Мировой рынок нефти и нефтепродуктов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 21:58, курсовая работа

Описание работы

В данной работе рассмотрены особенности функционирования мирового рынков нефти и нефтепродуктов (НиНП). Рассмотрена эволюция механизмов ценообразования и типология сделок. Приведены данные об основных участниках мирового рынка НиНП и основных направлениях торговли. Выявлены существующие на данном рынке риски, в частности, риск, связанный с колебанием мировых цен на НиНП. Проведён анализ стратегий управления ценовыми рисками, выявлены их преимущества и недостатки. Рассмотрены примеры применения данных стратегий. На основании проведённого анализа структуры и деятельности экспортной компании, выявлены необходимые меры для применения практики страхования ценовых рисков и наиболее приемлемые стратегии.

Файлы: 1 файл

В данной работе рассмотрены особенности функционирования мировог.doc

— 941.50 Кб (Скачать файл)

3.5. Преимущества и недостатки хеджирования

К числу основных преимуществ хеджирования относятся:

1. Уменьшение величины  ценового риска. Текущие цены могут измениться в пользу хеджера. Если хеджер полагает, что цены снизятся, он должен принять меры для защиты своей будущей прибыли или любой другой длинной позиции, как например, хранение нефти в резервуарах или в танкерах. Если хеджер знает свою покупную цену и не знает свою продажную цену, он должен хеджировать, чтобы зафиксировать свою цену на уровне текущей цены. В этом случае он должен продавать, чтобы сохранить свою покупную цену.108

2. Большая стабильность  и гибкость в планировании  деятельности. На жизнеспособность любого разрабатываемого проекта, связанного с нефтью, влияет ее стоимость.109 Следовательно, следует предусмотреть способы сохранения текущих цен для будущих поставок, чтобы снизить проектный риск.

3. Упрощение финансирования. Зачастую банки заинтересованы в предотвращении рисков колебаний цен на нефть на период финансирования, для чего они прибегают к хеджированию.

4. Расширение возможностей  участия в торговле реальным  товаром. Обычно имеются многочисленные предложения нефти и нефтепродуктов, причем используются различные способы для назначения продажной цены этих предложений. В этом случае хеджирование применяют для корректной оценки предложений, между ценами которых существует разница, которая может быть нейтрализована с помощью хеджирования.110

5. Разделение рисков, связанных с распределением/поставкой  (основных рисков, связанных с  принятием реальной поставки) и  ценовых рисков. Если может быть нейтрализована разница в ценах, решение о покупке или продаже физического товара принимается по соображениям, связанным с планом снабжения, графиком поставок, риском партнера и т.д.

К числу основных недостатков хеджирования относятся:

1. Наличие базисного  риска. При оценке выгод от хеджа необходимо постоянно анализировать возможное влияние базисного риска. Чаще всего приходится заключать дополнительные "бумажные" контракты с целью устранить этот риск, что приводит к усложнению и удорожанию сделок.

2. Небольшое число  фьючерсных контрактов. Из-за того, что существующие фьючерсные контракты не покрывают весь спектр торгуемых нефтепродуктов и нефтяного сырья, приходится использовать эти контракты при хеджировании разных видов нефтепродуктов, из-за чего возникает большой базисный риск.

3. Добровольный отказ  компании от получения дополнительной прибыли на спотовом рынке. Хеджирование практически сводит на нет возможность компаний получить дополнительную прибыль в случае резкого повышения или понижения цен, так как продажная/покупная цены определяются заранее до даты реальной поставки товара.111

4. Необходимость большей  координации. Необходимость большей координации между департаментами, занимающимися спотовой и "бумажной" торговлей, а также поддержание строгого внутренного контроля за "бумажными" сделками.

5. Расходы на осуществление. Суммарные затраты на комиссионные брокерам и премии опционов.

Оптимальная для компании структура  риска устанавливает компромисс между выгодами от хеджирования и  его стоимостью. Если потенциальные  потери несущественны (мало влияют на доходы фирмы), то выгоды от хеджирования могут оказаться меньше, чем затраты на его осуществление. В этом случае компании лучше воздержаться от хеджирования.

Стратегия хеджирования – это совокупность конкретных инструментов хеджирования и способов их применения для уменьшения ценовых рисков. Все стратегии хеджирования основаны на параллельном движении текущей спотовой и фьючерсной цены, результатом которого является возможность возместить на срочном рынке убытки, понесенные на рынке реального товара.112

 

3.5. Примеры стратегий хеджирования

Пример 1. Нефтяная компания заключила контракт на ежемесячные поставки 30 тыс. бар. в месяц в течение шести месяцев по цене, фиксируемой на момент поставки. Когда был подписан договор, цена нефти составляла $79,5 за бар. Снижение цен на нефть весьма вероятно, и компания хочет защитить себя от уменьшения выручки. Она хеджирует поставки на второй, третий, четвертый, пятый и шестой месяцы контракта. Фьючерсные позиции для ближайшего месяца ликвидируются после того, как фиксируется цена ежемесячной поставки (в первый день каждого месяца). Результаты стратегии хеджирования представлены в таблице 3.5.1.

