Международный и отечественный опыт создания и функционирования интегрированных структур в инновационной сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 17:56, реферат

Описание работы

Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2020 года и Стратегия инновационного развития до 2020 года ставят целью выход Российской Федерации на мировой уровень НИОКР и освоение шестого технологического уклада, что определяет необходимость решения задач активизации инновационных процессов в национальной экономике и обеспечения рациональной интеграции науки и образования с предпринимательским сектором, заинтересованном в современных технологиях.
Обеспечение эффективной реализации поставленных задач вызывает необходимость формирования и развития новых механизмов многостороннего взаимодействия между органами государственной власти, бизнесом, научными и образовательными организациями, что требует соответствующего теоретико-методологического обеспечения.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Интегрированные бизнес структуры 5
Глава 2. Отечественный опыт 10
2.1 Примеры инновационных интегрированных структур. 36
Глава 3. Зарубежный опыт. 53
3.1. Роль государства в интегрированных структур за рубежом 53
3.2 Современные интегрированные структуры в международном бизнесе. 60
3.3 Зарубежные инновационные интегрированные структуры 64
Заключение 69
Библиографический список 71

Файлы: 1 файл

Реферат Интегрированные структуры.docx

— 347.31 Кб (Скачать файл)

Сложный, комплексный характер инновационных  процессов, высокий уровень рисков делают невозможным успешное осуществление  инноваций без наличия эффективной  инновационной инфраструктуры, учитывающей  потребности страны и особенности  регионов, а также соответствующего ресурсного обеспечения. Важными звеньями всей цепи интеграции образования, науки  и бизнеса являются определённые стадии оценки результатов и обеспечения  обратной связи.

Институциональные механизмы интеграции образования, науки и бизнеса  определяются структурой национальной инновационной системы и проявляются  в:

  1. Воспроизводстве знаний, в том числе с потенциальным рыночным спросом, путем проведения фундаментальных и поисковых исследований в Российской академии наук, отраслевых научно-исследовательских институтах, имеющих государственный статус, а также в университетах;
  2. Проведении прикладных исследований и технологических разработок в государственных научных центрах Российской Федерации и научных организациях промышленности, научно-исследовательских лабораториях (НИЛ);
  3. Внедрении научно-технических результатов в производство, в том числе через систему центров коммерциализации технологий (ЦКТ);
  4. Создании в промышленном и сельскохозяйственном производстве конкурентоспособной инновационной продукции;
  5. Развитии инфраструктуры инновационной системы;
  6. Подготовке кадров по организации и управлению в сфере инновационной деятельности.

Одним из институциональных механизмов интеграции образования, науки и  бизнеса для успешного формирования НИС является развитие малого инновационного бизнеса (МИБ), что и отражено на рисунке.

Рисунок 4 - Взаимодействие бизнеса, образования и науки с целью  развития малого инновационного бизнеса2

Инновационный прорыв возможен при условии значительного увеличения финансирования фундаментальной науки  и образования. Разобщенность между  различными сегментами научного сообщества: академического сектора, высшей школы, сферы прикладных исследований, недостаточное  внимание созданию инновационной инфраструктуры, которая в настоящее время  носит фрагментарный характер, негативная тенденция ввоза в страну устаревших технологий и вытеснение перспективных  отечественных разработок могут  привести к потере российских позиций  в конкурентоспособных отраслях.

В настоящий момент актуальным является вопрос восстановления и развития науки  в вузах, создания инновационных  университетов. В качестве положительного фактора можно отметить и создание такой, по своей сущности новой, инфраструктурной единицы на российской территории, как инновационный центр «Сколково». Этот опыт может быть перенесен и на другие уже существующие субъекты инновационной деятельности, включая академические центры и региональные отделения Российской академии наук.

Успешная инновационная деятельность невозможна без системы эффективной  государственной поддержки. Усиление роли государственного регулирования  инновационной политики должно основываться на приоритетах экономической политики, современной законодательной базе регулирования инновационной деятельности, системе стимулирования инновационного предпринимательства посредством  налоговой и финансово-кредитной  политики, развитой инфраструктуры.

