Международный и отечественный опыт создания и функционирования интегрированных структур в инновационной сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 17:56, реферат

Описание работы

Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2020 года и Стратегия инновационного развития до 2020 года ставят целью выход Российской Федерации на мировой уровень НИОКР и освоение шестого технологического уклада, что определяет необходимость решения задач активизации инновационных процессов в национальной экономике и обеспечения рациональной интеграции науки и образования с предпринимательским сектором, заинтересованном в современных технологиях.
Обеспечение эффективной реализации поставленных задач вызывает необходимость формирования и развития новых механизмов многостороннего взаимодействия между органами государственной власти, бизнесом, научными и образовательными организациями, что требует соответствующего теоретико-методологического обеспечения.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Интегрированные бизнес структуры 5
Глава 2. Отечественный опыт 10
2.1 Примеры инновационных интегрированных структур. 36
Глава 3. Зарубежный опыт. 53
3.1. Роль государства в интегрированных структур за рубежом 53
3.2 Современные интегрированные структуры в международном бизнесе. 60
3.3 Зарубежные инновационные интегрированные структуры 64
Заключение 69
Библиографический список 71

Файлы: 1 файл

Реферат Интегрированные структуры.docx

— 347.31 Кб (Скачать файл)

Юрий Болдырев также подверг критике заявление президента Медведева о том, что будто бы инноград станет «образцовым муниципальным образованием»: на самом деле в Сколково создаётся сугубо корпоративное образование, приближающееся по системе управления скорее к закрытому военному городку, нежели к единице гражданского самоуправления.

  • Отсутствие критериев успеха

Государство, не выработав объективные критерии успеха или провала проекта, приступило к планированию экономического и правового режима территории. Об отсутствии публичных критериев или хотя бы контрольных показателей в проекте высказывался Юрий Аммосов., считающий, что данный фактор не позволяет оценивать степень успешности проекта и выводит деятельность из-под общественного контроля.

  • Игнорирование отечественного опыта

По мнению Виктора Вексельберга, нужно строить новый проект «с нуля».

31 марта 2010 года в эфире программы  «Свобода мысли» (ТРК «Петербург-Пятый  канал») профессор Сергей Капица  призвал власти и научное сообщество  при построении инновационной  экономики больше внимания уделять  не опыту создания американской  Кремниевой долины, а опыту, накопленному  новосибирским Академгородком.

Утверждается, что, несмотря на вложенные  миллиарды и заявления президента и правительства, уже существующие технопарки не функционируют должным образом, и эксперты не понимают, как в иннограде в Сколково удастся избежать тех же трудностей. О нерезультативности прежних инициатив правительства в инновационной сфере может свидетельствовать то, что для нового проекта выбор был сделан в пользу нового места с «новыми людьми». При этом не было проведено анализа, почему не работают прежние проекты.

  • Игнорирование зарубежного опыта

Игнорируется опыт малазийского «города  будущего» Киберджайя (см. en:Cyberjaya  (англ.)), открытого в конце 1990-х гг., где на площади около 3 тысяч гектаров, в итоге должен был возникнуть «уникальный сплав тропической экосистемы и новейших информационных технологий». По некоторым данным десять лет спустя Киберджайя все ещё город-полупризрак: надежды на то, что туда тут же соберутся высокотехнологические компании и производства, не сбылись.

Итоги 2012 года.

За 2012 год Фонд одобрил выдачу грантов  компаниям-разработчикам на общую  сумму 3 млрд рублей

Резиденты «Сколково» за 11 месяцев создали 131 объект интеллектуальной собственности при плане в 100 объектов.

Число резидентов проекта к концу 2012 года составило 750 резидентов, при  плане 500 компаний на 2012 год.

В 2012 году компании-резиденты заработали на продаже созданной в «Сколково» интеллектуальной продукции 400 млн рублей, по прогнозу на следущий год эта цифра должна превысить 1 млрд рублей.

Коммерциализация результатов  исследовательской деятельности

Создание опытного образца маневрового  тепловоза с асинхронным интеллектуальным гибридным приводом «SinaraHybrid» (ТЭМ-9Н). Cумма гранта 35 млн руб. план продаж 8,4 млрд руб.

