Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 14:55, дипломная работа
Актуальность данной темы заключается в том, что предпринимательская деятельность хозяйствующего субъекта, определение которой дает гражданское законодательство, основывается на осуществлении самостоятельной, проводимой на свой риск деятельности, направленной на систематическое получение прибыли. Прибыль же определяется разностью притока и оттока денежных средств. К последнему (оттоку), с экономической точки зрения, относятся фискальные платежи. Таким образом, стремление к максимизации конечного финансового результата предпринимательской деятельности субъекта хозяйственной деятельности включает, в том числе задачу оптимизации или планирования размера налоговых платежей государству.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
Глава 1. ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ…………………………………5
1.1 Финансовый менеджмент: понятия, цели, задачи и принципы…………...5
1.2 Функции и механизм финансового менеджмента………………………..12
1.3 Теория и практика финансового менеджмента……………………………19
1.4 Финансовое планирование………………………………………………….23
ГЛАВА 2. Налоговое планирование как инструмент финансового менеджмента………………………………………………...….,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,26
2.1 Налоговая система и налоговое законодательство в
Российской Федерации……………………………………………………….....26
2.2 Налоги, уплачиваемые юридическими лицами……………….……….…..29
2.3 Налоговое планирование как инструмент финансового
менеджмента: сущность, цели, методы………………………......…………..35
2.4 Эффективность налогового планирования, его этапы………………...….38
2.5 Понятие налоговой нагрузки. Кривая Лаффера. Методы
определения налоговой нагрузки…………………………………..……….…51
Глава 3. Проведение налогового планирования на примере предприятия ООО «Грааль»…………………………………………………………………..60
3.1. Характеристика предприятия ООО «Грааль»…………………….
3.2. Анализ финансового состояния предприятия ООО «Грааль»…..
3.3. Расчет налоговой нагрузки предприятия ООО «Грааль»…………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…..
Организации, являющиеся налогоплательщиками единого налога, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности. Налоговым периодом по единому налогу признается квартал. Ставка единого налога устанавливается в размере 15 процентов величины вмененного дохода.
Единый сельскохозяйственный налог
Уплата единого налога освобождает сельскохозяйственных товаропроизводителей от внесения в бюджет других налогов и сборов, за исключением косвенных налогов, государственной пошлины, платы за загрязнение окружающей природной среды и некоторых видов поимущественных налогов.
Налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов. Налоговым периодом признается календарный год. Отчетным периодом признается полугодие. Налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов. Единый сельскохозяйственный налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции
Специальный налоговый режим, применяемый при выполнении соглашений, которые заключены в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции».
Налоговое планирование (НП) - это совокупность законных целенаправленных действий налогоплательщика, связанных с использованием им определенных приемов и способов, а также всех предоставляемых законом льгот и освобождений с целью максимальной минимизации налоговых обязательств.
Сущность налогового планирования заключается в том, что каждый налогоплательщик имеет право использовать допустимые законом средства, приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обязательств. Налоговое планирование можно определить как планирование финансово - хозяйственной деятельности организации с целью минимизации налоговых платежей и повышая финансовую устойчивость как элемент финансового менеджмента.
Конституция Российской Федерации закрепляет право частной собственности и его охрану законом. Согласно ст.35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. В соответствии с п.2 ст.209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Согласно ст. 45 Конституции Российской Федерации каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Таким образом,
законодательство Российской Федерации
признает права налогоплательщика
и предоставляет ему
Основной целью налогового планирования является уплата налогоплательщиком минимально возможной суммы налогов в максимально возможный срок при абсолютном соблюдении закона.
Задачами налогового планирования являются :
- оптимизация налоговых платежей;
- минимизация
налоговых потерь по
- повышение
объема оборотных средств
За счет облегчения налоговой нагрузки путем изыскания наиболее рациональных способов снижения налоговых обязательств организации получают дополнительные возможности для максимального увеличения доходности финансово - хозяйственной деятельности и для дальнейшего эффективного развития производства,18 что является одними из важных задач финансового менеджмента.
Налоговое планирование представляет собой именно комплекс мер, направленных на уменьшение налоговой нагрузки. Однако при всем многообразии данные меры (методы) могут быть подразделены на долгосрочные (перспективные) и текущие.
Долгосрочное (перспективное) налоговое планирование - это использование налогоплательщиком таких приемов и методов, которые уменьшают его налоговые обязательства в течение длительного времени или в процессе всей деятельности налогоплательщика. Элементы данного вида планирования:
- выбор наиболее
выгодного, с точки зрения
- выбор организационно-правовой
формы организации и ее
Под текущим налоговым планированием понимается совокупность методов, позволяющих налогоплательщику уменьшать налоговую нагрузку в течение ограниченного периода времени и/или в каждой конкретной хозяйственной ситуации. Методы текущего налогового планирования носят не только инициативный, но и императивный (обязательный) характер. К числу обязательных методов можно, например, отнести:
- принятие организацией учетной политики;
- выбор варианта налогового учета;
- выбор варианта амортизации основных фондов и т.д.
Формирование оптимальной для конкретной организации налоговой учетной политики является одним из основных элементов текущего налогового планирования и оказывает непосредственное влияние на финансовое положение организации. Например, организации должны выбрать метод уплаты налога на прибыль, принять решения об использовании или не использовании налоговых льгот и т.д.
