Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 17:56, реферат
Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2020 года и Стратегия инновационного развития до 2020 года ставят целью выход Российской Федерации на мировой уровень НИОКР и освоение шестого технологического уклада, что определяет необходимость решения задач активизации инновационных процессов в национальной экономике и обеспечения рациональной интеграции науки и образования с предпринимательским сектором, заинтересованном в современных технологиях.
Обеспечение эффективной реализации поставленных задач вызывает необходимость формирования и развития новых механизмов многостороннего взаимодействия между органами государственной власти, бизнесом, научными и образовательными организациями, что требует соответствующего теоретико-методологического обеспечения.
Введение 3
Глава 1. Интегрированные бизнес структуры 5
Глава 2. Отечественный опыт 10
2.1 Примеры инновационных интегрированных структур. 36
Глава 3. Зарубежный опыт. 53
3.1. Роль государства в интегрированных структур за рубежом 53
3.2 Современные интегрированные структуры в международном бизнесе. 60
3.3 Зарубежные инновационные интегрированные структуры 64
Заключение 69
Библиографический список 71
Сложный, комплексный характер инновационных
процессов, высокий уровень рисков
делают невозможным успешное осуществление
инноваций без наличия
Институциональные механизмы интеграции
образования, науки и бизнеса
определяются структурой национальной
инновационной системы и
Одним из институциональных механизмов
интеграции образования, науки и
бизнеса для успешного
Рисунок 4 - Взаимодействие бизнеса, образования и науки с целью развития малого инновационного бизнеса2
Инновационный прорыв возможен
при условии значительного
В настоящий момент актуальным является
вопрос восстановления и развития науки
в вузах, создания инновационных
университетов. В качестве положительного
фактора можно отметить и создание
такой, по своей сущности новой, инфраструктурной
единицы на российской территории,
как инновационный центр «
Успешная инновационная
Исторически сложившаяся в российских
вузах университетская
Согласно исследованиям в
В передовых государствах используется
широкий набор механизмов государственной
поддержки, ориентированных на университеты,
исследовательские институты и
лаборатории, крупные национальные
корпорации, малый и средний бизнес.
С одной стороны, это бюджетная
поддержка исследовательских
Несмотря на разницу в культуре,
промышленном развитии и экономическом
богатстве различных регионов автором
выделены общие принципы управления
инновационными интегрированными структурами,
ведущие к успеху, представленные
на разработанном автором рисунке
6, основными из которых являются
наличие системы сбора внешней
и внутренней информации, концентрация
на нуждах клиента и преобладания
внебюджетных (ВБ) источников финансирования
(ИФ) над бюджетными в общей структуре
ресурсного обеспечения научно-
Концепция стратегического взаимодействия
субъектов высшего
Ключевыми принципами формирования инновационной
интегрированной структуры
Рисунок 10 - Основные функции инновационных интегрированных структур образования, науки и бизнеса
Задачами вуза в таких структурах
может быть осуществление целевой
подготовки специалистов (в том числе
и специалистов высшей квалификации),
переподготовка и повышение квалификации
кадров для своих потенциальных
партнеров, в качестве которых могут
выступать НИИ РАН, отраслевые НИИ,
предприятия, включая научно-
2.2. Государственная поддержка создания и развития инновационной инфраструктуры малого бизнеса
Базовыми элементами инновационной инфраструктуры, в том числе и малого бизнеса являются: технопарки, бизнес-инкубаторы, инновационно-технологические центры, инновационно-технологические комплексы, центры трансфера технологий.
Первыми объектами базовой инновационной инфраструктуры были технопарки, процесс формирования которых начался на базе вузов еще в конце 80-х – начале 90-х годов.
Бурный рост таких структур (1990 г. – 2; 1991 г. – 8; 1992 г. – 24; 1993 г. – 43) связывается с деятельностью Ассоциации «Технопарк», основанной в 1990 г. Сегодня по количеству технопарков Россия занимает пятое место в мире, имея более 60 технопарков, действующих в 35 ее регионах.
В Санкт-Петербурге первые технопарки стали появляться в начале 90-х годов и в городе их насчитывается и реально функционирует шесть: «Технопарк в Лесном» СПбГТУ, «Технопарк ЛТА» (Санкт-Петербургская Лесотехническая академия), «Технопарк технологического института», «Технопаркт ЭТУ» (СПбГЭТУ), «Технопарк Института точной механики оптики» и другие.
Особенностями первых технопарков на базе высших учебных заведений были, на наш взгляд, следующие моменты:
С другой стороны, в 90-е годы
начался процесс создания технопарков
не при университетах, а на базе крупных
государственных научных
Кроме этого в данный период
были организованы региональные технопарки,
в организации и
Во-первых, важнейшей сферой их функционирования является развитие инновационной деятельности, организация малых инновационных фирм для коммерциализации результатов научных исследований. В некоторых технопарках ведется большой объем работы по поддержке и развитию малого предпринимательства. Создаются бизнес-инкубаторы, экспертные советы для анализа инновационных проектов, осуществляется информационное обеспечение путем формирования банков данных по рынку потребительских товаров и услуг, по рынку продукции производственно-технического назначения, по свободным площадям, по комплектующим изделиям, ввозимым из других регионов и т.д.
Во-вторых, они преследуют и стратегические долговременные цели преобразования региональной экономики на основе новых отраслей промышленности, а также модернизацию имеющихся базовых отраслей на основе роста их наукоемкости при одновременном снижении материало-, трудо- и энергоемкости.
Например, в Бурятии, где богатой местной традицией было скотоводство, технополис может быть ориентирован на биотехнологию3.
В-третьих, как правило, они создаются для осуществления крупных быстроокупаемых инновационных проектов в рамках разработки и реализации программ социально-экономического развития тех или иных регионов. Иными словами, такие технопарки становятся эффективным инструментом реализации государственной инновационной политики на конкретных территориях.
Так, например, в Чувашской Республике в рамках реализации «Программы социально-экономического развития Чувашской Республики на 1999-2001 годы» и Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики «О первоочередных мероприятиях по стабилизации экономики Чувашской Республики от 16.11.1998 г. № 332 был создан Республиканский научно-технический парк «Чувашия» и определены три генеральных направления его деятельности: экология, энерго- и ресурсосбережение, синтез в био- и физхимии, способные обеспечивать в 1999-2001 гг. поддержку и функционирование других инновационных направлений, необходимых республике за счет реализации проектов и программ технопарка. В частности, первое направление – экология городов и экологическая безопасность автомобильного транспорта определяется «Программой повышения экологической безопасности и топливной экономичности автомобильного транспорта в городе Чебоксары и других городах Чувашской Республики на 1999-2001 гг.4
В «Технопарке Прикамья» при разработке и реализации инновационных проектов, практически осуществляемых при государственной поддержке через Фонд НИОКР Республики, уже освоено более 300 видов новой продукции и технологий5.