Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 17:56, реферат
Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2020 года и Стратегия инновационного развития до 2020 года ставят целью выход Российской Федерации на мировой уровень НИОКР и освоение шестого технологического уклада, что определяет необходимость решения задач активизации инновационных процессов в национальной экономике и обеспечения рациональной интеграции науки и образования с предпринимательским сектором, заинтересованном в современных технологиях.
Обеспечение эффективной реализации поставленных задач вызывает необходимость формирования и развития новых механизмов многостороннего взаимодействия между органами государственной власти, бизнесом, научными и образовательными организациями, что требует соответствующего теоретико-методологического обеспечения.
Введение 3
Глава 1. Интегрированные бизнес структуры 5
Глава 2. Отечественный опыт 10
2.1 Примеры инновационных интегрированных структур. 36
Глава 3. Зарубежный опыт. 53
3.1. Роль государства в интегрированных структур за рубежом 53
3.2 Современные интегрированные структуры в международном бизнесе. 60
3.3 Зарубежные инновационные интегрированные структуры 64
Заключение 69
Библиографический список 71
Сегодня развитие технопарков на базе вузов с целью активизации малого инновационного бизнеса продолжается, совершенствуется их деятельность, отрабатываются новые схемы и уже накоплен определенный положительный опыт.
Технопарк Иркутского государственного
университета – крупнейший среди
российских вузов. Схема действия технопарка
основана на триаде структур и включает
учебные научно-
Высокий научный потенциал
Кубанского государственного университета
(КГУ) в условиях перехода на инновационный
путь развития потребовал создания (1999
г.) на базе вуза научно-технологического
парка «Университет». За прошедший
период технопарком созданы научно-
В настоящее время процесс создания технопарков ускорился, при этом активизировался поиск их эффективных моделей.
В «Стратегии развития науки и инноваций в РФ на период до 2015 года» в качестве одной из целей национальной инновационной политики выдвинут прирост малых инновационных предприятий (ежегодно до 120 к 2016 году)8. И одной из новых форм организации современной инновационной инфраструктуры является социально-инженерный парк. Данная структура демонстрирует переход от естественного выращивания инноваций к формированию инновационной среды и потребности в инновациях и имеет принципиальные отличия от традиционных технопарковых структур (таблица 12).
Таблица 12
Сравнительная характеристика
социально-инженерного и
Характеристики инновационной инфраструктуры |
Социально-инженерный парк |
Научные и технологические парки |
Цели организации |
Организация осмысленных целенаправленных общественных изменений, формирование стратегии и благоприятной для инновационного развития среды |
Содействие укреплению связей науки и производства, коммерциализация технологий |
Результат деятельности |
Состояние общества, в котором
перманентно формируется |
Изделие или технология с рыночными свойствами |
Тип мышления организатора инноваций |
Методологический, социально-инженерный (исторический) |
Научный, проектный (технократический) |
Инструменты мышления организатора инноваций |
Принципы, понятия и схемы социальной инженерии, научные и технические знания |
Схемы научно-технической
и технико-экономической |
Тип технологий |
Синтез социальных, гуманитарных и наукоёмких технологий |
Наукоёмкие |
Структура организации |
Сетевая и вертикально-сетевая. Включает: администрацию, интеллектуальное ядро (объединение социальных инженеров и специалистов смежных специальностей), профессиональные и общественные объединения, учебный центр, инфраструктуру смысловых коммуникаций, территорию с необходимым оборудованием, инфраструктуру обслуживания |
Администрация, научный центр, территория с наукоёмким оборудованием, инфраструктура обслуживания |
Источник: Смирнов Е.П. Инновации: на пути к стратегической политике // Ин-
новации. – 2008. – № 10. – С. 27.
Это свидетельствует о том, что на инфраструктуру малого наукоемкого бизнеса пошли большие деньги. Сегодня уже имеются быстрые критерии оценки эффективности инкубаторов, а именно насколько успешно они поставляют проекты и команды для программы «СТАРТ». Если дают один-два проекта, то такой бизнес-инкубатор надо поддерживать. В настоящее время в РФ запущено 30 бизнес-инкубаторов, около сотни в проектах9.
