Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 00:05, контрольная работа
Основной целью данной работы является составление экономико географической характеристики республики Карачаево-Черкесия. Для этого необходимо выполнить следующие задачи:
1. На основе комплексной оценки территории с учетом количественных методов показать современное состояние природных, социальных и отраслевых составляющих экономики территории .
2. охарактеризовать природные и ресурсные данные территории, данные населения и трудовых ресурсов, рассмотреть основные отрасли промышленности, проанализировать транспортный комплекс.
3. Рассчитать прожиточный минимум региона.
Введение.........................................................................................................................4
Глава 1. Социально-экономическая и политическая оценка республики Карачаево-Черкесия………………………………………………………………...5
1.1. Географическое расположение республики Карачаево-Черкесия...............5
1.2. Административно-территориальное деление республики............................7
1.3. Численность и состав населения республики Карачаево-Черкесия...........14
1.4.Система регионального и муниципального управления республики.................................................................................................................. 22
1.5. Политическая обстановка в Карачаево-Черкесии........................................23
1.6.Социальные условия жизни в республике……………………………….....26
1.6.1. Уровень жизни населения...................................................................26
1.6.2. Доходы населения................................................................................28
1.6.3. Образование..........................................................................................31
1.6.4. Здравоохранение..................................................................................41
1.7.Экономический потенциал региона……………………………………..….45
1.8. Проблемы и перспективы развития региона................................................57
Глава 2. Демографическая обстановка в республике Карачаево-Черкесия…………………………………………………………………………….62
2.1.Расчет демографического коэфициента........................................................62
Глава 3. Оценка прожиточного минимума в республике Карачаево-Черкесия…………………………………………………………………………….65
3.1.Оценка прожиточного минимума в регионе.................................................65
Глава 4. Оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти в республике Карачаево-Черкесия………………………………………………………………………….…75
4.1.Оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти республики Карачаево-Черкесия …………………………………………………..75
Заключение .................................................................................................................78
Список используемой литературы............................................................................80
Приложение 1……………………………………………………………………..…81
В структуре использования денежных доходовдоля денежных доходов, направленных населением на потребительские расходы, в 2008 году уменьшилась по сравнению с 2007 годом на 1,6% и составила 65,1% от общих расходов. При этом на покупку товаров было использовано 51,9% денежных доходов, что на 1,0% меньше, чем в 2007 году, на оплату услуг – 13,2% (уменьшение на 0,6%). Значительно снизилась доля организованных сбережений (1,9%), составившая 2,4%.
На покупку валюты население израсходовало в 2008г. 1,4% от общего объема денежных доходов, что в 2 раза больше, чем в 2007г.
Доля обязательных платежей и взносов увеличилась в 2008 году по сравнению с соответствующим периодом 2007 года на 0,3% и составила 4,8%.
Потребительские расходы в 2008 году превысили уровень 2007 года на 28,1% (в реальном исчислении - на 8,8%).
В 2008 году в результате опережающего роста цен на отдельные продовольственные товары по сравнению с ростом номинальных среднедушевых денежных доходов населения наблюдалось снижение покупательной способности на многие продовольственные товары.
1.6.2.Доходы населения КЧР
За период 2006 - 2009 гг. в Карачаево-Черкесской Республике наблюдалась положительная динамика показателей доходов населения, свидетельствующая о повышении уровня жизни населения.
Номинальные денежные доходы населения Республики с 2002 года росли быстрее, чем в целом по стране. За последние годы соотношение среднедушевых денежных доходов населения Республики со среднероссийским показателем продолжает сохранять положительную динамику.
В 2007 году по сравнению с 2006 годом денежные доходы на душу населения в Республике выросли на 24,6 %, и составили в номинальном выражении 6895,4 рубля. Рост реальных располагаемых денежных доходов населения Республики, в расчете которых учитывается инфляционная составляющая, в 2007 году составил 113,1% по отношению к 2006 году. В 2008 году, по сравнению с 2007 годом, отмеченные показатели в Республике выросли на 15,5% и составили 9391,3 рубля в номинальном выражении.
Реальные располагаемые денежные доходы населения Республики остались на уровне 2007 года. В 2009 году денежные доходы на душу населения в Республике выросли на 14,6%, по отношению к 2008 году и составили 14288,6 рубля в номинальном выражении. Реальные располагаемые денежные доходы населения Республики по отношению к 2008 году увеличились на 3,6%.
За период 2007-2009 гг. наблюдалась положительная динамика в изменении доходов и расходов населения по Республике.
В 2009 году денежные доходы населения Республики сложились в размере 51990,9 млн. рублей и увеличились на 16,9% по сравнению с 2008 годом, денежные расходы в 2009 году составили 38166,3 млн. рублей и увеличились в процентном отношении на 13,9% по сравнению с 2008 годом.
