Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 00:07, курсовая работа
Плательщиками налога на прибыль организаций являются российские организации и иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации (статья 246 Налогового кодекса).
Принципиальное отличие системы «директ-костинг» от калькулирования полной себестоимости состоит в отношении к постоянным общепроизводственным расходам. Калькуляция себестоимости по переменным издержкам – это такой метод учета затрат, при котором постоянные общепроизводственные расходы исключаются из издержек производства. Общехозяйственные расходы являются периодическими и полностью включаются в себестоимость реализованной продукции общей суммой без подразделения на виды изделий. В конце отчетного периода такие расходы списываются непосредственно на уменьшение выручки от реализации продукции.
В соответствии с Международными стандартами бухгалтерского учета метод «директ-костинг» не используется для составления внешней отчетности и расчета налогов. Он применяется во внутреннем управленческом учете для проведения технико-экономического анализа и для принятия оперативных управленческих решений.
Основными преимуществами системы учета «директ-костинг» является следующее:
1) упрощается исчисление себестоимости продукции, так как себестоимость планируется и учитывается только в части производственных затрат. Ограничение себестоимости переменными затратами позволяет упростить процессы нормирования, планирования, учета и контроля затрат, так как себестоимость становится более прозрачной, а отдельные затраты – лучше контролируемыми. Отсутствует процедура условного распределения постоянных затрат между видами продукции. В состав себестоимости продукции они не включаются и списываются непосредственно на уменьшение финансового результата. В этих условиях директ-костинг помогает снизить трудоемкость распределения накладных расходов;
2) появляется возможность определения порога рентабельности (точки безубыточности, порогового объема продаж), запаса финансовой прочности предприятия и нижней границы цены продукции или заказа;
3) появляется возможность проведения сравнительного анализа рентабельности различных видов продукции;
4) становится возможным определить оптимальную программу выпуска и реализации продукции;
5) руководитель предприятия имеет информационную базу для принятия оперативного управленческого решения: «собственное производство продукции или закупка на стороне».
Основные принципы формирования ПБУ 10/99 «Расходы организации», которые определили издержки, относимые на себестоимость продукции.
Понятие затрат на производство и издержек обращения. Основа их классификации и принципы отражения в системе бухгалтерского учета.
В ПБУ 10/99 «Расходы организации» в основном используется термин «расходы». Так согласно п.7 к расходам по обычным видам деятельности относятся расходы, возникающие непосредственно в процессе переработки (доработки) МПЗ для целей производства продукции, выполнения работ, оказания услуг и их продажи, а также продажи (перепродажи) товаров.
Однако следует разграничить понятие затрат и расходов. ПБУ 9/99 четко определяет соответствие доходов и расходов, т.е. в расходы затраты «превратятся» после признания соответствующих доходов и отражения затрат в отчете о прибылях и убытках.
Таким образом затраты – это потребленные материальные, трудовые, финансовые и иные ресурсы, оцененные в стоимостном выражении, и признаваемые в балансе до тех пор, пока не будут признаны доходы, связанные с ними.
Затраты на производство продукции являются текущими и включаются в затраты на производство продукции того отчетного периода, к которому они относятся независимо от времени их оплаты.
В затраты на производство продукции включаются:
1) Предпроизводственные единовременные затраты – связаны с подготовкой и освоением производства до его начала. 2) Производственные затраты: непосредственно связанные с выполнением технологических операций, связанные с обслуживанием и эксплуатацией производственного оборудования, связанные с управлением производства (з/пл начальника цеха), управленческие и коммерческие расходы (общие административные затраты), расходы на продажу, связанные со сбытом продукции.
В ПБУ 10/99 указывается, что учет затрат должен быть обеспечен в разрезе 5-ти элементов: материальные затраты; расходы на оплату труда; отчисления на социальные нужды; амортизация;
прочие затраты.
Для правильной организации учета затрат на производство важное значение имеет классификация производственных затрат:
по месту возникновения затраты группируются по производствам, цехам, участкам и другим структурным подразделениям организации. Такая группировка затрат необходима для определения производственной себестоимости продукции.
по видам продукции расходы группируются для исчисления себестоимости.
