Мировая экономика:сущность,структура,тенденции развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 13:54, контрольная работа

Описание работы

Процесс развития мировой экономики тесно взаимосвязан с эволюцией развития международных экономических отношений.

Международные экономические отношения, возникнув задолго до становления мирового хозяйства, сыграли важную роль в процессе его формировании.

Исторически и логически первой формой интернационализации национальной экономики является международная торговля.

Файлы: 1 файл

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА ЗАО.doc

— 914.00 Кб (Скачать файл)

   укрепление экономического потенциала страны на основе глубоких структурных сдвигов;

   качественное обновление производственной базы страны и усиление конкурентоспособности ее продукции.

В развивающихся странах к этому добавились:

   долговой кризис;

   неэффективность социально-экономической политики, связанной с большой долей государственного регулирования в экономике;

   постепенное накопление опыта эффективного регулирования деятельности иностранного капитала в национальной экономике;

   новое понимание роли транснационального бизнеса в экономике PC, возможность решить многие проблемы экономического развития посредством сотрудничества с международными компаниями.

Эти задачи невозможно было решать только админи­стративными методами, путем государственного вмеша­тельства в экономику, поэтому механизм государствен­но-монополистического регулирования трансформировался в пользу поощрения инициативы частного предпринимательства и изменилась политика в отношении международных монополий.

В 80-х годах было существенно либерализовано за­конодательство, касающееся слияний и поглощений. В 1988 году создается Международное агентство по инвестиционным гарантиям, главной целью которого стано­вится поощрение иностранных инвестиций на произ­водственные цели, особенно в развивающихся странах. Для усиления политической, дипломатической и юри­дической поддержки национальных ТНК, промышленно развитые страны заключают двусторонние соглаше­ния о защите инвестиций со странами - основными ре­ципиентами транснационального предпринимательско­го капитала. Для этих соглашений характерно:

   продвижение обоюдных принципов национального режима и «минимального стандарта», означающих обращение с иностранными предпринимателями, как и с отечественными;

   сокращение и ослабление преграды на пути допуска зарубежных ТНК в национальную экономику.

Меры по содействию деятельности национальных ТНК на зарубежных рынках осуществляются не только ради самих ТНК, но и стали выступать частью общей внеш­неэкономической стратегии стран-реципиентов, скоор­динированной с ее внешнеэкономическими интересами.

Использование возможностей ТНК на благо внутрен­ней экономики благотворно отразилось на эффективности мирового хозяйства в целом. В частности, в США одним из следствий подобной политики стал скачкооб­разный рост капиталовложений американских ТНК в : собственную экономику.

В странах ЕС такая политика, в сочетании с создани­ем общего внутреннего рынка, привела к резкому роста числа слияний и поглощений среди ТНК, к перестрой­ке корпоративной структуры экономики Западной Ев­ропы в целом, к более успешной конкуренции против американских и японских ТНК.

Лишь в экономике Японии сохраняется «двойной стандарт»: поощряется внешняя экспансия националь­ных монополий при наличии многих барьеров, препятствующих проникновению иностранных компании в страну.

В 90-е годы либерализация как магистральная тенденция государственного регулирования иностранных прямых инвестиций сохранилась. Практически все страны мира сейчас активно приветствуют ПИИ и стремятся улучшить инвестиционный климат для них: отменяют существовавшие ранее ограничения, укрепляют гарантии от экспроприации и национализации, дают больший простор действию рыночной конкуренции.

По данным международной статистики, в 2000 году почти половина (45 %) всех зафиксированных изменений режимов регулированных прямых инвестиций б различных странах касалась стимулирования капита­ловложений, 39 % — либерализации условий деятель­ности предприятий с иностранными инвестициями и лишь 10 % - дальнейшей либерализации доступа ино­странного капитала в отдельные секторы экономики.

Множится число специальных двусторонних со­глашений по инвестиционным вопросам, в которых закрепляются условия допуска инофирм на рынки и за­щиты интересов инвесторов. Тем самым в законодатель­стве и административном регулировании находит конк­ретное выражение признание высокой роли ПИИ для развития национальной экономики принимающих стран. Одновременно в межправительственных инвестицион­ных соглашениях могут оговариваться возможности ограничения основополагающего принципа свободы пе­ремещения капиталов, как правило, в целях регулиро­вания платежного баланса страны.

На конец 1998 года насчитывалось 1726 двухсторонних межправительственных соглашений о поощрении и взаимной защите инвестиций (в том числе между раз­вивающимися странами - 434), 1871 соглашение об избе­жании двойного налогообложения.

