Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 21:58, курсовая работа
В данной работе рассмотрены особенности функционирования мирового рынков нефти и нефтепродуктов (НиНП). Рассмотрена эволюция механизмов ценообразования и типология сделок. Приведены данные об основных участниках мирового рынка НиНП и основных направлениях торговли. Выявлены существующие на данном рынке риски, в частности, риск, связанный с колебанием мировых цен на НиНП. Проведён анализ стратегий управления ценовыми рисками, выявлены их преимущества и недостатки. Рассмотрены примеры применения данных стратегий. На основании проведённого анализа структуры и деятельности экспортной компании, выявлены необходимые меры для применения практики страхования ценовых рисков и наиболее приемлемые стратегии.
Крупнейшими импортёрами являются экономически развитые страны и регионы, такие как США, Европа и Япония.
США в мировом обороте занимает первое место, т.к. на эту страну приходится около 23%25 всей импортируемой нефти. Америка не только закупает, но и сама производит примерно 1/5 потребляемого объёма сырья.26 Ежедневный уровень потребления нефти в стране составляет около 19,5 млн. бр.27 (почти 1/4 от общемирового), при этом около половины потребляемой в стране нефти приходится на автотранспорт. С одной стороны, это говорит о высоком уровне развития промышленности, а с другой – о нефтяной зависимости страны. На рис. 1.2.1 показана структура импорта нефти США.
Рис. 1.2.1. Доли стран – экспортёров на нефтяном рынке США.28
Основными импортёрами нефти в Европе являются Германия, Франция, Италия.29 Европа импортирует 70% (530 млн. т) от объема потребления нефти, 30% (230 млн. т) покрывается за счет собственной добычи, в основном, в Северном море.30
Из стран Европейского Союза (ЕС) только Великобритания является экспортером нефти. На рис. 1.2.2 показана общая структура импорта нефти странами ЕС.
Рис. 1.2.2. Доли стран – экспортёров на нефтяном рынке ЕС.31
Поскольку природные ресурсы страны ограничены, Япония очень зависит от импорта иностранного сырья. Основными поставщиками нефти в Японию являются страны Ближнего Востока. Япония, пережив два нефтяных кризиса в 70-х и начале 80-х гг., смогла уменьшить зависимость экономики от нефтяного сектора, благодаря внедрению крупными корпорациями систем экономии энергии и правительственным инициативам по разработке альтернативных источников энергии. На рис. 1.2.3 показана структура импорта нефти Японией.
Рис. 1.2.3. Доли стран – экспортёров на нефтяном рынке Японии.32
Данные по доказанным запасам нефти крупнейших импортёров, а так же основные экспортёры представлены в таблице 1.1.2.
Таблица 1.1.2. Крупнейшие импортёры нефти.33
Импортёры |
Доказанные запасы (млрд. т.) |
В % от мировых доказанных запасов |
Объём импорта (млн. т.) |
% от мирового импорта |
Основные экспортёры |
США |
3,7 |
2,4 |
487,2 |
23 |
Канада, Венесуэла, Мексика, КСА |
Европа |
1,6 |
0,7 |
542,2 |
25 |
Россия, Норвегия, КСА |
Япония |
0,3 |
0,1 |
203,2 |
9 |
КСА, ОАЭ, ИРИ |
Основные направления торговли нефтью представлены на рис. 1.3 (в млн. т.).
Рис. 1.3. Основные направления торговли нефтью (млн. т.).34
В мире насчитывается свыше 130 сортов нефти. Однако сама нефть практически не находит прямого конечного применения.35 Потребление нефти требует её переработки в нефтепродукты (бензин, топочный мазут и др.).
Нефтепродукты – это смеси углеводородов, а также индивидуальные химические соединения, получаемые из нефти и нефтяных газов путем переработки.36
К основным нефтепродуктам можно отнести различные виды топлива, электроизоляционные среды, смазочные вещества, нефтехимическое сырье и растворители. Виды топлива – это бензин, дизельное топливо, керосин и другие.
