Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 17:56, реферат
Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2020 года и Стратегия инновационного развития до 2020 года ставят целью выход Российской Федерации на мировой уровень НИОКР и освоение шестого технологического уклада, что определяет необходимость решения задач активизации инновационных процессов в национальной экономике и обеспечения рациональной интеграции науки и образования с предпринимательским сектором, заинтересованном в современных технологиях.
Обеспечение эффективной реализации поставленных задач вызывает необходимость формирования и развития новых механизмов многостороннего взаимодействия между органами государственной власти, бизнесом, научными и образовательными организациями, что требует соответствующего теоретико-методологического обеспечения.
Введение 3
Глава 1. Интегрированные бизнес структуры 5
Глава 2. Отечественный опыт 10
2.1 Примеры инновационных интегрированных структур. 36
Глава 3. Зарубежный опыт. 53
3.1. Роль государства в интегрированных структур за рубежом 53
3.2 Современные интегрированные структуры в международном бизнесе. 60
3.3 Зарубежные инновационные интегрированные структуры 64
Заключение 69
Библиографический список 71
Источник: МИЭТ, 2006.
Сведения о технопарках и инновационно-технологических центрах в субъектах РФ, созданных в соответствии с рассматриваемой программой, содержатся в таблице 17.
Таблица 17 | |||
География технопарковых структур | |||
№ |
Субъект РФ |
Технопарк |
|
1 |
Московская обл. |
Научно-технологический парк «Дубна» |
|
2 |
Новосибирская обл. |
Технопарк «Новосибирск» |
|
3 |
Нижегородская обл. |
Технопарк НГТУ им. М.Н.Лобаческого |
|
4 |
Калужская обл. |
Обнинский научно-технологический парк |
|
«ИНТЭГРО» |
|||
5 |
Тюменская обл. |
Тюменский научно-технологический парк |
|
6 |
Республика Татарстан |
Инновационно-производственный техно- |
|
парк «Идея» |
|||
7 |
Санкт-Петербург |
Технопарк ЛТА |
|
Технопарк «ЛЭТИ» |
Источник: // Инновации. – 2007. – № 9. – С. 9.
Утверждение особого значения в новой экономике малого инновационного предпринимательства определяют новые тенденции в государственной инфраструктурной поддержке таких структур. Речь идет о разработке ряда инфраструктурных проектов с целью вовлечения в состав территориальных сетевых моделей малого инновационного бизнеса. В этом случае малый бизнес рассматривается в числе основных участников инновационных процессов, определяя во многом элементную основу новых территориальных систем (таблица 18).
Таблица 18
География территориальных сетевых систем
Территориальные, промышленные и научно-производственные системы |
География |
Промышленные округа |
Московская область, Елабуга, Нижнекамск (Татарстан), Липецк, Обнинск (Калуга) |
Особые экономические зоны |
Технико-внедренческие (Томск, Зеленоград, Дубна, Санкт-Петербург), промышленно-производственные (Елабуга, Липецк), туристско-рекреационная (Тверь) |
Научно-технологические кластеры |
Тверь, Екатеринбург, Бурятия, Томск |
Международные инновационные центры |
Владивосток, Санкт-Петербург, Архангельск |
Технопарки |
Информационные технологии (Петрозаводск, Санкт-Петербург), научно-промышленные (Тюмень, Казань, Обнинск, Новосибирск, Нижний Новгород), индустриальные, экотехнопарки, логистические (Московская область), университетские (Томск, Москва-МГУ, Черноголовка, Курчатовский и др. |
Экотехнополисы |
Комсомольск-на-Амуре – Солнечный |
Технологическая деревня |
Зеленоград |
Наукограды |
Петергоф, Бийск, Дубна |
Составлено по: Кудинов А.Н., Лурье Е.А. Новая региональная политика и ее инновационные ориентиры // Инновации. – 2006. – № 4. – С. 70.
Эффективное развертывание
инновационных процессов в
Становление таких институтов является назревшей проблемой в современной России. Именно их отсутствие до недавнего времени не в последнюю очередь негативно сказалось на характере протекания инновационных процессов в нашей стране.
Одним из эффективных программно-
Реализация комплексного проекта предполагает проведение мероприятий по созданию инновационной инфраструктуры для активизации процесса инкубирования малых инновационных фирм, в т.ч.:
В условиях создания в г. Зеленограде особой технико-внедренческой зоны задача целевого инкубирования стартовых высокотехнологичных компаний становится все более актуальной. Для активизации процессов инкубирования в рамках зоны запланировано создание новых инфраструктурных объектов, в числе которых:
Следующим важнейшим базовым
элементом инновационной
Под инновационно-технологическим центром понимается структура, в которой малые предприятия размещены под одной крышей и получают поддержку не на этапе своего становления, а именно на стадии дальнейшего развития, обеспечивая такой важнейший этап инновационных процессов, как продвижение научной идеи к реализации научно-технической продукции в условиях рыночной экономики через субъекты малого предпринимательства.
