Мировой рынок нефти и нефтепродуктов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 21:58, курсовая работа

Описание работы

В данной работе рассмотрены особенности функционирования мирового рынков нефти и нефтепродуктов (НиНП). Рассмотрена эволюция механизмов ценообразования и типология сделок. Приведены данные об основных участниках мирового рынка НиНП и основных направлениях торговли. Выявлены существующие на данном рынке риски, в частности, риск, связанный с колебанием мировых цен на НиНП. Проведён анализ стратегий управления ценовыми рисками, выявлены их преимущества и недостатки. Рассмотрены примеры применения данных стратегий. На основании проведённого анализа структуры и деятельности экспортной компании, выявлены необходимые меры для применения практики страхования ценовых рисков и наиболее приемлемые стратегии.

Файлы: 1 файл

В данной работе рассмотрены особенности функционирования мировог.doc

— 941.50 Кб (Скачать файл)

CIF (Cost, Insurance and Freight (... named port of destination)) – Стоимость, страхование и фрахт (...название порта назначения). Термин CIF означает, что продавец выполнил поставку, когда товар перешел через поручни судна в порту отгрузки. Продавец обязан оплатить расходы и фрахт, необходимые для доставки товара в указанный порт назначения, но риск потери или повреждения товара, как и любые дополнительные расходы, возникающие после отгрузки товара, переходят с продавца на покупателя. Однако по условиям термина CIF на продавца возлагается также обязанность приобретения морского страхования в пользу покупателя против риска потери и повреждения товара во время перевозки. Следовательно, продавец обязан заключить договор страхования и оплатить страховые взносы. Покупатель должен принимать во внимание, что согласно условиям термина CIF, от продавца требуется обеспечение страхования лишь с минимальным покрытием. По условиям термина CIF на продавца возлагается обязанность по таможенной очистке товара для экспорта. Данный термин может применяться только при перевозке товара морским или внутренним водным транспортом.

CFR (Cost and Freight (... named port of destination)) – Стоимость и фрахт (... название порта назначения). Термин CFR означает, что продавец выполнил поставку, когда товар перешел через поручни судна в порту отгрузки. Продавец обязан оплатить расходы и фрахт, необходимые для доставки товара в названный порт назначения, однако, риск потери или повреждения товара, а также любые дополнительные расходы, возникающие после отгрузки товара, переходят с продавца на покупателя. По условиям термина CFR на продавца возлагается обязанность по таможенной очистке товара для экспорта. Данный термин может применяться только при перевозке товара морским или внутренним водным транспортом.

DES (Delivered Ex Ship (... named port of destination)) – Поставка с судна (... название порта назначения). Термин DES означает, что продавец выполнил поставку, когда он предоставил не прошедший таможенную очистку для импорта товар в распоряжение покупателя на борту судна в названном порту назначения. Продавец должен нести все расходы и риски по доставке товара в названный порт назначения до момента его разгрузки. Данный термин может применяться только при перевозке морским или внутренним водным транспортом или в смешанных перевозках, когда товар прибывает в порт назначения на судне.

DAF (Delivered At Frontier (... named place)) – Поставка до границы (... название места поставки). Термин DAF означает, что продавец выполнил поставку, когда он предоставил неразгруженный товар, прошедший таможенную очистку для экспорта, но еще не для импорта на прибывшем транспортном средстве в распоряжение покупателя в названном пункте или месте на границе до поступления товара на таможенную границу сопредельной страны. Под термином «граница» понимается любая граница, включая границу страны экспорта. Поэтому, весьма важно точное определение границы путем указания на конкретный пункт или место. Данный термин может применяться при перевозке товара любым видом транспорта, когда товар поставляется до сухопутной границы.

