Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 17:56, реферат
Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2020 года и Стратегия инновационного развития до 2020 года ставят целью выход Российской Федерации на мировой уровень НИОКР и освоение шестого технологического уклада, что определяет необходимость решения задач активизации инновационных процессов в национальной экономике и обеспечения рациональной интеграции науки и образования с предпринимательским сектором, заинтересованном в современных технологиях.
Обеспечение эффективной реализации поставленных задач вызывает необходимость формирования и развития новых механизмов многостороннего взаимодействия между органами государственной власти, бизнесом, научными и образовательными организациями, что требует соответствующего теоретико-методологического обеспечения.
Введение 3
Глава 1. Интегрированные бизнес структуры 5
Глава 2. Отечественный опыт 10
2.1 Примеры инновационных интегрированных структур. 36
Глава 3. Зарубежный опыт. 53
3.1. Роль государства в интегрированных структур за рубежом 53
3.2 Современные интегрированные структуры в международном бизнесе. 60
3.3 Зарубежные инновационные интегрированные структуры 64
Заключение 69
Библиографический список 71
Еще одна тенденция развития ИТЦ, созданных на базе вузов, связана с трансформацией их в учебно-научно-инновационные комплексы (УНИК), прообразы общемировой модели технопарков. Минобразования планирует выделить целевые средства на создание 13 таких комплексов17.
Специфической особенностью
данных структур является то, что кроме
научно-инновационной и
На наш взгляд, создание
УНИК особенно назрело в тех субъектах
РФ, где вузовская наука играет
существенную роль в решении социально-
Насколько результативна
система инновационно-
Результаты деятельности
технопарков и ИТЦ
Заметим, что, несмотря на рост в университетах технопарков и ИТЦ, число малых предприятий в научно-технической сфере, осуществляющих связь науки и производства, пока заметно не увеличивается. Дело в том, что основное внимание нашего государства связано с определением тех или иных объектов инновационной инфраструктуры, которые необходимо создать для активизации инновационной деятельности в научно-технологической сфере, а также тиражированием передового отечественного опыта по формированию технопарков, бизнес-инкубаторов и аналогичных структур. Безусловно, это очень важно, однако правительство, как федеральное, так и региональное, не решало должным образом вопросы, связанные с внедрением результатов исследований и разработок в производство, а ведь это ключевое направление продуктивного использования научно-технического потенциала на различных уровнях.
С целью решения данной проблемы правительство приняло решение о создании еще одной структуры – центров трансфера технологий.
ЦТТ – это специализированные структуры инкубирования малых фирм на начальном этапе их жизни. Кроме того, их целью является коммерциализация научно-исследовательского потенциала вузов, привлечение частных инвестиционных ресурсов в создание инфраструктуры и в инкубируемые предприятия.
Таким образом, государство осуществляет комплекс мероприятий по поддержке не только базовых объектов инновационной инфраструктуры, но и более сложных структур, в числе которых особые экономические зоны, наукограды, различные кластерные образования. Между тем необходимо дальнейшее совершенствование государственной политики в отношении инновационной инфраструктуры.
Особая, свободная или специальная экономическая зона (сокращённо ОЭЗ или СЭЗ) — ограниченная территория с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных и/или иностранных предпринимателей. Главная цель создания таких зон — решение стратегических задач развития государства в целом или отдельной территории: внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических задач.
Особые экономические зоны — это территории, которые государство наделяет особым юридическим статусом и экономическими льготами для привлечения российских и зарубежных инвесторов в приоритетные для России отрасли.
В России системное развитие особых экономических зон началось в 2005 году, с момента принятия Федерального Закона об ОЭЗ 22.07.2005
Цель создания особых экономических зон — развитие высокотехнологичных отраслей экономики, импортозамещающих производств, туризма и санаторно-курортной сферы, разработка и производство новых видов продукции, расширение транспортно-логистической системы. Развитием особых экономических зон в России занимается специально созданная управляющая компания - "Особые экономические зоны, единственным акционером которого является государство.
На территории ОЭЗ действует
особый режим осуществления
В России существуют особые экономические зоны четырёх типов:
Расположение инновационных (технико-внедренческих) ОЭЗ в крупнейших научно-образовательных центрах, имеющих богатые научные традиции и признанные исследовательские школы, открывает большие возможности для развития инновационного бизнеса, производства наукоемкой продукции и вывода ее на российские и международные рынки.
Пакет таможенных льгот и налоговых преференций, доступ к профессиональным кадровым ресурсам наряду с растущим спросом на новые технологии и модернизацию различных отраслей российской экономики делает инновационные ОЭЗ привлекательными для венчурных фондов, а также разработчиков и производителей высокотехнологичной продукции.
