Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 16:42, курсовая работа
В настоящее время в современных рыночных условиях для всех организаций наиболее важным вопросом, связанным с хозяйственной деятельностью предприятия, является уплата налога на прибыль.
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ 5
1.1. Сущность и возникновение налога на прибыль 5
1.2 Порядок расчета налога на прибыль 8
1.3. Организация налогового учета по налогу на прибыль 22
2. ЭВОЛЮЦИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ И ЕГО РЕФОРМИРОВАНИЕ 27
2.1. История развития налога на прибыль 27
2.2 Совершенствование налоговой системы как основа реформирования налога на прибыль 33
3. РАСЧЕТ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ В ОАО «ФАРМСТАНДАРТ – ЛЕКСРЕДСТВА» 40
3.1. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Фармстандарт – Лексредства» 40
3.2. Формирование налога на прибыль организации 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56
В настоящее время в современных рыночных условиях для всех организаций наиболее важным вопросом, связанным с хозяйственной деятельностью предприятия, является уплата налога на прибыль.
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
Одним из экономических рычагов, с помощью которых государство воздействует на рыночную экономику, является налоговая политика. Проводя налоговую политику, государство регулирует взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.
Со времени появления налогов проблема совмещения интересов государства и прав налогоплательщиков стоит на первом месте. Государство стремится максимально пополнить казну, а налогоплательщик стремится защитить свои интересы, добиваясь, чтобы налоговый гнет был минимальным и не губил интереса к предпринимательству. Для российской действительности актуальность этой проблемы чрезвычайно высока. Проблема собираемости налогов является одной из главнейших современных проблем в области налогообложения . Не получив в полном объеме налоги и сборы с налогоплательщиков, все усилия государственных органов по ликвидации бюджетного кризиса будут напрасными.
Общеизвестно, что в странах с рыночной экономикой прямые налоги являются важнейшей компонентой доходной части государственного бюджета. Поэтому основная задача органов государственного управления заключается в нахождении варианта налоговой системы, оптимально сочетающей прямые и косвенные налоги при этом учитывающие интересы государства и налогоплательщиков.
Существующая в РФ система налогообложения нуждается в дальнейшем совершенствовании, основные направления которого состоят в следующем: стимулировать развитие экономической деятельности и, прежде всего, производство материальных благ, обеспечить бюджетными ресурсами покрытие общегосударственных нужд, обеспечить финансирование из государственного бюджета субъектов Российской Федерации, которые передаются в дотациях, и финансирование социальных расходов.
Для решения этих вопросов нужно использовать опыт ведущих индустриальных стран в области налоговой политики, в которых особое место занимают: налог с прибыли, или корпорационный налог, который добавляется специальным налогом - «дополнительный налог с высоких прибылей», учитывая безусловно российскую специфику.
В связи с этим тема курсовой работы является актуальной.
Целью работы является изучение налогообложения прибыли, состояние учета и анализа расчетов с бюджетом по налогу на прибыль.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Предмет исследования являются факторы, влияющие на формирование базы по налогу на прибыль, отношения с бюджетом по налогу на прибыль.
Объектом исследования является ОАО «Фармстандарт-Лексредства» как налогоплательщик по налогу на прибыль.
В течение 90-х годов уровень изъятия по налогу на прибыль зависел в первую очередь от стоящих перед бюджетом задач. С принятием главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) изменилась основная задача налога на прибыль: в новой налоговой системе он призван стимулировать рост деловой активности через снижение ставки, что позволяет говорить о налоге на прибыль как об инструменте регулирования экономики Российской Федерации.
В основу классификации налогов положены разные признаки. Но основную группу составляют прямые и косвенные налоги. Эта группировка зависит от объекта обложения, взаимоотношений плательщика и государства.
К косвенным налогам относятся налоги на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включенные в тариф.
Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход и имущество (именная форма обложения). К таким налогам относятся: налог на прибыль предприятий и организаций, налог на доходы физических лиц, налог на имущество юридических лиц, налог на имущество переходящее в порядке наследования или дарения, налог на землю, налог на рекламу и другие [7].
