Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 14:55, дипломная работа
Актуальность данной темы заключается в том, что предпринимательская деятельность хозяйствующего субъекта, определение которой дает гражданское законодательство, основывается на осуществлении самостоятельной, проводимой на свой риск деятельности, направленной на систематическое получение прибыли. Прибыль же определяется разностью притока и оттока денежных средств. К последнему (оттоку), с экономической точки зрения, относятся фискальные платежи. Таким образом, стремление к максимизации конечного финансового результата предпринимательской деятельности субъекта хозяйственной деятельности включает, в том числе задачу оптимизации или планирования размера налоговых платежей государству.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
Глава 1. ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ…………………………………5
1.1 Финансовый менеджмент: понятия, цели, задачи и принципы…………...5
1.2 Функции и механизм финансового менеджмента………………………..12
1.3 Теория и практика финансового менеджмента……………………………19
1.4 Финансовое планирование………………………………………………….23
ГЛАВА 2. Налоговое планирование как инструмент финансового менеджмента………………………………………………...….,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,26
2.1 Налоговая система и налоговое законодательство в
Российской Федерации……………………………………………………….....26
2.2 Налоги, уплачиваемые юридическими лицами……………….……….…..29
2.3 Налоговое планирование как инструмент финансового
менеджмента: сущность, цели, методы………………………......…………..35
2.4 Эффективность налогового планирования, его этапы………………...….38
2.5 Понятие налоговой нагрузки. Кривая Лаффера. Методы
определения налоговой нагрузки…………………………………..……….…51
Глава 3. Проведение налогового планирования на примере предприятия ООО «Грааль»…………………………………………………………………..60
3.1. Характеристика предприятия ООО «Грааль»…………………….
3.2. Анализ финансового состояния предприятия ООО «Грааль»…..
3.3. Расчет налоговой нагрузки предприятия ООО «Грааль»…………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…..
на приобретение
материалов или товаров) у физического
лица - индивидуального предпринимател
Таким образом, экономия составит 11% суммы торговой наценки по товарам или материалам.
НДС уплачивается индивидуальным предпринимателем в общеустановленном порядке, а организация - покупатель имеет право принять соответствующую сумму НДС к зачету.
5.Осуществление финансово - хозяйственной деятельности организации в соответствии с разработанной схемой НП
Как правило, при разработке схемы налогового планирования организация использует определенный набор инструментов. Для эффективности работы данной схемы, прежде всего, следует сопоставить общий размер налоговой экономии, полученной в результате применения всех инструментов налогового планирования, и общий размер налоговых потерь, которые организация понесет при практической реализации данной схемы.
В случае изменения внешних условий (изменение законодательства, стихийное бедствие) необходимо привести свою налоговую политику в соответствие с новыми условиями, то есть разработать новую схему налогового планирования, вернувшись к первому этапу.
В силу своей природы налоги всегда находятся на стыке общественных и частных интересов, и за частую подвергаются критике со стороны как граждан и предприятий, недовольных «непосильным налоговым бременем», так и государственных чинов, не удовлетворенных тем, что налоги не в полной мере выполняют возложенные на них функции по регулированию экономических отношений внутри страны и пополнению доходной части бюджета.35
Оптимально построенная налоговая система должна, с одной стороны, обеспечивать финансовыми ресурсами потребности государства, а с другой стороны, не только не снижать стимулы налогоплательщика к предпринимательской деятельности, но и обязывать его к постоянному поиску путей повышения эффективности хозяйствования. Поэтому показатель налоговой нагрузки на налогоплательщика является достаточно серьезным измерителем качества налоговой системы страны. При увеличение налоговой нагрузки на налогоплательщика (рост количества налогов и увеличение ставок налогов, отмена льгот) эффективность налоговой системы сначала повышается и достигает своего максимума, затем начинает резко снижаться. При этом потери бюджетной системы становятся невосполнимыми, так как определенная часть налогоплательщиков или разорятся, или сворачивает производство, другая часть находит как законные, так и незаконные пути минимизации установленных и подлежащих уплате налогов.36
Налоговая нагрузка на экономику - это доля налогов в ВВП. Этот показатель не сложен в определении - это отношение величины всех поступивших в госказну налогов к ВВП.37
Экономический
смысл его в том, что он показывает,
какая часть ВВП
Зависимость между усилением налогового гнета и суммой поступающих в государственную казну налогов еще в начале второй половины ХХ века вывел профессор А.Лаффер, построивший свою знаменитую «кривую Лаффера».38
Согласно теории А.Лаффера, увеличение налоговых ставок только до определенного предела способствует росту налоговых поступлений , при его достижении поступление налогов начинает постепенно замедлятся, а затем при превышении этого предела идет или плавное снижение доходов бюджета, или же резкое их падение. Необоснованное увеличение налогового бремени, согласно А.Лафферу, является причиной развития теневого сектора экономики.
