Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 13:54, контрольная работа
Процесс развития мировой экономики тесно взаимосвязан с эволюцией развития международных экономических отношений.
Международные экономические отношения, возникнув задолго до становления мирового хозяйства, сыграли важную роль в процессе его формировании.
Исторически и логически первой формой интернационализации национальной экономики является международная торговля.
укрепление экономического потенциала страны на основе глубоких структурных сдвигов;
качественное обновление производственной базы страны и усиление конкурентоспособности ее продукции.
В развивающихся странах к этому добавились:
долговой кризис;
неэффективность социально-экономической политики, связанной с большой долей государственного регулирования в экономике;
постепенное накопление опыта эффективного регулирования деятельности иностранного капитала в национальной экономике;
новое понимание роли транснационального бизнеса в экономике PC, возможность решить многие проблемы экономического развития посредством сотрудничества с международными компаниями.
Эти задачи невозможно было решать только административными методами, путем государственного вмешательства в экономику, поэтому механизм государственно-монополистичес
В 80-х годах было существенно либерализовано законодательство, касающееся слияний и поглощений. В 1988 году создается Международное агентство по инвестиционным гарантиям, главной целью которого становится поощрение иностранных инвестиций на производственные цели, особенно в развивающихся странах. Для усиления политической, дипломатической и юридической поддержки национальных ТНК, промышленно развитые страны заключают двусторонние соглашения о защите инвестиций со странами - основными реципиентами транснационального предпринимательского капитала. Для этих соглашений характерно:
продвижение обоюдных принципов национального режима и «минимального стандарта», означающих обращение с иностранными предпринимателями, как и с отечественными;
сокращение и ослабление преграды на пути допуска зарубежных ТНК в национальную экономику.
Меры по содействию деятельности национальных ТНК на зарубежных рынках осуществляются не только ради самих ТНК, но и стали выступать частью общей внешнеэкономической стратегии стран-реципиентов, скоординированной с ее внешнеэкономическими интересами.
Использование возможностей ТНК на благо внутренней экономики благотворно отразилось на эффективности мирового хозяйства в целом. В частности, в США одним из следствий подобной политики стал скачкообразный рост капиталовложений американских ТНК в : собственную экономику.
В странах ЕС такая политика, в сочетании с созданием общего внутреннего рынка, привела к резкому роста числа слияний и поглощений среди ТНК, к перестройке корпоративной структуры экономики Западной Европы в целом, к более успешной конкуренции против американских и японских ТНК.
Лишь в экономике Японии сохраняется «двойной стандарт»: поощряется внешняя экспансия национальных монополий при наличии многих барьеров, препятствующих проникновению иностранных компании в страну.
В 90-е годы либерализация как магистральная тенденция государственного регулирования иностранных прямых инвестиций сохранилась. Практически все страны мира сейчас активно приветствуют ПИИ и стремятся улучшить инвестиционный климат для них: отменяют существовавшие ранее ограничения, укрепляют гарантии от экспроприации и национализации, дают больший простор действию рыночной конкуренции.
По данным международной статистики, в 2000 году почти половина (45 %) всех зафиксированных изменений режимов регулированных прямых инвестиций б различных странах касалась стимулирования капиталовложений, 39 % — либерализации условий деятельности предприятий с иностранными инвестициями и лишь 10 % - дальнейшей либерализации доступа иностранного капитала в отдельные секторы экономики.
Множится число специальных двусторонних соглашений по инвестиционным вопросам, в которых закрепляются условия допуска инофирм на рынки и защиты интересов инвесторов. Тем самым в законодательстве и административном регулировании находит конкретное выражение признание высокой роли ПИИ для развития национальной экономики принимающих стран. Одновременно в межправительственных инвестиционных соглашениях могут оговариваться возможности ограничения основополагающего принципа свободы перемещения капиталов, как правило, в целях регулирования платежного баланса страны.
На конец 1998 года насчитывалось 1726 двухсторонних межправительственных соглашений о поощрении и взаимной защите инвестиций (в том числе между развивающимися странами - 434), 1871 соглашение об избежании двойного налогообложения.
