Мотивация персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 20:05, курсовая работа

Описание работы

Формирование социально-ориентированной рыночной экономики не может восприниматься массами как смысл и цель их труда. Смысл труда не может быть сведен также к материальной заинтересованности. Налицо кризис труда: девальвированы трудовые ценности, труд превратился из основы образа жизни в средство выживания. Труд потерял свою смыслообразующую функцию. Для формирования сильной трудовой мотивации необходимо, чтобы смысл труда выходил за рамки удовлетворения только личных материальных потребностей человека.

Файлы: 1 файл

Основной текст.doc

— 605.00 Кб (Скачать файл)

 


 


Введение

 

Формирование социально-ориентированной рыночной экономики не может восприниматься массами как смысл и цель их труда. Смысл труда не может быть сведен также к материальной заинтересованности. Налицо кризис труда: девальвированы трудовые ценности, труд превратился из основы образа жизни в средство выживания. Труд потерял свою смыслообразующую функцию. Для формирования сильной трудовой мотивации необходимо, чтобы смысл труда выходил за рамки удовлетворения только личных материальных потребностей человека.1

Высвобождение рабочей силы и создание конкуренции на рынке труда, не побуждают к формированию сильной трудовой мотивации, хотя и приостанавливают процессы дальнейшей деградации рабочей силы.

Главная задача сейчас с точки зрения мотивационных процессов — сделать каждого не столько собственником средств  производства, сколько собственником своей рабочей силы.

При решении проблемы кризиса труда сталкиваются социальные группы, каждая из которых стремится наиболее полно реализовать свои интересы зачастую в ущерб не только интересам других групп, но и интересам общества в целом. Поэтому именно общество в лице государства должно способствовать развитию мотивации высокопродуктивного труда. Выход из кризиса невозможен без регулирующей роли государства в этой области.

Государственная политика (программа) преодоления кризиса труда должна защищать и обеспечивать реализацию прав работников, умеющих и желающих работать с высокой трудовой отдачей, гарантируя им уровень качества трудовой жизни, достаточный для эффективной реализации и воспроизводства их трудового потенциала; жестко противостоять любым формам получения незаконных доходов и социального паразитирования, усиливая административно-правовые методы управления и контроля за соблюдением трудового законодательства.

Таким образом, тема данной работы, предполагающая исследование системы мотивации в организации и выявление путей ее совершенствования,   является в настоящее время актуальной.

Цель данной работы заключается в том, чтобы изучить основы системы мотивации персонала в теоретическом плане и определить возможные пути ее совершенствования на практическом примере.

В связи с поставленной целью необходимо решить ряд задач, таких как: определить сущность мотивации, изучить понятия потребностей, интересов, мотивов и стимулов, их взаимосвязь и взаимообусловленность;  дать обзор основных теорий мотивации, оценить их роль и значение; провести исследование уровня оплаты труда и сложившейся системы   мотивации персонала    на примере конкретной  организации; выявить основные проблемы действующей системы мотивации персонала организации и разработать направления ее совершенствования.

Объектом изучения в данной работе служит ООО «ВИСЛА».

Предметом исследования является действующая система мотивации персонала организации.

Методологическую основу данной  работы составили труды таких авторов, как Азаров Ю.П., Базаров Т.Ю., Веснин В.Р.,  Гольдштейн Г.Я.,    Кибанов А.Я., Ревяко Т.И., Рыбкин А. и др.  Эмпирической базой работы послужили материалы социологических исследований, информация, содержащаяся в фундаментальных научных работах, в материалах периодической печати, использованы материалы финансовой отчетности предприятия и Устав ООО «ВИСЛА».

При написании работы используются общепринятые методы экономических исследований, такие как изучение научной литературы, монографий, экономико-статистический, метод группировки и сопоставления данных и другие.

Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

 

 

ГЛАВА 1. МОТИВАЦИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Мотивация: понятие и виды

 

«Мотивация» (мотив) происходит от греческого слова motiv и от латинского -movo - двигаю. В разных источниках приводятся разнообразные определения мотивации.

По Л.В. Карташовой мотивация - это «процесс сопряжения целей предприятия и целей работника для наиболее полного удовлетворения потребностей обоих, это система различных способов воздействия на персонал для достижения намеченных целей и работника, и предприятия».

