Налогообложение прибыли, состояние учета и анализа расчетов с бюджетом по налогу на прибыль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 16:42, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время в современных рыночных условиях для всех организаций наиболее важным вопросом, связанным с хозяйственной деятельностью предприятия, является уплата налога на прибыль.
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ 5
1.1. Сущность и возникновение налога на прибыль 5
1.2 Порядок расчета налога на прибыль 8
1.3. Организация налогового учета по налогу на прибыль 22
2. ЭВОЛЮЦИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ И ЕГО РЕФОРМИРОВАНИЕ 27
2.1. История развития налога на прибыль 27
2.2 Совершенствование налоговой системы как основа реформирования налога на прибыль 33
3. РАСЧЕТ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ В ОАО «ФАРМСТАНДАРТ – ЛЕКСРЕДСТВА» 40
3.1. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Фармстандарт – Лексредства» 40
3.2. Формирование налога на прибыль организации 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56

Файлы: 1 файл

Курсовая прибыль.doc

— 466.50 Кб (Скачать файл)

С 1 января 2002 года вступила в силу глава 25 Налогового кодекса РФ «Налог на прибыль организаций», утвержденная Федеральным законом от 6 августа 2001 г. № 110-ФЗ. Эта глава коренным образом изменила порядок налогообложения прибыли предприятий.

Прежде всего, она снизила максимальную ставку налога до 24 процентов. Эта ставка применяется ко всем организациям. Значит, теперь и торговые, и посреднические фирмы исчисляют налог на прибыль по одинаковой ставке. Как мы знаем, до 1 января 2002 года оптовые и розничные предприятия уплачивали в бюджет не более 35 процентов облагаемой прибыли. А максимальная ставка налога, которая применялась к посредникам, составляла 43 процента.

Другое нововведение главы 25 Налогового кодекса РФ – это то, что с 1 января 2002 года предприятия обязаны вести два самостоятельных вида учета – бухгалтерский и налоговый. Налоговый учет служит исключительно для правильного исчисления облагаемой базы по налогу на прибыль. В нем не используются счета, а учет ведется в специальных налоговых регистрах. Составляются же эти регистры на основе первичных бухгалтерских документов. Следовательно, с 1 января 2002 года не надо делать корректировку балансовой прибыли для целей налогообложения. Ведь налогооблагаемая прибыль отражена в налоговом учете.

 

 

2.2 Совершенствование налоговой  системы как основа реформирования  налога на прибыль

 

 

С введением в действие гл. 25 НК РФ вносится определенность в отношении Центрального банка РФ как налогоплательщика налога на прибыль организаций. Согласно п. 5 ст. 284 НК РФ прибыль, полученная Банком России от осуществления деятельности, связанной с выполнением им функций, предусмотренных Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», облагается налогом на прибыль организаций по ставке 0 %, а прибыль, полученная им от осуществления деятельности, не связанной с выполнением функций, предусмотренных Федеральным законом «О центральном банке Российской Федерации (Банке России)»,облагается по ставкам, предусмотренным п. 1 ст. 284.

Налоговый Кодекс ввел понятие налогового учета. Налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Кодексом.

Содержание данных налогового учета (в том числе данных первичных документов) является налоговой тайной. Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в данных налогового учета, обязаны хранить налоговую тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную настоящим Кодексом. [6].

Традиционно рычагами налогового регулирования считаются два основных инструмента налоговой системы: ставки и льготы. Если их сравнить между собой как налоговые рычаги, то можно сделать вывод, что ставки оказывают общее стимулирующее действие на экономику, а налоговые льготы – целевое.

Целевая направленность системы льгот по налогу на прибыль должна быть обусловлена задачами экономической политики страны, а при определении объема и конкретного состава льгот должны быть учтены:

1) опыт налоговых реформ в  промышленно развитых странах;

2) процессы унификации налогообложения;

3) национальные особенности экономики  страны.

