Налоговое планирование в системе финансового менеджмента на примере предприятия ООО «ГРААЛЬ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 14:55, дипломная работа

Описание работы

Актуальность данной темы заключается в том, что предпринимательская деятельность хозяйствующего субъекта, определение которой дает гражданское законодательство, основывается на осуществлении самостоятельной, проводимой на свой риск деятельности, направленной на систематическое получение прибыли. Прибыль же определяется разностью притока и оттока денежных средств. К последнему (оттоку), с экономической точки зрения, относятся фискальные платежи. Таким образом, стремление к максимизации конечного финансового результата предпринимательской деятельности субъекта хозяйственной деятельности включает, в том числе задачу оптимизации или планирования размера налоговых платежей государству.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
Глава 1. ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ…………………………………5
1.1 Финансовый менеджмент: понятия, цели, задачи и принципы…………...5
1.2 Функции и механизм финансового менеджмента………………………..12
1.3 Теория и практика финансового менеджмента……………………………19
1.4 Финансовое планирование………………………………………………….23
ГЛАВА 2. Налоговое планирование как инструмент финансового менеджмента………………………………………………...….,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,26
2.1 Налоговая система и налоговое законодательство в
Российской Федерации……………………………………………………….....26
2.2 Налоги, уплачиваемые юридическими лицами……………….……….…..29
2.3 Налоговое планирование как инструмент финансового
менеджмента: сущность, цели, методы………………………......…………..35
2.4 Эффективность налогового планирования, его этапы………………...….38
2.5 Понятие налоговой нагрузки. Кривая Лаффера. Методы
определения налоговой нагрузки…………………………………..……….…51
Глава 3. Проведение налогового планирования на примере предприятия ООО «Грааль»…………………………………………………………………..60
3.1. Характеристика предприятия ООО «Грааль»…………………….
3.2. Анализ финансового состояния предприятия ООО «Грааль»…..
3.3. Расчет налоговой нагрузки предприятия ООО «Грааль»…………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…..

Файлы: 1 файл

диплом Налоговое планирование как инструмент1111222.doc

— 308.00 Кб (Скачать файл)

2. Анализ проблем и постановка  задач налогового планирования

Содержанием этого  этапа налогового планирования являются изучение (анализ) налоговых проблем  организации и постановка задачи, в соответствии с которой затем  подбираются инструменты и разрабатываются схемы налогового планирования.  Налоговый анализ включает в себя:

- определение  особенностей организации финансово  - хозяйственной деятельности хозяйствующего  субъекта ;

- формирование  налогового поля (перечень основных  налогов, которые надлежит уплачивать, их ставки, размеры, распределение между бюджетами различных уровней и налоговые льготы);

- анализ системы  договорных отношений и типичных  хозяйственных ситуаций (в том  числе бухгалтерских записей);

- оценку суммы  налоговых обязательств в текущих условиях хозяйствования и др.

В качестве задачи налогового планирования может выступать  минимизация налоговых потерь организации  по какому-либо конкретному налогу или сбору; по совокупности налогов, исчисляемых на базе одного и того же объекта налогообложения (например, оборотных налогов с выручки); по всей совокупности налогов и сборов, плательщиком которых является организация, и т.д.

3. Определение основных инструментов налогового планирования.

Действующее налоговое  законодательство предоставляет хозяйствующим субъектам ряд возможностей для практической реализации налогового планирования.

В качестве основных инструментов НП можно выделить следующие:

1. Налоговые  льготы.

Право на налоговый  менеджмент предполагает возможность  управления налогоплательщиком, плательщиком сборов (а также налоговым агентом) собственными выплатами налогового характера, в частности:

- использовать  налоговые льготы при наличии  оснований и в порядке, установленном  законодательством о налогах  и сборах (пп.3 п.1ст.21 НК РФ) ;

- получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или  инвестиционный налоговый кредит  в порядке и на условиях, установленных  Налоговым кодексом.

Льготы по налогам  и сборам - это предоставляемые  отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.24

Следует обратить внимание именно на добровольный порядок применения льгот, "Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов...".25

Налоговый кредит - это изменение при наличии  установленных оснований срока уплаты налога. Он может быть предоставлен по одному или нескольким налогам ( ст.65 НК РФ).

Инвестиционный  налоговый кредит представляет собой  такое изменение срока уплаты налога, при котором организации  при наличии предусмотренных  оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

Инвестиционный  налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль (доход) организации, по региональным и местным налогам.26

2. Оптимальная  с позиций налоговых последствий  форма договорных отношений (например, реализация продукции самостоятельно  или через комиссионера; производство  готовой продукции из собственного  сырья или из давальческого сырья).