На региональном уровне в рамках интегрированных объединений речь идет о регулировании весьма широкого круга вопросов, прямо или косвенно зат­рагивающих ПИИ и ТНК. В разных регионах мира интеграционные процессы имеют свою специфику, по­этому в отличие от двусторонних инвестиционных со­глашений здесь нет единообразия в подходах к мерам по обеспечению свободы движения капиталов. Статья 73 Маастрихтского договора о ЕС снимает все ограниче­ния на движение капитала между странами-членами и третьими странами. В НАФТА Мексике разре­шено сохранить отдельные ограничения на импорт ка­питала, в том числе из США и Канады, в добычу энер­гоносителей и радиоактивных руд, в транспортную и телекоммуникационную инфраструктуру. В МЕРКОСУР действуют Протокол о взаимном поощрении и защите инвестиций стран-членов и Протокол о поощрении и защите инвестиций из третьих стран.

Соглашения на региональном уровне обычно затрагивают не только меры собственно государственной политики в отношении ПИИ, но и определенные правила поведения самих иностранных инвесторов, в частности, отказ от ограничительной деловой практики, незаконных платежей, обязательства по со­блюдению определенных норм в области раскрытия информации о своей деятельности, трансфертного цено­образования, трудовых отношений, защиты окружаю­щей среды.

На многостороннем  уровне координации регулирования ПИИ в  основном решаются вопросы специфического характера, касающиеся отдельных секторов экономики (услуги, страхование, интеллектуальная собственность) или конкретных проблем деятельности ТНК (критерии оценки их деятельности, разрешение споров, обеспечение занятости и соблюде­ние национального трудового законодательства, стимулы для инвестиций, ограничительная деловая практи­ка, политика конкуренции, защита потребителей).

В многосторонних соглашениях по инвестициям в наибольшей мере находит отражение понимание взаимосвязи между ПИИ и экономическим развитием, в частности, закрепляются особые пожелания и потреб­ности развивающихся стран. Самыми конкретными и важными на настоящий момент являются договоренно­сти, достигнутые в рамках Всемирной торговой органи­зации (ВТО): Всеобщее соглашение по торговле услуга­ми (GATS) и серия так называемых соглашений TRIPS (права интеллектуальной собственности, связанные с торговлей) и TRIM (меры в отношении инвестиций, свя­занных с торговлей). На многостороннем уровне также принят рекомендательный Список видов ограничительной деловой практики.

ООН также стремится сохранить свою традиционно высокую роль в изучении процессов международного инвестирования и выработке мер практической поли­тики по отношению к ТНК. В частности, на IX Конференции ЮНКТАД (1996 г.) была поставлена задача углубленного анализа значения международных соглаше­ний по ПИИ для развивающихся стран и государств с формирующейся рыночной экономикой.

Под эгидой Всемирного банка в середине 80-х годов было создано многостороннее агентство по инвестици­онным гарантиям, защищающее иностранных инвесто­ров от некоммерческих рисков

Таким образом, характерная особенность 90-х годов — кардинальный сдвиг в направленности регулирова­ния иностранных инвестиций. Если в первые послево­енные десятилетия основной вектор политики в отно­шении ПИИ определялся ограничениями и мерами кон­троля, то сейчас центральной задачей практически всех правительств выступает привлечение иностранных ка­питалов в национальную экономику.

Сейчас, по сути дела, набирает силу процесс конвер­генции национальных правил в отношении ПИИ. Оче­видно, что подход к ПИИ, базирующийся на признании интересов всех участвующих сторон и направленный на обеспечение взаимной выгоды, в конечном итоге явля­ется наиболее эффективным. На практике это сводится к поиску оптимального баланса прав и обязательств уча­стников тех или иных многосторонних инвестиционных соглашений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


7. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ НА РУБЕЖЕ XX-XXI ВВ.

 

7.1. Экологический кризис как глобальная проблема

 

Экологическая проблема имеет многовековую историю, од­нако она обострилась со второй половины XIX столетия по мере индустриализации планеты. За последние 100 лет было уничто­жено около 'Д обрабатываемой земли и около 2/3 лесов нашей планеты. Каждое десятилетие в мире теряется 7% плодородных почв. В настоящее время ежегодно с полей выносится 26 млрд т плодородного слоя. Кризисный характер проблема приобрела уже с конца 50-х — начала 60-х годов нашего столетия. Вот всего лишь несколько цифр, иллюстрирующих масштабы надвигающейся катастрофы. Каждые два года прибавляется 12 млн. га. опустыненных земель. Интенсифицируется массовое сведение лесов на планете; каждую секунду их площадь сокращается на полгекта­ра, а каждые два года — на площадь, равную всей Финляндии. Наступление экологического кризиса идет высокими темпами во всех странах мира, на всех континентах.

