Налогообложение прибыли, состояние учета и анализа расчетов с бюджетом по налогу на прибыль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 16:42, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время в современных рыночных условиях для всех организаций наиболее важным вопросом, связанным с хозяйственной деятельностью предприятия, является уплата налога на прибыль.
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ 5
1.1. Сущность и возникновение налога на прибыль 5
1.2 Порядок расчета налога на прибыль 8
1.3. Организация налогового учета по налогу на прибыль 22
2. ЭВОЛЮЦИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ И ЕГО РЕФОРМИРОВАНИЕ 27
2.1. История развития налога на прибыль 27
2.2 Совершенствование налоговой системы как основа реформирования налога на прибыль 33
3. РАСЧЕТ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ В ОАО «ФАРМСТАНДАРТ – ЛЕКСРЕДСТВА» 40
3.1. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Фармстандарт – Лексредства» 40
3.2. Формирование налога на прибыль организации 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56

Файлы: 1 файл

Курсовая прибыль.doc

— 466.50 Кб (Скачать файл)

3.3) расходы, понесенные при реализации  ценных бумаг, обращающихся на  организованном рынке;

3.4)  расходы при реализации  покупных товаров;

3.5)  расходы по реализации  основных средств;

3.6)  расходы обслуживающих производств  и хозяйств при реализации  ими товаров, работ, услуг.

4.  Прибыль (убыток) от реализации, в том числе:

4.1)  прибыль от реализации  товаров, работ, услуг собственного производства, а также прибыль (убыток) от реализации имущества, имущественных прав, за исключением прибыли (убытка), указанной в пп. 4.2 - 4.5;

4.2)  прибыль (убыток) от реализации  ценных бумаг, не обращающихся  на организованном рынке;

4.3)  прибыль (убыток) от реализации ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке;

4.4)  прибыль (убыток) от реализации  покупных товаров;

4.5)  прибыль (убыток) от реализации  основных средств;

4.6)  прибыль (убыток) от реализации  обслуживающих производств и  хозяйств.

5.  Сумма внереализационных доходов, в том числе:

5.1)  доходы по операциям с  финансовыми инструментами срочных  сделок, обращающимися на организованном  рынке;

5.2)  доходы по операциям с  финансовыми инструментами срочных  сделок, не обращающимися на организованном рынке.

6.  Сумма внереализационных расходов, в частности:

6.1)  расходы по операциям с  финансовыми инструментами срочных  сделок, обращающимися на организованном  рынке;

6.2)  расходы по операциям с  финансовыми инструментами срочных  сделок, не обращающимися на организованном рынке.

7.   Прибыль (убыток) от внереализационных  операций.

8.  Итого налоговая база за  отчетный (налоговый) период. Налоговый учет доходов от реализации предусматривает, что они определяются по видам деятельности, если:

•   для этой деятельности определен особый порядок обложения;

•   применяется иная ставка;

•   предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка, полученного от этой деятельности.

Сумма выручки определяется на дату признания доходов и расходов в соответствии с выбранным методом признания доходов и расходов. Если цена выражена в иностранной валюте, выручка от реализации пересчитывается в рубли на дату реализации. Аналогичный порядок предусмотрен для случаев, если цена выражена в условных единицах. При проведении расчетов по таким обязательствам плательщик производит корректировку их сумм, выраженных в условных единицах, в соответствии с договором. Полученные после корректировки суммы включаются в состав внереализационных доходов (расходов).

Для определения суммы налогооблагаемой прибыли из налоговой базы исключается сумма убытка, подлежащего переносу на будущее.

Налоговый учет внереализационных доходов в виде штрафов, пеней или иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба плательщики осуществляют по оценкам в соответствии с договором. Этот порядок применяют лишь плательщики, определяющие доходы по методу начисления. При взыскании же долга по суду обязанность по начислению этого дохода у плательщика возникает на основании решения суда, вступившего в законную силу.

 

  2.  ЭВОЛЮЦИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ И ЕГО РЕФОРМИРОВАНИЕ

 

2.1. История развития налога на  прибыль

 

Одним из главных доходных источников федерального бюджета, а также региональных и местных бюджетов служит налог на прибыль предприятий и организаций. За прошедшие годы роль и значение его несколько менялись, но независимо от этого он входил и продолжает быть одним из двух основных налогов [3].