Именно Лаффер
обосновал, что снижение налоговой
нагрузки стимулирует
ДБ
ДБ макс
Нормальная зона Запретная зона
Где ДБ – доходы бюджета ; ДБ макс – максимальные доходы бюджета;
СтН – налоговая ставка; СтН макс – максимальная налоговая ставка
Вместе с
тем кривая А.Лаффера лишь показывает
указанную зависимость, но не дает четкого
представления о предельно
В научной литературе можно встретить разные методики определения налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты. Основная идея состоит в том, чтобы сделать показатель налоговой нагрузки универсальным показателем, позволяющим сравнивать уровень налогообложения в разных отраслях народного хозяйства.
Разработанные в настоящее время методики различаются по двум направлениям:
1) по структуре
налогов, включаемых в расчет
при определении налогового
2) по показателю,
с которым сравнивают
● Общепринятой методикой определения налогового бремени на организации является порядок расчета, разработанный Минфином России39,
согласно которому уровень налоговой нагрузки - это отношение всех уплаченных организацией налогов к выручке, включая выручку от прочей реализации:
НП
НН = х 100%,
В + ВД
где НН - налоговая нагрузка на организацию; НП - общая сумма всех уплаченных налогов; В - выручка от реализации продукции (работ, услуг); ВД - внереализационные доходы.
Существенный недостаток такого расчета состоит в том, что он не позволяет определить влияние изменения структуры налогов на показатель налогового бремени. Рассчитанная по данной методике налоговая нагрузка характеризует только налогоёмкость продукции (работ или услуг), произведенной хозяйствующим субъектом, и не дает реальной картины налогового бремени, которое несет налогоплательщик
● Е.А. Кирова40 предложила еще одну методику расчета налоговой нагрузки, согласно которой:
- сумма уплаченных налогов и платежей во внебюджетные фонды увеличивается на сумму недоимки по налоговым платежам. Иными словами, налоговая нагрузка определяется не уплаченными организацией налогами, а суммой налогов, которая должна быть уплачена, то есть суммой начисленных платежей;
- в сумму налогов не включается налог на доходы физических лиц, поскольку он уплачивается работниками организации, а сама организация только перечисляет платежи;
- сумма косвенных
налогов, подлежащих
- сумма налогов
соотносится с вновь созданной
организацией стоимостью
Согласно данной методике налоговая нагрузка подразделяется на абсолютную и относительную. Абсолютная налоговая нагрузка представляет собой сумму налоговых платежей и платежей во внебюджетные фонды, подлежащих перечислению организацией. Она может быть исчислена следующим образом:
АНН = НП + ВП + НД,
где АНН - абсолютная налоговая нагрузка; НП - налоговые платежи, уплаченные организацией; ВП - уплаченные платежи во внебюджетные фонды; НД - недоимка по платежам.
Однако абсолютная налоговая нагрузка отражает лишь сумму налоговых обязательств субъекта хозяйственной деятельности и не учитывает тяжесть налогового бремени. Для определения уровня налоговой нагрузки Е.А. Кирова предлагает использовать показатель относительной налоговой нагрузки, который рассчитывается как отношение абсолютной налоговой нагрузки к вновь созданной стоимости, иными словами, сумма налоговых платежей соотносится с источниками их уплаты.