Получение статуса ИТЦ
является условием целевой поддержки
на паритетных началах со стороны
программы и региональных органов
власти с целью быстрого развития
и выхода за 2-3 года на режим финансовой
самодостаточности. В предметную область
поддержки ИТЦ входит развитие не
только материально-технической базы,
но и их внутренней инфраструктуры,
обеспечивающей инновационную деятельность
находящихся в инновационно-
Таким образом, привлекательность инновационно-технологических центров для малых фирм состоит в наличии поддерживающей инфраструктуры и содействии в получении инвестиций. Попадая в ИТЦ, фирма развивает свою деятельность в условиях своеобразной особой экономической зоны. В соответствии с данной программой ежегодное возрастание количества фирм в инновационно-технологических центрах должно составить 140-160 единиц. Самих же ИТЦ федерального уровня в 2000 году планировалась создать 20-25.
В 1998-2000 г. в рамках межведомственной
программы активизации
Данные таблицы 19 иллюстрируют процесс формирования инновационной инфраструктуры в регионах РФ.
Таблица 19
Инновационно-технологические центры, создаваемые и развиваемые в рамках «Межведомственной программы активизации инновационной деятельности в научно-технической сфере на 2001-2003 годы»
Наименование объекта |
Профиль деятельности |
Место расположения |
1 Первая очередь «Технологической деревни» |
Обеспечение коллективного
доступа малых и средних |
г. Зеленоград, ОАО «Зеленоградский инновационно-технологический центр» |
2 Вторая очередь Инновационно-технологического центра МЭИ |
Продвижение результатов НИОКР в производство и на рынок, маркетинговые и информационно консалтинговые услуги |
г. Москва «Московский энергетический институт» |
3 Вторая очередь инновационно-технологического центра научно-технологического парка «Таганрог» |
Эффективная коммерциализация НИОКР, создание учебного полигона наукоёмкого бизнеса, поддержка малых и средних предприятий |
г. Таганрог Ростовская область |
4 Инновационно-технологический центр «Кубань» |
Создание конкурентоспособной продукции, коммерциализация научно-технических разработок, поддержка малых и средних инновационных предприятий |
г. Краснодар Кубанский государственный университет |
5 Консультативно-маркетинговый
центр реализации |
Коммерциализация научно- |
г. Санкт-Петербург, ЗАО Северо-Западный региональный инновационный центр наукоёмких технологий «АРТЕС» |
6 Инновационно-технологический центр |
Обеспечение продвижения продукции малых инновационных предприятий Томской области на рынок европейской части России |
г. Томск, Томский региональный некоммерческий фонд |
7 Инновационно-технологический центр |
Поддержка малых и средних
инновационных предприятий, коммерциализация
высокотехнологичных научно- |
г. Хабаровск ОАО «Дальневосточный
научно-исследовательский |
8 Инновационно-технологический центр |
Эффективная коммерциализация научно-технический достижений в области химических и катализаторных технологий |
г. Новосибирск, институт катализа им Г.К. Борескова СО РАН |
9 Инновационно-технологический, информационно-консалтинговый центры |
Обеспечение сопровождения инновационных проектов в ходе их реализации |
г. Москва, некоммерческое партнёрство «Инновационное агентство» |
В последние годы в развитии
инновационной инфраструктуры, и
в частности инновационно-
Одна общая их закономерность
связана, на наш взгляд, с новой
целевой направленностью таких
структур, связанной с тем, чтобы
осуществить переход от стихийного
создания в субъектах РФ отдельных
элементов инновационной
Таким образом, речь идет, например,
о формировании единой скоординированной
системы поддержки
В последние годы к формированию
аналогичных структур приступили и
другие регионы с менее развитым
научно-техническим
Так, например, инновационная среда региона образована научно-технологическими парками и инновационными технологическими центрами Минобразования; региональными информационно-аналитическими и инновационными центрами и центрами содействия развитию научно-технического предпринимательства Минобразования, Минпрома и торговли, Миннауки и технологий РФ; научно-координационными центрами РАН и Миннауки и технологий; учебно-деловыми центрами и инкубаторами бизнеса; международными региональными агентствами и консалтинговыми центрами поддержки малого предпринимательства.
В последнее время в
развитии самих инновационно-
Во-первых, они выступают как важнейшее условие, а точнее основа для формирования более масштабных структур – инновационно-промышленных комплексов, обеспечивающих внедрение в производство результатов научных исследований и комплексную поддержку наукоемких компаний, что, безусловно, актуально для развития научно-производственной интеграции в России и ее субъектах.