг  и др.);

3) субсуверенные образования (региональные и местные органы власти, выходящие на мировой рынок);

4) саморегулируемые организации профессиональных участников финансовых рынков и рынков ценных бумаг (некоммерческие организации, обеспечивающие условия профессиональной деятельности, защиту интересов клиентов, соблюдение стандартов профессиональной этики);

5) союзы предпринимателей (ассоциации);

6) торговые палаты (частные объединения  предпринимателей в целях содействия  торговли и сбыта);

7) профсоюзы (организации трудящихся, защищающие права и интересы  своих участников в отношениях  с работодателями и государством);

8) мировые экономические и финансовые  институты (международные организации  для координации деятельности  стран в различных сферах хозяйства):

• универсальные институты (Международный  валютный фонд, группа Всемирного банка, Всемирная торговая организация  — ВТО, конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и др;

• региональные интеграционные объединения (Европейский союз — ЕС, Североамериканская ассоциация свободной торговли —  НАФТА, Ассоциация стран Юго-Восточной  Азии — АСЕАН, субрегиональный торгово-экономический  союз в Латинской Америке (МЕРКОСУР);

• секторальные организации стран  — производителей сырьевых товаров (ОПЕК — экспортеры нефти, альянс стран  — производителей какао, межправительственный совет стран — экспортеров  меди, ассоциация стран — производителей каучука и др.);

• международные неправительственные  организации (Международная торговая палата, включающая около 1,5 тыс. коллективных и более 6 тыс. индивидуальных членов из 80 стран); Всемирная федерация  производств, включающая более 80 стран; Международная конференция свободных  профсоюзов (145 стран); Всемирная конференция  труда (110 стран) и т.д.

Таким образом, образовалась международная  надстройка, регулирующая и контролирующая более половины всех мировых ресурсов и действующая по принципам, отличающимся от традиционных для национальных экономик.1

Естественно, участвуя в мировых  глобализационных процессах, необходимо учитывать проблемы экономической, военной, продовольственной, экологической, культурной, информационной и других видов национальной безопасности, но при этом надо находить и решать радикальные пути технологической модернизации российской экономики и повышения уровня жизни населения.

В частности, в состав стратегических задач российских минерально-сырьевых ТНК должны входить:

• доступ к дешевым природным  и трудовым ресурсам в Африке, на Ближнем Востоке и в Юго-Восточной  Азии;

• приобретение (участие в разведке и добыче) перспективных месторождений  ликвидного сырья;

• сохранение и закрепление устоявшихся  сырьевых потоков на территорию России из Монголии, Гвинеи и других стран;

• снижение финансовых потерь путем  диверсификации производства в разных странах с различными уровнями экономических  рисков и т.д.

В условиях неопределенности и неустойчивости рыночной экономики отраслевые объединения  имеют существенные преимущества перед  саморегулируемыми экономическими субъектами. Интеграция позволяет повысить эффективность деятельности корпорации. 

Глава 2. Отечественный опыт

 

Играя важнейшую роль в функционировании национальной инновационной системы (НИС) и «сетевой экономики», научно-образовательные  и предпринимательские структуры  сами базируются на сетевых связях, как внешних, так и внутренних. НИС в полной мере обладает теми признаками, которые позволяют рассматривать  ее как динамичную, сложную, неоднородную по составу, организованную систему, в  которой различные виды ресурсов, объединенные общей целью повышения  доли инновационной продукции в  валовом внутреннем продукте, функционируют  в непосредственном взаимодействии друг с другом.

Информация о работе Международный и отечественный опыт создания и функционирования интегрированных структур в инновационной сфере