На региональном уровне в рамках интегрированных объединений речь идет о регулировании весьма широкого круга вопросов, прямо или косвенно затрагивающих ПИИ и ТНК. В разных регионах мира интеграционные процессы имеют свою специфику, поэтому в отличие от двусторонних инвестиционных соглашений здесь нет единообразия в подходах к мерам по обеспечению свободы движения капиталов. Статья 73 Маастрихтского договора о ЕС снимает все ограничения на движение капитала между странами-членами и третьими странами. В НАФТА Мексике разрешено сохранить отдельные ограничения на импорт капитала, в том числе из США и Канады, в добычу энергоносителей и радиоактивных руд, в транспортную и телекоммуникационную инфраструктуру. В МЕРКОСУР действуют Протокол о взаимном поощрении и защите инвестиций стран-членов и Протокол о поощрении и защите инвестиций из третьих стран.
Соглашения на региональном уровне обычно затрагивают не только меры собственно государственной политики в отношении ПИИ, но и определенные правила поведения самих иностранных инвесторов, в частности, отказ от ограничительной деловой практики, незаконных платежей, обязательства по соблюдению определенных норм в области раскрытия информации о своей деятельности, трансфертного ценообразования, трудовых отношений, защиты окружающей среды.
На многостороннем уровне координации регулирования ПИИ в основном решаются вопросы специфического характера, касающиеся отдельных секторов экономики (услуги, страхование, интеллектуальная собственность) или конкретных проблем деятельности ТНК (критерии оценки их деятельности, разрешение споров, обеспечение занятости и соблюдение национального трудового законодательства, стимулы для инвестиций, ограничительная деловая практика, политика конкуренции, защита потребителей).
В многосторонних соглашениях по инвестициям в наибольшей мере находит отражение понимание взаимосвязи между ПИИ и экономическим развитием, в частности, закрепляются особые пожелания и потребности развивающихся стран. Самыми конкретными и важными на настоящий момент являются договоренности, достигнутые в рамках Всемирной торговой организации (ВТО): Всеобщее соглашение по торговле услугами (GATS) и серия так называемых соглашений TRIPS (права интеллектуальной собственности, связанные с торговлей) и TRIM (меры в отношении инвестиций, связанных с торговлей). На многостороннем уровне также принят рекомендательный Список видов ограничительной деловой практики.
ООН также стремится сохранить свою традиционно высокую роль в изучении процессов международного инвестирования и выработке мер практической политики по отношению к ТНК. В частности, на IX Конференции ЮНКТАД (1996 г.) была поставлена задача углубленного анализа значения международных соглашений по ПИИ для развивающихся стран и государств с формирующейся рыночной экономикой.
Под эгидой Всемирного банка в середине 80-х годов было создано многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям, защищающее иностранных инвесторов от некоммерческих рисков
Таким образом, характерная особенность 90-х годов — кардинальный сдвиг в направленности регулирования иностранных инвестиций. Если в первые послевоенные десятилетия основной вектор политики в отношении ПИИ определялся ограничениями и мерами контроля, то сейчас центральной задачей практически всех правительств выступает привлечение иностранных капиталов в национальную экономику.
Сейчас, по сути дела, набирает силу процесс конвергенции национальных правил в отношении ПИИ. Очевидно, что подход к ПИИ, базирующийся на признании интересов всех участвующих сторон и направленный на обеспечение взаимной выгоды, в конечном итоге является наиболее эффективным. На практике это сводится к поиску оптимального баланса прав и обязательств участников тех или иных многосторонних инвестиционных соглашений.
7. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ НА РУБЕЖЕ XX-XXI ВВ.
7.1. Экологический кризис как глобальная проблема
Экологическая проблема имеет многовековую историю, однако она обострилась со второй половины XIX столетия по мере индустриализации планеты. За последние 100 лет было уничтожено около 'Д обрабатываемой земли и около 2/3 лесов нашей планеты. Каждое десятилетие в мире теряется 7% плодородных почв. В настоящее время ежегодно с полей выносится 26 млрд т плодородного слоя. Кризисный характер проблема приобрела уже с конца 50-х — начала 60-х годов нашего столетия. Вот всего лишь несколько цифр, иллюстрирующих масштабы надвигающейся катастрофы. Каждые два года прибавляется 12 млн. га. опустыненных земель. Интенсифицируется массовое сведение лесов на планете; каждую секунду их площадь сокращается на полгектара, а каждые два года — на площадь, равную всей Финляндии. Наступление экологического кризиса идет высокими темпами во всех странах мира, на всех континентах.