Исторически сложившаяся в российских вузах университетская организационная  система сформирована на основе модели вуза как учреждения, полностью управляемого и поддерживаемого государством и развивающегося на основе его долгосрочных заказов в условиях относительной  стабильности. Соответственно, в систему  организации и управления в прошлом  советских, а теперь российских вузов  не были заложены механизмы ускоренной адаптации к изменяющимся социально-экономическим  условиям. Ныне практически все государственные  вузы в мире сочетают в себе элементы государственного учреждения и саморазвивающегося субъекта рыночной экономики, вынужденного реализовывать свою деятельность в  условиях конкуренции на различных  рынках – образовательных услуг, ресурсов и инноваций.

Согласно исследованиям в области  организационных инноваций при  изменении структуры управления организацией основное внимание уделяют  роли организационных структур, процессам  обучения и адаптации к изменениям в технологиях и окружающей среде. Следует отметить, что вузы в СССР активно вели внедренческую деятельность и имели для этого развитую инфраструктуру, что обеспечивало широкомасштабное внедрение в практику результатов научных исследований, выполняемых на кафедрах.

В передовых государствах используется широкий набор механизмов государственной  поддержки, ориентированных на университеты, исследовательские институты и  лаборатории, крупные национальные корпорации, малый и средний бизнес. С одной стороны, это бюджетная  поддержка исследовательских организаций  и университетов в форме сметного финансирования расходов, а также  выделения целевых грантов и  размещения госзаказов на выполнение НИОКР, инвестирование в капитал  венчурных фондов, а также осуществление  целевых государственных закупок  инновационной продукции и услуг, финансирование бизнес-инкубаторов, технопарков и т.п. С другой стороны, это предоставление предприятиям, осуществляющим НИОКР, различных налоговых стимулов, а также выделение субъектам инновационной деятельности льготных государственных займов и кредитных гарантий.

Несмотря на разницу в культуре, промышленном развитии и экономическом  богатстве различных регионов автором  выделены общие принципы управления инновационными интегрированными структурами, ведущие к успеху, представленные на разработанном автором рисунке 6, основными из которых являются наличие системы сбора внешней  и внутренней информации, концентрация на нуждах клиента и преобладания внебюджетных (ВБ) источников финансирования (ИФ) над бюджетными в общей структуре  ресурсного обеспечения научно-технологической  организации.

Концепция стратегического взаимодействия субъектов высшего профессионального  образования, науки и предпринимательского сектора экономики на современном  этапе должна обеспечивать повышение  уровня ресурсного обеспечения, базироваться на использовании современных организационно-экономических механизмов, обеспечивающих интеграцию процессов научно-инновационной и образовательной деятельностей.

Ключевыми принципами формирования инновационной  интегрированной структуры являются:

  • взаимодополняемость;
  • открытость;
  • информационная прозрачность;
  • осведомленность участников;
  • финансовый инжиниринг;

 

Рисунок 10 - Основные функции инновационных  интегрированных структур образования, науки и бизнеса

  • индивидуальность;
  • интернационализация.

Задачами вуза в таких структурах может быть осуществление целевой  подготовки специалистов (в том числе  и специалистов высшей квалификации), переподготовка и повышение квалификации кадров для своих потенциальных  партнеров, в качестве которых могут  выступать НИИ РАН, отраслевые НИИ, предприятия, включая научно-производственные объединения (НПО) и федеральные  государственные унитарные предприятия (ФГУП).

2.2. Государственная поддержка создания и развития инновационной инфраструктуры малого бизнеса

 

Базовыми элементами инновационной  инфраструктуры, в том числе и малого бизнеса являются: технопарки, бизнес-инкубаторы, инновационно-технологические центры, инновационно-технологические комплексы, центры трансфера технологий.

Первыми объектами базовой  инновационной инфраструктуры были технопарки, процесс формирования которых  начался на базе вузов еще в  конце 80-х – начале 90-х годов.

Бурный рост таких структур (1990 г. – 2; 1991 г. – 8; 1992 г. – 24; 1993 г. – 43) связывается  с деятельностью Ассоциации «Технопарк», основанной в 1990 г. Сегодня по количеству технопарков Россия занимает пятое  место в мире, имея более 60 технопарков, действующих в 35 ее регионах.