Кластерные стратегии, государственные
программы развертывания особых
экономических зон
В настоящее время идет активная работа по строительству таких зон в обозначенных городах. Отметим, что технико-внедренческое зонирование невозможно без создания определенных предпосылок, необходима длительная работа. Свидетельство тому – Томская область. Томск выделил инновационное развитие как приоритет еще несколько лет назад, в 2002 году, когда администрация области вышла с инициативой осуществления пилотного проекта по созданию в регионе инновационной системы. Для проведения эксперимента была разработана Межведомственная программа «Разработка и реализация модели территории инновационного развития на примере Томской области» на период 2002-2005 гг. с целью создания и апробации механизмов инновационного развития в конкретном регионе.
В ходе реализации программы были определены конкурентоспособные направления научно-технологического развития, которые позволили определить приоритетные секторы для особой экономической зоны технико-внедренческого типа. В их числе: новые материалы и нанотехнологии (40% компаний), информационно-коммуникационные технологии и электроника (40% фирм), биотехнологии и медицинское приборостроение (20% фирм)11.
Успешное развитие данных
направлений в технико-
Важнейшую роль в технико-внедренческом
зонировании Томска сыграла разработка
и реализация региональной инновационной
политики, в частности региональные
программы по развитию инновационной
деятельности: областная целевая
программа «Развитие
Дальнейшее развитие инновационной
системы Томской области
В последние годы активизировались процессы технико-внедренческого зонирования и в других регионах России. Речь, например, идет о Санкт-Петербурге, ОЭЗ которого состоит из двух участков общей площадью около 138 га: территория «Ново-Орловская» 120 га, где фактически отсутствует инфраструктура, и территория «Нойдорф» 18 га с уже готовой инфраструктурой и подъездными путями.
Проект создания Технопарка
Физико-технического института им.
А.Ф. Иоффе РАН в особой экономической
зоне Санкт-Петербурга имеет целью
создание здесь приборостроительного
научно-
Таким образом, важнейшим элементом инфраструктуры малого предпринимательства стало создание государством ОЭЗ. В настоящее время в четырех ТВЗ (Москва, Московская область, Томская область, Санкт-Петербург) зарегистрировано 57 резидентов, в т.ч. и малых, являющихся разработчиками высокотехнологичной и наукоемкой продукции, конкурентоспособной на мировых рынках14.
Успешное развитие Зеленоградского кластера обусловлено целым рядом правительственных инициатив, направленных на создание и развитие различных видов технологической инфраструктуры, взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга, о чем свидетельствуют данные таблицы 15.
Краткая характеристика «
Год начала инициативы |
Название мероприятий |
Оправданность выбора |
2002 |
Технологическая деревня МИЭТ |
Создание связей науки
и образования через |
2003 |
Программа «СТАРТ» |
Первая программа поддержки МИП на начальной стадии развития |
2004-2005 |
Центры передачи технологий и Центры компетенций |
Обучение студентов |
2006 |
ИТЦ МИЭТ - зарегистрирован как первый резидент ТВЗ |
Создание полноформатного регионального инновационного кластера |
Источник: Иванова Н.И. и др. Анализ инновационной политики и оценка ее ре-зультатов // Инновации. – 2008. – № 7. – С. 58.
Результаты деятельности данной структуры отражены в таблице 16.
Таблица 16 Показатели развития высокотехнологичного кластера в Зеленограде
Показатели |
1999 |
2002 |
2004 |
2006 |
2006 г. |
|
к 1999 г., раз |
||||||
Количество малых вы- |
10 |
40 |
70 |
160 |
16 |
|
сокотехнологичных |
||||||
компаний |
||||||
Объем продаж, в млн |
2.2 |
14.6 |
35.7 |
72.1 |
33 |
|
евро. |
||||||
Объем привлеченных |
1.5 |
9.1 |
14.3 |
23.1 |
15 |
|
инвестиций, в млн евро |
||||||
Число преподавателей |
2 |
8 |
30 |
60 |
30 |
|
МИЭТ, работающих на |
||||||
МП |
||||||
Число студентов, про- |
35 |
150 |
260 |
440 |
13 |
|
шедших обучение на |
||||||
МП |
||||||
Число выпускников, |
30 |
120 |
220 |
470 |
16 |
|
принятых на работу в |
||||||
МП кластера |