Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2015 в 03:00, курсовая работа
Предметом является производство общественных благ в Республике Беларусь
Цель исследования: выявить особенности общественных благ и альтернативные методы их производства
Задачи данной работы:
Ознакомиться с теоретическими основами и экономической сущностью домашнего хозяйства как экономического субъекта;
Провести анализ развития домашних хозяйств в экономике Республики Беларусь;
Рассмотреть Особенности и перспективы развития домашних хозяйств в экономике Республики Беларусь.
Введение……………………………………………………………………….
5
1.Общественные блага с позиции экономических отношений……………..
7
1.1 Сущность и значение общественных благ…………………........……..
7
1.2 Классификация общественных благ и их специфические черты…….
9
1.3 Производство общественных благ и особенности спроса на них……
13
2. Анализ предоставления общественных благ в Республике Беларусь…...
19
2.1 Определение оптимального объёма общественных благ…...….……
19
2.2 Предоставление общественных благ в Республике Беларусь……..…
21
3. Проблема регулирования предоставления общественных благ в Республике Беларусь…………………………………………………………..
27
Заключение……………………………………………………………………..
31
Список использованной литературы……………………
Чистое частное благо – напротив, такое благо, каждая единица которого может быть оценена и продана, таким образом, что каждая единица приносит полезность только покупателю. Покупая чистое частное благо, полезность получим только мы, это не приведёт ни к положительным ни к отрицательным эффектам для кого-либо еще. Рынки очень хорошо подходят для обращения на них чистых частных благ. Когда люди покупают такие блага, они знают, что уплата цены даёт им исключительное право на использование этих благ и получение связанных с ним выгод. Буханка хлеба – пример чистого частного блага. Когда человек покупает хлеб, он получает исключительное право на его использование. Никто другой не получает пользу, когда человек ест хлеб, купленный им на рынке. Национальная оборона – это пример чистого частного блага. Если государственная граница охраняется только ради одного человека, то в то же время получает пользу и каждый гражданин государства.
Общие блага или блага совместного пользования - блага, характеризующиеся высокой степенью избирательности и низкой степенью исключаемости. Их специфика в том, что, несмотря на высокую степень конкурентности в потреблении, ограничение доступа к благу связано с высокими издержками. Чаще всего это блага, предоставляемые муниципалитетами, - общественные парки, пляжи, другие места общего пользования, поэтому их называют еще коммунальными.
2. Материальные и нематериальные.
Материальные блага в свою очередь делятся на два вида, которые имеют разное функциональное назначение. Первый вид - это предметы потребления, необходимые для жизнедеятельности людей (естественные дары природы - земля, вода, воздух; пища, одежда, жилище). Второй вид - средства производства, используемые для изготовления предметов потребления.
Нематериальные блага - это блага, которые воздействуют на развитие способностей человека. Эти блага создаются в непроизводственной сфере, в здравоохранении, образовании, искусстве, кино, театре, музее и т.д. Нематериальные блага делятся ещё на две группы: внутренние и внешние блага. Внутренние блага даны человеку природой, которые он развивает по собственной воле (музыкальный слух - музицирование, голос - пение). Внешние блага - это то, что дает внешний мир для удовлетворения потребностей (репутация, деловые связи, протекция и т.д.).
3. Экономические и
Неэкономическое благо имеется в неограниченном количестве. Неэкономические блага предоставляются природой без усилий человека (вода, воздух и т.д.). Эти блага существуют в природе «свободно», в количестве, которого достаточно для полного и постоянного удовлетворения потребностей человека. Экономическое благо является редким благом. Эти блага являются объектом или результатом экономической деятельности, т.е. их можно получить в количестве, ограниченном по сравнению с удовлетворяемыми потребностями.
Именно соотношение между потребностью и доступным для распоряжения количеством благ, делает эти блага экономическими или неэкономическими. Если человек живет в тайге, стволы деревьев для постройки жилища не являются для него экономическими благами. Ведь их количество в огромное число раз превышает потребность в этом стройматериале. И вода для питья, если человек живёт на берегу чистейшего озера, не является экономическим благом. Таковым она станет для него лишь в пустыне, где потребность человека в питье оказывается выше, чем доступное для удовлетворения этой потребности количество воды.
