Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 00:05, контрольная работа
Основной целью данной работы является составление экономико географической характеристики республики Карачаево-Черкесия. Для этого необходимо выполнить следующие задачи:
1. На основе комплексной оценки территории с учетом количественных методов показать современное состояние природных, социальных и отраслевых составляющих экономики территории .
2. охарактеризовать природные и ресурсные данные территории, данные населения и трудовых ресурсов, рассмотреть основные отрасли промышленности, проанализировать транспортный комплекс.
3. Рассчитать прожиточный минимум региона.
Введение.........................................................................................................................4
Глава 1. Социально-экономическая и политическая оценка республики Карачаево-Черкесия………………………………………………………………...5
1.1. Географическое расположение республики Карачаево-Черкесия...............5
1.2. Административно-территориальное деление республики............................7
1.3. Численность и состав населения республики Карачаево-Черкесия...........14
1.4.Система регионального и муниципального управления республики.................................................................................................................. 22
1.5. Политическая обстановка в Карачаево-Черкесии........................................23
1.6.Социальные условия жизни в республике……………………………….....26
1.6.1. Уровень жизни населения...................................................................26
1.6.2. Доходы населения................................................................................28
1.6.3. Образование..........................................................................................31
1.6.4. Здравоохранение..................................................................................41
1.7.Экономический потенциал региона……………………………………..….45
1.8. Проблемы и перспективы развития региона................................................57
Глава 2. Демографическая обстановка в республике Карачаево-Черкесия…………………………………………………………………………….62
2.1.Расчет демографического коэфициента........................................................62
Глава 3. Оценка прожиточного минимума в республике Карачаево-Черкесия…………………………………………………………………………….65
3.1.Оценка прожиточного минимума в регионе.................................................65
Глава 4. Оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти в республике Карачаево-Черкесия………………………………………………………………………….…75
4.1.Оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти республики Карачаево-Черкесия …………………………………………………..75
Заключение .................................................................................................................78
Список используемой литературы............................................................................80
Приложение 1……………………………………………………………………..…81
Карачаево-Черкесская Республика на протяжении последних 7 лет при проведении государственной (итоговой) аттестации использует процедуру ЕГЭ.В 2011 году ЕГЭ проводился по 14 общеобразовательным предметам: русский язык, литература, математика, физика, химия, биология, география, история России, обществознание, иностранные языки (английский, французский, немецкий, испанский языки), информатика и информационно-коммуникативные технологии (ИКТ). По русскому языку в ЕГЭ участвовало 3203 чел., средний балл 60.3, получил 100 баллов -1 человек, получили высокие баллы 288 человек, что составляет 9%, не прошли минимальный порог 117, что составляет 3, 6%. По математике в ЕГЭ участвовало 3124 человек, средний балл составляет 60,2 балла, получили высокие баллы 184 человека, что составляет 5,8%, не прошли минимальный порог 31 выпускник, что составляет 1%. В 2011 году выпускников общеобразовательных учреждений - 3174 человек; выпускников открытых (сменных) общеобразовательных учреждений - 1970 человек. Аттестат о среднем (полном) общем образовании получили 5139 человек. По итогам Государственной (итоговой) аттестации выпускников не получили аттестаты - 5 человек.
Введение в действие Федерального Государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования в образовательных учреждениях республики.
С учётом рекомендаций Министерства образования и науки Российской Федерации в республике реализованы меры, направленные на поэтапное введение во всех общеобразовательных учреждениях федеральных государственных стандартов начального образования. С 1 сентября 2011- 2012 учебного года по новым стандартам обучается около 5 тысяч первоклассников и 527 учащихся 2-х классов, прошедших апробацию в 2010-2011 учебном году. Для методического сопровождения введения стандарта, все общеобразовательные учреждения республики разработали примерную программу обучения учащихся с учётом национально-регионального компонента. Проведеныкурсы повышения квалификации для учителей начальных классов, руководителей общеобразовательных учреждений и их заместителей для 596 человек. Для всех категорий работников школ проведены семинары-совещания по организационному, научному, методическому, правовому и нормативному обеспечению сопровождения перехода образовательных учреждений на Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования.
В рамках реализации комплексных мер по модернизации образования для обеспечения введения Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования приобретено 37 классов-комплектов для начальной школы и 17 кабинетов, 33 автоматических рабочих места для учителей, учебники для учащихся первых классов общеобразовательных школ по системе «Школа России».
В то же время введенная внеурочная деятельность в соответствии с требованиями стандарта требует наличие дополнительных классных помещений, что почти во всех образовательных учреждениях республики является проблемой.