Анализ реформ, происходивших в зарубежных странах, позволяют сделать вывод о том, что именно процесс поэтапного снижения ставки оказывал стимулирующее воздействие, а стабилизация ставки на одном (даже низком) уровне уменьшала этот эффект. Уменьшив ставку сразу на 11 пунктов, Правительство РФ не оставило запаса для дальнейшего снижения. В то же время только резкое снижение ставки разово стимулирует перераспределение доходов между теневым и легальным сектором экономики, что и было сделано с введением главы 25 НК РФ. Однако представляется, что эффект, достигаемый от расширения налогооблагаемой базы за счет теневого сектора, будет незначительным по следующим причинам:

- издержки нелегального бизнеса, оцениваемые на уровне 10 %, по-прежнему  намного меньше совокупной налоговой  нагрузки, получаемой от уменьшения  налога на прибыль, налога на доходы физических лиц, умеренного НДС и достаточно высокого единого социального налога. Размер налогового изъятия, уравнивающий легальный и теневой бизнес с учетом фактора риска, оценивает на уровне 15 – 20 %, что в ближайшей перспективе недостижимо [6];

- эффект от снижения ставки  возникает не сразу, а через  несколько хозяйственных оборотов;

- крайне отрицательно влияет  на привлекательность легального  бизнеса запутанность и противоречивость  налогового законодательства, сложность  и объем учетной работы, техника взимания налогов;

- статистические данные по развитым  странам не подтверждают факт  уменьшении ставки налога на  прибыль: за последние пять лет, когда повсеместно снижалось  обложение корпораций, объем теневой  экономики в среднем по странам, входящим в организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), увеличивался на 6,2 % в год [8].

Другим рычагом налогового регулирования являются льготы. Основными характеристиками новой налоговой системы, по замыслу авторов реформы, должны стать либеральность, нейтральность и справедливость налоговой реформы. Достижение этих качественных характеристик невозможно без отмены многочисленных необоснованных и бессистемных льгот, поскольку льготный режим для одних налогоплательщиков неизбежно означает дополнительное налоговое бремя для других.

Однако нельзя абсолютизировать положение об отмене льгот. Мировой и отечественный опыт доказывает, что ликвидация налоговых льгот означает не что иное, как лишение российской налоговой системы регулирующей функции: возможности определять и стимулировать приоритетные направления развития отечественного производства. Ликвидировав практически все льготы по налогу на прибыль, государство лишило себя одного из двух налоговых рычагов.

Улучшению инвестиционного климата способствуют следующие положения главы 25 НК РФ:

- механизм ускоренной амортизации;

- новый порядок налогообложения  капитала, ценных бумаг, других финансовых  инструментов;

- освобождение от налогообложения  инвестиций иностранных инвесторов  на финансирование капитальных вложений производственного назначения при условии их использования в течение одного календарного года с момента получения;

- включение расходов на освоение  природных ресурсов и расходов  на НИОКР в состав прочих  расходов в течение пяти (трех) лет соответственно;

- включение в состав внереализационных  расходов процентов по долговым  обязательствам инвестиционного  характера;

- ряд положений, влияющих на  повышение финансовой устойчивости  организаций, например: увеличение  срока переноса убытков до 10 лет, снятие ограничений в целях налогообложения по размерам расходов на добровольное страхование имущества, отчисления в резервные фонды и др. 

Все вышеперечисленные льготы носят косвенный характер и не оказывают прямого стимулирующего эффекта на активизацию инвестиционной деятельности.

Одной из основных проблем современной российской экономики является низкий уровень ее технического вооружения, изношенность парка оборудования и, как следствие, низкая производительность экономики в целом. В связи с этим одной из основных задач экономической политики Правительства РФ на данном этапе является, и это записано во всех программных документах, стимулирование роста инвестиционной активности. В связи с этим важнейшая задача налоговой реформы – налоговое стимулирование расширенного воспроизводства и модернизации. Наибольшего эффекта в решении этой задачи можно добиться за счет системы инвестиционных льгот по налогу на прибыль.