4. Долговременные и
Данное разделение зависит от срока использования блага. Есть блага, служащие нам долго, и для своих нужд мы можем использовать их не один раз. Например, если мы купим дом, то будем жить в нем не один год, а значит, будем пользоваться этим благом долго. Если мы приобретаем книгу, то после прочтения (использования или потребления этого блага) поставим ее на полку - и она никуда не денется. И книга, и дом - это долговременные блага. Другие блага могут исчезнуть уже в процессе самого потребления, использования этого блага. Самый просто пример – это еда. Мы каждый день потребляем пищу, которая исчезает уже в процессе потребления, в процессе удовлетворения потребности человека в еде. Если мы разводим костер и разжигаем его при помощи спичек, то сожженные спички мы уже не сможем использовать снова. Еда и спички - это недолговременные блага. Нам одинаково необходимы как долговременные, так и недолговременные, в зависимости от наших текущих нужд и целей использования этих благ. Недолговременные блага мы приобретаем чаще. Отсюда следует, что долговременные блага предполагают многоразовое использование, а недолговременные исчезают после (или в процессе) разового использования.
5. Прямые и косвенные блага.
Прямые блага - это созданные товары, которые готовы к продаже и потреблению. Косвенные блага - это ресурсы. Так как только благодаря ресурсам могут быть произведены прямые, либо готовые блага. Например, хлеб - это готовый продукт. А мука, вода и дрожжи - это составные части для производства (выпечки) хлеба. Эти компоненты - только будущий хлеб, а не готовый продукт, а значит, они являются косвенными благами. Если назначение прямых благ изменить практически невозможно, то косвенные блага могут предназначаться для производства ни одного товаров. Например, те же самые муку и дрожжи мы можем использовать для выпечки как хлеба, так и различных сдобных булочек или пряников. Прямые блага предназначены для непосредственного потребления, поэтому по-другому они еще называются потребительскими. Косвенные блага используются в производстве потребительских благ, и поэтому они еще называются - производственными или ресурсами.
6. Взаимодополняемые и
Взаимодополняемыми называются благами, спрос на которые так взаимосвязан, что увеличение цены одного товара или услуги приводит к падению спроса на другой товар. Два блага являются комплементарными, или дополняющими друг друга, если увеличение цены одного из них смещает кривую спроса на другие влево. Перекрестная эластичность спроса по цене таких благ отрицательна. Например: автомобили и бензин, теннисные ракетки и мячики. Комплементарные товары или услуги потребитель не может использовать по отдельности. Взаимодополняемость бывает абсолютной (жесткой) и относительной. Жесткая взаимодополняемость характеризуется тем, что одному из благ - комплементов соответствует вполне определенное количество другого. Например, к паре лыж необходима пара креплений. При относительной взаимодополняемости нет четкого заданного количества. Например, в бак автомобиля водитель может залить и один, и два литра - машина начнет двигаться и в том, и в другом случае.
Взаимозаменяемыми благами (субститутами) называют такие товары или услуги, которые рассматриваются потребителями как экономически заменяющие друг друга. К ним относятся не только многие потребительские товары и производственные ресурсы, но и услуги транспорта (поезд - корабль- автомобиль). Мерой взаимозаменяемости двух благ служит перекрестная эластичность спроса на них. Блага с высокой степенью замещения характеризуются высокой перекрестной эластичностью спроса, а продукты со слабой взаимозаменяемостью имеют низкую перекрестную эластичность спроса.
7. Настоящие и будущие блага.
Настоящие находятся в непосредственном распоряжении экономического субъекта. Будущими он сможет располагать лишь в будущем. Индивид предпочитает настоящие блага будущим.
8. Конкурентные и неконкурентные блага.
Основным признаком разграничения является соперничество различных сравниваемых благ в потреблении. Конкурентными в потреблении блага будут лишь тогда, как получение выгод от потребления данного блага одним экономическим субъектом делает невозможным получение этих выгод в том же отношении от того же самого блага каким-либо другим экономическим субъектом. То есть использование блага мешает пользоваться им остальным. Неконкурентными в потреблении являются блага, получение выгод от потребления которых данным экономическим субъектом содержит в себе возможность для других экономических субъектов получения от такого блага таких же выгод в том же самом отношении. То есть любой может пользоваться благом, совершенно не мешая при этом другим.
