Международный и отечественный опыт создания и функционирования интегрированных структур в инновационной сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 17:56, реферат

Описание работы

Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2020 года и Стратегия инновационного развития до 2020 года ставят целью выход Российской Федерации на мировой уровень НИОКР и освоение шестого технологического уклада, что определяет необходимость решения задач активизации инновационных процессов в национальной экономике и обеспечения рациональной интеграции науки и образования с предпринимательским сектором, заинтересованном в современных технологиях.
Обеспечение эффективной реализации поставленных задач вызывает необходимость формирования и развития новых механизмов многостороннего взаимодействия между органами государственной власти, бизнесом, научными и образовательными организациями, что требует соответствующего теоретико-методологического обеспечения.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Интегрированные бизнес структуры 5
Глава 2. Отечественный опыт 10
2.1 Примеры инновационных интегрированных структур. 36
Глава 3. Зарубежный опыт. 53
3.1. Роль государства в интегрированных структур за рубежом 53
3.2 Современные интегрированные структуры в международном бизнесе. 60
3.3 Зарубежные инновационные интегрированные структуры 64
Заключение 69
Библиографический список 71

Файлы: 1 файл

Реферат Интегрированные структуры.docx

— 347.31 Кб (Скачать файл)

 

Источник: МИЭТ, 2006.

 

Сведения о технопарках  и инновационно-технологических центрах в субъектах РФ, созданных в соответствии с рассматриваемой программой, содержатся в таблице 17.

 

   

Таблица 17

 

География технопарковых структур

Субъект РФ

Технопарк

 
       

1

Московская обл.

Научно-технологический  парк «Дубна»

 

2

Новосибирская обл.

Технопарк «Новосибирск»

 

3

Нижегородская обл.

Технопарк НГТУ им. М.Н.Лобаческого

 

4

Калужская обл.

Обнинский научно-технологический парк

 
   

«ИНТЭГРО»

 

5

Тюменская обл.

Тюменский научно-технологический  парк

 

6

Республика Татарстан

Инновационно-производственный  техно-

 
   

парк «Идея»

 

7

Санкт-Петербург

Технопарк ЛТА

 
   

Технопарк «ЛЭТИ»

 

 

Источник: // Инновации. – 2007. – № 9. – С. 9.

 

 

Утверждение особого значения в новой экономике малого инновационного предпринимательства определяют новые  тенденции в государственной  инфраструктурной поддержке таких структур. Речь идет о разработке ряда инфраструктурных проектов с целью вовлечения в состав территориальных сетевых моделей малого инновационного бизнеса. В этом случае малый бизнес рассматривается в числе основных участников инновационных процессов, определяя во многом элементную основу новых территориальных систем (таблица 18).

 

Таблица 18

 

География территориальных  сетевых систем

 

Территориальные, промышленные  и научно-производственные системы

География

Промышленные округа

Московская область, Елабуга, Нижнекамск (Татарстан), Липецк, Обнинск (Калуга)

Особые экономические  зоны

Технико-внедренческие (Томск, Зеленоград, Дубна, Санкт-Петербург), промышленно-производственные (Елабуга,   Липецк), туристско-рекреационная (Тверь)

Научно-технологические кластеры

Тверь, Екатеринбург, Бурятия, Томск

Международные инновационные центры

Владивосток, Санкт-Петербург, Архангельск

Технопарки

Информационные технологии    (Петрозаводск, Санкт-Петербург), научно-промышленные (Тюмень,   Казань, Обнинск, Новосибирск, Нижний Новгород), индустриальные,   экотехнопарки, логистические (Московская область), университетские  (Томск,  Москва-МГУ,  Черноголовка, Курчатовский и др.

Экотехнополисы

Комсомольск-на-Амуре –  Солнечный

Технологическая деревня

Зеленоград

Наукограды

Петергоф, Бийск, Дубна


 

Составлено по: Кудинов  А.Н., Лурье Е.А. Новая региональная политика и ее инновационные ориентиры // Инновации. – 2006. – № 4. – С. 70.

 

Эффективное развертывание  инновационных процессов в экономике, как свидетельствует передовой  зарубежный опыт, связано именно с  развитием пространственных сетевых  структур, где одну из ключевых ролей играют малые инновационные фирмы, обеспечивающие интеграцию науки и производства и ускоряющие динамику социального прогресса на конкретных территориях, превращая их в «полюса роста».

Становление таких институтов является назревшей проблемой в  современной России. Именно их отсутствие до недавнего времени не в последнюю  очередь негативно сказалось  на характере протекания инновационных  процессов в нашей стране.

