Общая концепция стратегического планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 12:08, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является организация и разработка стратегического планирования на предприятии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
- раскрыть сущность и понятие стратегического планирования;
- определить принципы организационного построения стратегического маркетинга на предприятии;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ КОНЦЕПЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
1.1 Сущность и понятие стратегического планирования
1.2 Организация процесса стратегического планирования на предприятии
1.3 Выбор цели организации – одно из самых существенных решений при стратегическом планировании
1.4 Анализ внутренней и внешней среды предприятия в стратегическом планировании
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ КОНКРЕТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Общая характеристика предприятия
2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия
2.3 Организация маркетинга на Базе Автотранспорта и Механизации № 964
2.4 Стратегическое планирование предприятия
ГЛАВА 3. ПРОГРАММА СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ БАЗЫ АВТОТРАНСПОРТА И МЕХАНИЗАЦИИ № 964
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Файлы: 1 файл

rкурсвая. общая концепция страт.планирования.docx

— 82.46 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНтСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

ГОУ ВПО Волгоградский  государственный университет

 

Урюпинский филиал

 

Факультет социально-гуманитарных и экономических наук

 

Кафедра экономики и менеджмента

 

Курсовая работа

 

по стратегическому менеджменту

 

на тему:

 

«Общая концепция стратегического  планирования.»

 

Выполнил: студент 4-ого курса, 2 группы

 

очного отделения специальности

 

«Менеджмент и организация»

 

Туманов Дмитрий Анатольевич

 

 

Урюпинск 2007 г.

 

 

ПЛАН

 

ВВЕДЕНИЕ

 

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ КОНЦЕПЦИЯ  СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

 

1.1 Сущность и понятие  стратегического планирования

 

1.2 Организация процесса  стратегического планирования на  предприятии

 

1.3 Выбор цели организации  – одно из самых существенных  решений при стратегическом планировании

 

1.4 Анализ внутренней и  внешней среды предприятия в  стратегическом планировании

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СТРАТЕГИЧЕСКОГО  ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ КОНКРЕТНОГО  ПРЕДПРИЯТИЯ

 

2.1 Общая характеристика  предприятия

 

2.2 Анализ финансово-хозяйственной  деятельности предприятия

 

2.3 Организация маркетинга  на Базе Автотранспорта и Механизации  № 964

 

2.4 Стратегическое планирование  предприятия

 

ГЛАВА 3. ПРОГРАММА СТРАТЕГИЧЕСКОГО  РАЗВИТИЯ БАЗЫ АВТОТРАНСПОРТА И МЕХАНИЗАЦИИ  № 964

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Понятие «менеджмент» в последнее  время все чаще и чаще употребляется  в русском языке. Открываются  «школы менеджеров», создаются «клубы менеджеров», проводятся «семинары  менеджеров», но редко люди отдают себе отчет в том, что же именно скрывается за этим понятием.

 

Менеджмент можно определить как управление производством, систему  методов, принципов, средств и форм управления, разработанных и применяемых  в развитых странах для повышения  эффективности производства или  иной общественной деятельности.

 

При обсуждении вопросов, связанных  с успехом или неудачей предприятия  на рынке, необходимо помнить, что покупатель - хозяин положения. К сожалению, у  нас покупатель пока полностью не пользуется своими правами и не считает  себя хозяином положения, что является следствием неполного отражения  новых рыночных отношений в системе  экономических отношений в России.

 

Задача предприятия состоит  в том, чтобы осваивать новые  рынки, удовлетворять потребности  клиентов. Одновременно она является и задачей руководства, менеджмента. Успехи и неудачи предприятия - это  в первую очередь успехи и неудачи  менеджмента. Если предприятие работает плохо, нерентабельно, его новый  хозяин меняет не рабочих, а руководство.

 

Итак, менеджмент означает организацию  работы коллектива. Работу на предприятии  следует организовывать с таким  расчетом, чтобы она в максимальной степени соответствовала потребностям сотрудников и позволяла активизировать их работу и повысить ее эффективность. Принимая любые решения, менеджеры  должны постоянно иметь в виду не только высокую рентабельность фирмы, но и проблемы существования своих  сотрудников, а также потребителей, ради которых фирма существует и  удовлетворение потребностей которых  реально обусловливает необходимость  функционирования фирмы и работы ее менеджеров. Любое принимаемое  решение должно в длительной перспективе свидетельствовать об экономической пользе предприятия.