Национальное образование
В нашей республике на законодательном уровне закреплено изучение государственных языков. В соответствии с Конституцией КЧР - пять государственных языков: абазинский, карачаевский, ногайский, русский, черкесский, русский. В соответствии с Законом Карачаево-Черкесской Республики «Об образовании в КЧР» в общеобразовательных учреждениях с первого класса в качестве обязательного учебного предмета ведётся изучение родного языка (абазинский, карачаевский, ногайский, черкесский, русский). За последние годы развитие национального образования в республике имеет позитивную динамику. В октябре-ноябре 2011 года г. Черкесске и г. Карачаевске проведён мониторинг «О выполнении базисного учебного плана» в части изучения родных языков. Результаты мониторинга были рассмотрены на заседании коллегии, которая состоялась в декабре, на которой было принято решение о строгом выполнении Закона КЧР «Об образовании в КЧР». Ежегодно для учащихся проводится олимпиада по родным языкам, Республиканский конкурс «Лучший учитель родного языка». Учителя национальных языков участвуют в межрегиональных семинарах и конференциях. Все общеобразовательные учреждения республики с 1-11(12) класс обеспечены программами и стандартами, изданными в 2008 году Министерством образования и науки КЧР. В 2010 и 2011 годах Правительство Карачаево-Черкесской Республики выделило 5 млн. 950 тысяч рублей на издание учебников по национальным языкам. Издано учебников по18 наименованиям в количестве 26000 экземпляров. С 2006 года изданы 24 наименования учебников по родным языкам и литературам, что составляет 30 %: 2006г.-3500 экземпляров (3 наименования); 2007г.-8000 экземпляров (3 наименования); 2010 г.- 20000 экземпляров- 11 наименований; 2011 г.-6000 экземпляров (6 наименований). Но вместе с тем, проблема с учебниками по национальным языкам остаётся острой. Общая потребность по всем родным языкам и литературам с 1- 11 классы составляет 76 наименований. В настоящее время учащиеся общеобразовательных учреждений республики обучаются по учебникам период издания, которых 1994-2010 годы. В учебном процессе используется : 37 (49%) наименований учебников, год издания которых с 1994-2000 г; 17 (22%) наименований учебников, год издания которых с 2001-2005г.
Апробация комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
В 2009 году Карачаево-Черкесская Республика была включена в число 19 субъектов Российской Федерации, в образовательных учреждениях которых апробировали «Основы религиозных культур и светской этики», включающей основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур и основы светской этики курс. В настоящее время апробация курса «Основы религиозных культур и светской этики» успешно завершена. Подготовлена нормативно-правовая база, переподготовлены учителя, получены учебники и методические пособия, разработано учебное мультимедийное пособие и хрестоматия по данному курсу с учетом регионального компонента,созданы методические объединения преподавателей курса, определены базовые школы по апробации комплексного учебного курса. В школах республики вышеназванный курс ведется уже третий год. В текущем учебном году в пятых классах курс изучало 4385 учащихся, в 4-х изучает 4332 учащихся.
Дистанционное обучение детей- инвалидов
В форме индивидуального обучения на дому учится 773 ребёнка, из них детей - инвалидов 450 человек, 368 детей не имеют медицинских противопоказаний для работы с компьютером. В школах республики обучается 51 лежачих детей-инвалидов, не имеющие возможность посещать школу по состоянию здоровья, в том числе 42 из них передвигаются в коляске.
28 школьникам этой категории установлено специализированное компьютерное оборудование, обеспечен выход в Интернет, в рамках федеральной программы приоритетного национального проекта «Образование» мероприятия «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов на 2009-2012 годы». В основном это дети - инвалиды из малообеспеченных семей. Образование для них является одним из основных и неотъемлемых условий успешной социализации, дальнейшего полноценного участия в жизни общества, эффективного самораскрытия в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Создание возможностей для реализации закрепленного в законодательстве РФ их права на образование - одно из важнейших направлений деятельности Министерства образования.
На базе Карачаево-Черкесского республиканского института повышения квалификации работников образования создан «Центр дистанционного образования педагогических работников и детей-инвалидов».
На сегодняшний день в Центр дистанционного образования педагогических работников и детей-инвалидов зачислено 89 детей-инвалидов, из них 41 ученик начальной школы,48 основной. Оснащены необходимым программно - техническим оборудованием рабочие места для педагогов в 12 опорных школах республики. Для организации дистанционного обучения всем участникам образовательного процесса установлен комплект оборудования, обеспечено подключение к Интернету и оплачен интернет-трафик. Родителей и детей ознакомили с работой на компьютере.
В 2012 году дистанционное образование в республике получат еще 100 детей-инвалидов Карачаево-Черкесской Республики.
По обязательствам программы 2011 года закуплено оборудование для 100 детей - инвалидов и 100 компьютеров для сетевых преподавателей. Установка оборудования и подключение их к сети интернет будет произведено после проведения аукциона и заключения государственных контрактов в установленном порядке.
Всего за 2009 - 2011 годы на организацию дистанционного образования детей - инвалидов из средств федерального бюджета выделено 66 630 100 рублей (в 2009 г. выделено 14 510 300 рублей; в 2010 году выделено 13 788 800 рублей; в 2011 г. выделено 38 331 000 рублей).
1.6.4.Здравоохранение.
По результатам анализа к концу 2010 г. Республика имела самые низкие показатели по уровню медицинского обслуживания и обеспеченности медицинским оборудованием по сравнению с остальными регионами ЮФО.
На территории Республики реальную медицинскую помощь населению в 2010 году оказывали 18 республиканских и 144 муниципальных учреждений (6 МУЗ г. Черкесска, 8 ЦРБ, 20 участковых больниц, 23 амбулатории, 87 ФАП).