Рынок нефтепродуктов можно условно разделить на две группы – рынок светлых и темных нефтепродуктов.
Светлые нефтепродукты – это бензины, дизельные топлива, керосины.
Темные нефтепродукты – это мазуты, битумы, масла, моторные топлива.
Нефтепродукты и их смеси производят нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ), обеспечивая их правильное хранение, подготавливая их к загрузкам. Поставки нефтепродуктов совершают либо НПЗ, либо нефтетрейдерские компании.
Поставка нефтепродуктов производится автомобильным, железнодорожным, водным или трубопроводным транспортом.37
Продажа нефтепродуктов осуществляется нефтетрейдерскими и вертикально-интегрированными компаниями, розничными сетями АЗС. Биржи нефтепродуктов являются посредниками в продаже и покупке нефтепродуктов.
Ценность нефти определяется общей стоимостью продуктов её переработки, именуемой валовой стоимостью нефтепродуктов (это не означает, что цены на нефть устанавливаются по ценам нефтепродуктов – эти элементы взаимосвязаны).38 С точки зрения нефтепереработчиков, валовая стоимость нефтепродуктов определяет верхний предел цены на нефть. Каждый поток нефти обладает собственными характеристиками и позволяет получать различные сочетания нефтепродуктов.
Основными производителями нефтепродуктов являются: США (около 24% от общего объема нефтепереработки в мире), Япония (6%), Китай (5,2%) и Россия (4,8%). Мировой объем производимых ежегодно нефтепродуктов достигает 3,4 млрд. т.
Крупнейшими экспортерами нефтепродуктов являются: Голландия, Россия, Сингапур, США, Саудовская Аравия, Корея, Венесуэла и Кувейт, импортерами – США, Япония, Германия, Голландия, Сингапур и Франция.39 Объем рынка нефтепродуктов составляет около 700 млн. т. в год.40
Интересно, что такие страны, как США, Голландия, Сингапур и Китай являются одновременно экспортерами и импортерами сырья: они импортируют продукты первичной переработки нефти и затем производят их более глубокую обработку, продукты которой поставляют на экспорт.
Вместе с тем, когда активно
развивается рынок
Риск в нефтяной отрасли – это неопределенность размера прибыли при добыче и продаже нефти.41
Можно выделить следующие основные риски, с которыми сталкиваются компании, работающие в нефтяной отрасли.
Фундаментальные факторы, влияющие на динамику цен:
Фундаментальная составляющая цены устанавливается на определённом отрезке времени, в течение которого сохраняется более или менее устойчивое соотношение спроса и предложения на фоне общей стабильности в мировой экономике. Данное соотношение спроса и предложения может меняться вследствие увеличения спроса или из-за сокращения предложения, либо того и другого вместе.43
Помимо фактора соотношения спроса и предложения есть нерыночный геополитический фактор цены.44 Сегодня в мире не существует какого-либо консенсуса или всеобщего компромиссного решения проблемы регулирования такого стратегического товара, как нефть, поэтому она широко используется в геополитических устремлениях отдельных стран. Так, США активно проводят одностороннюю политику грубого давления и откровенного вмешательства (подчас вооруженного – Ирак) в дела других стран в стремлении навязать свой контроль над нефтяными и связанными с ними финансовыми мировыми потоками. Они вовлекли и Еврокомиссию в длительное противоборство с Россией в рамках стратегии строительства трубопроводов в обход России. Этот геополитический фактор систематически влияет на повышение нефтяной цены.
Спекулятивный фактор, влияющий на ценообразование НиНП – это конъюнктурный фактор, возникший на международном нефтяном рынке с тех пор, как нефть стала торговаться на Нью-Йоркской товарной бирже (1983 г.). Тем самым Запад забрал у Организации стран-экспортёров нефти (ОПЕК)45 основную функцию ценообразования на этот стратегический товар. Чаще всего спекулянты на бирже используют психологический фактор «ожидания дефицита», который в настоящее время в отличие от прошлого, создается и подогревается искусственно.
