Международный и отечественный опыт создания и функционирования интегрированных структур в инновационной сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 17:56, реферат

Описание работы

Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2020 года и Стратегия инновационного развития до 2020 года ставят целью выход Российской Федерации на мировой уровень НИОКР и освоение шестого технологического уклада, что определяет необходимость решения задач активизации инновационных процессов в национальной экономике и обеспечения рациональной интеграции науки и образования с предпринимательским сектором, заинтересованном в современных технологиях.
Обеспечение эффективной реализации поставленных задач вызывает необходимость формирования и развития новых механизмов многостороннего взаимодействия между органами государственной власти, бизнесом, научными и образовательными организациями, что требует соответствующего теоретико-методологического обеспечения.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Интегрированные бизнес структуры 5
Глава 2. Отечественный опыт 10
2.1 Примеры инновационных интегрированных структур. 36
Глава 3. Зарубежный опыт. 53
3.1. Роль государства в интегрированных структур за рубежом 53
3.2 Современные интегрированные структуры в международном бизнесе. 60
3.3 Зарубежные инновационные интегрированные структуры 64
Заключение 69
Библиографический список 71

Файлы: 1 файл

Реферат Интегрированные структуры.docx

— 347.31 Кб (Скачать файл)

Еще одна тенденция развития ИТЦ, созданных на базе вузов, связана  с трансформацией их в учебно-научно-инновационные  комплексы (УНИК), прообразы общемировой  модели технопарков. Минобразования планирует выделить целевые средства на создание 13 таких комплексов17.

Специфической особенностью данных структур является то, что кроме  научно-инновационной и производственной подсистем, они включают учебную  подсистему для подготовки высококвалифицированных  специалистов в соответствующих  отраслях экономики. Определенный опыт формирования и развития таких структур демонстрирует Брянская область, где  на базе государственного технического университета создан соответствующий  комплекс. Думается, что он будет  способствовать активизации инновационной  деятельности не только в регионе, но и в университете, тем более  что позиции брянских вузов среди  высших учебных заведений других областей Центрального федерального округа оставляют желать лучшего.

На наш взгляд, создание УНИК особенно назрело в тех субъектах  РФ, где вузовская наука играет существенную роль в решении социально-экономических  проблем региона и где незначительно  представлены или не представлены вообще учреждения и организации других секторов науки.

Насколько результативна  система инновационно-технологических центров. По оценке начальника отдела Департамента инноваций и коммерциализации технологий Минпромнауки России Ю.М. Шмелева, создание ИТЦ в 2-3 раза ускоряет инновационный процесс, примерно в 2 раза сокращает затраты на инновации и создает в стране прослойку цивилизованных предпринимателей, ориентированных на высокотехнологичный бизнес 18 . Результаты обследования малых инновационных предприятий Российским институтом экономики, политики и права в научно-технической сфере в рамках трехлетнего проекта «Национальная инновационная система России: Проблемы трансформации и государственного регулирования» превзошли самые оптимистические ожидания19.

Результаты деятельности технопарков и ИТЦ характеризуются  следующими показателями на 2007 год:

  • общая площадь составляет около 200000 кв. м., на которой размещено 1200 МИФ;
  • общее число сотрудников превышает 20000 человек;
  • в  среднем  на  одном  объекте  инфраструктуры  располагается  20 МИФ;
  • общий объем производства малых инновационных предприятий оценочно составляет около 30 млрд руб. в год20.

Заметим, что, несмотря на рост в университетах технопарков  и ИТЦ, число малых предприятий  в научно-технической сфере, осуществляющих связь науки и производства, пока заметно не увеличивается. Дело в  том, что основное внимание нашего государства  связано с определением тех или  иных объектов инновационной инфраструктуры, которые необходимо создать для активизации инновационной деятельности в научно-технологической сфере, а также тиражированием передового отечественного опыта по формированию технопарков, бизнес-инкубаторов и аналогичных структур. Безусловно, это очень важно, однако правительство, как федеральное, так и региональное, не решало должным образом вопросы, связанные с внедрением результатов исследований и разработок в производство, а ведь это ключевое направление продуктивного использования научно-технического потенциала на различных уровнях.

С целью решения данной проблемы правительство приняло  решение о создании еще одной  структуры – центров трансфера технологий.

ЦТТ – это специализированные структуры инкубирования малых фирм на начальном этапе их жизни. Кроме того, их целью является коммерциализация научно-исследовательского потенциала вузов, привлечение частных инвестиционных ресурсов в создание инфраструктуры и в инкубируемые предприятия.