Значительную долю в структуре учреждений здравоохранения Республики составили больничные учреждения - 46,0%, диспансеры – 18,0%, амбулаторно-поликлинические учреждения – 15,5%, учреждения скорой медицинской помощи и переливания крови - 5,0%, охраны материнства и детства –5,0 %, особого типа –8,0%, прочие учреждения - 2,5% от общего числа.
ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
2000 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |
Численность врачей, человек |
1469 |
1573 |
1602 |
1657 |
1574 |
на 10 000 человек населения |
33 |
37 |
38 |
39 |
33 |
Численность среднего медицинского персонала, человек |
4525 |
5255 |
5095 |
5129 |
5022 |
на 10 000 человек населения |
103 |
123 |
119 |
120 |
105 |
Число больничных учреждений2) |
44 |
20 |
20 |
20 |
20 |
Число больничных коек3) |
4523 |
4292 |
4105 |
4105 |
4105 |
на 10 000 человек населения |
103 |
100 |
96 |
96 |
86 |
Число амбулаторно-поликлинических учреждений |
77 |
79 |
72 |
71 |
72 |
Мощность амбулаторно- |
8575 |
8511 |
8437 |
8449 |
8544 |
на 10 000 человек населения |
195 |
199 |
197 |
198 |
179 |
Число детских
поликлиник, |
22 |
9 |
10 |
11 |
24 |
Число женских
консультаций |
29 |
15 |
14 |
16 |
25 |
Число коек для беременных женщин и рожениц |
339 |
290 |
304 |
309 |
316 |
Число фельдшерско-акушерских пунктов |
85 |
82 |
89 |
90 |
85 |
Деятельность в сфере санаторно-курортного дела осуществляли 2 федеральных государственных учреждения и 2 санатория-профилактория, являющиеся открытыми акционерными обществами. Общая ёмкость указанных объектов - 540 мест.
Время вызова скорой помощи сократилось с 20 минут в 2006 до 10-15 минут в 2010 году. Объемы амбулаторно-поликлинической помощи в части посещений на дому в 2010 г. выросли более чем на 35% по сравнению с 2006 годом.
Количество медицинских организаций, работающих в системе обязательного медицинского страхования к концу 2010г. выросло на 3% по сравнению с 2006г. и составило 64,0 % от их общего количества.
Коечный фонд в 2010 году составил 4,1 тыс. коек. Обеспеченность койками в КЧР в среднем была выше, чем в РФ на 3,1 койко-место, число больных, приходящихся на 1 больничную койку, имело положительную динамику и составило к концу 2010 года 105,7 человек на 1 больничную койку (для сравнения, в РФ – 102,5 чел., СКФО – 137,2 человек).
В учреждениях здравоохранения работают 1538 врачей, 4997 средних медицинских работников. Обеспеченность врачами на 10000 жителей КЧР составила: в 2006г.- 34,5 человек; в 2007г.- 34,8 чел. в 2008г.- 36,0 чел.; в 2009 – 37,5 чел., что ниже аналогичных показателей 2010 г. в ЮФО - на 1,2 чел., (38,7чел); в РФ – на 12,1 человек (49,6).
В 2010 г. обеспеченность на 10000 жителей врачами - кардиологами составила 0,6 (ЮФО-0,6), сосудистыми хирургами - 0,09 (ЮФО-0,09), нейрохирургами - 0,19 ( ЮФО-0,12), онкологами - 0,35 (ЮФО-0,4), детскими онкологами - 0, фтизиатрами - 0,51 (ЮФО-0,53), врачами УЗИ диагностики - 0,56 (ЮФО-0,62). Наиболее низкой является укомплектованность врачами следующих специальностей: фтизиатрами - 34%, неонатологами – 27,8%, психиатрами – 33,3 %.
Обеспеченность средними медработниками на 10 тыс. населения составила 116,9 в 2008г., (для сравнения, в ЮФО - 84,7) и 120,0 в 2007 г. Коэффициент совместительства в 2010 г. составил по среднему медицинскому персоналу 1,13, по врачам - 1,32.
Износ зданий и сооружений в среднем по учреждениям здравоохранения составил более 60%. В 2010 году эпидемиологическая ситуация в Республике по сравнению с 2008г. характеризовалась снижением заболеваемости населения, прежде всего за счет острых инфекций верхних дыхательных путей, по которым отмечалось уменьшение в 3,7 раза.
К концу 2010г. в сфере оздоровительно – профилактических, стоматологических и оздоровительно – косметологических услуг доля частного индивидуального предпринимательства достигла 28-36%.
1.7.Экономическая оценка состояния Карачаево-Черкесской республики
Состояние и уровень развития сельскохозяйственного производства, а следовательно, его эффективность зависит от природных, экономических, экологических, социально-демографических, культурно-исторических и других условий деятельности сельских товаропроизводителей, сложившихся в регионе. Для характеристики различных условий функционирования сельскохозяйственного производства используется соответствующая система показателей, позволяющая давать оценку природно-ресурсного и экономического потенциала, тенденций его изменения и эффективности использования.