Таблица 3.5.1. Результаты использования стратегии хеджирования.113

 

Цена продажи, $ за баррель

Месяц

Хеджированная продажа

Нехеджированная продажа

   

Сценарий 1

Сценарий 2

Январь

79,5

80,0

79,0

Февраль

79,5

79,5

78,5

Март

79,5

79,0

78,0

Апрель

79,5

78,5

77,5

Май

79,0

78,5

77,5

Июнь

78,5

79,0

78,0

Средняя цена

79,25

79,08

78,08


Рост денежных потоков в результате использования хеджирования:

Сценарий 1: $79,25 – $79,08 = $0,17 * 180 тыс. бар. = $30,6.

Сценарий 2: $79,25 – $78,08 = $1,17 * 180 тыс. бар. = $210,6.

При более резком снижении цен выигрыш  от хеджирования был бы более значительным.

 

Пример 2. Производитель дизельного топлива планирует свою деятельность в январе и считает, что текущая цена дизельного топлива с поставкой в летние месяцы обеспечивает ему издержки производства и прибыль. Однако он опасается, что к лету эта цена может понизиться. Не имея в январе реального товара, он продает непроизведенный товар в количестве, которое соответствует его экспортным возможностям, допустим, 100 контрактов по 42.000 галлонов каждый, цена с поставками в летние месяцы – 50 центов за галлон. Летом цена на наличное дизельное топливо действительно понижается. Однако хеджер не несёт убытки.

Суммарный доход производителя  дизельного топлива от продажи на рынке реального товара и от операции хеджирования на бирже составляет $2.100. Средняя цена реализации  дизельного топлива с учетом биржевых операций составила 50 центов за галлон, т.е. выше целевой цены.

Таблица 3.5.2. Результаты применения стратегии хеджирования.114

Время года

Рынок реального товара

Операции на бирже с фьючерсами

Январь

Издержки производства + средняя  прибыль = 49 центов за галл. (целевая цена)

Продажа непроизведенного товара: 100 фьючерсов по 42.000 галлонов каждый по цене 50 центов за галл.

Май

Продажа 2.100 тыс. галлонов дизельного топлива по цене 40 центов за галл. (840 тыс. долл.)

Откуп 50 фьючерсов по цене 40 центов за галл. (прибыль 210 тыс. долл.)

Июнь

Продажа 2.100 тыс. галлонов диз. топлива по цене 36 центов за галл. (756 тыс. долл.)

Откуп 50 фьючерсов по цене 36 центов за галл. (прибыль 294 тыс. долл.)

Результат

Всего продано 4.200 тыс. галл. топлива на сумму 1596 тыс. долл.

Прибыль от ликвидации фьючерсов 210+294=504 тыс. долл. (без учета стоимости услуг брокера)


 

 Пример 3. Нефтедобывающая компания опасается понижения цен. Она рассчитывает реализовать произведенную в августе продукцию в сентябре. Объём – 1000 бр. в день в течение 25 дней. Цена на наличном рыке в августе – $74 за бр., а октябрьские фьючерсы – $74,10 за бр.

Производитель может поступить  следующим образом: продать 25 октябрьских фьючерсов (каждый контракт на 1000 бр.) по цене $74,10, что будет составлять стоимость его запасов в размере $1.852.500.

Предположим, производитель был  прав по поводу понижения цены. 15 сентября цена на сырую нефть на наличном рынке опускается на $2 за барр. Цены на фьючерсы также понижаются. Допустим, фьючерсная цена составляет $72 за барр. Наличная цена на 15 сентября составляет $72, что на $2 меньше цены на момент производства. Он продает свою продукцию НПЗ на наличном рынке за $1.800.000, на $50.000 меньше, чем он мог получить в августе. Однако цены на фьючерсы тоже упали, и он откупает свои октябрьские фьючерсы 15 сентября по цене $72 ($1.800.000) и закрывает позицию на фьючерсном рынке. Таким образом, производитель получил прибыль в $52.500 на фьючерсах, что компенсировало  потерю в $50.000 на наличном рынке, и он хеджировал стоимость своих запасов на уровне августовской цены.

Если производитель ошибся, и  цены на наличном рынке выросли, например, до $75 к 15 сентября, а октябрьские фьючерсы выросли до $75,10. 25.000 баррелей обеспечат производителю прибыль в размере $1.875.000, что на $25.000 больше, чем он мог получить в августе. Однако фьючерсы тоже выросли до $75,10. Откупая свои контракты, он теряет $25.000. Однако, потеря на фьючерсах будет компенсирована прибылью на наличном рынке. Таким образом, цена будет близка к августовской. Короткий хедж закрепил стоимость его продукции в районе $74.115

Пример 4. Нефтяная компания, занимающаяся продажей газойля, в январе хочет найти покупателей на апрель. Потенциальные клиенты хотят договориться о цене на апрель заранее, в январе. Компания соглашается продать 2.000 т. газойля по сегодняшней апрельской цене.