Четыре инновационные зоны расположены на территории Томска, Санкт-Петербурга, Москвы (Зеленограда) и Дубны (Московская область).
Приоритетными направлениями развития инновационных зон являются:
В ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22 июля 2005 г. оговорено несколько условий создания ОЭЗ на территории России:
Для примера возьмем Томскую экономическую зону.
Особая экономическая зона технико-внедренческого типа «Томск» – это территория комфортных условий для инновационного бизнеса.
Создана в 2005 году (Постановление Правительства РФ № 783 от 21.12.2005, Соглашение № 1 от 18.01.2006 ).
Цель создания – развитие технико-внедренческой
Площадь – 207 га, в т.ч.: Южная площадка – 192,4 га, Северная площадка – 14,6 га.
Льготы резидентам-застройщикам
Право выкупа земельного участка после ввода здания в эксплуатацию ~500 тыс. руб. за 1 га
Арендная ставка в период застройки ~60–90 тыс. руб. в год за 1 га
К земельным участкам подведена инженерная инфраструктура, стоимость подключения –0 руб.
Земельный налог (5 лет) – 0%
Налоговые и таможенные льготы
Импортные таможенные пошлины – 0%
Налог на имущество (10 лет) – 0%
Взносы в социальные фонды:
2010 год: 14% (вместо 26%)
2011–2012: 20.2% (вместо 34%)
2013–2014 – 27.1% (вместо 34%)
Транспортный налог (10 лет) – 0%
Налог на прибыль – 15.5% (вместо 20%)
Упрощенная система
Схема управления «Особой экономической зоной» (определяемая Федеральным законом РФ от 22.07.2005 № 116-ФЗ)
Инновационный центр «Сколково» (в 2010-2011 гг часто описывался как «Российская Кремниевая долина») — строящийся в Москве современный научно-технологический инновационный комплекс по разработке и коммерциализации новых технологий, первый в постсоветское время в России строящийся «с нуля» наукоград. В комплексе будут обеспечены особые экономические условия для компаний, работающих в приоритетных отраслях модернизации экономики России: телекоммуникации и космос, биомедицинские технологии, энергоэффективность, информационные технологии, а также ядерные технологии.
Логотип Фонда развития Инновационного центра «Сколково»
Федеральный закон Российской Федерации N 244-ФЗ «Об инновационном центре „Сколково“» был подписан президентом Российской Федерации Д. А. Медведевым 28 сентября 2010 г.
Финансирование будущего инновационного центра будет производиться из федерального бюджета в части содействия развитию инфраструктуры, в части разработки проектной документации по некоммерческим объектам, а также в части научной инфраструктуры. Остальные объекты, большинство из которых будет относиться к коммерческой инфраструктуре, однако, в том числе, включающей и ряд социальных объектов, будут обеспечиваться в рамках софинансирования.
5 августа 2010 года министерство
финансов России опубликовало
основные направления
В 2010 году на финансирование проекта было выделено 3,991 млрд руб. При этом часть временно свободных средств должна была быть размещена в банках и отдана в доверительное управление, что должно было принести 58,85 млн руб. дохода. На проектно-изыскательские работы должно было быть потрачено 225 млн руб, 10 млн руб. — на разработку концепции застройки территории. 401,2 млн руб. — деятельность фонда и его дочерних структур, в том числе 143,8 млн руб. на социальную защиту сотрудников фонда. «Расходы данной статьи рассчитаны исходя из фонда обеспечения социальных гарантий и оплаты труда на одного сотрудника в размере 276 тыс. руб. в месяц, при этом среднесписочная численность работников фонда и его дочерних структур в рассматриваемом бюджетном периоде должна составить 104 человека», — говорится в приложении к постановлению правительства. Для сотрудников фонда предусмотрены 13-е зарплаты, премии, полисы добровольного медицинского страхования и прочие блага. На PR-сопровождение деятельности фонда планировалось потратить 38,7 млн руб., на медиаразмещение и рекламу — 92,8 млн руб., на брендинг — 12,9 млн руб., на веб-сайт и блоги — 3,1 млн руб. Основная группа расходов Фонда Сколково — 3,4 млрд руб. называлась «Пилотные проекты и создание инновационной среды». Из них почти 2,6 млрд руб. должно было уйти на проекты, одобренные президентской комиссией по модернизации и 287 млн руб. — на проекты, которые должна была отобрать управляющая компания самого фонда. На создание «Центра интеллектуальной собственности для обеспечения деятельности патентных поверенных, предусмотренной 22 межправительственными соглашениями, в которых участвует Российская Федерация», должно было быть потрачено 150 млн руб.