Создание первого в мире интерактивного безэкранного(воздушного) дисплея Displair. На данный момент разработана бета-версия. Начало продаж — конец 2012 года

Создание видеорасширения для систем распознавания речи RealSpeaker. Начало продаж годовых лицензий для физических лиц с марта 2013. Бета-версия программы доступна для скачивания на сайте разработчиков

Резидент фонда компания Rock Flow Dynamics, разработала продукт для сложно построенных нефтегазовых месторождений. Пакет программ для гидродинамического моделирования пласта вызвал интерес и был куплен американским нефтегазовым гигантом Pioneer Natural Resources.

 

Глава 3. Зарубежный опыт.

3.1. Роль государства  в интегрированных структур за рубежом

Для всех моделей экономического развития, показавших свою эффективность во второй половине двадцатого века, характерна тесная взаимосвязь промышленной, социальной и инновационной (научно-технической) политики государства.

Проведение инновационно-промышленной политики в едином комплексе с политикой социальной позволяет совместить экономический и социальный прогресс. С этой целью многие государства проводили и проводят политику повышения платежеспособного спроса населения. Цель такой политики - опережающий рост оплаты труда по отношению к темпам роста потребительских цен.

Взаимосвязь промышленной и инновационной (научно-технической) политики государства  в последние годы прослеживается не менее четко. В настоящее время  экономический рост характеризуется  ведущим значением научно-технического прогресса и интеллектуализацией  основных факторов производства. Хозяйственные  системы наиболее развитых стран  все более трансформируются в  экономику знаний, использование  которых умножает результаты хозяйственной  деятельности гораздо более эффективно, чем применение любого другого производственного  фактора. В таких условиях необходима целеустремленная государственная  политика и концентрация национальных усилий на наиболее перспективных направлениях научно-технологического и социально-экономического развития.

Опыт зарубежных стран показывает, что участие государства в  инновационном процессе приобретает  значительные масштабы. В США, например, появился специальный термин «полугосударственная» (semipublic) экономика, который отражает тенденцию к укреплению связей между частными компаниями и органами государственной власти. Такая тенденция возникла потому, что сегодня формирование национальных конкурентных преимуществ зависит не только и не столько от внешних инвестиций и активности компаний, сколько от целеустремленной политики государства на национальном и международном уровнях. Кроме того, промышленная политика, ориентированная на стимулирование инноваций, невозможна без соответствующей социальной политики государства.

При изучении зарубежного опыта  формирования и реализации инновационно-активной промышленной политики отмечается еще одна важная особенность: региональные программы социально-экономического развития в развитых индустриальных странах начали разрабатываться и осуществляться намного раньше, чем общегосударственные программы. Объясняется это историческими особенностями, в частности, тем обстоятельством, что в государственной промышленной политике этих стран первоначально преобладал антикризисный аспект, а кризисные процессы в промышленности протекали по-разному на отдельных территориях.

Можно выделить два наиболее характерных  типа антикризисной региональной политики. Первый связан с обновлением технологической  и отраслевой структуры старопромышленных регионов. Цель - обновление технологий в традиционных отраслях и увеличение удельного веса новых отраслей в структуре промышленности региона. Таким образом, промышленная политика для данного типа регионов ориентирована в основном на структурную перестройку промышленности.

Второй тип антикризисной региональной политики направлен на социально-экономическое  развитие депрессивных регионов. Как  правило, их депрессия была связана  с исчерпанием возможностей развития угольной или иной добывающей отрасли  промышленности. Другие отрасли промышленности в таких регионах нужно было практически  создавать заново. Соответственно, программа развития подобного региона  должна была способствовать формированию оптимальной структуры создаваемых  на этой территории промышленных комплексов.

Классический пример такой программы - принятая в 30-х годах в США «Программа долины реки Теннеси». Она предусматривала создание на огромной территории большого числа новых промышленных предприятий энергетического профиля на основе строительства гидроэлектростанций. В рамках данного проекта правительство Рузвельта на основе специального закона создало публичную корпорацию «Tennesi Valley Authority». Именно эта корпорация с привлечением федеральных и региональных средств, а также за счет размещения облигационных займов и привлечения частных инвестиций осуществила крупномасштабные строительные работы (гидроэнергетика, транспорт, ирригация и пр.) в регионе, обеспечив его промышленное развитие.

Достаточно часто задачи реформирования инновационной инте грированной структуры регионов пытаются решать с помощью создания специальных зон. Как показывает практика, специальные зоны могут способствовать решению следующих проблем: восстановление продуктивности ранее заброшенных земель и производств, создание рабочих мест для жителей ареалов, развитие кооперации между общественным и частным секторами, развитие инноваций.