DDU (Delivered Duty Unpaid (... named place of destination)) – Поставка без оплаты пошлины (... название места назначения). Данный термин означает, что продавец предоставит не прошедший таможенную очистку и неразгруженный с прибывшего транспортного средства товар в распоряжение покупателя в названном месте назначения. Продавец обязан нести все расходы и риски, связанные с транспортировкой товара до этого места, за исключением (если это потребуется) любых сборов, собираемых для импорта в стране назначения («сборы» здесь – ответственность и риски за проведение таможенной очистки, а также за оплату таможенных формальностей, таможенных пошлин, налогов и других сборов). Ответственность за такие сборы должен нести покупатель, также как и за другие расходы и риски, возникшие в связи с тем, что он не смог вовремя пройти таможенную очистку для импорта. Ответственность, риски и расходы за выгрузку и перегрузку товара зависят от того, под чьим контролем находится выбранное место поставки. Данный термин может применяться независимо от вида транспорта, но когда поставка осуществляется на борту судна или на пристани в порту назначения, то следует применять термин DES.

2.6. Оценка партий грузов НиНП

Для определения текущих спотовых цен (цена на момент сделки) на нефть  и нефтепродукты практически  все мировые нефтяные компании используют специализированные ежедневные отчеты агентства Платтс (Platts).73 Основными из них являются Platts Crude Oil Marketwire и Platts European Marketscan.74

Platts Crude Oil Marketwire75 публикует цены на спотовую нефть сорта Brent, по цене которой рассчитывается текущая стоимость до 75% всей остальной нефти в мире.

Platts European Marketscan76 публикует цены на все основные нефтепродукты на европейских и азиатских рынках, которые также используются для расчета стоимости наличных поставок.

Фьючерсные контракты на поставку энергоносителей, проходящие через Нью-йоркскую товарную биржу (NYMEX) и Международную нефтяную биржу в Лондоне (ICE Futures), выполняют важную экономическую функцию первичного ценообразования. Фундаментальным принципом определения текущих спотовых цен на нефть и нефтепродукты для агентства являются итоги ежедневных торгов фьючерсными контрактами на эталонную нефть сорта Brent и газойль на Международной нефтяной бирже в Лондоне и на легкую малосернистую нефть (WTI), бензин и печное топливо на Нью-йоркской товарно-сырьевой бирже. Установившиеся цены на эти пять видов контрактов, а также цены на форвардном рынке нефти служат базисом для расчета спотовых цен Platts.77

На внебиржевом  рынке цены сделок обычно известны только двум сторонам контракта. Это может стать большим препятствием для активной и ликвидной спотовой торговли. В этой связи существуют публикации, в которых приводятся котировки цен. Этими публикациями занимаются информационные агентства. Наиболее известные среди них – Platts Oilgram (McGraw Hill)78 и Petroleum Argus.79 Для отслеживания цен журналисты агентства Platt’s общаются с продавцами и покупателями на рынке в течение дня по поводу цен сделок. Агентство Platt’s в соответствии с этим публикует котировки предыдущего дня. Поскольку данные информационных агентств о ценах являются оценкой, основанной на опросах, существует риск ценового манипулирования.

Методологии оценки Platts европейских нефтепродуктов отражают рыночную цену, превалирующую на 16:30 по лондонскому времени. В своей редакторской деятельности Platts принимает во внимание предложения покупки и продажи, а также сделки, заключенные в течение оценочного дня. Эти данные анализируются и стандартизируются для того, чтобы отразить рыночную стоимость на 16:30 по лондонскому времени.80

Все предложения покупки и продажи  баржевых партий считаются действительными  с момента поступления. Они должны поступить не позже чем в 16:00:00 по лондонскому времени. Предложения  покупки или продажи не принимаются  ровно с 16:00:01.

Все предложения продажи или покупки танкерных партий принимаются ровно до 16:45:00 по лондонскому времени. Предложения покупки или продажи не принимаются ровно с 16:45:01.