В «Современном экономическом словаре» указывается, что мотивация - это «внешнее или внутреннее побуждение экономического субъекта к деятельности во имя достижения каких-либо целей, наличие интереса к такой деятельности и способы ее стимулирования, побуждения».2

Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей.3 Другими словами - это внутренняя энергия, включающая активность человека в жизни и на работе.

Кибанов А.Я. определяет мотивацию, как внутренний процесс сознательного выбора человеком того или иного типа поведения, определяемого комплексным воздействием внешних (стимулы) и внутренних (мотивы) факторов.4

По мнению  Магура  М. и Курбатовой М.: существует два смысла слова "мотивация". С одной стороны, мотивацию рассматривают как систему внешних воздействий, призванных побуждать человека к работе с высокой отдачей. Организация использует в отношении своего персонала самые разнообразные стимулы: деньги, награды, статус, повышения по службе, ожидая при этом, что работники в ответ будут усердно трудиться. Эта система может включать и набор негативных стимулов и наказаний: штрафы, депремирование, понижение в должности, увольнение. С другой стороны, мотивацию рассматривают как внутренние побуждения, исходящие от самого человека, как желание, стремление работать с высокой отдачей, заинтересованность в результатах своего труда. И по большому счету именно такое состояние человека является истинной мотивацией.5

Прежде чем приступить к рассмотрению дальнейших вопросов мотивации, необходимо остановиться на уяснении смысла основных понятий, которые будут использованы в дальнейшем.

Потребности - психический или физический дефицит чего-либо, отраженный в восприятии человека. Наука дает определение потребностей как нужды в чем-то объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом. Все это сводится к более лаконичному определению: потребности — внутренний побудитель активности.

Мотивация включает в себя внутреннее состояние человека, называемое потребностью, и нечто вне его, определяемое как стимул или задача. Поведение человека определяется потребностью, которая доминирует в данный момент времени.

Мотив - осознаваемая побудительная сила поведения человека, это то, что вызывает определенные действия человека.

Мотивирование — это процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям путем пробуждения в нем определенных мотивов.

Вознаграждение - это не только деньги и удовольствия - это все, что человек считает для себя ценным в данный момент времени.

Система мотивации - комплекс мероприятий, стимулирующих персонал не только к работе, за которую платят деньги, но прежде всего к особой старательности и активному желанию работать именно в этой организации, к получению высоких и высочайших результатов в своей деятельности, к лояльности по отношению к руководству.6 В последние десятилетия для всех, кто занимается теорией и практикой управления, стало очевидно, что высокая мотивация персонала - это важнейшее условие успеха любой организации. Ни одна компания не может преуспеть, не создав у своих работников настроя на работу с высокой отдачей, без высокого уровня приверженности персонала, без заинтересованности членов организации в конечных результатах и их стремления внести свой вклад в достижение поставленных целей. Устойчивые высокие рабочие результаты недостижимы, когда человек не заинтересован в результатах своего труда. Но чтобы работать хорошо, человек должен захотеть этого.

Многочисленные исследования указывают на неразрывную связь трудовой мотивации персонала и уровня рабочих показателей. Интерес руководителей и исследователей, занимающихся проблемами управления, к изучению трудовой мотивации так высок потому, что именно в сфере мотивации следует искать побудительные силы, заставляющие людей работать с полной отдачей сил в интересах организации.

Рабочее поведение персонала - это результат взаимодействия ключевых факторов организационной среды и мотивационной сферы работника, его потребностей, ценностей, установок и ожиданий. Трудно ожидать высокой трудовой мотивации от работника, который не находит в работе возможностей для реализации своих основных устремлений. Профессиональный потенциал работника при высокой мотивации реализуется достаточно полно (70 - 80%), в то время как при низкой мотивации - в лучшем случае на 20 - 30%. То есть можно в 2 - 3 раза увеличить отдачу от сотрудников, усилив их трудовую мотивацию!

Трудовая мотивация проявляется в трех взаимосвязанных и взаимопроникающих состояниях (рис. 1): заинтересованности в конечных результатах труда, в удовлетворенности работой и в степени приверженности работника организации, то есть в степени его преданности целям и интересам своей организации.

