Мировой рынок нефти и нефтепродуктов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 21:58, курсовая работа

Описание работы

В данной работе рассмотрены особенности функционирования мирового рынков нефти и нефтепродуктов (НиНП). Рассмотрена эволюция механизмов ценообразования и типология сделок. Приведены данные об основных участниках мирового рынка НиНП и основных направлениях торговли. Выявлены существующие на данном рынке риски, в частности, риск, связанный с колебанием мировых цен на НиНП. Проведён анализ стратегий управления ценовыми рисками, выявлены их преимущества и недостатки. Рассмотрены примеры применения данных стратегий. На основании проведённого анализа структуры и деятельности экспортной компании, выявлены необходимые меры для применения практики страхования ценовых рисков и наиболее приемлемые стратегии.

Файлы: 1 файл

В данной работе рассмотрены особенности функционирования мировог.doc

— 941.50 Кб (Скачать файл)

 

Крупнейшими импортёрами являются экономически развитые страны и регионы, такие как США, Европа и Япония.

США в мировом обороте занимает первое место, т.к. на эту страну приходится около 23%25 всей импортируемой нефти. Америка не только закупает, но и сама производит примерно 1/5 потребляемого объёма сырья.26 Ежедневный уровень потребления нефти в стране составляет около 19,5 млн. бр.27 (почти 1/4 от общемирового), при этом около половины потребляемой в стране нефти приходится на автотранспорт. С одной стороны, это говорит о высоком уровне развития промышленности, а с другой – о нефтяной зависимости страны. На рис. 1.2.1 показана структура импорта нефти США.

Рис. 1.2.1. Доли стран – экспортёров на нефтяном рынке США.28

Основными импортёрами нефти в Европе являются Германия, Франция, Италия.29 Европа импортирует 70% (530 млн. т) от объема потребления нефти, 30% (230 млн. т) покрывается за счет собственной добычи, в основном, в Северном море.30

Из стран Европейского Союза (ЕС) только Великобритания является экспортером нефти. На рис. 1.2.2 показана общая структура импорта нефти странами ЕС.

Рис. 1.2.2. Доли стран – экспортёров на нефтяном рынке ЕС.31

Поскольку природные ресурсы страны ограничены, Япония очень зависит от импорта иностранного сырья. Основными поставщиками нефти в Японию являются страны Ближнего Востока. Япония, пережив два нефтяных кризиса в 70-х и начале 80-х гг., смогла уменьшить зависимость экономики от нефтяного сектора, благодаря внедрению крупными корпорациями систем экономии энергии и правительственным инициативам по разработке альтернативных источников энергии. На рис. 1.2.3 показана структура импорта нефти Японией.

Рис. 1.2.3. Доли стран – экспортёров на нефтяном рынке Японии.32

Данные по доказанным запасам нефти  крупнейших импортёров, а так же основные экспортёры представлены в таблице 1.1.2.

Таблица 1.1.2. Крупнейшие импортёры  нефти.33

Импортёры

Доказанные запасы (млрд. т.)

В % от мировых доказанных запасов

Объём импорта (млн. т.)

% от мирового импорта

Основные экспортёры

США

3,7

2,4

487,2

23

Канада, Венесуэла, Мексика, КСА

Европа

1,6

0,7

542,2

25

Россия, Норвегия, КСА

Япония

0,3

0,1

203,2

9

КСА, ОАЭ, ИРИ


 

Основные направления торговли нефтью представлены на рис. 1.3 (в млн. т.).

Рис. 1.3. Основные направления торговли нефтью (млн. т.).34

1.2. Рынок нефтепродуктов

В мире насчитывается свыше 130 сортов нефти. Однако сама нефть практически  не находит прямого конечного применения.35 Потребление нефти требует её переработки в нефтепродукты (бензин, топочный мазут и др.).

Нефтепродукты – это смеси углеводородов, а также индивидуальные химические соединения, получаемые из нефти и нефтяных газов путем переработки.36

К основным нефтепродуктам можно отнести  различные виды топлива, электроизоляционные  среды, смазочные вещества, нефтехимическое сырье и растворители. Виды топлива – это бензин, дизельное топливо, керосин и другие.

Рынок нефтепродуктов можно условно разделить на две группы – рынок светлых и темных нефтепродуктов.

Светлые нефтепродукты – это бензины, дизельные топлива, керосины.

Темные нефтепродукты – это мазуты, битумы, масла, моторные топлива.

Нефтепродукты и их смеси производят нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ), обеспечивая их правильное хранение, подготавливая их к загрузкам. Поставки нефтепродуктов совершают либо НПЗ, либо нефтетрейдерские компании.

Поставка нефтепродуктов производится автомобильным, железнодорожным, водным или трубопроводным транспортом.37

Продажа нефтепродуктов осуществляется нефтетрейдерскими и вертикально-интегрированными компаниями, розничными сетями АЗС. Биржи нефтепродуктов являются посредниками в продаже и покупке нефтепродуктов.