Вновь созданная
стоимость продукции
ВСС = В - МЗ - А + ВД - ВР
или ВСС = ОТ + НП + ВП + П,
где ВСС - вновь созданная стоимость; В - выручка от реализации продукции, работ или услуг (с учетом НДС);МЗ - материальные затраты; А - амортизация; ВД - внереализационные доходы; ВР - внереализационные расходы (без налоговых платежей);ОТ - оплата труда; НП - налоговые платежи; ВП - платежи во внебюджетные фонды; П - прибыль организации.
В этом случае относительная налоговая нагрузка определяется по следующей формуле:
АНН
ОНН = х 100%.
ВСС
Достоинства данной методики заключаются в том, что на величину вновь созданной стоимости не влияют уплачиваемые налоги; в расчет включаются все налоговые платежи, уплачиваемые непосредственно организацией; на объективность расчета не влияет принадлежность к той или иной отрасли, а также масштабы организации. Таким образом, методика, предложенная Е.А. Кировой, применима к конкретному хозяйствующему субъекту. Главным недостатком этой методики является отсутствие возможности прогнозирования изменения показателя в зависимости от изменения количества налогов, их ставок и льгот.
● Иной подход определения налоговой нагрузки предложен М.И. Литвиным41, согласно этому подходу понятие "налоговая нагрузка" включает:
- количество налоговых платежей;
- структуру платежей;
- механизм взимания налогов.
По данной методике показатель налоговой нагрузки определяется как отношение всех налогов к сумме источника средств для их уплаты:
SUM (НП + ВП)
НН = х 100%,
SUM ИС
где SUM (НП + ВП) - сумма начисленных налоговых платежей и платежей во внебюджетные фонды; SUM ИС - сумма источника средств для уплаты налогов.
В сумму налоговых платежей включаются все налоги, уплачиваемые организацией, с учетом налога на доходы физических лиц.
М.И. Литвин предлагает
рассчитывать налоговую нагрузку по
вышеперечисленным группам
ДС = В - МЗ
или ДС = ОТ + НП + ВП + П + А,
где ДС - добавленная стоимость.
В отличие от Е.А. Кировой,
М.И. Литвин не исключает из добавленной
стоимости амортизационные
● Способ расчета, предложенный А. Кадушкиным и Н. Михайловой43, позволяет определять налоговую нагрузку как функцию типа производства, изменяющуюся в зависимости от колебаний затрат на материальные ресурсы, оплату труда или амортизацию. Они определяют налоговое бремя как долю добавленной стоимости, отдаваемую государству. При этом налоги соотносятся с источником их уплаты.
Расчет добавленной стоимости производится по следующей формуле:
ДС = А + (ОТ + ЕСН) + НДС + П,
где ДС - добавленная стоимость; А - амортизация; ОТ - оплата труда;
НДС - налог на добавленную стоимость; Но - налоги с оборота; П – прибыль, ЕСН - единый социальный налог.
Выручка определяется как сумма добавленной стоимости и материальных затрат: В = ДС + МЗ.
Недостатком метода, разработанного А. Кадушкиным и Н. Михайловой, является то, что в расчет включен налог на доходы физических лиц и не учитывается влияние таких налогов, как налог на имущество, платежи за пользование природными ресурсами, земельный налог. Наиболее полную оценку влияния налогового бремени на экономическое состояние предприятия , по мнению О.Ф. Пасько44, дает способ расчета, предложенный А. Кадушкиным и Н. Михайловой, однако он не позволяет реально оценить налоговую нагрузку, поскольку не учитывает всех платежей, производимых предприятием.
В целях совершенствования
способа расчета налоговой
Основные принципы предлагаемой методики заключаются в следующем:
- в расчет
включаются все налоговые
- налог на
доходы физических лиц не
- общим знаменателем,
с которым соотносятся
Каждый из рассмотренных подходов по-своему применим, однако прежде чем приступить к отбору методики, нужно реально представлять, что для полноценного анализа требуется показатель, который бы увязывал величину налоговой нагрузки предприятий с возможностями их развития на основе самофинансирования.