Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 12:08, курсовая работа
Целью курсовой работы является организация и разработка стратегического планирования на предприятии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
- раскрыть сущность и понятие стратегического планирования;
- определить принципы организационного построения стратегического маркетинга на предприятии;
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ КОНЦЕПЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
1.1 Сущность и понятие стратегического планирования
1.2 Организация процесса стратегического планирования на предприятии
1.3 Выбор цели организации – одно из самых существенных решений при стратегическом планировании
1.4 Анализ внутренней и внешней среды предприятия в стратегическом планировании
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ КОНКРЕТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Общая характеристика предприятия
2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия
2.3 Организация маркетинга на Базе Автотранспорта и Механизации № 964
2.4 Стратегическое планирование предприятия
ГЛАВА 3. ПРОГРАММА СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ БАЗЫ АВТОТРАНСПОРТА И МЕХАНИЗАЦИИ № 964
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Для более эффективной работы персонала в организации обязательна его мотивация. Мотивация представляет процесс побуждения других людей к деятельности для достижения целей организации.
Современные теории мотивации делятся на две категории: содержательные и процессуальные. Содержательные теории мотивации основаны на определении потребности. Потребность - это ощущение человеком недостатка, отсутствия чего-либо. Для побуждения работника к действию, менеджеры используют вознаграждение: внешнее (денежное, продвижение по служебной лестнице), и внутреннее (чувство успеха). Процессуальные теории мотивации основаны на элементах психологии в поведении людей.
Контроль представляет собой процесс обеспечения достижения фирмой своих целей. Контроль можно разделить на: предварительный контроль, текущий контроль, заключительный контроль.
В целом, контроль состоит из установки стандартов, измерения достигнутых результатов, проведения корректировок, если достигнуты результаты, отличающиеся от установленных стандартов.
Предварительный контроль осуществляется до начала работы организации. Он используется в трех отраслях: в области человеческих ресурсов (подбор кадров); материальных ресурсов (выбор поставщиков сырья); финансовых ресурсов (формирование бюджета фирмы).
Текущий контроль осуществляется непосредственно в ходе проведения работ и повседневной деятельности организации, и предполагает регулярную проверку подчиненного персонала, а так же обсуждение возникающих проблем. При этом обязательно необходима обратная связь между подразделениями и верхним управленческим эшелоном фирмы для обеспечения ее успешной деятельности.
Заключительный контроль осуществляется после того, как работа выполнена. Он дает информацию руководителю фирмы для более оптимального планирования и осуществления в дальнейшем аналогичных задач.
Поведение сотрудников, ориентированное
на наличие контроля, дает более
эффективные результаты. Однако, при
этом обязательно должны действовать
механизмы награждения и
1.3 Выбор цели организации
– одно из самых существенных
решений при стратегическом
Основная общая цель организации обозначается как миссия, и все остальные цели вырабатываются для ее осуществления.
Миссия детализирует статус
фирмы и обеспечивает направление
и ориентиры для определения
целей и стратегий на различных
уровнях развития. Формирование миссии
включает в себя: выяснение какой
предпринимательской
В миссию фирмы также входит задача определения основных потребностей потребителей и их эффективного удовлетворения для создания клиентуры в поддержку фирмы в будущем.
Миссия представляет чрезвычайное значение для организации, нельзя забывать о ценностях и целях высшего руководства. Ценности, формируемые нашим опытом, направляют или ориентируют руководителей, когда они сталкиваются с необходимостью принятия критических решений. Западные ученые установили шесть ценностных ориентаций, которые оказывают воздействие на принятие управленческих решений, и связали эти ориентации со специфическими типами целевых предпочтений, что можно показать в виде таблицы (Приложение 1) [16, с. 216].
Общефирменные цели формируются и устанавливаются на основе общей миссии организации и определенных ценностей и целей, на которые ориентируется высшее руководство:
конкретные и измеримые цели (это позволяет создать четкую базу отсчета для последующих решений и оценки хода работы);
ориентация целей во времени (здесь необходимо уяснить не только, что фирма хочет осуществить, но также когда должен быть достигнут результат);
достижение цели служит повышению эффективности организации, установление же трудно достижимой цели может привести к катастрофическим результатам;
взаимно поддерживающие цели (действия и решения, необходимые для достижения одной цели, не должны мешать достижению других целей).
Цели будут значимой частью процесса стратегического управления только в том случае, если высшее руководство правильно их сформулирует, эффективно институционализирует, проинформирует о них и стимулирует их осуществление во всей организации.