 

Стратегический менеджмент - это наиболее современная и эффективная  конструкция стратегического корпоративного планирования, которая имеет две  стороны.

 

Объединения или предприятия  ни в коем случае не должны рассматриваться  как замкнутая отдельная система. Предпосылки успеха фирмы отыскиваются в экономическом, научно-техническом  и социально-политическом окружении  предприятия, то есть фирма должна определить, сумеет ли она своевременно предусмотреть  развитие внешних и внутренних для  нее процессов и событий, распознать будущие угрозы и преимущества, новые  деловые возможности, сделать из этого выводы и немедленно адаптироваться в новых условиях.

 

Для предприятия необходимо рассмотрение концепции фирмы одновременно как социальной, так и экономической  системы.

 

В процессе стратегического  планирования определяется, каким потенциалом  успеха и конкурентными преимуществами обладает компания, какие конкурентные преимущества должны быть созданы, и  как использовать сильные стороны  компании с максимальным эффектом.

 

Разработанный специалистами  стратегический план позволит предприятию: обеспечить конкурентное преимущество на рынке, подчинить все ресурсы  достижению единой цели, управлять  изменениями внешней среды, а  не только следовать им.

 

Основная цель стратегического  планирования - обеспечить компании эффективное  управление стратегическими ресурсами  для использования благоприятных  условий внешней среды и защиты от ее опасностей.

 

Стратегическое планирование развития компании может осуществляться на кратко-, средне- и долгосрочную перспективу  и основывается на результатах проведенного стратегического анализа.

 

Стратегическое планирование - динамичный процесс, включающий постоянную оценку текущей ситуации и определение  следующего шага. Это требует полного  понимания организации и окружающей среды, в которой она функционирует. В этом и заключается актуальность выбранной темы курсовой работы.

 

Целью курсовой работы является организация и разработка стратегического  планирования на предприятии.

 

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих  задач:

 

- раскрыть сущность и  понятие стратегического планирования;

 

- определить принципы  организационного построения стратегического  маркетинга на предприятии;

 

-  изучить анализ процесса  стратегического планирования маркетинга  на предприятии;

 

-  определить и описать  программу стратегического развития  данного предприятия.

 

Объектом исследования выступает  База Автотранспорта и Механизации  № 964.

 

Предметом исследования является система стратегического планирования.

 

 

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ КОНЦЕПЦИЯ  СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

 

 

 

1.1 Сущность и понятие  стратегического планирования

 

 

 

«Редко, если вообще когда-либо, какой-нибудь новый основной институт так быстро доказывал свою необходимость, и еще реже какой-нибудь другой институт или новая руководящая группа возникали так быстро, как развивался менеджмент» (Питер Друкер) [15, с. 9].

 

Менеджмент - это самостоятельный  вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем  рационального использования материальных и трудовых ресурсов. Здесь фирма  ориентируется на спрос и потребности  рынка; постоянно стремится к  повышению эффективности производства, т.е. к получению оптимальных результатов  с меньшими затратами, стремится  к хозяйственной самостоятельности, обеспечивающей свободу принятия решений  тем, кто несет ответственность  за конечный результат деятельности фирмы.

 

Одной из функций менеджмента  является планирование. По мере продвижения  по служебной лестнице с низу вверх  планирование трансформируется из оперативного в стратегическое. Стратегическое планирование одна из прерогатив высшего менеджмента. Как только принят стратегический план, менеджеры среднего звена выполняют  его через оперативные планы [13, с. 3].

 

В понятие «планирование» входит определение целей и путей  их достижения. Планирование – это  процесс практического воплощения стратегии, принятия совокупности взаимосвязанных  решений, позволяющих обеспечить эффективное  функционирование и развитие организации [15, с. 239].

 

Стратегическое планирование пытается ответить на фундаментальный  вопросы: перспективы и разработка развития предприятия. Стратегическое планирование позволяет смотреть на общую картину с долгосрочной перспективы, в то время как оперативные  планы представляют определенную тактику  выполнения стратегического плана  год от года.

 

Стратегическое планирование – это процесс, во время которого организация отвечает на вопросы: Почему мы существуем? Какие основные цели организации? Какие ресурсы необходимы для успешного развития? Кто будет  нашими потребителями? Зачем заниматься стратегическим планированием?