Денежные доходы населения Республики в 2008 году сложились в размере 40450,4 млн. руб. и увеличились на 31,2% по сравнению с 2007 годом, денежные расходы - 29795,3 млн. руб. (увеличение на 26,5%). Основным компонентом денежных доходов населения явилась номинальная начисленная среднемесячная заработная плата, которая за 2007-2009 гг. имела положительную динамику.
Заработная плата одного работника по полному кругу предприятий в Республике в 2007 году составила 7564,5 рублей. Это на 26,9% выше уровня 2006 года. В 2008 году заработная плата одного работника сложилась в размере 9645,6 руб. и в реальном выражении составила 96,7% к уровню 2007 года. В 2009 году данный показатель составил 13694,0 рубля или в реальном выражении 102,5% к уровню 2008 года.
Просроченная задолженность по заработной плате по кругу наблюдаемых видов экономической деятельности за 2007 год составила 2483,0 тыс. руб. и уменьшилась по сравнению с 2006 годом в 5,1 раза. За 2008 год она увеличилась по сравнению с 2007 годом в 12,3 раз и составила 30503,0 тыс. рублей. За 2009 год просроченная задолженность по заработной плате составила 7995,0 тыс. рублей и уменьшилась по сравнению с 2008 годом в 3,8 раза.
СОСТАВ ДЕНЕЖНЫХ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ
2000 |
2007 |
2008 |
2009 | |
Миллионов рублей | ||||
Денежные доходы, всего |
5492,5 |
35646,9 |
44488,3 |
52005,5 |
в том числе: |
||||
доходы от предпринимательской деятельности |
1275,4 |
6592,2 |
7271,0 |
7807,4 |
оплата труда |
1549,9 |
9702,1 |
11892,9 |
13115,5 |
социальные выплаты |
1236,5 |
5782,8 |
7688,5 |
9506,6 |
из них: |
||||
пенсии |
895,6 |
4017,6 |
5512,2 |
6700,8 |
пособия и социальная помощь |
221,0 |
1512,9 |
1868,9 |
2472,4 |
доход от собственности |
88,8 |
603,3 |
1140,8 |
1704,0 |
другие доходы |
1341,9 |
12966,5 |
16495,1 |
19872,0 |
В процентах к итогу | ||||
Денежные доходы, всего |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100 |
в том числе: |
||||
доходы от предпринимательской деятельности |
23,2 |
18,5 |
16,3 |
15,0 |
оплата труда |
28,2 |
27,2 |
26,7 |
25,2 |
социальные выплаты |
22,5 |
16,2 |
17,3 |
18,3 |
из них: |
||||
пенсии |
16,3 |
11,3 |
12,4 |
12,9 |
пособия и социальная помощь |
4,0 |
4,2 |
4,2 |
4,8 |
доходы от собственности |
1,6 |
1,7 |
2,6 |
3,3 |
другие доходы |
24,5 |
36,4 |
37,1 |
38,2 |
Денежные доходы, направленные населением на потребительские расходы, в 2009 году были на 2,5% меньше, чем в 2008 г. и составили 63,2%. В 2008 году расходы населения уменьшилась на 1,6% по сравнению с 2007 г. и составили 65,1%. На покупку товаров в 2009 году было использовано 49,9% денежных доходов, что на 2,2% меньше, чем в 2008 году. В 2008 году было израсходовано 51,9% денежных доходов, что на 1,0% меньше, чем в 2007 году. На оплату услуг в 2009 г. было использовано 13,3% доходов (уменьшение на 0,3% по отношению к 2008 г.), в 2008 г. - 13,2% (уменьшение на 0,6% относительно 2007 года). Потребительские расходы в 2009 году превысили уровень 2008 года на 12,4% (в реальном исчислении уменьшились на 0,3%). Значительно снизилась доля организованных сбережений (на 1,9%), которая составила 2,4%.
1.6.3.Образование.
Дошкольное образование
В республике создана многофункциональная система дошкольного образования, включающая 114 дошкольных образовательных учреждений, 20 дошкольных образовательных групп при общеобразовательных школах, 42 подготовительных к школе класса, 13 центров раннего развития ребенка. Всеми формами дошкольного образования охвачено 16738 детей в возрасте от 2 до 7 лет, доля которых составляет 41% от общего числа детей дошкольного возраста, проживающих в регионе (показатель по Российской Федерации составляет - 65%). С целью обеспечения дошкольного образования детей с разными физическими возможностями работает 15 групп компенсированного вида разной направленности. В 2011 году после реконструкции имеющихся зданий открыты 3 детских сада на 205 мест (с.Дружба, а. Икон - Халк, п.Октябрьский).
Утверждена республиканская целевая программа «Развитие дошкольного образования в Карачаево-Черкесской Республике на 2012-2016 годы», предусматривающая строительство дошкольных учреждений, реконструкцию имеющихся зданий, развитие вариативных форм дошкольного образования. На реализацию Программы из республиканского и муниципальных бюджетов предусмотрено 184098, тыс. рублей.
Министерство образования и науки КЧР организовало разработку и курирует выполнение муниципальных программ развития дошкольного образования в муниципальных районах и городских округах.