Опыт создания специальных зон  в Бельгии, Франции, Испании, Великобритании и США позволяет классифицировать их следующим образом:

  1. зоны свободной торговли;
  2. промышленно-производственные зоны;
  3. технико-внедренческие зоны;
  4. сервисные зоны (зоны услуг);
  5. комплексные зоны.

В программах специальных зон предусматриваются  разнообразные стимулы из инструментария региональной политики (табл. 9.1).

Нужно подчеркнуть ограниченность срока функционирования специальных  зон, а, следовательно, и сроков действия льгот. В Великобритании и Бельгии, например, время действия специальных  зон ограничено 10 годами. В Испании  срок функционирования таких зон  – 3 года (с возможностью продолжения еще на три года). В США в большинстве штатов срок действия специальных зон составляет 10-20 лет.

Таблица 9.1 Инструментарий специальных  зон

Инструменты, используемые в специальных зонах

Государства, их применяющие

1. Налоговые  льготы:

- в сфере налогообложения доходов

- в сфере кредитования

- в сфере налогообложения имущества

Франция, Бельгия

США

Великобритания, Испания

2. Освобождение  от таможенных пошлин импортируемого  оборудования (не имеющего национальных  аналогов)

Испания

3. Субсидии  капитала

Испания

4. Освобождение  от налогов на доходы корпораций

Франция, Бельгия

5. Освобождение  от налогов на акции

Бельгия

6. Инвестиционные  займы

Великобритания

7. Освобождение  от локальных налогов на имущество  и др. локальных налогов

Великобритания, Испания, Франция

8. Стимулирование  занятости

США

9. Отказ  в рабочих премиях и ссудах  иностранному персоналу (кроме  редких профессий)

Бельгия

10. Освобождение  иностранцев от подоходного налога  в случае редких профессий

Бельгия

11. Поддержка  инвестиционных фондов

США

12. Субсидирование  проектов

Испания


С целью улучшения условий для  инноваций и обновления технологий в большинстве развитых стран  принимаются следующие меры:

  • создание инновационных центров и агентств по распространению технологий;
  • улучшение инфраструктурного обеспечения территорий в качестве условия размещения высокотехнологичных предприятий;
  • стимулирование малых высокотехнологичных фирм, являющихся одновременно и высокорисковыми;
  • создание специального фонда поощрения инноваций и т.д.

Еще одним направлением современной  региональной инновационной политики является участие в создании научно-технических  парков на базе университетов или  исследовательских институтов. Такие  парки предназначены для обеспечения  доступа частным фирмам к инновациям, разработанным при поддержке  государства. Сегодня в мире насчитывается  около 400 научных парков.

Практически каждый регион имеет программу  поддержки и технического содействия малому бизнесу. Местные власти берут  на себя маркетинговые исследования для малых фирм, подготовку персонала, организацию консультаций. Значительная часть малого бизнеса посвящает  свою деятельность инновационному процессу. По данным национального научного фонда  США, малый бизнес в расчете на одного занятого производит в 2,5 раза больше нововведений, чем крупные фирмы (в промышленности США на долю малого бизнеса приходится 50% крупных изобретений). Малые инновационные предприятия в относительном выражении вкладывают в НИОКР больше средств, чем крупные. Кроме того, завершающий (внедренческий) процесс протекает на таких предприятиях в среднем на год быстрее.

Говоря о финансовом механизме  региональной инновационной политики за рубежом, следует учесть, что в  развитых индустриальных странах законодательство запрещает использовать бюджетные  средства территорий в интересах частных фирм. Поскольку освоение частными предприятиями новейших технологий происходит на коммерческой основе, власти не имеют права прямо финансировать этот процесс из бюджета. Для целей распространения инноваций создаются бесприбыльные венчурные организации и фонды, посредством которых власти проводят научно-техническую политику. При этом территориальные власти наделяют инновационные фирмы и фонды правом выпуска займов, акций под конкретные проекты, кредитования новых компаний и т.д. Венчурные фонды пользуются грантами центрального правительства, бюджетными ассигнованиями территорий. Им разрешено выпускать облигации и даже лотереи для финансирования инноваций.

Информация о работе Международный и отечественный опыт создания и функционирования интегрированных структур в инновационной сфере