С исторической точки зрения, в эволюции рынка нефти и применяемых на нём механизмах ценообразования и структуре контрактов можно выделить четыре основных периода: до1947 г., 1947-1971 гг., 1971-1986 гг., 1986 г. - настоящее время.
Начальные этапы международной торговли нефтью характеризовались картельным принципом ценообразования46, при участии разных картелей с разным составом участников. Цены устанавливались преимущественно компаниями-участниками, поскольку на долю свободного рынка независимых производителей приходилось всего около 5%.47
В течение первых трёх периодов на рынке преобладали различные формы олигополистического ценообразования: до 1970-х гг. (на первых двух этапах) он характеризовался олигополией международных нефтяных компаний (при активной поддержке их стран базирования), а на третьем этапе – олигополией стран ОПЕК. И только после обрушения цен на нефть в 1986 г. ценообразование, диктуемое олигополией, сменилось биржевым.48
С 1986 г. по настоящее время характерна серьёзная трансформация мирового рынка нефти, обеспечившая значительное повышение его диверсифицированности и увеличение многообразия и гибкости механизмов функционирования. На бирже цены устанавливаются в результате конкурентной борьбы огромного числа игроков по жестко регламентированной и прозрачной процедуре.49
На крупнейших биржах торгуются всего два сорта нефти, тогда как на самом деле добывается несколько десятков. На внебиржевом рынке главным эталонным сортом по-прежнему является Brent. Котировки на остальные сорта устанавливаются на основе дифференциалов (скидок или премий) к Brent или какому-нибудь другому маркерному сорту (как правило, WTI или Dubai). Стоимость дифференциалов зависит как от различия в качестве (плотность, содержание серы), так и от текущего баланса спроса и предложения. Рынок условно разделен на сегменты по качеству, причем сорта-заменители вынуждены постоянно конкурировать, в первую очередь между собой.
На месячных и квартальных временных интервалах цены на нефть имеют ярко выраженную сезонную компоненту, что связано с колебаниями спроса. Крупнейшие потребители нефти из числа стран ОЭСР50 (США и Западная Европа) расположены в северном полушарии и для отопления помещений активно используют топочный мазут. В летние месяцы, наоборот, растет потребление бензина. Разница между максимальным (декабрь, февраль) и минимальным (май) потреблением нефтепродуктов странами ОЭСР составляет около 4 млн. бр./сут.51
В долгосрочной перспективе цены на
сырую нефть помимо баланса спроса
и предложения определяются динамикой
среднемировой себестоимости
Эволюция международных
Периоды |
1928-1947 гг. |
1947-1971 гг. |
1971-1985/86 гг. |
1986 г. – настоящее время |
Принцип формирования цен |
Олигополия «Семи сестёр» (Exxon, Royal Dutch Shell, Texaco, Chevron, Mobil, Gulf Oil и British Petroleum) |
Цены устанавливаются олигополией стран ОПЕК |
Цены устанавливаются на бирже, на основе конкуренции | |
Точки конкуренции |
Только в сфере конечного потребления |
В сфере конечного потребления и поставок нефти |
Во всех звеньях цепи | |
Тенденции спроса |
Стабильный рост |
Рост/короткое временное снижение |
Замедление роста | |
Цены: тенденции и уровни ($ за бр., текущие цены) |
Около $2 за баррель |
1981 – $2-40 за бар. 1985 – $до 30 за бар. 1986 – $до 10 за бар. |
до 1997 – $15-20 за бар. до 2004 – $10-30 за бар. 2005-06 – $60-70 за бар. с 2006 от $50 за бар. | |
Доминирующие торговые контракты |
Долгосрочные (объем и цена) |
Долгосрочные (объем) + спотовые (цена) |
Спот (объем) + долгосрочные (объем) + биржа (цена) | |
Тип рынка |
«Физический» (физические поставки доминируют
в международном |
«Бумажный» (нефтяные финансовые производственные инструменты доминируют в международном ценообразовании) |