Ценность нефти определяется общей  стоимостью продуктов её переработки, именуемой валовой стоимостью нефтепродуктов (это не означает, что цены на нефть устанавливаются по ценам нефтепродуктов – эти элементы взаимосвязаны).38 С точки зрения нефтепереработчиков, валовая стоимость нефтепродуктов определяет верхний предел цены на нефть. Каждый поток нефти обладает собственными характеристиками и позволяет получать различные сочетания нефтепродуктов.

Основными производителями нефтепродуктов являются: США (около 24% от общего объема нефтепереработки в мире), Япония (6%), Китай (5,2%) и Россия (4,8%). Мировой объем производимых ежегодно нефтепродуктов достигает 3,4 млрд. т.

Крупнейшими экспортерами нефтепродуктов являются: Голландия, Россия, Сингапур, США, Саудовская Аравия, Корея, Венесуэла и Кувейт, импортерами – США, Япония, Германия, Голландия, Сингапур и Франция.39 Объем рынка нефтепродуктов составляет около 700 млн. т. в год.40

Интересно, что такие страны, как  США, Голландия, Сингапур и Китай  являются одновременно экспортерами и  импортерами сырья: они импортируют  продукты первичной переработки  нефти и затем производят их более  глубокую обработку, продукты которой  поставляют на экспорт.

Вместе с тем, когда активно  развивается рынок нефтепродуктов, так же широко развивается рынок  транспортировки переработанного  сырья. Нефть и нефтепродукты, нуждаются  в транспортировке от места добычи либо до перерабатывающего завода, либо до получателя. По примерным оценкам специалистов, каждый год при добыче и транспортировке нефти теряется от 3 до 7% добываемой нефти. Экологи уверяют, что реальные объемы нефтяных загрязнений скрываются, но даже по самым скромным подсчетам они достигают 10-20 млн. т. нефти в год. Для экспорта, да и собственно для удобства в равной степени как для экологической безопасности для транспортировки наиболее эффективны нефтепроводы.

1.3. Риски на рынке нефти и нефтепродуктов

Риск в нефтяной отрасли – это неопределенность размера прибыли при добыче и продаже нефти.41

Можно выделить следующие основные риски, с которыми сталкиваются компании, работающие в нефтяной отрасли.

  • Колебания мировых цен на нефть и нефтепродукты. Деятельность биржевых спекулянтов, приток и отток спекулятивного капитала на биржевой нефтяной рынок могут приводить к весьма существенным колебаниям цен на нефть. Так, в середине 2008 г. спекулятивная составляющая в мировой цене на нефть, по некоторым оценкам, достигала 25-30%.42
  • Международные и политические риски. Могут быть вызваны международными конфликтами, политизацией отношений между участниками рынка. Возможны изменения социально-политической ситуации в мире, нестабильность внутренней политики и изменение торгово-политического режима в регионе и стране.
  • Многолетняя задержка между вложением инвестиций и получением отдачи. Неопределенность или отсутствие полной достоверной информации о запасах разрабатываемых месторождений, их геолого-технических характеристиках, ценах на углеводородное сырье и других исходных показателей, используемых при составлении и реализации проектов разработки и долгосрочных планов развития предприятия, приводит к тому, что избежать рисков практически невозможно.
  • Проблемы экологического характера. Танкерные катастрофы при транспортировке нефти и нефтепродуктов, загрязнение акватории моря за счет промывки цистерн танкеров и сброса этой воды, отбросы нефтехимических заводов.
  • Подверженность изменению валютных курсов.
  • Сложность налогообложения.
  • Конкуренция. Возможность появления эффективных заменителей энергоресурсов (солнечной и атомной энергии, энергии ветра).

Раздел 2. Европейские рынки НиНП

2.1. Ценообразование нефти и нефтепродуктов

Фундаментальные факторы, влияющие на динамику цен:

  • условия добычи нефти (географические, климатические, удаленность месторождений и т.п.),
  • характер месторождений (традиционные и нетрадиционные углеводороды);
  • неравномерность социально-экономического развития стран мира и связанные с этим изменения и расширение контингента стран, предъявляющих растущий спрос на углеводородные ресурсы в связи с ускорением индустриального развития.

Фундаментальная составляющая цены устанавливается  на определённом отрезке времени, в течение которого сохраняется более или менее устойчивое соотношение спроса и предложения на фоне общей стабильности в мировой экономике. Данное соотношение спроса и предложения может меняться вследствие увеличения спроса или из-за сокращения предложения, либо того и другого вместе.43

Помимо фактора соотношения  спроса и предложения есть нерыночный геополитический фактор цены.44 Сегодня в мире не существует какого-либо консенсуса или всеобщего компромиссного решения проблемы регулирования такого стратегического товара, как нефть, поэтому она широко используется в геополитических устремлениях отдельных стран. Так, США активно проводят одностороннюю политику грубого давления и откровенного вмешательства (подчас вооруженного – Ирак) в дела других стран в стремлении навязать свой контроль над нефтяными и связанными с ними финансовыми мировыми потоками. Они вовлекли и Еврокомиссию в длительное противоборство с Россией в рамках стратегии строительства трубопроводов в обход России. Этот геополитический фактор систематически влияет на повышение нефтяной цены.