1.4 Анализ внутренней и внешней среды предприятия в стратегическом планировании
Внешние факторы, формирующие
ситуацию, могут быть естественными
(стихийные бедствия), политическими
(военные действия), экономическими
(состояние рыночной конъюнктуры), технологическими
(внезапное появление и
Внутренние факторы, в сущности, аналогичны внешним, только меньше по масштабам. Они также могут быть по природе своей естественными (массовые заболевания персонала, нарушающие нормальный ход работы), технологическими (поломки оборудования), экономическими (неэффективное хозяйствование, штрафы, нехватка финансовых средств), социальными (забастовки).
Острота ситуации определяется
целым рядом обстоятельств. Во-первых,
экономическим положением организации
(крупными фирмами она всегда ощущается
менее остро). Во-вторых, характером
производственной деятельности, степенью
ее инерционности, гибкостью ее организационной
структуры (организации, быстро легко
приспосабливающиеся к
Решая стратегические задачи, можно не только своевременно предотвратить возникновение неблагоприятной ситуации, в значительной степени смягчить ее негативные последствия, но и с максимальной выгодой использовать открывающиеся возможности. Это обеспечивает фирме стратегическую выживаемость, повышает гибкость и неуязвимость [15, с. 260-261].
После установления своей
миссии и целей руководство
оценка изменений, воздействующих на различные аспекты текущей стратегии;
определение факторов, представляющих угрозу для текущей стратегии фирмы, контроль и анализ деятельности конкурентов;
определение факторов, представляющих
больше возможности для достижения
общефирменных целей путем
Анализ внешней среды
помогает контролировать внешние по
отношению к фирме факторы, получить
важные результаты (время для разработки
системы раннего предупреждения
на случай возможных угроз, время
для прогнозирования
Угрозы и возможности, с которыми сталкивается фирма, можно выделить в семь областей:
1. Экономические факторы.
Некоторые факторы в
2. Политические факторы.
Активное участие
3. Рыночные факторы. Рыночная
среда представляет собой
4. Технологические факторы.
Анализ технологической среды
может по меньшей мере
5. Факторы конкуренции.
Любая организация должна
6. Факторы социального
поведения. Эти факторы
7. Международные факторы.
Руководство фирм, действующих на
международном рынке, должно
Таким образом, анализ внешней среды позволяет организации создать перечень опасностей и возможностей, с которыми она сталкивается в этой среде. Для успешного же планирования руководство должно иметь полное представление не только о существенных внешних проблемах, но и о внутренних потенциальных возможностях и недостатках организации.
После установления своей миссии и целей руководство должно начать диагностический этап процесса стратегического планирования. Первым шагом является изучение внешней среды. Руководители оценивают внешнюю среду по трем параметрам:
1. Оценить изменения, которые
воздействуют на разные
2. Определить, какие факторы
представляют угрозу для
3. Определить, какие факторы
представляют больше
Анализ внешней среды представляет собой процесс, посредством которого разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к предприятию факторы, чтобы определить возможности и угрозы для фирмы. Анализ внешней среды помогает получить важные результаты. Он дает организации время для прогнозирования возможностей, время для составления плана на случай возможных угроз и время на разработку стратегий, которые могут превратить прежние угрозы в любые выгодные возможности.
С точки зрения оценки этих угроз и возможностей роль анализа внешней среды в процессе стратегического планирования заключается по существу в ответе на три конкретных вопроса:
1. Где сейчас находится предприятие?
2.Где, по мнению высшего руководства, должно находится предприятие в будущем?
3. Что должно сделать
руководство, чтобы
Угрозы и возможности, с которыми сталкивается предприятие, обычно можно выделить в семь областей.
Руководство фирмы должно выяснить, обладает ли фирма внутренними силами, чтобы воспользоваться внешними возможностями, и существуют ли у нее слабые стороны, которые могут усложнить проблемы, связанные с внешними опасностями. Этот процесс называется управленческим обследованием. Оно представляет собой методическую оценку функциональных зон фирмы, предназначенную для выявления ее стратегически сильных и слабых сторон.
В обследование входят такие функции, как маркетинг, бухгалтерский учет, операции (производство), человеческие ресурсы, культура и образ корпорации.
При обследовании функции
маркетинга необходимо обратить внимание
на семь областей анализа: конкурентоспособность
и желаемая доля рынка в процентах
к его общей емкости, являющаяся
существенной целью для компании;
разнообразие и качество ассортимента
изделий, которые постоянно
Информация о работе Общая концепция стратегического планирования