 

Стратегическое планирование позволяет менеджменту понять текущую  ситуацию, что в свою очередь позволяет  планировать будущее. В мире быстрых  перемен стратегическое мышление становится основой успеха. А так как скорость изменений растет, роль стратегического  планирования усиливается. Фактически, успешные компании устанавливают непрерывный  процесс стратегического планирования. Некоторые организации имеют  в своем распоряжении интуитивных  мыслителей, которых будто видят  будущее. Стратегическое планирование является путем подготовки к будущему за счет попытку его симуляции.

 

Стратегическое планирование имеет тенденцию подводить людей  к мыслям о будущем. Это особенно важно, так как многие организации  ориентированы на внутренние факторы, сфокусированы на краткосрочных  результатах. Стратегическое планирование оценивает организацию в долгосрочной перспективе, в аспектах выживания  и развития. Одно из преимуществ  стратегического планирования заключается  в обеспечении эффективности  и роста в долгосрочной перспективе. Другое преимущество – коммуникации. Стратегический план доводит намерения  менеджмента до сотрудников, акционеров и др. [13, с. 3-5].

 

Стратегическое планирование не должно рассматриваться как гарантия будущего успеха. Стратегическое планирование имеет следующие ограничения:

 

- Стратегическое планирование  не является путем принятия  будущих решений. Невозможно предсказать  будущее. Стратегическое планирование  предоставляет общее направление  движения, основываясь на наших  предположениях.

 

- Стратегическое планирование  не является макетом будущего. Происходит слишком много перемен  – меняется рынок, предпочтения  потребителей, появляются новые  конкуренты, новые технологии, новые  возможности, изменяются финансовые  условия и т.д. Стратегическое  планирование динамичный процесс,  восприимчивый к переменам. 

 

- Стратегическое планирование  не может решить критические  ситуации, угрожающие организации.  Стратегическое планирование не  выведет вас из кризиса. Организация  должна быть стабильна до начала  применения стратегического планирования.

 

- Стратегическое планирование  не должно заменять хороших  интуитивных суждений. Если организации  повезло, и в ней работают  хорошие интуитивные мыслители,  необходимо быть осторожным с  применением формального стратегического  планирования.

 

- Стратегическое планирование  не определяет всех критических  факторов, связанных с организаций.  Стратегическое планирование призвано  определить наиболее важные вопросы,  встающие перед организацией. Фокусируя  внимание на основных вопросах, стратегический план минимизирует  детали и, таким образом увеличивает  шансы успешного применения [13, с. 5].

 

В дополнение к ограничениям, стратегическое планирование может  поднять новые проблемы организации. Некоторые из них включают:

 

- Сложность стратегического  планирования. Это требует изменения  типа мышления. Стратегическое планирование  должно быть созидательным процессом,  использующим новые идеи. Многие  люди не готовы к такому  типу принятия решений. Новые  отношения и роли могут возникать  в результате применения стратегического  планирования. Отдельные люди могут  быть недовольны дополнительными  заданиями и деятельностью. 

 

- Стратегическое планирование  требует дополнительных затрат  времени, вовлечения новых людей,  не говоря о времени на исследования, перераспределение ресурсов, изменения  в организации. Все это может  утопить организацию, особенно  при недостатке ресурсов.

 

- Стратегические планы  могут быть плохими. Неверные  предположения, чересчур оптимистичные  прогнозы и другие плохие решения  могут привести к неэффективному  стратегическому плану. Такой  стратегический план может привести  к серьезным проблемам в организации. 

 

- Невозможность применения. Если высший менеджмент не  поддержит стратегический план, то применение становиться невозможным  и весь процесс – пустой  тратой времени и ресурсов. Дополнительно,  может возникнуть внутренне сопротивление  стратегическому планированию. Люди  отказываются от стратегического  планирования по разным причинам. Не имеет смысла, нет времени,  не понимаю, почему мы делаем  это [13, с. 5].

 

Так как стратегическое планирование поднимает ключевые вопросы, оно  обычно ведет к переменам. Поэтому, важно понять, как произвести перемены. Можно снизить влияние изменений  на людей, следуя инструкциям:

 

- Допустить помощь и  вовлечение людей. Если люди  участвуют в изменениях, они их  лучше воспринимают.

 

- Постарайтесь избежать  угрозы безопасности людей. Если  изменения повлияют на безопасность, это вызовет отказ. 

 

- Убедитесь, что изменения  соответствуют предыдущим успешным  решениям. Если вы пытаетесь провести  изменения после нескольких неудачных  попыток, то шансы на успех  малы.

Информация о работе Общая концепция стратегического планирования