Спекулятивный фактор, влияющий на ценообразование НиНП – это конъюнктурный фактор, возникший на международном нефтяном рынке с тех пор, как нефть стала торговаться на Нью-Йоркской товарной бирже (1983 г.). Тем самым Запад забрал у Организации стран-экспортёров нефти (ОПЕК)45 основную функцию ценообразования на этот стратегический товар. Чаще всего спекулянты на бирже используют психологический фактор «ожидания дефицита», который в настоящее время в отличие от прошлого, создается и подогревается искусственно.

С исторической точки зрения, в  эволюции рынка нефти и применяемых на нём механизмах ценообразования и структуре контрактов можно выделить четыре основных периода:  до1947 г., 1947-1971 гг., 1971-1986 гг.,  1986 г. - настоящее время.

Начальные этапы международной  торговли нефтью характеризовались  картельным принципом ценообразования46, при участии разных картелей с разным составом участников. Цены устанавливались преимущественно компаниями-участниками, поскольку на долю свободного рынка независимых производителей приходилось всего около 5%.47

В течение первых трёх периодов на рынке преобладали различные формы олигополистического ценообразования: до 1970-х гг. (на первых двух этапах) он характеризовался олигополией международных нефтяных компаний (при активной поддержке их стран базирования), а на третьем этапе – олигополией стран ОПЕК. И только после обрушения цен на нефть в 1986 г. ценообразование, диктуемое олигополией, сменилось биржевым.48

С 1986 г. по настоящее время характерна серьёзная трансформация мирового рынка нефти, обеспечившая значительное повышение его диверсифицированности и увеличение многообразия и гибкости механизмов функционирования. На бирже цены устанавливаются в результате конкурентной борьбы огромного числа игроков по жестко регламентированной и прозрачной процедуре.49

На крупнейших биржах торгуются всего два сорта нефти, тогда как на самом деле добывается несколько десятков. На внебиржевом рынке главным эталонным сортом по-прежнему является Brent. Котировки на остальные сорта устанавливаются на основе дифференциалов (скидок или премий) к Brent или какому-нибудь другому маркерному сорту (как правило, WTI или Dubai). Стоимость дифференциалов зависит как от различия в качестве (плотность, содержание серы), так и от текущего баланса спроса и предложения. Рынок условно разделен на сегменты по качеству, причем сорта-заменители вынуждены постоянно конкурировать, в первую очередь между собой.

На месячных и квартальных временных  интервалах цены на нефть имеют ярко выраженную сезонную компоненту, что  связано с колебаниями спроса. Крупнейшие потребители нефти из числа стран ОЭСР50 (США и Западная Европа) расположены в северном полушарии и для отопления помещений активно используют топочный мазут. В летние месяцы, наоборот, растет потребление бензина. Разница между максимальным (декабрь, февраль) и минимальным (май) потреблением нефтепродуктов странами ОЭСР составляет около 4 млн. бр./сут.51

В долгосрочной перспективе цены на сырую нефть помимо баланса спроса и предложения определяются динамикой  среднемировой себестоимости добычи. На себестоимость, с одной стороны, влияют темпы инфляции и истощение ресурсной базы (приводит к росту издержек), а с другой – различные технологические усовершенствования (уменьшают издержки). В результате одновременного действия многих факторов уровень цен на нефть зависит от своей траектории, а «правильный» уровень цен на нефть определен только в среднесрочной перспективе и может меняться как под действием шоков, так и долгосрочных тенденций.

Эволюция международных механизмов формирования цен на нефть представлена в Таблице 2.1.

 

Периоды

1928-1947 гг.

1947-1971 гг.

1971-1985/86 гг.

1986 г. – настоящее время

Принцип формирования цен

Олигополия «Семи сестёр» (Exxon, Royal Dutch Shell, Texaco, Chevron, Mobil, Gulf Oil и British Petroleum)

Цены устанавливаются  олигополией стран ОПЕК

Цены устанавливаются на бирже, на основе конкуренции

Точки конкуренции

Только в сфере конечного  потребления

В сфере конечного потребления  и поставок нефти

Во всех звеньях цепи

Тенденции спроса

Стабильный рост

Рост/короткое временное снижение

Замедление роста

Цены: тенденции и уровни ($ за бр., текущие цены)

Около $2 за баррель

1981 – $2-40 за бар.

1985 – $до 30 за бар.

1986 – $до 10 за бар.

до 1997 – $15-20 за бар.

до 2004 – $10-30 за бар.

2005-06 – $60-70 за бар.

с 2006 от $50 за бар.

Доминирующие торговые контракты

Долгосрочные (объем и цена)

Долгосрочные (объем) + спотовые (цена)

Спот (объем) + долгосрочные (объем) + биржа (цена)

Тип рынка

«Физический» (физические поставки доминируют в международном ценообразовании)

«Бумажный» (нефтяные финансовые производственные инструменты доминируют в международном ценообразовании)

Информация о работе Мировой рынок нефти и нефтепродуктов