Одним из эффективных программно-целевых  инструментов государственной поддержки  инновационной инфраструктуры малого бизнеса являются такие программы  Фонда Бортника, как «СТАРТ», «ПУСК», «ТЕМП», «УМНИК» и др. Здесь, помимо финансовых механизмов поддержки стартовых  компаний, в настоящее время акцент ставится на обеспечении необходимой  инновационной инфраструктуры, которая  создаст благоприятную среду  для малых предприятий. В связи с этим для повышения эффективности реализации программы «СТАРТ» Федеральным агентством по науке и инновациям совместно с Фондом Бортника был проведен конкурс на право реализации пилотного комплексного проекта «Создание инновационной инфраструктуры для целевого инкубирования стартовых высокотехнологичных компаний». По результатам конкурса получил поддержку проект, представленный ОАО «Зеленоградский инновационно-технологический центр».

Реализация комплексного проекта предполагает проведение мероприятий  по созданию инновационной инфраструктуры для активизации процесса инкубирования малых инновационных фирм, в т.ч.:

  • развитие сети центров коллективного пользования для доступа малых наукоемких компаний к современному оборудованию и технологиям, обеспечивающим возможность разработки и организации производства конкурентоспособной продукции в быстрорастущих сегментах мирового рынка;
  • развитие инновационной научно-образовательной инфраструктуры, реализующей подготовку высококвалифицированных научных коллективов по актуальным направлениям высоких технологий с последующим инкубированием на базе этих коллективов стартовых инновационных компаний.

В условиях создания в г. Зеленограде особой технико-внедренческой зоны задача целевого инкубирования стартовых высокотехнологичных компаний становится все более актуальной. Для активизации процессов инкубирования в рамках зоны запланировано создание новых инфраструктурных объектов, в числе которых:

  • бизнес-инкубатор для размещения начинающих молодежных научных коллективов и стартовых компаний (8000 кв. м.);
  • инновационный бизнес-центр для стартовых компаний, перешедших на стадию устойчивого развития и диверсификации бизнеса (6000 кв. м.);
    • современную инфраструктуру для развития сети центров коллективного пользования новейшими технологиями электроники, микроэлектроники, наноиндустрии (30000 кв. м.);
    • центр специализированной подготовки кадров (8000 кв. м.);
    • ресурсный центр переподготовки кадров, предназначенный для оперативного повышения квалификации специалистов в соответствии с актуальными кадровыми потребностями резидентов ТВЗ и предприятий отрасли (10000 кв. м.)15.

Следующим важнейшим базовым  элементом инновационной инфраструктуры являются инновационно-технологические центры, которые получили развитие в результате государственной поддержки в рамках «Межведомственной программы активизации инновационной деятельности в научно-технической сфере на 1998-2000 годы». Суть заключалась в создании новых объектов базовой инновационной инфраструктуры в виде сети ИТЦ на основе организаций, ведущих в регионах России широкомасштабную инновационную деятельность в сфере высоких технологий.

Под инновационно-технологическим центром понимается структура, в которой малые предприятия размещены под одной крышей и получают поддержку не на этапе своего становления, а именно на стадии дальнейшего развития, обеспечивая такой важнейший этап инновационных процессов, как продвижение научной идеи к реализации научно-технической продукции в условиях рыночной экономики через субъекты малого предпринимательства.

Получение статуса ИТЦ  является условием целевой поддержки  на паритетных началах со стороны  программы и региональных органов  власти с целью быстрого развития и выхода за 2-3 года на режим финансовой самодостаточности. В предметную область  поддержки ИТЦ входит развитие не только материально-технической базы, но и их внутренней инфраструктуры, обеспечивающей инновационную деятельность находящихся в инновационно-технологическом центре фирм, равно как и инновационные проекты самих фирм.

Таким образом, привлекательность  инновационно-технологических центров для малых фирм состоит в наличии поддерживающей инфраструктуры и содействии в получении инвестиций. Попадая в ИТЦ, фирма развивает свою деятельность в условиях своеобразной особой экономической зоны. В соответствии с данной программой ежегодное возрастание количества фирм в инновационно-технологических центрах должно составить 140-160 единиц. Самих же ИТЦ федерального уровня в 2000 году планировалась создать 20-25.

В 1998-2000 г. в рамках межведомственной программы активизации инновационной  деятельности в научно-технической  сфере было создано 38 ИТЦ, а к настоящему времени в различных регионах их насчитывается около 50. К их организации были привлечены, главным образом, федеральные ресурсы.

Данные таблицы 19 иллюстрируют процесс формирования инновационной  инфраструктуры в регионах РФ.