Признак сравнения

Ускоренная

амортизация

Инвестиционная

льгота

 

 

 

Характер льготы

Косвенная льгота

Льгота прямого действия

Вид льготы

Отсрочка уплаты налога

Вычет из налогооблагаемой базы

Действие льготы

Пассивное

Активное

Влияние на инвестиции

Накопленная амортизация    использована на цели не связанные с инвестированием

Гарантированно поощряет инвестиции

Поощрение обновления и модернизации

Распространяется на все установленное оборудование безотносительно к его состоянию

При правильной регламентации действует только при приобретении нового оборудования

Предоставление льготы по времени

Льготирование протяженно по времени, без учета того факта, что финансирование произошло одномоментно

Предоставляется сразу после факта инвестирования в момент очередного срока уплаты налога

Бюджетные потери

По оценкам финансовых аналитиков на 2002 год, соответствует выводу из-под налогообложения 300-350 млрд. рублей

По оценкам финансовых аналитиков на 2002 год, вывод из-под налогообложения мог превысить 300 млрд. руб.5

Эффективная сфера применения

Более эффективно работает в новых производствах с непродолжительным циклом, а в капиталоемких отраслях – нет

Привлекательна для инвесторов во всех отраслях

Возможность превышения налоговых льгот над налоговыми обязательствами

Допускает возможность перевеса налоговых льгот над налоговыми обязательствами

Не допускает возможности перевеса налоговых льгот над налоговыми обязательствами, так как в случае, если предприятие не получает прибыли, оно не сможет получить льготу

Использование средств, полученных от льготы

Аккумулирование средств для будущих инвестиций

Компенсация части затрат после осуществления капитальных вложений


Рис. 1 Сравнительная характеристика анализа инвестиционной льготы и механизма ускоренной амортизации

Для более эффективного решения задачи стимулирования роста инвестиционной активности с помощью налоговых механизмов целесообразно дополнить налог на прибыль инвестиционными льготами прямого действия. Наибольшее распространение среди таких льгот в зарубежных странах получила льгота в виде инвестиционного кредита, то есть вычет из налога на прибыль определенной части инвестиционных расходов компании. Аналогом этой льготы в Российской Федерации на протяжении 10 лет была льгота на финансирование капитальных вложений, которая отличалась от инвестиционного кредита тем, что вычет производился не из сумм налога, а из налогооблагаемой базы. Основной причиной отмены льготы были бюджетные потери.

Так, за 2005 год предприятия продекларировали 200 млрд. рублей налоговых вычетов, направляемых из прибыли до налогообложения на капитальные вложения. Тем не менее общепризнанным фактом является то, что в условиях, когда принятые во всем мире механизмы привлечения капитальных вложений за счет кредитов и эмиссий у нас не работают, инвестиционная льгота по прибыли являлась основным источником капитальных вложений. Льготы уменьшают поступления налога на прибыль во всех странах, причем в размерах, сопоставимых с российскими. Так, в начале 90-х годов поступления по налогу на прибыль были сокращены в результате действия льгот в США на 20%, в Англии – на 25%, в Германии – на 16% [8].

Негативное отношение к этой льготе было также связано с тем, что она становится причиной двойного вывода из-под налогообложения одних и тех же инвестиций. Но именно это свойство обуславливает наибольший стимулирующий эффект вышеназванной льготы в виде дополнительной выгоды (а не отсрочки платежа при ускоренной амортизации) в случае осуществления инвестиций. В различных вариантах проекта главы 25 НК РФ планировалась поэтапная отмена льготы в течение 10 или 5 лет, но в результате льгота была отменена полностью, при этом предполагается, что отмену компенсирует введение механизма ускоренной амортизации. На рисунке 1 приведен сравнительный анализ инвестиционной льготы и механизма  ускоренной амортизации.