Таким образом, государство  осуществляет комплекс мероприятий  по поддержке не только базовых объектов инновационной инфраструктуры, но и  более сложных структур, в числе  которых особые экономические зоны, наукограды, различные кластерные образования. Между тем необходимо дальнейшее совершенствование государственной политики в отношении инновационной инфраструктуры.

 

2.1 Примеры инновационных интегрированных структур.

Особая, свободная или специальная экономическая зона (сокращённо ОЭЗ или СЭЗ) — ограниченная территория с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных и/или иностранных предпринимателей. Главная цель создания таких зон — решение стратегических задач развития государства в целом или отдельной территории: внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических задач.

Особые экономические  зоны — это территории, которые государство наделяет особым юридическим статусом и экономическими льготами для привлечения российских и зарубежных инвесторов в приоритетные для России отрасли.

В России системное развитие особых экономических зон началось в 2005 году, с момента принятия Федерального Закона об ОЭЗ 22.07.2005

Цель создания особых экономических  зон — развитие высокотехнологичных отраслей экономики, импортозамещающих производств, туризма и санаторно-курортной сферы, разработка и производство новых видов продукции, расширение транспортно-логистической системы. Развитием особых экономических зон в России занимается специально созданная управляющая компания - "Особые экономические зоны, единственным акционером которого является государство.

На территории ОЭЗ действует  особый режим осуществления предпринимательской  деятельности:

  • Инвесторы получают созданную за счет средств государственного бюджета инфраструктуру для развития бизнеса, что позволяет снизить издержки на создание нового производства
  • Благодаря режиму свободной таможенной зоны резиденты получают значительные таможенные льготы
  • Предоставляется ряд налоговых преференций
  • Система администрирования «одно окно» позволяет упростить взаимодействие с государственными регулирующими органами

В России существуют особые экономические зоны четырёх типов:

  • Промышленно-производственные зоны или промышленные ОЭЗ.
  • Tехнико-внедренческие зоны или инновационные ОЭЗ.
  • Портовые зоны
  • Туристско-рекреационные зоны или туристические ОЭЗ

Расположение инновационных (технико-внедренческих) ОЭЗ в крупнейших научно-образовательных  центрах, имеющих богатые научные  традиции и признанные исследовательские  школы, открывает большие возможности  для развития инновационного бизнеса, производства наукоемкой продукции  и вывода ее на российские и международные  рынки.

Пакет таможенных льгот и налоговых  преференций, доступ к профессиональным кадровым ресурсам наряду с растущим спросом на новые технологии и  модернизацию различных отраслей российской экономики делает инновационные  ОЭЗ привлекательными для венчурных  фондов, а также разработчиков  и производителей высокотехнологичной  продукции.

Четыре инновационные зоны расположены  на территории Томска, Санкт-Петербурга, Москвы (Зеленограда) и Дубны (Московская область).

Приоритетными направлениями развития инновационных зон являются:

  • Нано- и биотехнологии
  • Медицинские технологии
  • Электроника и средства связи
  • Информационные технологии
  • Точное и аналитическое приборостроение
  • Ядерная физика

В ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22 июля 2005 г. оговорено несколько условий создания ОЭЗ на территории России:

  • На территории государства могут создаваться только четыре типа ОЭЗ:
    • Инновационные (Технико-внедренческие) (площадью не более 4 км²);
    • Промышленно-производственные (с 2012 года площадью не более 40 км²);
    • Туристско-рекреационные;
    • Портовые
  • Никакая ОЭЗ, кроме зон туристско-рекреационного типа, не может находиться на территории нескольких муниципальных образований или включать полностью территорию административного образования;
  • На территории ОЭЗ не допускается:
    • Добыча и переработка полезных ископаемых;
    • Производство и переработка подакцизных товаров, за исключением легковых автомобилей и мотоциклов;
  • ОЭЗ, кроме ОЭЗ туристско-рекреационного типа, могут создаваться только на земельных участках, находящихся в государственной собственности;
  • Решение о создании ОЭЗ принимается Правительством РФ.

Для примера возьмем Томскую  экономическую зону.

Особая экономическая зона технико-внедренческого типа «Томск» – это территория комфортных условий для инновационного бизнеса.

Создана в 2005 году (Постановление Правительства РФ № 783 от 21.12.2005, Соглашение № 1 от 18.01.2006 ).

Цель создания – развитие технико-внедренческой деятельности преимущественно в области информационно-коммуникационных и электронных технологий, технологий производства новых материалов и нанотехнологий, биотехнологий и медицинских технологий, производства иных новых видов продукции и услуг, а также по развитию инженерной, инновационной, транспортной и социальной и иной инфраструктуры.