3. Цены сделок (например, увеличение покупных или  снижение продажных цен по  сделкам с контрагентами).

        4. Отдельные элементы налогообложения.  Например  организации в схемах  налогового планирования могут  использовать дифференцированные

 

ставки налогов  как один из инструментов налогового планирования.27

5. Специальные  налоговые режимы, предусмотренные  ст.18 Налогового кодекса Российской  Федерации, особые системы налогообложения  (например, упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства, единый налог на вмененный доход).

       Участники малого бизнеса могут  перейти на применение упрощенной  системы налогообложения, учета  и отчетности. Порядок  применения  упрощенной системы налогообложения  установлен главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

 «Упрощенная  система налогообложения, безусловно, льготная. Налоговая нагрузка на  налогоплательщика по сравнению  с общеустановленной системой  налогообложения серьезно снижается….».28

6. Льготы, предусмотренные соглашениями об избежании двойного налогообложения и иными международными договорами и соглашениями (например, взаимодействие в своей коммерческой деятельности фирм, зарегистрированных в иностранных государствах и имеющих режим льготного налогообложения).

Существуют  страны, отличительными чертами которых  являются отсутствие налога на прибыль, требований отчетности, высокая конфиденциальность, относительно низкая стоимость обслуживания. Такие юрисдикции можно назвать "классическими оффшорами". К таким юрисдикциям, в частности, относятся Багамы, Британские Виргинские острова, Каймановы острова, Панама, Сейшелы, Кипр.

Согласно  соглашения между Правительством Республики Кипр и Правительством РФ об избежании  двойного налогообложения в отношении  налогов на доходы и капитал от 5 декабря 1998 г. , если кипрская компания получает дивиденды, например из России, российский источник выплаты удерживает налог по ставке всего 5 процентов (стандартная ставка в соответствии с пп.2 п.3 ст.284 НК РФ - 15%). Если же она получает доход в виде  процентов, ставка удерживаемого в России налога уменьшается до нуля (стандартная ставка в соответствии с пп.1 п.2 ст.284 НК РФ - 20%). В свою очередь Кипр не устанавливает налогов на доходы в виде дивидендов, процентов  выплачиваемых за пределы Кипра. Такие условия не может предложить практически ни одна страна - член ЕС.29

Применяя данное налоговое  соглашение, в ряде случаев можно  работать в России за рубли, на легальных  основаниях платить налог на прибыль  только на Кипре, а не в России. Налог на прибыль, составляющий всего 4,25% вместо российских 24%, привлекает наших предпринимателей. По Соглашению между Правительством Российской Федерации и данному соглашению выплаты процентов облагаются налогами только в государстве, к которому относится резидент - получатель выплат (ст.11). Выплаты дивидендов облагаются 5 - 10% налогом в государстве, где расположена компания-плательщик. Получатель также должен платить налоги в своей стране (ст.10). В связи с этим многие компании осуществляют свою деятельность на Кипре, направляя в Россию только проценты по займам, составляющие значительную часть их расходов.30

Используя это  соглашение можно еще и не платить  российский налог на имущество. В  связи с этим для многих иностранных  инвесторов и российских предпринимателей кипрские компании стали почти безальтернативным вариантом. Работа от их имени позволяет достичь оптимального баланса. Баланса между уровнем рентабельности бизнеса в России и теми рисками, которые пока еще столь высоки при ведении предпринимательской деятельности в нашей стране.

7. Элементы бухгалтерского  учета в целях налогообложения,  учетная политика в целях налогообложения  (например, метод определения выручки  от реализации "по оплате" или  "по отгрузке", оценка материально  - производственных запасов и расчет их фактической себестоимости при списании в производство, порядок переоценки основных средств, наличие или отсутствие резервов предстоящих расходов и платежей).

   Например глава 21 Налогового Кодекса РФ предоставляет налогоплательщику право выбора в отношении определения налоговой базы при реализации товаров ( работ , услуг).

В соответствии с п.1 ст.167 НК РФ налогоплательщиком может быть выбран один из следующих  вариантов:

- по мере  отгрузки и предъявлении покупателю  расчетных документов («по отгрузке»). В этом случае налогоплательщик должен определить налоговую базу в день отгрузки (передачи) товара (работ, услуг);

- по мере  поступления денежных средств  («по оплате»). Метод по оплате  предполагает определение налоговой  базы в день оплаты отгруженных товаров ( выполненных работ, оказанных услуг).