Масштабы взаимодействия современного общества с природой оказались настолько велики, что возникла реальная угроза нарушения сбалансированности обмена между ними, привнесения серьезных изменений в этот обмен с нежелательными последствиями для человека и мирового развития.
По существу, обострение экологической проблемы означает переход на качественно новую зависимость населения мирового сообщества от оскудевающей окружающей природы в результате варварского воздействия на нее человеческой деятельности.
Развертывание экологического кризиса
Традиционно главными направлениями обострения экологического кризиса называются следующие:
•во-первых, вывод из землепользования
растущих размеров (площадей) культивируемых земель в результате чрезмерного употребления химических удобрений, засоления почв, ветряной и водной эрозии и т.д.;
• во-вторых, все большее химическое воздействие на продукты земледелия и животноводства, воду, среду обитания человека, уничтожение лесов и т.д. — все это в конечном счете влияет на жизнь и здоровье всех людей, не говоря о прямом уничтожении способности к воспроизводству природной среды;
в-третьих, растущий объем выброса в атмосферу Земли загрязнителей (сотни тысяч тонн окиси углерода, углеводородов, сернистого ангидрида и т.д.). Они уже сегодня помимо всего прочего ведут к постепенному уничтожению озонового защитного слоя вокруг атмосферы Земли с непредсказуемыми последствиями уже на ближайшую перспективу;
в-четвертых, стремительное наращивание отходов, превращение значительных земельных площадей в свалки различных промышленных отходов. В результате сокращаются полезные площади земли и расширяются территориальные очаги с повышенной опасностью для жизни людей;
в-пятых, особую опасность для жизни человека и природы представляет рост количества атомных электростанций. Приблизительный «сценарий» их возможного воздействия человечество получило в результате чернобыльской трагедии:
смерть людей, омертвление городов, земель, лесов, воды, перенос по воздуху на тысячи километров особо опасных радиационных загрязнителей и их выпадение в виде осадков на города и села.
Повлияли на ускорение экологического кризиса и так называемые локальные войны — во Вьетнаме, Кампучии, Лаосе, Афганистане, Африке, Центральной Америке. Оказались буквально выжженными огромные пространства джунглей, находившиеся веками нетронутыми. Это — тоже результат современной «цивилизации». Но не только непосредственные военные воздействия уничтожают природную среду. Тысячи военных кораблей проводят учения в Мировом океане, рассматривая его как некую «абсолютную среду», в которой можно как угодно экспериментировать, швыряя в его пучину бесчисленное количество различных снарядов, выливая миллионы тонн нефтепродуктов.
Сложную ткань атмосферы разрывают ракеты: все ли мы знаем о последствиях этих деяний человеческого разума? А более простые, прозаические процессы — безумная гонка вооружений, вовлечение в оборонно-промышленное производство металлов, химических продуктов, энергии, воды и т.д. В результате все меньшая их доля остается собственно для нужд самого человека. Трагедией предстает для цивилизации то обстоятельство, что правительства разных стран не в состоянии осознать необходимость рационального свертывания производства современного оружия и направления огромных ресурсов, выделяемых на эти цели, для решения задач мирного развития, создания новой технической цивилизации на базе экологически безопасного производства.
Происходит существенное перераспределение промышленных мощностей по мере того, как развивающиеся страны в ходе осуществления индустриализации обретают способность производить и сбывать на мировом рынке многие конкурентоспособные товары, ранее производившиеся главным образом в более развитых в промышленном отношении государствах: продукцию черной металлургии, автомобили, суда, электронную технику и даже летательные аппараты.
Промышленный рост в развивающихся странах приводит к возникновению таких экологических проблем, которые ранее считались болезнью лишь богатых стран. Центр тяжести одной из самых серьезных и острых в мире экологических проблем — загрязнения почвы, воды и воздуха — сместился на юг. Сегодня многие районы, которые относятся к числу наиболее загрязненных на земном шаре, находятся в развивающихся странах. В следующем столетии развивающийся мир с его огромным населением будет в основном урбанизирован и его городские районы будут испытывать такие нагрузки и столкнутся с такими проблемами, с которыми мы еще нигде и никогда не встречались.
Информация о работе Мировая экономика:сущность,структура,тенденции развития