Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 17:56, реферат
Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2020 года и Стратегия инновационного развития до 2020 года ставят целью выход Российской Федерации на мировой уровень НИОКР и освоение шестого технологического уклада, что определяет необходимость решения задач активизации инновационных процессов в национальной экономике и обеспечения рациональной интеграции науки и образования с предпринимательским сектором, заинтересованном в современных технологиях.
Обеспечение эффективной реализации поставленных задач вызывает необходимость формирования и развития новых механизмов многостороннего взаимодействия между органами государственной власти, бизнесом, научными и образовательными организациями, что требует соответствующего теоретико-методологического обеспечения.
Введение 3
Глава 1. Интегрированные бизнес структуры 5
Глава 2. Отечественный опыт 10
2.1 Примеры инновационных интегрированных структур. 36
Глава 3. Зарубежный опыт. 53
3.1. Роль государства в интегрированных структур за рубежом 53
3.2 Современные интегрированные структуры в международном бизнесе. 60
3.3 Зарубежные инновационные интегрированные структуры 64
Заключение 69
Библиографический список 71
Юрий Болдырев также подверг критике заявление президента Медведева о том, что будто бы инноград станет «образцовым муниципальным образованием»: на самом деле в Сколково создаётся сугубо корпоративное образование, приближающееся по системе управления скорее к закрытому военному городку, нежели к единице гражданского самоуправления.
Государство, не выработав объективные критерии успеха или провала проекта, приступило к планированию экономического и правового режима территории. Об отсутствии публичных критериев или хотя бы контрольных показателей в проекте высказывался Юрий Аммосов., считающий, что данный фактор не позволяет оценивать степень успешности проекта и выводит деятельность из-под общественного контроля.
По мнению Виктора Вексельберга, нужно строить новый проект «с нуля».
31 марта 2010 года в эфире программы
«Свобода мысли» (ТРК «Петербург-Пятый
канал») профессор Сергей Капица
призвал власти и научное
Утверждается, что, несмотря на вложенные
миллиарды и заявления
Игнорируется опыт малазийского «города будущего» Киберджайя (см. en:Cyberjaya (англ.)), открытого в конце 1990-х гг., где на площади около 3 тысяч гектаров, в итоге должен был возникнуть «уникальный сплав тропической экосистемы и новейших информационных технологий». По некоторым данным десять лет спустя Киберджайя все ещё город-полупризрак: надежды на то, что туда тут же соберутся высокотехнологические компании и производства, не сбылись.
Итоги 2012 года.
За 2012 год Фонд одобрил выдачу грантов компаниям-разработчикам на общую сумму 3 млрд рублей
Резиденты «Сколково» за 11 месяцев создали 131 объект интеллектуальной собственности при плане в 100 объектов.
Число резидентов проекта к концу 2012 года составило 750 резидентов, при плане 500 компаний на 2012 год.
В 2012 году компании-резиденты заработали на продаже созданной в «Сколково» интеллектуальной продукции 400 млн рублей, по прогнозу на следущий год эта цифра должна превысить 1 млрд рублей.
Коммерциализация результатов исследовательской деятельности
Создание опытного образца маневрового
тепловоза с асинхронным
Создание первого в мире интерактивного безэкранного(воздушного) дисплея Displair. На данный момент разработана бета-версия. Начало продаж — конец 2012 года
Создание видеорасширения для систем распознавания речи RealSpeaker. Начало продаж годовых лицензий для физических лиц с марта 2013. Бета-версия программы доступна для скачивания на сайте разработчиков
Резидент фонда компания Rock Flow Dynamics, разработала продукт для сложно построенных нефтегазовых месторождений. Пакет программ для гидродинамического моделирования пласта вызвал интерес и был куплен американским нефтегазовым гигантом Pioneer Natural Resources.
Для всех моделей экономического развития, показавших свою эффективность во второй половине двадцатого века, характерна тесная взаимосвязь промышленной, социальной и инновационной (научно-технической) политики государства.
Проведение инновационно-
Взаимосвязь промышленной и инновационной
(научно-технической) политики государства
в последние годы прослеживается
не менее четко. В настоящее время
экономический рост характеризуется
ведущим значением научно-
Опыт зарубежных стран показывает, что участие государства в инновационном процессе приобретает значительные масштабы. В США, например, появился специальный термин «полугосударственная» (semipublic) экономика, который отражает тенденцию к укреплению связей между частными компаниями и органами государственной власти. Такая тенденция возникла потому, что сегодня формирование национальных конкурентных преимуществ зависит не только и не столько от внешних инвестиций и активности компаний, сколько от целеустремленной политики государства на национальном и международном уровнях. Кроме того, промышленная политика, ориентированная на стимулирование инноваций, невозможна без соответствующей социальной политики государства.