Налог является прямым, его сумма зависит от конечного финансового результата предприятия-налогоплательщика. Плательщики — все предприятия и организации, в том числе и бюджетные, являющиеся юридическими лицами по законодательству РФ, включая предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность, филиалы и другие аналогичные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный счет, иностранные фирмы, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории России.  

 Объектом обложения является валовая прибыль, уменьшенная (или увеличенная). Предприятия и организации, поставляющие свою продукцию на экспорт, при исчислении прибыли из выручки от реализации продукции исключают экспортные тарифы.   

В состав доходов от внереализационных операций включаются: доходы от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду, дивиденды по акциям, облигациям и другим ценным бумагам и пр. Сюда же входят суммы средств, полученные безвозмездно от других предприятий при отсутствии совместной деятельности (так называемая финансовая помощь).

Либерализация внешнеэкономической деятельности привела к тому, что предприятия часто получают доходы в свободно конвертируемой валюте. В этом случае они подлежат налогообложению по совокупности с выручкой, полученной в рублях. При этом доходы в иностранной валюте пересчитываются в рубли по курсу Центробанка РФ, действовавшему на день определения предприятием выручки от реализации продукции [9].

Бюджетные учреждения и некоммерческие организации, имеющие доходы от предпринимательской деятельности, вносят налог с получаемой от такой деятельности суммы превышения доходов над расходами.

При исчислении прибыли для целей налогообложения наиболее важно правильно определить себестоимость продукции (работ, услуг),  именно здесь финансовыми и бухгалтерскими службами предприятий допускается наибольшее количество ошибок, выявляемых при документальных проверках. Здесь же допускают умышленные искажения те, кто пытается уйти от налогообложения, ведь любое завышение себестоимости снижает базу обложения налога на прибыль. Не все фактические затраты, произведенные предприятием, можно включать в себестоимость продукции (работ, услуг). Некоторые виды затрат можно производить только из прибыли, остающейся в распоряжении организации после уплаты налогов. Некоторые затраты включаются в себестоимость, но не целиком, а лишь в пределах утвержденных нормативов. Примером последних являются командировочные расходы, представительские расходы [5].                            

За последние годы ставка налога на прибыль предприятий и организаций несколько раз претерпевала изменения. Первоначально при принятии соответствующего Закона она была установлена в размере 32%, а для посреднической деятельности — 45%. Так она функционировала в 1992—1993 гг. Кредитные учреждения платили вместо налога на прибыль налог на доходы банков. В 1994 г. и ставки, и механизм взимания налога на прибыль подверглись переменам, налог на доходы банков был отменен, и кредитные учреждения стали вносить в бюджет налог на прибыль. Этот налог как бы раздвоился и стал состоять из двух частей: федеральной и региональной. Было установлено, что 13% прибыли любого предприятия независимо от формы собственности и подчиненности поступает в федеральный бюджет.

Региональные власти могут установить налог еще в пределах 25%. Если они не примут решения, то налог на прибыль в региональные и местные бюджеты взимается по ставке 22%. Таким образом для предприятия данный налог повысился с 32% в 1993 г. до 35—38% в 1994 г. В следующем году произошли новые уточнения [9].

Налог на прибыль предприятий и организаций, оставаясь сугубо федеральным, играет важную роль в регулировании всей бюджетной системы страны. С самого начала он был определен в качестве регулирующего источника доходов. Отчисления от него направлялись в бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты по расчетам Минфина России. А затем нормативы были узаконены, региональные власти получили широкие полномочия в установлении своей части налога. Эти полномочия касаются и налоговых льгот. В настоящее время налог на прибыль стоит на первом месте среди доходных статей регионов.

Для усиления регулирующей роли налога на прибыль с 1995 г. введен новый порядок обложения несамостоятельных филиалов и других структурных подразделений предприятий и организаций. Территориально обособленные структурные подразделения, даже не имеющие хозяйственной самостоятельности, должны платитть налог соответствующим территориальным бюджетам исходя из удельного веса среднесписочной численности или фонда оплаты труда. Выбор предоставляется предприятию-налогоплательщику. Эта мера позволяет "перекачивать" финансовые ресурсы из крупных городов, где расположены базовые предприятия, в более мелкие и сельскую местность, где располагаются филиалы [7].

С 1996 г. освобождается от налога прибыль средств массовой информатизации за исключением прибыли, полученной от публикации рекламы и эротической продукции.