Настрой на высокую самоотдачу в труде является сложным психологическим образованием, формирующимся под воздействием большого набора факторов окружающей среды. Низкая заинтересованность, низкая приверженность, неудовлетворенность работника проявляются так: "Я перестал стараться. Сами знаете, как это бывает. Всю работу я делал вполне нормально, но только без этих мелких штришков, благодаря которым становится видна разница между хорошим чертежом и тем, который сделан кое-как. И, конечно, я не торопился. Когда получалось сдать работу, тогда и получалось". А на другом полюсе высокая заинтересованность: "Я стал работать еще упорнее, еще больше вкладываться в работу... брал работу на дом, чтобы делать в свободное время... мне не терпелось прийти назавтра с утра и сделать еще больше". Таким образом, мотивированный сотрудник - тот, у которого «горят глаза», который идет на работу «как на праздник», внутренне нуждается в рабочем процессе, привязан к нему и получает от него настоящее удовольствие. А как известно, человек может делать хорошо только ту работу, которая доставляет ему радость и удовлетворение.

┌──────────────────┬────┬──────────────────┐

│                  │""""│                  │

│                  │""""│                  │

│                  │""""│                  │

│Заинтересованность│""""│  Приверженность  │

│                  │""""│                  │

│           ┌──────┼────┼──────┐           │

│           │""""""│****│""""""│           │

│           │""""""│****│""""""│           │

└───────────┼──────┴────┴──────┼───────────┘

│                  │

│ Удовлетворенность│

│                  │

│                  │

│                  │

└─────────────────┘

Рис. 1. Ключевые индикаторы трудовой мотивации 7

 

Каждый руководитель наверняка сталкивался с заинтересованным и незаинтересованным отношением  к работе своих подчиненных. Понимание того, какое влияние оказывает мотивация на результаты труда, заставляет руководителей более внимательно присмотреться к тому, насколько условия труда, сложившаяся практика управления, психологический климат в подразделениях и в организации в целом, система стимулирования, организационная культура способствуют формированию высокой трудовой мотивации у работников. Денежные стимулы при этом являются очень важным, но далеко не единственным фактором, определяющим трудовую мотивацию. Нужен комплексный подход к формированию мотивирующей организационной среды, то есть создание таких условий в подразделении и организации в целом, которые максимально способствуют повышению трудовой мотивации работников.

Если руководство хочет добиться от своих сотрудников хорошей работы, следует предпринимать целенаправленные действия для усиления их трудовой мотивации, то есть повышения заинтересованности в конечных результатах, роста приверженности своей компании и удовлетворенности трудом. Это возможно лишь в том случае, если условия, в которых люди выполняют свою работу, будут в полной мере отвечать их потребностям, ценностям, установкам и ожиданиям. Полагаться на то, что работник сам найдет стимулы в работе, побуждающие его напряженно трудиться в интересах организации, не стоит. Создание мотивирующей рабочей среды должно стать важнейшей целью для руководства любой компании. Если же руководители за рабочими проблемами не замечают человека и не понимают основных мотивов, определяющих его поведение на работе, в мотивации сотрудников могут происходить драматические изменения, самым негативным образом влияющие на их работу и отношение к делу. Ослабление трудовой мотивации обычно проявляется в снижении удовлетворенности своим трудом и местом работы, падением заинтересованности в результатах труда и приверженности своей организации.

Для понимания трудового поведения подчиненных и построения эффективной системы воздействия на их мотивацию следует знать ключевые принципы, которые определяют связь трудовой мотивации и рабочего поведения человека. Это следующие принципы:

- полимотивированность  трудового поведения;

- иерархическая организация мотивов;

- компенсаторные отношения  между мотивами;

- принцип справедливости;

- принцип подкрепления;

- динамичность мотивации.8

Основными задачами мотивации являются:

  • формирование у каждого сотрудника понимания сущности и значения мотивации в процессе труда;
  • обучение персонала и руководящего состава психологическим основам внутрифирменного общения;
  • формирование у каждого руководителя демократических подходов  к  управлению персоналом, с использованием современных методов мотивации.

Для решения этих задач необходим анализ:

  • процесса мотивации в организациях;
  • индивидуальной и групповой мотивации, если таковая имеется в зависимости между ними;
  • изменений, происходящих в мотивации деятельности человека при переходе к рыночным отношениям.9

Для решения указанных задач применяются различные способы мотивации, сущность которых заключается в следующем:

Информация о работе Мотивация персонала