В Санкт-Петербурге первые технопарки стали появляться в начале 90-х годов и в городе их насчитывается и реально функционирует шесть: «Технопарк в Лесном» СПбГТУ, «Технопарк ЛТА» (Санкт-Петербургская Лесотехническая академия), «Технопарк технологического института», «Технопаркт ЭТУ» (СПбГЭТУ), «Технопарк Института точной механики оптики» и другие.

Особенностями первых технопарков  на базе высших учебных заведений  были, на наш взгляд, следующие моменты:

  • во-первых, большинство технопарков не являлись юридическими лицами, они существовали как подразделения вуза;
  • во-вторых, технопарки имели небольшие размеры и, как правило, занимали давно построенные пустующие здания;
  • в-третьих, основная цель создания технопарков заключалась в снятии социальной напряженности в научно-технической сфере (увеличение занятости научных кадров, повышение престижа и заработной платы в научно-технической сфере), тем более что вузы заинтересованы в сохранении собственного научного потенциала, а также в развитии собственной материально-технической базы. Как правило, фирмы, существующие в технопарках, приглашают для проведения НИОКР преподавателей и студентов.

С другой стороны, в 90-е годы начался процесс создания технопарков  не при университетах, а на базе крупных  государственных научных центров (ГНЦ), в академических городках, наукоградах, в ранее закрытых городах. Примерами могут служить московские технопарки «Технопарк-Центр», «Аэрокон», технопарки в подмосковных наукоградах Пущино, Черноголовка, Троицк, Дубна и других.

Кроме этого в данный период были организованы региональные технопарки, в организации и функционировании которых значительную роль играли региональные и местные органы власти, в их числе функционирующие с начала 90- х годов – технопарк «Новосибирск», Томский технопарк, технопарк «Заречный» в Свердловской области, а также созданный во второй половине 90-х годов «Технопарк Прикамья», действующий в городе Набережные Челны Республики Татарстан, и другие. К признакам данного вида технопарков можно отнести следующие моменты.

Во-первых, важнейшей сферой их функционирования является развитие инновационной деятельности, организация  малых инновационных фирм для  коммерциализации результатов научных исследований. В некоторых технопарках ведется большой объем работы по поддержке и развитию малого предпринимательства. Создаются бизнес-инкубаторы, экспертные советы для анализа инновационных проектов, осуществляется информационное обеспечение путем формирования банков данных по рынку потребительских товаров и услуг, по рынку продукции производственно-технического назначения, по свободным площадям, по комплектующим изделиям, ввозимым из других регионов и т.д.

Во-вторых, они преследуют и стратегические долговременные цели преобразования региональной экономики  на основе новых отраслей промышленности, а также модернизацию имеющихся  базовых отраслей на основе роста  их наукоемкости при одновременном снижении материало-, трудо- и энергоемкости.

Например, в Бурятии, где  богатой местной традицией было скотоводство, технополис может быть ориентирован на биотехнологию3.

В-третьих, как правило, они  создаются для осуществления  крупных быстроокупаемых инновационных проектов в рамках разработки и реализации программ социально-экономического развития тех или иных регионов. Иными словами, такие технопарки становятся эффективным инструментом реализации государственной инновационной политики на конкретных территориях.

Так, например, в Чувашской  Республике в рамках реализации «Программы социально-экономического развития Чувашской  Республики на 1999-2001 годы» и Постановления  Кабинета Министров Чувашской Республики «О первоочередных мероприятиях по стабилизации экономики Чувашской Республики от 16.11.1998 г. № 332 был создан Республиканский  научно-технический парк «Чувашия»  и определены три генеральных  направления его деятельности: экология, энерго- и ресурсосбережение, синтез в био- и физхимии, способные обеспечивать в 1999-2001 гг. поддержку и функционирование других инновационных направлений, необходимых республике за счет реализации проектов и программ технопарка. В частности, первое направление – экология городов и экологическая безопасность автомобильного транспорта определяется «Программой повышения экологической безопасности и топливной экономичности автомобильного транспорта в городе Чебоксары и других городах Чувашской Республики на 1999-2001 гг.4

В «Технопарке Прикамья» при разработке и реализации инновационных проектов, практически осуществляемых при государственной поддержке через Фонд НИОКР Республики, уже освоено более 300 видов новой продукции и технологий5.

Информация о работе Международный и отечественный опыт создания и функционирования интегрированных структур в инновационной сфере