По экономической роли в процессе производства затраты делятся на:
-основные – непосредственно связанные с технологическим процессом
-накладные – связаны с организацией, обслуживанием производства и управления им (сч. 25,26).
По способу включения в себестоимость продукции затраты делятся на:
-прямые которые можно сразу соотнести с объектом калькулирования в момент их осуществления на основании первичных документов (сырье, материалы, зарплата, потери от брака).
-косвенные – связанные с изготовлением нескольких видов продукции и распределяются между ними пропорционально выбранной базе (общепроизводственные, общехозяйственные, материалы и т.п.).
Для целей управления, планирования и контроля себестоимости продукции, важное значение имеет группировка расходов по отношению к объему производства.
По отношению к объему производства расходы подразделяются на: условно-переменные, которые относятся расходы, размер которых изменяется пропорционально изменению объема производства: материалы, зарплата рабочих, амортизация оборудования. Сюда также относятся расходы, которые не прямо пропорционально зависят от объема производства (зарплата цехового персонала и другие общепроизводственные расходы). условно-постоянные, расходы до определенной границы не зависят от изменения объема производства продукции, к ним, как правило, относятся все общехозяйственные расходы.
Расходы основного производства учитываются на счете 20: Д20 К02,10,70,69,23.
Состав общепроизводственных расходов (сч. 25). Порядок учета и списания.
Учет данных расходов ведется на собирательно-распределительном счете 25 «Общепроизводственные расходы».
Следует отметить, что в составе общепроизводственных расходов учитывается не только накладные, но и основные, косвенно-распределяемые расходы на содержание и эксплуатацию оборудования. Учет общепроизводственных расходов – Д 25 в корреспонденции с К счетов 02, 05, 10, 16, 60, 69, 70, 71, 76, 97.
В конце месяца счет 25 закрывается и сальдо не имеет. Состав общехозяйственных расходов (сч. 26). Их учет и методы списания. Для учета затрат, связанных с организацией и управлением предприятием в целом предназначен сч. 26 (активный, собирательно-
Существуют два варианта списания общепроизводственных расходов:
Общехозяйственные расходы участвуют в формировании полной производственной себестоимости выпускаемой продукции. Списание расходов осуществляется в Д 20 по видам продукции, в Д 23 – если продукция реализуется на сторону К 26. Другой путь списания общехозяйственных расходов в Д 90/2 ежемесячно, Д 90/2 К26.
По истечении каждого месяца расходы на продажу, учтенные в течение месяца по Д 44 списываются в конце месяца на себестоимость реализованной продукции по одному из 2-х вариантов, которые заявляются в учетной политике:
расходы на продажу признаются в себестоимости продаж полностью, это право выбора дано ПБУ 10/99 в бухгалтерском учете Д 90/2 К 44; расходы на продажу частично списываются в конце месяца в Д 90/2 К 44.
Для предприятий, осуществляющих производственную деятельность, частичному списанию и распределению подлежат расходы на упаковку и транспортировку относящиеся к нереализованной продукции.
Все остальные расходы, связанные с продажей продукции ежемесячно списываются на себестоимость проданной продукции, т.е. на сч. 44 может быть сальдо, которое представляет собой сумму расходов на продажу, относящихся к нереализованной продукции.
НМА принимаются к учету по первоначальной стоимости, которая зависит от канала приобретения.
Объекты интеллектуальной собственности:
- НМА, регулируемые патентным правом (исключительное право патентообладателя на изобретение, право владельца на товарный знак, селекционные достижения, «Ноу-Хау»);
- НМА, регулируемые авторским правом (программы для ЭВМ, базы данных, топология интегральных микросхем).
Деловая репутация организации (good will) – это разница между покупной ценой организации, как имущественного комплекса и суммой ее активов и обязательств, которые определяются по данным бухгалтерского баланса, приобретаемой организации.
«Положительная деловая репутация» - надбавка к цене, которая уплачивается покупателем в ожидании будущих экономических выгод. Положительная деловая репутация учитывается в составе НМА: Д 08 К 60
Д 04 К 08 – принята к учету положительная деловая репутация
Д 20, 44 К 04 – амортизация начисляется равномерно линейным способом в течение 20 лет.