В последние два десятилетия Россия добивается преобладания в налоговых доходах удельного веса прямых налогов над косвенными налогами. Несмотря на принимаемые меры, доля прямых налогов в доходах федерального бюджета продолжает снижаться и, прежде всего, доля налога на прибыль. Та же тенденция характерна и для консолидированного бюджета. Доля налога на прибыль в налоговых доходах федерального бюджета снижается с 15,7 % до 9 %. В доходах консолидированного бюджета доля налога на прибыль предполагается на уровне 13,5 %, что более чем в 2 раза ниже, чем еще 2-3 года назад. [3].
Среди факторов, обусловливающих снижение налога на прибыль, наряду с принятым решением по снижению налоговой ставки следует отметить широкое применение многочисленных схем минимизации этого налога. Сыграла свою роль и определенная ассимметричность между отнесением на себестоимость не фактически произведенных, а начисленных расходов.
Характеризуя налог на прибыль, необходимо отметить, что он относится к категории «подоходно-поимущественных» (прямых) налогов. Обязанность по его исчислению и уплате возложена на лицо, получившее доход [12].
Налог на прибыль является федеральным налогом и его сумма целиком зависит от конечного финансового результата хозяйственной деятельности предприятия. Следовательно, такие его элементы как ставка налога, объект, плательщики (субъект налога), порядок его зачисления в бюджет и другие устанавливаются законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем, налог на прибыль является регулирующим бюджетным источником, поскольку уплачивается в бюджет нескольких уровней: в федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты.
Еще одной особенностью, связанной с налогообложением прибыли, является то, что за нарушения в порядке исчислений данного налога предусмотрена одна из самых «суровых» мер финансовой ответственности.
Каждое предприятие, фирма, прежде, чем начать производство продукции, определяет какую прибыль, какой доход она сможет получить, так как это в настоящее время практически единственный источник собственных средств предприятия которыми оно может располагать. Отсутствие прибыли напрямую влияет на замедление оборачиваемости оборотных капиталов предприятия, а это ведет к снижению уровня выпускаемой продукции и напрямую может привести предприятие к банкротству [5].
Прибыль предприятия (фирмы) зависит от двух показателей: цены продукции и затрат на ее производство. Цена продукции на рынке есть следствие взаимодействия спроса и предложения. Под воздействием законов рыночного ценообразования в условиях свободной конкуренции цена продукции не может быть выше или ниже по желанию производителя или покупателя, она выравнивается автоматически. Другое дело — затраты на производство продукции — издержки производства. Они могут возрастать или снижаться в зависимости от объема потребляемых трудовых или материальных ресурсов, уровня техники, организации производства и других факторов. Следовательно, производитель располагает множеством рычагов снижения затрат, которые он может привести в действие при умелом руководстве.
В общем виде издержки производства и реализации (себестоимость продукции, работ, услуг) представляют собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг), природных ресурсов, сырья, материалов топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию [5].
Конечно, результат деятельности предприятия, фирмы (прибыль или убыток) слагается из финансового результата от реализации продукции (работ, услуг), основных средств и другого имущества предприятия, фирмы и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Определяется конечный результат как разница между выручкой от реализации продукции в действующих ценах без налога на добавленную стоимость и акцизов и затратами на ее производство и реализацию.
Различают также понятия валового дохода и валовой прибыли.
Валовой доход — это показатель, характеризующий конечный результат производственной или коммерческой деятельности предприятия, фирмы, исчисляемый путем исключения из валовой выручки результатов внереализационных операций (без налога на добавленную стоимость и акцизов) всех затрат на производство и реализацию продукции, вошедших в себестоимость, кроме затрат на оплату труда. Валовая прибыль — часть валового дохода предприятия, фирмы, которая остается у них после вычета всех обязательных расходов. Представляет собой сумму прибыли от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов, иного имущества предприятий и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
В налоговой системе РФ налог на прибыль организаций занимает важное место, обеспечивая значительные поступления средств как в федеральный бюджет, так и в бюджеты субъектов РФ. Так, доходной части федерального бюджета РФ налог на прибыль организаций приносит 20% общей суммы налоговых поступлений, или 18% всех доходов федерального бюджета. Согласно НК РФ этот налог определен как федеральный, распределяемый в пропорции, установленной законом. Иными словами, с помощью налога на прибыль происходит регулирование доходной базы бюджетов разных уровней финансовой системы РФ.
Взимание налога на прибыль осуществляется в соответствии с главой 25 Н К РФ.
