Мировой рынок нефти и нефтепродуктов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 21:58, курсовая работа

Описание работы

В данной работе рассмотрены особенности функционирования мирового рынков нефти и нефтепродуктов (НиНП). Рассмотрена эволюция механизмов ценообразования и типология сделок. Приведены данные об основных участниках мирового рынка НиНП и основных направлениях торговли. Выявлены существующие на данном рынке риски, в частности, риск, связанный с колебанием мировых цен на НиНП. Проведён анализ стратегий управления ценовыми рисками, выявлены их преимущества и недостатки. Рассмотрены примеры применения данных стратегий. На основании проведённого анализа структуры и деятельности экспортной компании, выявлены необходимые меры для применения практики страхования ценовых рисков и наиболее приемлемые стратегии.

Файлы: 1 файл

В данной работе рассмотрены особенности функционирования мировог.doc

— 941.50 Кб (Скачать файл)

4.2. Организация хеджирования

На рисунке 4.2. представлена последовательность операций при организации хеджирования.

Рис 4.2. Последовательность шагов при  организации хеджирования.120

A – Выявление рисков; определение объемов, подлежащих хеджированию.

B – Поиск ликвидных рынков и инструментов, подходящих для хеджируемого товара. (Выбор биржевой или внебиржевой площадки)

C – Постановка задачи хеджирования, поиск оптимального решения (хеджировать или нет).

D – Разработка стратегии хеджирования.

F – Оценка возможности финансирования выбранной стратегии.

G – Проработка валютного, налогового и бухгалтерского законодательства.

H – Апробация стратегии хеджирования.

Решение практических вопросов хеджирования требует комплексного подхода.

1) Где хеджировать – выбор площадки. Российские срочные рынки находятся еще на стадии становления, осуществляются попытки внедрения фьючерсов на энергоносители. На международных биржах представлен более широкий выбор срочных контрактов на энергоносители, однако спецификации контрактов могут не совпадать с российскими энергоносителями. Для зарубежных внебиржевых рынков характерна невысокая ликвидность некоторых финансовых инструментов. Таким образом, в основном зарубежные площадки предоставляют более широкие возможности хеджирования ценовых рисков. Нужно оценить степень ликвидности и корреляции инструментов хеджирования.

2) Что хеджировать – выбор хеджируемого товара. Партии реального товара, отправляемого на экспорт.

3) Чем хеджировать – выбор инструментов. Основными критериями выбора инструментов хеджирования являются их ликвидность и корреляция с хеджируемым товаром. На международных биржах в Нью-Йорке и Лондоне существую фьючерсы и опционы на нефть сортов WTI и Brent соответственно, а также на бензин, газойль, печное топливо.

4) Как хеджировать – стратегия. Выбор стратегии основывается на оценке хеджером перспектив рынка, общей стратегии компании и задаче хеджа, а так же опыте хеджа и наличия на рынке подходящих инструментов. Выбор стратегии определяется степень желаемого снижения рисков и ориентацией на дополнительную прибыль. По мере развития рынка необходимо вносить изменения в выбранную стратегию.

5) С кем хеджировать – выбор контрагента. Наиболее частым выбором является брокерская компания. Брокерские компании предоставляют различные услуги своим клиентам, выступая посредником между продавцом и покупателем, между страховщиком и страхователем, или являясь торговым представителем на бирже и выполняя операции по поручению клиента. Цены на свои услуги брокерские компании устанавливают самостоятельно, и иногда разница в ценах на одни и те же услуги у разных брокеров бывает очень существенна.121 Также услуги по хеджированию предоставляют банки.

6) Как начать хеджировать – выбор организационных форм. Компания может создать собственное хеджерское подразделение, включающее в себя специалистов по финансам, бухгалтерскому учету, юриспруденции, риск-менеджеров, специалистов по рынкам производных финансовых инструментов и т.д. Однако при этом возникают существенные финансовые и временные затраты на создание необходимой инфраструктуры, подбор и подготовка кадров, их профессиональное становление. Поэтому, на мой взгляд, наиболее выгодно привлечение брокера – профессионального консультанта по хеджированию, обладающего практическим опытом и деловыми связями, или использование услуг банков.

4.3. Стратегии хеджирования для  экспортной компании

Для экспортной компании наиболее выгодно  использовать стратегии хеджирования с использованием фьючерсов и  опционов, так как данные стратегии являются достаточно простыми для понимания, и удобными ввиду наличия ликвидных инструментов хеджирования. В качестве площадки хеджирования можно выбрать биржу NYMEX или ICE. С точки зрения разницы во времени торгов, удобнее биржа ICE в Лондоне. На бирже ICE доступны фьючерсы на нефть сорта Brent и газойль.