«Отрицательная деловая репутация» - скидка с цены, предоставленная покупателю.
Отрицательная деловая репутация учитывается как доход текущего периода на счете 91.
В состав НМА не включаются: - интеллектуально-деловые качества персонала, его способность к труду; - не давший положительного результата НИОКР; - материальные носители, в которых отражен результат интеллектуальной собственности; - организационные расходы (расходы, связанные с образованием юр.лица, лицензии на осуществление определенного рода деятельности). Д 97 К 76 (60) – приобретение лицензии. Д 20, 23, 44 и т.д. К 97 – равномерно в течение срок.
Единицей учета является инвентарный объект – совокупность прав на объекты интеллектуальной собственности, полученных по отдельно взятому правоохранительному документу, при этом инвентарный объект может быть сложным, если объединяет несколько охраняемых результатов (например, кинофильм). По НМА существует инвентарная карточка, унифицированная форма НМА-1, акты ОС-1 и ОС-4 «переделываются» под НМА.
Учет поступления нематериальных активов. НМА принимаются к учету по первоначальной стоимости, которая зависит от канала приобретения: - за плату (Д 08 – К 60 сумма фактических затрат – НДС, Д 19 – К 60 НДС), - создании (Д 08 – К 10,70,69,05,60…); - внесении учредителями в качестве вклада в уставный капитал (Д 08 – К 75 по согласованной стоимости);
- получении по договору дарения (безвозмездно) (Д 08 – К 98,2 по рыночной стоимости).
Бухгалтерский учет поступления НМА ведется с использованием счета 08 «Вложения во внеоборотные активы», в разрезе субсчетов: 08/5 «Приобретение НМА», 08/8 «Выполнение НИОКР».
По дебету этого счета отражаются произведенные организацией затраты, связанные с приобретением (созданием) НМА; затраты по приведению их в состояние, пригодное к использованию в запланированных целях. По кредиту счета осуществляется списание первоначальной стоимости по принимаемым к учету. Сальдо по счету 08 «Вложения во внеоборотные активы» показывает величину вложений организации в незаконченные операции поступления (создания) НМА.
Учет наличия и движения НМА организации ведется на счете 04 «Нематериальные активы». По дебету счета отражается первоначальная стоимость принятых к бухгалтерскому учету НМА, по кредиту счета — списание амортизации и остаточной стоимости по выбывшим объектам нематериальных активов. Сальдо счета показывает стоимость нематериальных активов, принадлежащих организации на правах собственности.
В бухгалтерском учете операции по приобретению НМА отражаются записями:
Д 08/5 «Приобретение НМА» - К 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — суммы, фактических затрат – НДС. Д 19/2 «НДС по приобретенным НМА» - К 60 — суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные в связи с приобретением НМА; Д 04 «НМА» - К 08/5«Приобретение НМА» — принятие к учету НМА по первоначальной стоимости, равной фактическим затратам на их приобретение (после государственной регистрации договора об уступке); Д 68, субсчет «Расчеты по НДС» - К 19/2 «НДС по приобретенным НМА» — налоговый вычет НДС по принятым к учету и оплаченным НМА.
НМА, принятые к учету, могут подлежать переоценке: - организация вправе проводить переоценку однородных НМА не чаще 1 раза в год по текущей рыночной стоимости, которая определяется по данным активного рынка подобных НМА Д 04 «Нематериальные активы» - К 83 «Добавочный капитал». Д 83 - К 05 «Амортизация нематериальных активов».
Выбытие НМА может быть при: 1. Списание, использование которых прекращено для целей производства продукции или для управленческих нужд организации.
Порядок отражения списания нематериальных активов на счетах бухгалтерского учета зависит от применяемого организацией способа учета амортизационных отчислений. Если в бухгалтерском учете начисление амортизации отражается путем накопления соответствующих сумм на счете 05 «Амортизация НМА: Д 05 «Амортизация НМА» - К 04 «НМА» - списана амортизация; Д 91/2 «Прочие расходы» - К 04 «Нематериальные активы» - остаточная стоимость, исчисленная как разница между первоначальной стоимостью и амортизацией.