   Наиболее удобным,  с позиции  оптимизации   налогообложения, является перенос  налоговых платежей на дату  соответствующих поступлений на  счет предприятия. Поэтому большинство  предприятий предпочитают кассовый метод бухгалтерского учета, при котором момент реализации продукции (а значит, и налоговых обязательств) наступает при поступлении платежа на счет предприятия. Налогоплательщик – продавец, избравший метод «по оплате», фактически получает отсрочку по уплате в бюджет НДС по данной реализации. В то же время налогоплательщик – продавец, избравший метод «по отгрузке», обязан сформировать налоговую базу раньше в момент отгрузки товаров. 

           Для некоторых предприятий более  удобен метод учета «по отгрузке товара».

        Метод «по оплате» целесообразно  применять только в случае  наличия у налогоплательщика  текущей дебиторской задолженности  за реализованные товары (работы, услуги). При  этом, чем существеннее  такая задолженность, тем предпочтительнее с позиции налогообложения метод «по оплате».31

Кроме двух основных способов ведения бухгалтерского учета предприятия  – по поступлению платежей (кассовый метод) и по отгрузке (иногда называется методом счетов-фактур) – учетная  политика предприятия может иметь и другие аспекты : методический, организационный и технический.

         Методический аспект подразумевает способы оценки имущества, начисления амортизации и определения выручки, применяемые предприятием.

          Например, при помощи правильной амортизационной политики можно создать амортизационные фонды для восстановления основных фондов.    Кроме того, амортизационные отчисления включаются в состав затрат, связанных с производством и реализацией продукции - товаров, работ и услуг, что позволяет минимизировать платежи по налогу на прибыль. Одновременно скорейшая амортизация уменьшает балансовую стоимость основных фондов и, следовательно, уменьшает платежи по налогу на имущество предприятий.

   Также к данному  методу можно отнести  резервы.  Формируя резервы, предусмотренные налоговым законодательством, организация уменьшает текущие платежи по налогу на прибыль. Ведь благодаря резервам часть таких платежей можно перенести на более поздние сроки и в результате сберечь оборотные активы.

Зарезервировать расходы в налоговом учете могут организации, определяющие прибыль по методу начисления. Налоговый кодекс РФ позволяет создать следующие резервы: по сомнительным долгам, на ремонт основных средств, на выплату отпускных и ежегодных вознаграждений, а также на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание.  Подробнее об этом  можно  узнать из статьи исполнительного директора аудиторской фирмы «Академия Аудита» Елина А.С.32

Организационный и технический аспекты подразумевают организацию бухгалтерского учета на предприятии и реализацию выбранных методик в учетных регистрах.

     Учетная  политика является реальным инструментом  управления предприятием в части  налогового планирования, его деятельности  и снижения налоговых обязательств.

    Значение роли  учетной политики уже доказано: при налоговых проверках на нее ссылаются налогоплательщики, ее положения принимают судебные инстанции в качестве доказательств при разрешении налоговых споров.

       От  того, насколько рационально будет  организован налоговый учет и верно выбраны способы и методы, зависит финансовое положение организации.33

4.Создание схемы налогового  планирования

При осуществлении  налогового планирования организация  создает определенную схему, в соответствии с которой она планирует осуществлять финансово - хозяйственную деятельность. Основная задача организации при этом состоит в том, чтобы правильно применить и сгруппировать используемые инструменты налогового планирования с целью построения системы, позволяющей реализовать задачи налогового планирования наилучшим образом. Схема  налогового планирования представляет собой оптимальную структуру организации хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта, выработанную с учетом соответствующих требований законодательства в качестве варианта оптимизации налогообложения согласно поставленным целям.

Действующее налоговое  законодательство предусматривает  различные налоговые ставки по налогу на прибыль (доходы) для организаций (24%) и для индивидуальных предпринимателей, не применяющих упрощенную систему налогообложения, (13%). Следовательно, организация может использовать в своих схемах налогового планирования индивидуальных предпринимателей (например, приобретая через них материалы или товары).         Индивидуальный предприниматель, приобретая товары или материалы, в дальнейшем перепродает их организации, аккумулируя у себя торговую наценку. Соответственно организация получает товары или материалы по другой ("завышенной") цене, и именно по этой "завышенной" цене товары или материалы будут списаны при их реализации (использовании в производстве готовой продукции). Сформировавшаяся у индивидуального предпринимателя торговая наценка (разница между доходами и расходами34 

Информация о работе Налоговое планирование в системе финансового менеджмента на примере предприятия ООО «ГРААЛЬ»