Масштабы взаимодействия современного общества с приро­дой оказались настолько велики, что возникла реальная угроза нарушения сбалансированности обмена между ними, привнесения серьезных изменений в этот обмен с нежелательными последствиями для человека и мирового развития.

По существу, обострение экологической проблемы означает переход на качественно новую зависимость населения мирово­го сообщества от оскудевающей окружающей природы в результате варварского воздействия на нее человеческой деятельности.

 

Развертывание экологического кризиса

Традиционно главными направлениями обострения экологического кризиса называются следующие:

•во-первых, вывод из землепользования

растущих размеров (площадей) культивируемых земель в результате чрезмерного употребления химических удобрений, засоления почв, ветряной и водной эрозии и т.д.;

• во-вторых, все большее химическое воздействие на продукты земледелия и животноводства, воду, среду обитания человека, уничтожение лесов и т.д. — все это в конечном счете влияет на жизнь и здоровье всех людей, не говоря о прямом уничтожении способности к воспроизводству природной среды;

в-третьих, растущий объем выброса в атмосферу Земли загрязнителей (сотни тысяч тонн окиси углерода, углеводо­родов, сернистого ангидрида и т.д.). Они уже сегодня помимо всего прочего ведут к постепенному уничтожению озонового защитного слоя вокруг атмосферы Земли с непредсказуемыми последствиями уже на ближайшую перспективу;

в-четвертых, стремительное наращивание отходов, превращение значительных земельных площадей в свалки различ­ных промышленных отходов. В результате сокращаются полезные площади земли и расширяются территориальные очаги с повышенной опасностью для жизни людей;

в-пятых, особую опасность для жизни человека и природы представляет рост количества атомных электростанций. Приблизительный «сценарий» их возможного воздействия человечество получило в результате чернобыльской трагедии:

смерть людей, омертвление городов, земель, лесов, воды, перенос по воздуху на тысячи километров особо опасных радиационных загрязнителей и их выпадение в виде осад­ков на города и села.

Повлияли на ускорение экологического кризиса и так называемые локальные войны — во Вьетнаме, Кампучии, Лаосе, Афганистане, Африке, Центральной Америке. Оказались букваль­но выжженными огромные пространства джунглей, находившиеся веками нетронутыми. Это — тоже результат современной «циви­лизации». Но не только непосредственные военные воздействия уничтожают природную среду. Тысячи военных кораблей проводят учения в Мировом океане, рассматривая его как некую «абсолютную среду», в которой можно как угодно экспериментировать, швыряя в его пучину бесчисленное количество различных снарядов, выливая миллионы тонн нефтепродуктов.

Сложную ткань атмосферы разрывают ракеты: все ли мы знаем о последствиях этих деяний человеческого разума? А более про­стые, прозаические процессы — безумная гонка вооружений, вовлечение в оборонно-промышленное производство металлов, химических продуктов, энергии, воды и т.д. В результате все меньшая их доля остается собственно для нужд самого челове­ка. Трагедией предстает для цивилизации то обстоятельство, что правительства разных стран не в состоянии осознать необходимость рационального свертывания производства современного оружия и направления огромных ресурсов, выделяемых на эти цели, для решения задач мирного развития, создания новой тех­нической цивилизации на базе экологически безопасного про­изводства.

Происходит существенное перераспределение промышленных мощностей по мере того, как развивающиеся страны в ходе осуществления индустриализации обретают способность производить и сбывать на мировом рынке многие конкурентоспособные товары, ранее производившиеся главным образом в более развитых в промышленном отношении государствах: продукцию черной металлургии, автомобили, суда, электронную технику и даже летательные аппараты.

Промышленный рост в развивающихся странах приводит к возникновению таких экологических проблем, которые ранее считались болезнью лишь богатых стран. Центр тяжести одной из самых серьезных и острых в мире экологических проблем — загрязнения почвы, воды и воздуха — сместился на юг. Сегодня многие районы, которые относятся к числу наиболее загрязненных на земном шаре, находятся в развивающихся странах. В следу­ющем столетии развивающийся мир с его огромным населением будет в основном урбанизирован и его городские районы будут испытывать такие нагрузки и столкнутся с такими пробле­мами, с которыми мы еще нигде и никогда не встречались.

Информация о работе Мировая экономика:сущность,структура,тенденции развития