При изучении зарубежного опыта формирования и реализации инновационно-активной промышленной политики отмечается еще одна важная особенность: региональные программы социально-экономического развития в развитых индустриальных странах начали разрабатываться и осуществляться намного раньше, чем общегосударственные программы. Объясняется это историческими особенностями, в частности, тем обстоятельством, что в государственной промышленной политике этих стран первоначально преобладал антикризисный аспект, а кризисные процессы в промышленности протекали по-разному на отдельных территориях.
Можно выделить два наиболее характерных типа антикризисной региональной политики. Первый связан с обновлением технологической и отраслевой структуры старопромышленных регионов. Цель - обновление технологий в традиционных отраслях и увеличение удельного веса новых отраслей в структуре промышленности региона. Таким образом, промышленная политика для данного типа регионов ориентирована в основном на структурную перестройку промышленности.
Второй тип антикризисной
Классический пример такой программы - принятая в 30-х годах в США «Программа долины реки Теннеси». Она предусматривала создание на огромной территории большого числа новых промышленных предприятий энергетического профиля на основе строительства гидроэлектростанций. В рамках данного проекта правительство Рузвельта на основе специального закона создало публичную корпорацию «Tennesi Valley Authority». Именно эта корпорация с привлечением федеральных и региональных средств, а также за счет размещения облигационных займов и привлечения частных инвестиций осуществила крупномасштабные строительные работы (гидроэнергетика, транспорт, ирригация и пр.) в регионе, обеспечив его промышленное развитие.
Достаточно часто задачи реформирования инновационной инте грированной структуры регионов пытаются решать с помощью создания специальных зон. Как показывает практика, специальные зоны могут способствовать решению следующих проблем: восстановление продуктивности ранее заброшенных земель и производств, создание рабочих мест для жителей ареалов, развитие кооперации между общественным и частным секторами, развитие инноваций.
Опыт создания специальных зон
в Бельгии, Франции, Испании, Великобритании
и США позволяет
В программах специальных зон
Нужно подчеркнуть ограниченность срока функционирования специальных зон, а, следовательно, и сроков действия льгот. В Великобритании и Бельгии, например, время действия специальных зон ограничено 10 годами. В Испании срок функционирования таких зон – 3 года (с возможностью продолжения еще на три года). В США в большинстве штатов срок действия специальных зон составляет 10-20 лет.
Таблица 9.1 Инструментарий специальных зон
Инструменты, используемые в специальных зонах |
Государства, их применяющие |
1. Налоговые льготы: - в сфере налогообложения - в сфере кредитования - в сфере налогообложения |
Франция, Бельгия США Великобритания, Испания |
2. Освобождение
от таможенных пошлин |
Испания |
3. Субсидии капитала |
Испания |
4. Освобождение
от налогов на доходы |
Франция, Бельгия |
5. Освобождение от налогов на акции |
Бельгия |
6. Инвестиционные займы |
Великобритания |
7. Освобождение
от локальных налогов на |
Великобритания, Испания, Франция |
8. Стимулирование занятости |
США |
9. Отказ в рабочих премиях и ссудах иностранному персоналу (кроме редких профессий) |
Бельгия |
10. Освобождение
иностранцев от подоходного |
Бельгия |
11. Поддержка инвестиционных фондов |
США |
12. Субсидирование проектов |
Испания |
С целью улучшения условий для инноваций и обновления технологий в большинстве развитых стран принимаются следующие меры:
Еще одним направлением современной
региональной инновационной политики
является участие в создании научно-технических
парков на базе университетов или
исследовательских институтов. Такие
парки предназначены для
Практически каждый регион имеет программу поддержки и технического содействия малому бизнесу. Местные власти берут на себя маркетинговые исследования для малых фирм, подготовку персонала, организацию консультаций. Значительная часть малого бизнеса посвящает свою деятельность инновационному процессу. По данным национального научного фонда США, малый бизнес в расчете на одного занятого производит в 2,5 раза больше нововведений, чем крупные фирмы (в промышленности США на долю малого бизнеса приходится 50% крупных изобретений). Малые инновационные предприятия в относительном выражении вкладывают в НИОКР больше средств, чем крупные. Кроме того, завершающий (внедренческий) процесс протекает на таких предприятиях в среднем на год быстрее.
Говоря о финансовом механизме региональной инновационной политики за рубежом, следует учесть, что в развитых индустриальных странах законодательство запрещает использовать бюджетные средства территорий в интересах частных фирм. Поскольку освоение частными предприятиями новейших технологий происходит на коммерческой основе, власти не имеют права прямо финансировать этот процесс из бюджета. Для целей распространения инноваций создаются бесприбыльные венчурные организации и фонды, посредством которых власти проводят научно-техническую политику. При этом территориальные власти наделяют инновационные фирмы и фонды правом выпуска займов, акций под конкретные проекты, кредитования новых компаний и т.д. Венчурные фонды пользуются грантами центрального правительства, бюджетными ассигнованиями территорий. Им разрешено выпускать облигации и даже лотереи для финансирования инноваций.