 

Таблица 19

Инновационно-технологические центры, создаваемые и развиваемые в рамках «Межведомственной программы активизации инновационной деятельности в научно-технической сфере на 2001-2003 годы»

 

Наименование объекта

Профиль деятельности

Место расположения

1 Первая очередь «Технологической деревни»

Обеспечение коллективного  доступа малых и средних предприятий  и компаний к технологиям микроэлектроники, электроники и микромеханики

г. Зеленоград, ОАО «Зеленоградский инновационно-технологический центр»

2 Вторая очередь Инновационно-технологического центра МЭИ

Продвижение результатов  НИОКР в производство и на рынок, маркетинговые и информационно  консалтинговые услуги

г. Москва «Московский энергетический институт»

3 Вторая очередь инновационно-технологического центра научно-технологического парка «Таганрог»

Эффективная коммерциализация НИОКР, создание учебного полигона наукоёмкого  бизнеса, поддержка малых и средних  предприятий

г. Таганрог Ростовская область

4 Инновационно-технологический центр «Кубань»

Создание конкурентоспособной  продукции, коммерциализация научно-технических  разработок, поддержка малых и  средних инновационных предприятий

г. Краснодар Кубанский  государственный университет

5 Консультативно-маркетинговый  центр реализации инновационных  проектов

Коммерциализация научно-технических  проектов, информационно-консультационные услуги по вопросам анализа маркетинга, страхования и планирования деятельности малых предприятий

г. Санкт-Петербург, ЗАО Северо-Западный региональный инновационный центр  наукоёмких технологий «АРТЕС»

6 Инновационно-технологический центр

Обеспечение продвижения  продукции малых инновационных  предприятий Томской области  на рынок европейской части России

г. Томск, Томский региональный некоммерческий фонд

7 Инновационно-технологический центр

Поддержка малых и средних  инновационных предприятий, коммерциализация высокотехнологичных научно-технических  разработок

г. Хабаровск ОАО «Дальневосточный научно-исследовательский институт технологий судостроения»

8 Инновационно-технологический центр

Эффективная коммерциализация научно-технический достижений в области химических и катализаторных технологий

г. Новосибирск, институт катализа им Г.К. Борескова СО РАН

9 Инновационно-технологический, информационно-консалтинговый центры

Обеспечение сопровождения  инновационных проектов в ходе их реализации

г. Москва, некоммерческое партнёрство  «Инновационное агентство»


 

 

В последние годы в развитии инновационной инфраструктуры, и  в частности инновационно-технологических центров, просматриваются новые тенденции.

Одна общая их закономерность связана, на наш взгляд, с новой  целевой направленностью таких  структур, связанной с тем, чтобы  осуществить переход от стихийного создания в субъектах РФ отдельных  элементов инновационной инфраструктуры к формированию ее целостной системы. Этот подход давно назрел и является перспективным, требующим скорейшей  реализации, тем более в период, когда речь идет о формировании в  стране и регионах инновационной  системы.

Таким образом, речь идет, например, о формировании единой скоординированной  системы поддержки инновационной  деятельности. Она может быть создана  через формирование Региональных инновационно-технологических центров (РИТЦ). Это более широкая объединяющая структура, своеобразный консорциум, включающий различные объекты инновационной инфраструктуры для комплексной поддержки различных хозяйствующих субъектов в конкретном регионе.

В последние годы к формированию аналогичных структур приступили и  другие регионы с менее развитым научно-техническим потенциалом. В  качестве примера можно привести Брянскую область. Там в целях  модернизации региональной научной  сферы и ее переориентации на решение  задач, актуальных для развития региона, создается соответствующий инфраструктурный комплекс, причем высшая школа определена в качестве связующей подсистемы.16

Так, например, инновационная  среда региона образована научно-технологическими парками и инновационными технологическими центрами Минобразования; региональными  информационно-аналитическими и инновационными центрами и центрами содействия развитию научно-технического предпринимательства Минобразования, Минпрома и торговли, Миннауки и технологий РФ; научно-координационными центрами РАН и Миннауки и технологий; учебно-деловыми центрами и инкубаторами бизнеса; международными региональными агентствами и консалтинговыми центрами поддержки малого предпринимательства.

В последнее время в  развитии самих инновационно-технологических центров просматриваются новые тенденции.

Во-первых, они выступают  как важнейшее условие, а точнее основа для формирования более масштабных структур – инновационно-промышленных комплексов, обеспечивающих внедрение в производство результатов научных исследований и комплексную поддержку наукоемких компаний, что, безусловно, актуально для развития научно-производственной интеграции в России и ее субъектах.

Информация о работе Международный и отечественный опыт создания и функционирования интегрированных структур в инновационной сфере