С сентября 2011 года в 12 дошкольных образовательных учреждениях экспериментально введены новые федеральные государственные требования к программному обеспечению дошкольного образования, призванные обеспечить стандартизацию и качество содержания дошкольного образования. Со следующего учебного года федеральные государственные требования к программам дошкольного образования будут введены во всех дошкольных образовательных учреждениях республики. Обеспечена поддержка семей, имеющих детей дошкольного возраста. За 2011 год выплаты компенсации части родительской платы за содержание ребенка в дошкольных образовательных учреждениях составили более 11 млн. рублей.
Вместе с тем, в республике сохраняется проблема доступности дошкольного образования детей. В очереди на получение мест в детские сады зарегистрировано около 9 тысяч человек. Острый дефицит мест наблюдается в г. Черкесске, где очередность в дошкольные учреждения составляет более 4,5 тыс. детей.
В полном объеме дошкольными учреждениями не обеспечены дети ни в одном муниципальном образовании. Самая низкая обеспеченность населения услугами дошкольного образования в Абазинском, Карачаевском, Малокарачаевском, Прикубанском районах, где охват детей данным видом образования составляет 17-33 процента.
Создание дошкольных мест сегодня решается в основном за счет использования внутренних резервов системы образования - открытия дошкольных групп в школах, а также оптимизации площадей в функционирующих детских садах. Следует отметить, что при имеющейся потребности в детских садах в муниципальных образованиях не получили должного развития вариативные формы дошкольного образования: семейные детские сады, группы кратковременного пребывания, выходного дня, что было рекомендовано коллегией Министерства образования и науки КЧР еще в июле 2011года и должно было быть предусмотрено муниципальной программой «Развитие дошкольного образования». Нет должного внимания предшкольной подготовке, обеспечивающей каждому ребенку возможность освоения образовательных программ до поступления в первый класс, что позволит ему быть успешным в школе в городах Черкесске, Карачаевске, Абазинском, Зеленчукском, Карачаевском, Малокарачаевском районах, в то время как в последние годы это успешно практикуется в Адыге-Хабльском муниципальном районе, где открыто 12 классов, в Урупском муниципальном районе - 8 классов, в Прикубанском муниципальномрайоне -13 классов и т.д.
Важным вопросом повышения качества дошкольного образования остается заработная плата работников дошкольных образовательных учреждений. В детских садах республики работает 1410 педагогических работников. По состоянию на 1 января текущего года средняя заработная плата воспитателей детских садов составляет 5537,6 руб., что говорит о том, что труд педагогов дошкольных образовательных учреждений не стимулируется.
Доля затрат муниципалитетов на дошкольное образование по-прежнему остается низкой: слабо обновляется материально-техническая база, не выделяются средства на игрушки, учебно-наглядные пособия, оборудование.
Общее образование
Модернизация образования предполагает ориентацию не только на освоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Основные направления государственной образовательной политики - это качественно новые задачи и новые требования к развивающейся личности, ее образованию и воспитанию. В образовательных учреждениях республики внедряются инновационные технологии обучения, 10 % общеобразовательных учреждений составляют гимназии и лицеи, в 40 школах (25%) ведется профильное обучение на старшей ступени обучения, 14% общеобразовательных школ республики ведут экспериментальную работу. В 2011 году за особые успехи в учении награждены медалями 282 человека, в том числе 189 - золотой медалью, 93 - серебряной медалью. В рамках реализации Комплекса мер по модернизации системы общего образования в Карачаево-Черкесской Республике проведены мероприятия по оснащению оборудованием в соответствии с переходом на ФГОС и обеспечению выполнения требований к санитарно-бытовым условиям и охране здоровья обучающихся, в первую очередь, посредством создания условий в учебных классах, мастерских, пищеблоках, спортивных залах и медицинских кабинетах.
ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
2000 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |
Число дошкольных образовательных учреждений, всего |
104 |
110 |
111 |
111 |
112 |
в том числе: в городах и поселках городского типа |
41 |
42 |
42 |
42 |
42 |
в сельской местности |
63 |
68 |
69 |
69 |
70 |
Численность воспитанников в дошкольных образовательных учреждениях, человек |
11034 |
12300 |
12795 |
13564 |
14068 |
в том числе: в городах и поселках городского типа |
6739 |
7231 |
7568 |
7940 |
8107 |
в сельской местности |
4295 |
5069 |
5227 |
5624 |
5961 |
Численность педагогических работников, человек |
1185 |
1223 |
1121 |
1159 |
1187 |
в том числе: в городах и поселках городского типа |
661 |
654 |
604 |
629 |
636 |
в сельской местности |
524 |
569 |
517 |
530 |
551 |
Выросла численность школьников, обучающихся в образовательных учреждениях, обладающих современной технологической инфраструктурой и отвечающих пожарным и санитарным требованиям. Одним из важнейших показателей в системе оценки качества образования стал единый государственный экзамен (далее ЕГЭ).