К инициативным методам текущего налогового планирования можно отнести:
- анализ всех
предоставляемых
- выбор налогового режима;
- анализ всех
возможных форм сделок в
- выбор наиболее рациональных форм размещения активов;
- использования
(распределения) прибыли
Таким образом, текущее налоговое планирование носит более оперативный характер. Во многих случаях оно строится на использовании пробелов в законодательстве при решении спорных вопросов, в том числе с помощью различных судебных прецедентов.19
Деятельность любой компании, фирмы, предприятия в экономическом смысле можно сравнить с жизнью человека от момента рождения и до момента смерти.
Компания существует в обществе других компаний, подчиняется законам, имеет "самочувствие", т.е. финансовые показатели, указывающие на ее состояние, свой стиль поведения (маркетинговую стратегию), болезни, в том числе хронические (например, многие руководители постоянно сталкиваются с закономерностью "денежной подлости": обязательства и платежи наступают тогда, когда на счету нет или недостаточно средств) и методы их лечения.20
Важным для руководителя является также вопрос "Кто и как это будет делать и надо ли это делать вообще?" Ведь есть какая-то ситуация, компания существует, есть главный бухгалтер и/или бухгалтерия, экономическая группа, есть планы и договор, есть отдел маркетинга и закупок, есть система оборота документов, фирма платит налоги и сдает отчетность.
В той или иной форме бюджетирование существует у любого экономического субъекта. Важно оценить, насколько оно эффективно.
Эффективность
налогового планирования
Для ответа на поставленный вопрос можно прибегнуть к упрощенной формуле, используя, только баланс предприятия на определенный период и калькулятор. Важное условие, когда данная формула будет работать, достаточно корректно: "Дебиторская задолженность должна быть больше или равна кредиторской задолженности", т.е. сумма строки 220 формы 1 и строки 240 формы 1 должна быть больше или равна сумме строки 610 формы 1 и строки 620 формы 1.21
Если это условие не выполняется, ситуацию вряд ли можно назвать позитивной и, вероятно, нужно внимательно оценить возможность продолжения бизнеса.
Если данное условие выполняется, то эффективность налогового планирования можно оценить по формуле:
налоги, начисленные за период
Э1 =
объем реализованной
где Э1 - показатель эффективности налогового планирования
Если показатель Э1 находится в пределах 20 - 25% и держится в этом пределе в течение нескольких произвольно взятых периодов, то, значит, система налогового планирования работает достаточно эффективно и не нуждается в корректировке.
Если показатель Э1 находится в пределах 25 - 40% и держится в этом пределе в течение нескольких произвольно взятых периодов, то, следовательно, система налогового планирования работает недостаточно эффективно и нуждается в корректировке с учетом специфики предприятия и может быть выполнена за счет внутренних резервов предприятия силами бухгалтерии и использования разовых консультаций.
Если показатель Э1 находится в пределах 40 - 70% и держится в этом пределе в течение нескольких произвольно взятых периодов, это означает, что система налогового планирования работает неэффективно и требуется корректировка финансовой схемы бизнеса, создание специализированных подразделений для решения этой задачи и переход к доминирующему положению этих служб или специалистов над остальными подразделениями. То есть система налогового и финансового планирования должна стать доминирующей среди остальных систем предприятия или фирмы. При получении показателя Э1 более 70% вообще следует задуматься о продолжении данного вида бизнеса и возможных методах предупреждения полной потери финансовых средств.
Как всякая целенаправленная деятельность оптимизационное налоговое планирование реализуется в ряде последовательных этапов.
Составными частями (этапами) НП являются:
- определение главных принципов;
- анализ проблем и постановка задач;
- определение основных инструментов, которые может использовать организация;
- создание схемы;
- осуществление
финансово - хозяйственной деятельности
в соответствии с
Рассмотрим названные этапы подробнее.
1.Определение главных
Под принципами налогового планирования понимаются основные правила, лежащие в его основе :
1. Принцип законности - соблюдение требований действующего законодательства при осуществлении налогового планирования.
2. Принцип выгодности - снижение совокупных налоговых обязательств организации в результате применения инструментов налогового планирования.
3. Принцип реальности и эффективности - использование возможностей, предоставляемых законодательством, и инструментов, доступных для конкретной организации, которые обеспечивают достижение налоговой экономии в большем размере, чем затраты, связанные с их применением.
4. Принцип альтернативности - рассмотрение нескольких альтернативных вариантов налогового планирования с выделением наиболее оптимального из них применительно к конкретной организации.
Налоговое планирование можно определить, как выбор между различными вариантами методов осуществления деятельности и размещения активов, направленный на достижение возможно более низкого уровня возникающих при этом налоговых обязательств. Очевидно, что в идеале такое планирование должно быть перспективным, поскольку многие решения, принимаемые в рамках проведения сделок особенно при проведении крупных инвестиционных программ, весьма дорогостоящи, и их “компенсация” может повлечь за собой крупные финансовые потери.
5. Принцип оперативности - корректировка процедуры налогового планирования с целью учета в кратчайшие сроки вносимых в действующее законодательство изменений.
Объективно
обусловлено, что российское налоговое
законодательство является самой активно
изменяющейся отраслью права. Во-первых,
за счет налоговых поступлений формируе
6. Принцип понятности и обоснованности - требование, чтобы схема была понятна, а все ее составные части имели экономическое и правовое обоснование.