Инвестиционная льгота как льгота прямого действия носит более активный и целевой характер по сравнению с механизмом ускоренной амортизации в связи с тем, что в случае инвестирования дает предприятию дополнительную материальную выгоду в виде недоплаченного налога. Ускоренная амортизация не может заменить инвестиционную льготу, так как ее механизм не стимулирует модернизацию, расширенное производство и НИОКР, потому что ускоренной амортизации может подлежать и приобретенное старое оборудование, заменившее выбывшее полностью изношенное оборудование. Наиболее правильным будет, если эти две льготы будут применяться в комплексе, так как они связаны с разными этапами процесса инвестирования: механизм начисления амортизации в большей степени подходит для аккумулирования средств с целью будущего обновления, в то время как инвестиционная льгота нацелена на компенсацию части затрат или выплату кредита сразу после осуществления капитальных вложений.

Для действенного регулирующего воздействия недостаточно только применять ускоренную амортизацию и льготы на финансирование капитальных вложений. В странах ОЭСР по налогу на прибыль имеются в настоящее время 10 – 20 льгот: например, в США – 20, в Германии – 15, во Франции – 10 [8]. Поэтому целесообразно для стимулирования именно расширенного воспроизводства, а не простого замещения ввиду износа ввести дополнительную льготу на прирост капитальных вложений. В перспективе при стабилизации российской экономики эта льгота может заменить основную инвестиционную льготу.

Таким образом, для обеспечения регулирующего влияния государства на экономику через налоговую политику по налогу на прибыль должны быть восстановлены льготы на постоянной основе. Льготы должны быть нейтральны по отношению к сферам приложения капитала, видам экономической деятельности, категориям налогоплательщиков, направлены на стимулирование начальных этапов воспроизводственного процесса – от капитальных вложений в фундаментальные исследования до инвестиций в действующее производство.     

 

3. РАСЧЕТ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ  В  ОАО «ФАРМСТАНДАРТ – ЛЕКСРЕДСТВА»

3.1. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Фармстандарт – Лексредства»

 

Открытое акционерное общество «Фармстандарт-Лексредства» является крупнейшим производителем готовых лекарственных средств в Центрально-Черноземном регионе и входит в число ведущих производителей медикаментов в России и занимает второе место по объемам выпускаемой продукции в стоимостном выражении.

История предприятия началась в 1922г., когда был основан Курский государственный химфармзавод на базе галенового производства свечного завода. В 1969 г. завод переехал на новую площадку (ныне Железнодорожный округ), что дало возможность для увеличения номенклатуры выпускаемых лекарственных средств. В 1992г. предприятие было приватизировано, а в августе 1996 года Курский завод вошел в состав Корпорации «ICN Pharmaceuticals Inc». Последовательная и продуманная финансовая поддержка Корпорации позволила реконструировать старые и построить новые цеха и участки на заводе. В начале 2004г. произошла смена собственника и «ICN Лексредства» было переименовано ОАО «Фармстандарт-Лексредства».

Анализ производственной программы установил, что в настоящее время ОАО «Фармстандарт-Лексредства» производит свыше девяноста наименований лекарственных препаратов.

Объем выпуска лекарственных средств в 2006г. составил 414 миллионов упаковок. В 2007г производственная мощность запланирована в размере 590 миллионов упаковок, что в 1,5 раза превышает показатели предыдущего года, введены в действие и новые производства. Состоялся запуск трех новых производственных линий. Линии построены в соответствии с требованиями GMP и укомплектованы оборудованием ведущих европейских фирм: "Marchesini", "Killian", "Fetta", "IMA", "Cosier", и "Favea". Мощность новой линии по производству спреев и аэрозолей составляет 800 тыс. флаконов в месяц. В 2007г. введен в эксплуатацию универсальной участок по производству твердых желатиновых капсул. В настоящее время планируется разработка и запуск новых участков и цехов, позволяющих увеличить производственную мощность предприятия и расширить ассортимент выпускаемой продукции.

Информация о работе Налогообложение прибыли, состояние учета и анализа расчетов с бюджетом по налогу на прибыль