Объем, качество или время отгрузки/доставки не может быть изменено после 15:45:01 для  танкерных партий, и после 16:00:01 для баржевых партий. Однако и продавец, и покупатель могут изменить цену покупки или продажи до 16:28:00. Изменения в цене не могут быть внесены после 16:28:01.

 В своей оценке танкерных партий Platts рассматривает предложения покупки и продажи, а также сделки с отгрузкой/поставкой в течение 10 - 25 суток со дня публикации. К примеру, на 1 октября котировка Platts на танкерные партии СИФ будет касаться партий с поставкой в период с 11 октября по 26 октября.

В своей  оценке баржевых партий компания Platts рассматривает предложения покупки или продажи, а также сделки по отгрузке от 3 до 15 дней с момента публикации. К примеру, на 1 октября котировка Platts на баржевые партии будет касаться партий с поставкой в период с 4 октября по 16 октября.

Обычно Platts принимает во внимание предложения покупки и продажи, сделанные в течение пятисуточного  окна отгрузки или поставки, в которое  включаются как первые, так и пятые  сутки. К примеру, на 1 октября Platts будет  рассматривать предложения покупки и продажи, сделанные в период, начиная с 11-15 октября и заканчивая 22-26 октября.

Окно оценки по датам отгрузки для североморских сортов сырой нефти составляет 10-21/23 дней от даты публикации (10-21-дневные – с понедельника по четверг, и 10-23-дневные – по пятницам).81 Большинство североморских сортов сырой нефти торгуются по дифференциалу к сорту Датированный Брент82 или к «денежному» («бумажному») BFOE.83

Оценка всех сортов рассчитывается по последней цене при закрытии рынка  на 16:30:00 по лондонскому времени.

Средиземноморские сорта оцениваются  с отгрузкой на 10–25 дней вперед, а форвардный диапазон ценообразования для рынка средиземноморских сортов составляет 13–28 дней.84

Танкерные партии сырой нефти торгуются  на спотовом рынке с отгрузкой немедленно/в ближайшем будущем. Некоторые партии торгуются с использованием цены эталона в качестве базисной цены плюс или минус дифференциал. В качестве базисной цены для оценки грузов обычно используется цена Датированного Брента. Базисная цена, как правило, представляет собой среднюю цену за определенный интервал времени, привязанный к сроку отгрузки. Например, партия Юралс может торговаться 2 января для отгрузки 15 января. Партия Юралс может торговаться по цене Датированного Брента вокруг даты коносамента минус $1,00.Таким образом, чтобы определить правильную цену Юралс, необходимо определить рыночную цену Датированного Брента вокруг даты коносамента.

Platts использует будущие цены  Датированного Брента, применимые  для каждого сорта. Для средиземноморских  сортов Platts отражает в оценке цену партий с отгрузкой через 10–25 дней. Партии, как правило, оцениваются через 1–5 дней после отгрузки. Среднее время оценки, таким образом, составляет 3 дня после даты коносамента. В этом случае компании Platts необходимо учитывать рыночную стоимость Датированного Брента с отгрузкой через 10–25 дней плюс дополнительные 3 дня. Таким образом, диапазон будущих дат для Датированного Брента составляет 13–28 дней.

Раздел 3. Управление ценовыми рисками в торговле нефтью и нефтепродуктами

3.1. Роль форвардных и фьючерсных  контрактов на рынке ННП

Нефть и нефтепродукты активно покупаются и продаются на рынке наличного товара (спотовом), где цены свободно колеблются, поэтому в нефтяной промышленности возникла необходимость в создании рынка фьючерсных и форвардных контрактов, наиболее приспособленном к условиям неопределенности цен. Нефтяные компании пользуются фьючерсными контрактами на поставку нефти и нефтепродуктов самыми разными путями, в частности для хеджирования, маркетинга, арбитражных сделок, занятия позиции и ценообразования.

Ценовой риск состоит в том, что существует возможность отклонения будущей цены от ожидаемого значения.