Пример 1. Наша экспортная компания планирует реализовать 2.000 тонн газойля. Сегодня 10 сентября, и компания опасается понижения цен, т.к. на сегодня покупателей нет. Так как компания обладает запасом товара, она находится в «длинной» позиции. Следовательно, на фьючерсном рынке необходимо занять «короткую» позицию, т.е. продать фьючерсный контракт.

Текущие спотовые цены (например, CIF NWE) на газойль составляют $565 за т.

Фьючерсы:

Сентябрь – $570; Октябрь – $579; Ноябрь – $586,75.

Стратегия:

10 сентября – продаем 20 октябрьских  фьючерсов на газойль (объем  контракта 100 тонн). Стоимость:  $579*2.000 = $1.158.000.

Стоимость запасов: $565*2.000 = $1.130.000.

10 октября – покупатель найден. Спотовые цены составляют $561 за т.

Фьючерсы:

Октябрь – $565; Ноябрь – $573,50; Декабрь – $581,75.

Покупаем фьючерсы по $565 (закрываем позицию). Стоимость: $565*2.000 = $1.130.000.

Получили прибыль на фьючерсах: $28.000.

Продаём физический товар по цене $561 за т. Стоимость: $561*2.000 = $1.122.000.

Потери в цене на реальный товар: $8.000.

ИТОГО: Операции на фьючерсном рынке помогли ликвидировать ценовой риск, дать дополнительную прибыль (на покрытие расходов по хранению, комиссионные брокерам и прочие расходы на хеджирование).

Пример 2. Экспортируемый товар – сырая нефть. Компания продала партию в Роттердам по цене Брент на определенную дату на условиях FOB минус $1 за баррель – цена устанавливается, исходя из трёх публикаций Platts, где серединная соответствует дате прибытия в Роттердам. Необходимо хеджирование на время поставки и продажи партии товара.

Судно прибыло в Роттердам 19 декабря.

Рыночные цены составляли:

 

16 декабря

19 декабря

20 декабря

Брент на определенную дату

77,95

77,50

77,05

Брент ICE февраль

77,80

77,35

76,90

Брент ICE март

77,87

77,40

76,93

Брент ICE апрель

77,94

77,45

76,97


 

Затраты на транспортировку –  $0,70 за бар.

Физический рынок: продажа по цене Брент на определенную дату минус $1: ($77,95 + $77,50 + $77,05)/3 - $1 = $76,50 за бар.

Потери на физическом рынке - $0,70 за бар.

Фьючерсы: Продажа по $78,30 за бар.

Покупка: ($77,80 + $77,35 + $76,90)/3 = $77,35 за бар.

Прибыль на фьючерсах = $0,95 за бар.

ИТОГО: +$0,25/бар.

 

 

Пример 3. Применение опционов. Компания может осуществить поставку газойля в июне и опасается падения цены за это время. Компания может приобрести июльский опцион на продажу по цене $410, что будет для неё правом, но не обязательством продать июньский фьючерс по цене $368,25/т. (цена опциона минус премия $41,75). Это право дает компании защиту при падении цен на газойль ко времени исполнения опциона, однако лишает её дополнительной прибыли при росте цен. Варианты опционных стратегий дня компании экспортёра представлены в таблице 4.3.

Таблица 4.3. Варианты стратегий использования опционов для экспортёра.122

Вариант стратегии

Риск

Отдача

Покупка опциона на продажу.

Риск ограничен величиной премии за опцион.

Гарантирована минимальная продажная  цена за вычетом премии.

Покупка опциона на продажу и  продажа опциона на покупку.

Потеря возможности получить всю  прибыль от роста цен сверх  зафиксированной минимальной цены.

Гарантирована минимальная продажная  цена без выплаты премии.

Покупка нескольких опционов на продажу  и продажа меньшего числа опционов на покупку.

Потеря возможности получить часть прибыли от роста цен сверх зафиксированной максимальной цены.

Гарантирована минимальная продажная  цена без выплаты премий с возможностью получить часть прибыли от роста  цен сверх зафиксированной максимальной цены.

Продажа опциона на покупку.

Потеря возможности получить дополнительную прибыль, если цены превысят базисную цену опциона плюс полученную премию; страхование цен только на величину премии.

Получение премии, снижение рисков потерь от снижения цен на величину премии.


 

Заключение форвардного контракта также позволит экспортной компании зафиксировать цену, если немедленная поставка товара невозможна, а цены могут упасть. Однако, особенность форвардного контракта в том, что в зависимости от изменения уровня цен, одна сторона (покупатель или продавец) всегда оказывается в выигрыше, а другая проигрывает.