Площадь – 207 га, в т.ч.: Южная площадка – 192,4 га, Северная площадка – 14,6 га.

Льготы резидентам-застройщикам

Право выкупа земельного участка после  ввода здания в эксплуатацию ~500 тыс. руб. за 1 га

Арендная ставка в период застройки ~60–90 тыс. руб. в год за 1 га

К земельным участкам подведена  инженерная инфраструктура, стоимость  подключения –0 руб.

Земельный налог (5 лет) – 0%

Налоговые и таможенные льготы

Импортные таможенные пошлины – 0%

Налог на имущество (10 лет) – 0%

Взносы в социальные фонды:

2010 год: 14% (вместо 26%)

2011–2012: 20.2% (вместо 34%)

2013–2014 – 27.1% (вместо 34%)

Транспортный налог (10 лет) – 0%

Налог на прибыль – 15.5% (вместо 20%)

Упрощенная система налогообложения  – 5%

 

Схема управления «Особой экономической  зоной»  (определяемая Федеральным законом РФ от 22.07.2005 № 116-ФЗ)

Инновационный центр «Сколково» (в 2010-2011 гг часто описывался как «Российская Кремниевая долина») — строящийся в Москве современный научно-технологический инновационный комплекс по разработке и коммерциализации новых технологий, первый в постсоветское время в России строящийся «с нуля» наукоград. В комплексе будут обеспечены особые экономические условия для компаний, работающих в приоритетных отраслях модернизации экономики России: телекоммуникации и космос, биомедицинские технологии, энергоэффективность, информационные технологии, а также ядерные технологии.

Логотип Фонда развития Инновационного центра «Сколково»

Федеральный закон Российской Федерации N 244-ФЗ «Об инновационном центре „Сколково“» был подписан президентом Российской Федерации Д. А. Медведевым 28 сентября 2010 г.

Финансирование будущего инновационного центра будет производиться из федерального бюджета в части содействия развитию инфраструктуры, в части разработки проектной документации по некоммерческим объектам, а также в части научной  инфраструктуры. Остальные объекты, большинство из которых будет  относиться к коммерческой инфраструктуре, однако, в том числе, включающей и  ряд социальных объектов, будут обеспечиваться в рамках софинансирования.

5 августа 2010 года министерство  финансов России опубликовало  основные направления бюджетной  политики, согласно которым из  федерального бюджета на обеспечение  реализации проекта по созданию  инновационного центра «Сколково» планируется направить в 2011 году 15 млрд рублей, в 2012 году — 22 млрд рублей, в 2013 году — 17,1 млрд рублей.

В 2010 году на финансирование проекта  было выделено 3,991 млрд руб. При этом часть временно свободных средств должна была быть размещена в банках и отдана в доверительное управление, что должно было принести 58,85 млн руб. дохода. На проектно-изыскательские работы должно было быть потрачено 225 млн руб, 10 млн руб. — на разработку концепции застройки территории. 401,2 млн руб. — деятельность фонда и его дочерних структур, в том числе 143,8 млн руб. на социальную защиту сотрудников фонда. «Расходы данной статьи рассчитаны исходя из фонда обеспечения социальных гарантий и оплаты труда на одного сотрудника в размере 276 тыс. руб. в месяц, при этом среднесписочная численность работников фонда и его дочерних структур в рассматриваемом бюджетном периоде должна составить 104 человека», — говорится в приложении к постановлению правительства. Для сотрудников фонда предусмотрены 13-е зарплаты, премии, полисы добровольного медицинского страхования и прочие блага. На PR-сопровождение деятельности фонда планировалось потратить 38,7 млн руб., на медиаразмещение и рекламу — 92,8 млн руб., на брендинг — 12,9 млн руб., на веб-сайт и блоги — 3,1 млн руб. Основная группа расходов Фонда Сколково — 3,4 млрд руб. называлась «Пилотные проекты и создание инновационной среды». Из них почти 2,6 млрд руб. должно было уйти на проекты, одобренные президентской комиссией по модернизации и 287 млн руб. — на проекты, которые должна была отобрать управляющая компания самого фонда. На создание «Центра интеллектуальной собственности для обеспечения деятельности патентных поверенных, предусмотренной 22 межправительственными соглашениями, в которых участвует Российская Федерация», должно было быть потрачено 150 млн руб.

Информация о работе Международный и отечественный опыт создания и функционирования интегрированных структур в инновационной сфере