Налог на прибыль организаций — прямой, т.е. его величина прямо зависит от конечных финансовых результатов их деятельности. Поэтому данный налог влияет на инвестиционные процессы и процесс наращивания капитала. Для организаций налог на прибыль является основным.
К плательщикам налога на прибыль организаций относятся российские организации, а также иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в России через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в РФ.
Объектом налога на прибыль является прибыль, полученная налогоплательщиком. Для российских организаций прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов; для иностранных организаций, осуществляющих деятельность через постоянные представительства, — полученные через эти представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных представительствами расходов; для иных иностранных организаций — доходы, полученные от источников в РФ. При этом следует иметь в виду, что законодательство предусматривает исчерпывающий перечень доходов и расходов, не учитываемых в целях налогообложения прибыли.
В действующие ставки налога на прибыль в 2008 г. с распределением по различным бюджетным уровням представлены в таблице 1.
Объектом налога является прибыль, полученная плательщиком. Налогооблагаемая прибыль, в свою очередь, рассчитывается путем уменьшения доходов организации на сумму произведенных ею расходов. Из доходов исключаются суммы налогов, предъявленные плательщиком покупателю.
Облагаемые налогом на прибыль организаций доходы подразделяются:
• на доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (доходы от реализации)1;
• внереализационные доходы.
Законодательно установлен перечень необлагаемых доходов.
Доходы плательщика, стоимость которых выражена в иностранной валюте и условных единицах, учитываются в совокупности с доходами, стоимость которых выражена в рублях. Пересчет указанных доходов производится плательщиком в зависимости от выбранного в учетной политике для целей налогообложения метода признания доходов.
Доходы от реализации — это выручка от реализации:
• товаров (работ, услуг) собственного производства;
• товаров (работ, услуг), ранее приобретенных;
• имущественных прав.
Выручка определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и натуральной формах.
Ставки налога на прибыль
Таблица 1
Объект обложения |
В федер бюдж |
в бюджет субъекта РФ |
Общая ставка | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |
1 |
Прибыль организаций (если иное не предусмотрено пп. 2-5) |
6,5 |
13,5-17,5 |
20-24 | |
2а |
Доходы иностранных организаций, кроме указанных в п. 26, не связанные с деятельностью в РФ через постоянное представительство |
20 |
20 | ||
26 |
Доходы иностранных организаций от использования, содержания или сдачи в аренду (фрахта) судов, самолетов или других подвижных транспортных средств или контейнеров (включая трейлеры и вспомогательное оборудование, необходимое для транспортировки) в связи с осуществлением международных перевозок, не связанные с деятельностью в РФ через постоянное представительство |
10 |
10 | ||
За |
Дивидендные доходы, полученные от российских организаций российскими организациями и физическими лицами — налоговыми резидентами РФ |
9 |
9 | ||
36 |
Дивидендные доходы, полученные от российских организаций иностранными организациями, а также российскими организациями от иностранных организаций |
15 |
15 | ||
4а |
Процентные доходы по государственным и муниципальным ценным бумагам (кроме ценных бумаг, указанных в пп. 46 и 4в, и процентного дохода, полученного российскими организациями по бумагам, размещаемым за рубежом, за исключением процентного дохода, полученного первичными владельцами государственных бумаг России, которые были получены ими в обмен на ГКО в порядке, установленном Правительством РФ), условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение такого дохода, а также доходы по облигациям с ипотечным покрытием, |
15 |
15 | ||
46 |
Процентные доходы по муниципальным ценным бумагам, эмитированным на срок не менее трех лет до 01.01.2007 г., а также по доходам в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 01.01.2007 г., и доходы учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 01.01.2007 г. |
9 |
9 | ||
4в |
Процентные доходы по государственным и муниципальным облигациям, эмитированным до 20.01.1997 г. включительно, а также по облигациям государственного валютного облигационного займа 1999 г., эмитированным при осуществлении новации облигаций внутреннего государственного валютного займа серии III в целях обеспечения условий, необходимых для урегулирования внутреннего валютного долга бывшего Союза ССР и внутреннего и внешнего валютного долга РФ |
0 |
0 | ||
5а |
Прибыль ЦБР от осуществления деятельности, связанной с выполнением им функций по регулированию денежно-кредитной политики |
0 |
0 | ||
56 |
Прибыль ЦБР от осуществления деятельности, не связанной с выполнением им упомянутых функций |
6,5 |
13,5-17,5 |
20-24 |