Если компания реализует свою продукцию  по долгосрочным контрактам, хеджирование также целесообразно, так как  контрактная цена может быть либо фиксированной, либо формульной, а рыночные котировки меняются каждый день, и прибыль может быть нестабильной. Однако, долгосрочные контракты обеспечивают стабильные партнёрские отношения и непрерывность поставок.

Таким образом, применение хеджирования для экспортной компании является целесообразным, так как позволяет зафиксировать цены на уровне, удовлетворяющем потребности компании, застраховать прибыль и получить дополнительных доход, который покроет затраты на проведение операций хеджирования.

Заключение

Изучение мирового рынка нефти  и нефтепродуктов позволило сделать следующие выводы.

1.1.  Мировые запасы нефти расположены неравномерно и в основном сосредоточены в развивающихся странах Ближнего и Среднего Востока, в то время как основные потребители – высокоразвитые страны (США, ЕС, Япония) и поднимающиеся новые гиганты (Китай). Это может привести к противоречиям на мировых рынках, так как одни страны оказываются зависимыми от импорта нефти, другие имеют сырьевой характер экономики.

1.2. Нефть практически не находит  конечного применения, поэтому важную роль играет торговля нефтепродуктами.

1.3. Нефтяная отрасль связана  с большим количеством различных рисков: политические, экологические, ценовые и т.д.

Анализ ценовых рисков на рынке  ННП привел к следующим результатам.

2.1. На ценообразование нефти оказывают влияние не только спрос и предложение, но и такие факторы как неравномерность социально-экономического развития стран, геополитика (стремление отдельных стран регулировать торговые нефтяные потоки), спекуляция.

2.2. В настоящее время ценообразование происходит на бирже, в результате конкурентной борьбы различных игроков, что обеспечивает диверсифицированность рынка, гибкость механизмов его функционирования.

2.3. Существуют внебиржевой и  биржевой рынки ННП. На внебиржевом  рынке осуществляются спотовые сделки (с немедленной поставкой), а так же срочные сделки (форвардные контракты, с отсрочкой поставки на несколько месяцев). На биржевом рынке торгуются стандартизированные контакты (фьючерсы, опционы), по которым не осуществляется поставка физического товара.

2.4. В связи с большими объемами  торговли, колебания мировых цен  на нефть могут привести к  большим убыткам. Следовательно,  участникам нефтяного рынка необходимо  применять стратегии страхования  рисков.

Анализ стратегий страхования  ценовых рисков позволил сделать следующие выводы.

3.1. Участники нефтяного рынка  активно используют биржевые  контракты (торговля «бумажной»  нефтью) для страхования рисков  изменения цены на поставки  физического товара. Также широко  используются форвардные контракты, для обеспечения в будущем поставок по фиксированной на момент заключения контракта цене.

3.2. Существуют различные варианты  стратегий хеджирования (страхования  рисков). Их выбор зависит от  состояния рынка (соотношения  спроса и предложения).

3.3. Хеджирование является важным аспектом нефтяной торговли, так как в настоящее время цены на нефть весьма неустойчивы, и компании, заключая сделки на крупные дорогостоящие партии, хотят защитить себя от финансовых потерь и получить наибольшую прибыль от реализации своей продукции.

3.4. Невозможно полностью избежать  ценового риска, и есть вероятность  потери дополнительной прибыли, но хеджирование помогает избежать нежелательных финансовых потерь, обеспечить большую стабильность и гибкость в планировании деятельности.

Изучение стратегий страхования  ценовых рисков для экспортной компании позволило сделать следующие  выводы:

4.1. В большинстве российские  компании не знакомы с практикой  хеджирования, у них складывается  неправильное представление о  нём, в связи с чем происходит смешение понятий хеджирования и спекуляции и боязнь «проиграть» на хеджировании.

4.2. Для более успешной практики  хеджирования компаниям необходимо  привлечение профессиональных консультантов,  проведение семинаров, и в последствии  создания собственных хеджерских подразделений, включающих в себя специалистов по риск-менеджменту, финансам, бухгалтерскому учёту и юриспруденции.

4.3. Для осуществления хеджирования необходима проработка его целей и практической реализации, сопоставление необходимости хеджирования с целями данной конкретной компании.

4.4 Успешное и правильное внедрение  хеджирования позволит уменьшить колебания прибыли, улучшить управляемость производством, увеличить капитал, стабилизировать доходность.

4.5. У компаний, занимающихся экспортом нефти и нефтепродуктов, есть потребность в хеджировании из-за нестабильных цен на сырьё, а так же значительных объёмов торговли, прибыли и возможных потерь.

4.6. Необходимо помнить, что целью хеджирования является не получение прибыли, а снижение финансовых рисков и  минимизация возможных потерь, а также то, что хеджирование предполагает полную юридическую и финансовую чистоту сделок.

Список использованных источников

Информация о работе Мировой рынок нефти и нефтепродуктов