На основании территориальных границ, в рамках которых осуществляется потребление благ, выделяют следующие общественные блага:
1. международные общественные блага. Это блага, к которым имеет доступ и которые потребляются всем населением, вне зависимости от территориальных границ государства. К таким благам относятся, например, научно-технические исследования и разработки, мероприятия, направленные на улучшение экологической ситуации, международная валютная система. Производство и рас-пределение общественных благ на международном уровне достаточно затруднено, так как для этого необходима значительная концентрация ресурсов не только одного государства, а всей мировой экономики. Только в этом случае можно добиться сколько-нибудь ощутимой эффективности и результативности. В качестве действенных инструментов производства общественных благ на международном уровне используются различные межправительственные ассоциации, комиссии и т. д. Большой шаг в этом направлении был сделан с созданием ЕЭС. В результате этого большое количество благ трансформировались из национальных в общеевропейские. Естественно, что для этого потребовалось существенное изменение характерных функций, большого количества институтов и механизмов;
2. национальные общественные блага. Это блага, которые производятся, распределяются и потребляются в рамках определенной национальной экономики. Масштабы их распространения четко ограничены территорией определенного государства и не могут выходить за них, например, на международный уровень. К ним, например, относятся армия, флот, деятельность федеральных органов государственной власти. Их специфическая особенность заключается в том, что они необходимы для всей национальной экономики, для чего целесообразно производство их на общегосударственном уровне;
3. местные общественные блага. Это блага, которые производятся, распределяются и потребляются не на уровне всего государства, а на местном уровне. Производство этих благ необходимо в том случае, когда у определенного региона существуют отличные от общегосударственных потребности. К таким благам относятся, например, уборка мусора, концерты, театры, городские парки. [6]
1.3 Производство общественных благ и особенности спроса на них
Государственный сектор и производство общественных благ.
В отличие от смешанных общественных благ обеспечение чистыми общественными благами осуществляется только в рамках государственного сектора. Примерами чистых общественных благ являются национальная оборона, поддержка общественного порядка и законности. При этом правительство сталкивается с той же проблемой, что и частная компания, производящая частные блага, а именно с проблемой финансирования производства общественного блага. Если для покрытия своих расходов частная фирма назначает цену за благо, то правительство для покрытия расходов вводит налоги.
Кроме проблемы финансирования
встает вопрос об определении оптимального
объема общественных благ, эффективного
по Парето. Для определения объема производства
общественного блага требуются коллективные
действия. Они необходимы для выявления
общественных предпочтений и для решения
проблемы безбилетника. В частности, выявление
общественных предпочтений в рамках государственного
сектора осуществляется с помощью механизма
общественного выбора. В условиях политической
демократии это механизм прямого и представительного
голосования.
Таким образом,
важнейшая проблема в рамках государственно
обеспечения общественных благ являются:
Выявление предпочтений – это предоставление информации поставщику общественных благ о том, как оценивается потребителем польза от потребления этих благ.
Выявив предпочтения, можно определить необходимые масштабы производства того или иного общественного блага. Но для любого правительства получение реальных оценок общественного блага является проблемой. Эта проблема связана с тем, что потребители общественного блага не уверены в том, что их платежи, определяемые правительством, соответствуют их оценкам полезности общественного блага.
Представим ситуацию, когда потребители платят суммы, не связанные с их оценками полезности благ. В этом случае они склонны использовать возможность повлиять на результат выявления предпочтений, завышая свои оценки либо занижая их. Например, тот, кто считает необходимым разбить в городе общественный парк и активно отстаивает такую идею, может преувеличивать оценку полезности парка, надеясь, что это поможет реализовать данный проект.
Другой пример – жители, которые выступают против расширения проходящей недалеко автомагистрали. Определяя ценность проекта расширения дороги, они склонны недооценивать этот проект, надеясь, что это поможет им не допустить его к реализации. Таким образом, из приведенных примеров видно, что оценки общественных благ осуществляются исходя из того, что никто не думает, что он будет платить в соответствии со своими оценками. Предполагается также, что никто не будет наказан за предоставление недостоверной информации.
Проблема предоставления недостоверной информации при выявлении предпочтений похожа на проблему безбилетника. Даже те, кто высоко оценивает данное общественное благо, склонны его недооценивать, так как стремятся снизить сумму платежей, которую они должны внести в качестве своего вклада в производство блага. Следовательно, при выявлении предпочтений по общественным благам оценки полезности блага могут быть неверными. Это приведет к недопроизводству или перепроизводству блага в зависимости от того, недооценивают или переоценивают его потребители, осуществляя коллективный выбор.
Информация о работе Общественные блага и альтернативные методы их производства