Управление рисками часто включает в себя покупку и продажу производных  ценных бумаг (деривативов).

Производные ценные бумаги – это финансовый актив, являющийся производным от другого финансового актива85. Например, опцион дает его владельцу право покупки или продажи акций, являющихся финансовыми активами, т.о. опцион является производной ценной бумагой по отношению к акциям. Производные инструменты, включая фьючерсные контракты, появились как средство снижения ценового риска. Многие участники фьючерсного рынка являются хеджерами.

Хеджирование (hedge – страхование) представляет собой практику заключения фьючерсной (или «бумажной») сделки для полной или частичной компенсации риска, связанного с текущей или прогнозируемой позицией на рынке наличного товара.86

Хеджирование есть способ защиты от влияния изменений цен, широко применяемый, когда цены неустойчивы. Концепция хеджирования заключается в принятии контрактной позиции противоположной той позиции, с которой связан риск. Поэтому выбор правильной стратегии при хеджировании колебаний цен связан с тем, какая позиция хеджируется. Например, производитель нефти может считать, что цены упадут, и ему нужно зафиксировать будущую цену продажи груза на уровне текущей. Он может продать некоторое количество фьючерсных и форвардных контрактов, равноценных стоимости груза, который ему предстоит поставить, если он хочет застраховаться от возможного падения цен в будущем. Отдавая предпочтение тому или иному контракту, хеджер выбирает тот из них, цена которого наиболее точно согласуется с ценой, назначаемой им в контрактах на продажу.87

С другой стороны, ряд участников рынка нуждается в защите от возможного роста цен на энергоносители, напрямую связанного со снижением прибылей, и поэтому они также могут приобретать те же контракты и уменьшить таким образом возможные убытки.

Прежде чем решить хеджировать  или нет, компания должна оценить степень своей подверженности ценовому риску. Эта подверженность имеет место при выполнении следующих условий:

  1. цены на исходные материалы или на выходную продукцию не являются постоянными;
  2. компания не может по своему усмотрению устанавливать цены на исходные материалы;
  3. компания не может свободно устанавливать цены на выходную продукцию, сохраняя при этом объем реализации.

В зависимости от формы организации  торговли, инструменты хеджирования можно разделить на биржевые и  внебиржевые.

Внебиржевые инструменты – это форвардные контракты и товарные свопы.88 Сделки этих типов заключаются напрямую между контрагентами или при посредничестве дилера.

Биржевые инструменты – товарные фьючерсы и опционы на них.89 Одной из сторон в каждой сделке купли-продажи является Расчетная палата биржи, гарантирующая выполнение как продавцом так и покупателем своих обязательств. Преимущества и недостатки биржевых и внебиржевых инструментов хеджирования представлены в таблице 3.1.

Таблица 3.1. Преимущества и недостатки биржевых и внебиржевых инструментов хеджирования.90

Внебиржевые инструменты

Биржевые инструменты

+

+

Максимально учитывают требования клиента на тип товара, размер партии, условия поставки

Низкая ликвидность – расторжение  сделки сопряжено с материальными  издержками

Высокая ликвидность рынка (позиция  может быть открыта и ликвидирована  в любой момент)

Весьма жесткие ограничения  на тип товара, размеры партии, условия  и срок поставки

Контракты могут составляться на длительные периоды

Относительно высокие накладные  расходы

Надежность: контрагент – расчетная палата биржи

Дополнительное денежное обеспечение  после установления котировочной цены

Нет требования по доп. денежному обеспечению

Ограничения на минимальный размер партии

Низкие накладные расходы на совершение сделки

Ликвидны в ограниченном временном  диапазоне

Отсутствуют ограничения на долю рынка

Сложности поиска контрагента

Торговля может вестись из любой точки планеты

 

Повышенная конфиденциальность

Риск невыполнения сторонами обязательств

   

Информация о работе Мировой рынок нефти и нефтепродуктов