Спотовый рынок – $588 за т. Фьючерсы на апрель – $608 за т.

Нефтяная компания покупает 20 апрельских контрактов по $608.

Результаты длинного хеджа: цены 25 марта: спотовый рынок – $662 за т. Апрельские фьючерсы – $670 за т.

Таблица 3.5.3. Результаты применения хеджирования.116

 

Фьючерсы (апрель)

Физический товар

Январь

Покупка 608

Продажа 588

Март

Продажа 670

Покупка 662

 

Прибыль +62

Убытки -74


Покупка фьючерсных контрактов позволила  в большей части компенсировать убытки от повышения цен на физическом рынке.

Раздел 4. Стратегии страхования ценовых рисков для экспортной компании.

Волатильность мировых цен на сырье  значительно увеличилась за последние 30 лет. Долгосрочные ценовые тренды являются малозначительными по сравнению с краткосрочной волатильностью, значительно усилившейся в последнее время. В результате краткосрочные движения цен на сырьевые товары становятся в последнее время абсолютно непредсказуемыми. С экономической точки зрения, краткосрочные колебания цен абсолютно доминируют над долгосрочными трендами. Так как долгосрочные темпы роста цен на сырьевые товары являются нестабильными, знание долгосрочных трендов изменения цен не имеет никакого реального практического значения.117

В условиях неэффективности ценового прогнозирования особое значение приобретает практика хеджирования ценовых рисков. Иностранные компании разработали обширный арсенал методов управления ценовыми рисками, а в государствах с развитой экономикой создана специальная инфраструктура как биржевого, так и внебиржевого управления ими. Российские компании обладают меньшим опытом управления ценовыми рисками, у них отсутствуют многие инструменты, доступные иностранным конкурентам, в российской экономике нет инфраструктуры хеджирования рисков, хотя со временем она будет непременно создана. Однако уже сейчас российские компании, активно работающие на мировых рынках, могут пользоваться существующей глобальной инфраструктурой и предоставляемыми ею инструментами управления ценовыми рисками.

 

4.1. Структура экспортной компании

Структура компании, занимающейся экспортом НиНП, представлена на рисунке 4.1.

Рис. 4.1. Система вход-процесс-выход  для экспортной компании.118

 

Управление рисками приобрело в настоящее время весьма большое значение для успешного ведения бизнеса. Управление или отдел/департамент по анализу и управлению рисками необходим для крупных компаний с большими объемами торговли и денежными потоками. Для успешного применения хеджирования необходимо понимать его роль в управлении бизнесом, и какие существуют проблемы при его реализации. Хеджирование должно стать одним из инструментов финансового планирования и страхования. Многие компании могут отказываться от сделок, подверженных риску, так как не могут повлиять на ценообразование товара. Это ведёт к потере прибыли. Таким образом, прибегнув к стратегиям хеджирования, компании смогут снизить потери прибыли, и даже получить дополнительную прибыль при удачно сложившейся конъюнктуре рынка. Однако существуют и определённые проблемы. Например, присутствие базисного риска119 и необходимость его устранения (то есть практически недостижимость идеального хеджа), а также стоимость операции хеджирования и её подготовка. Несмотря на эти факторы, квалифицированное хеджирование способно защитить компанию от значительных потерь. Хеджирование требует основательной подготовки, проработки хеджером решений по двум основным направлениям – стратегия и цели хеджирования и управленческое и правовое обеспечение хеджирования.

Многие руководители российских компаний воздерживаются от хеджирования в силу нескольких причин, например, сложности деривативов для понимания, ассоциирования хеджерских операций со спекуляцией, ответственность за принятие решений, а также из-за юридической сложности данных операций. Для этого необходимо привлечение специалистов в области финансовых рынков, проведение тренингов и семинаров по деривативам и хеджированию.

На начальном этапе внедрения  практики хеджирования, компания может  обратиться за консультацией к третьей  стороне, наделить своего сотрудника полномочиями взаимодействия с третьей стороной, постановки задачи и контроля деятельности, а также координации действий и предоставления результатов. Данную функцию могут выполнять сотрудники отдела продаж или отдела риск-менеджмента или финансового управления, в зависимости от структуры компании.

Необходимо помнить, что целью  хеджирования является не получение  прибыли, а снижение финансовых рисков и  минимизация возможных потерь, а также то, что хеджирование предполагает полную юридическую и финансовую чистоту сделок.

Информация о работе Мировой рынок нефти и нефтепродуктов