Если предприятие по данным годового бухгалтерского отчета получило убыток, то освобождается от уплаты налога часть прибыли, направленная на его покрытие в течение последующих пяти лет при условии полного использования на эти цели средств резервного фонда.

Но при этом не учитываются убытки, возникшие в результате сокрытия или занижения прибыли, а также убытки, полученные до 1 января 1996 г. в результате превышения фактических расходов на оплату труда по сравнению с их нормируемой величиной, убытки, полученные от превышения норм и нормативов, установленных законодательством РФ по учету затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), учитываемых при расчете налогооблагаемой прибыли.

С 1997 г. предоставлена налоговая льгота товариществам — собственникам жилья, жилищно-строительным кооперативам по уменьшению налогооблагаемой прибыли на суммы, направленные на обслуживание и ремонт жилья и нежилых помещений, инженерное оборудование жилых домов.

Значительные льготы по налогу на прибыль предоставляются малому бизнесу. С 1994 г. малые предприятия освобождены от обязанности вносить авансовые платежи. Они рассчитываются с бюджетом по фактическим квартальным результатам, что в условиях инфляции является заметной налоговой льготой [9].

В 1996 г. вступил в действие Закон РФ от 29 декабря 1995 г. N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства". Применение упрощенной системы для организаций предусматривает замену уплаты совокупности федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности. Для организаций, применяющих упрощенную систему, сохраняется лишь действующий порядок уплаты таможенных пошлин, госпошлин, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов, отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды.

Для индивидуальных предпринимателей упрощенная система предлагает замену уплаты подоходного налога на доход от предпринимательской деятельности уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью.

Упрощенная система функционирует наряду с принятой ранее системой. Применить упрощенную систему имеют право организации, численность которых не превышает 15 человек. В это количество включаются работающие в филиалах, работающие по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера.

Объектом обложения единым налогом устанавливается совокупный доход или валовая выручка. При его определении принцип добровольности уже отсутствует. Выбор объекта предоставляется органу государственной власти субъекта Федерации.

Стоимость патента индивидуальных предпринимателей устанавливается государственным органом субъекта Федерации и полностью идет в региональный бюджет. Под действие упрощенной системы не подпадают организации, занятые производством подакцизной продукции, организации, созданные на базе ликвидированных структурных подразделений действующих предприятий. Не относятся к малому бизнесу кредитные и страховые организации, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, предприятия игорного и развлекательного бизнеса независимо от количества работающих.

В течение ряда лет налог на прибыль служил регулятором фонда оплаты труда. Механизм был следующим. Для исчисления облагаемой налогом прибыли валовая прибыль увеличивалась на сумму превышения расходов на оплату труда работников предприятия, занятых в основной деятельности, в составе себестоимости продукции (работ, услуг) по сравнению с их нормируемой величиной. Добавка составляла более 20% всей суммы налога на прибыль. Начиная с 1996 г. налогообложение фонда оплаты труда отменено. Этот шаг имел серьезные как позитивные, так и негативные последствия. Позитивные состоят в большей экономической свободе предпринимателей, руководителей предприятий и акционерных компаний, трудовых коллективов в распоряжении прибылью, а также в возможности существенного увеличения оплаты труда работников.

Начиная с 1997 г. изменился порядок взимания налога на прибыль. Точнее — право его изменить предоставлено налогоплательщикам за исключением бюджетных организаций, малых предприятий и иностранных юридических лиц. Остальные предприятия по желанию или сохраняют старый порядок уплаты авансовых платежей с квартальными перерасчетами или могут перейти на ежемесячную уплату в бюджет налога исходя из фактически полученной прибыли за предшествующий месяц. В этом случае месячные расчеты налога на прибыль представляются предприятиями в налоговые инспекции не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным, а налог вносится не позднее 25 числа того же месяца. До введения данной меры авансовые платежи вызывали большое количество нареканий со стороны предпринимателей.

С введение в действие налогового кодекса объектом налогообложения налогом на прибыль организаций признается доход, уменьшенный на величину произведенных расходов. Доходы от обычного вида деятельности называются выручкой и определяется исходя из цен товаров работ или услуг. Ставка налога на прибыль устанавливается в размере 24%[10].

Информация о работе Налогообложение прибыли, состояние учета и анализа расчетов с бюджетом по налогу на прибыль