Оценка эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 14:30, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – раскрыть понятие эффективности торговли, методы ее оценки и пути повышения.
Объект исследования – компания ЗАО НПК «ТЕКО».
Предмет исследования – оценка эффективности коммерческой деятельности предприятия.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………………….……….5
Понятие эффективности торговой деятельности и необходимость её анализа……………………………………………………………………………..5
Роль и значение КД в условиях рынка…………………………………………10
Пути повышения эффективности коммерческой деятельности………………14
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАО НПК «ТЕКО»…………………………..20
Общая характеристика ЗАО НПК «ТЕКО»…………………………………….20
Характеристика основных направлений деятельности предприятия ………..26
Анализ основных показателей деятельности ЗАО НПК «ТЕКО»…………....32
Оценка эффективности КД ЗАО НПК «ТЕКО»……………………………….33
РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КД ЗАО НПК «ТЕКО»…………………………37
Пути повышения эффективности деятельности организации………………...37
Рекомендации по выбору поставщиков СМК………………………………….40
Рекомендации по совершенствованию личных продаж и стимулирования сбыта продукции…………………………………………………………………41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………….44
ПРИЛОЖЕНИЕ А………………………………………………………………….…46
ПРИЛОЖЕНИЕ Б……………………………………………………………………..47
ПРИЛОЖЕНИЕ В……………………………………………………………………..48

Файлы: 1 файл

Kursovaya.docx

— 104.21 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский  государственный университет» (НИУ)

Торгово-экономический  факультет

Кафедра «Экономика торговли»

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: Организация коммерческой деятельности

Тема: Оценка эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия

 

 

 

 

 

 

 

Автор работы

Студент группы ТЭ-321

А.С. Ситникова

2013г.

 

 

Руководитель работы:

Левина Алена Борисовна

«____»____________20__г.

 

Работа защищена

«______»_________20___г.

с оценкой_______________

 

 

 

 

Челябинск 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3

1      ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………………….……….5

    1. Понятие эффективности торговой деятельности и необходимость её анализа……………………………………………………………………………..5
    2. Роль и значение КД в условиях рынка…………………………………………10
    3. Пути повышения эффективности коммерческой деятельности………………14
  1. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАО НПК «ТЕКО»…………………………..20
    1. Общая характеристика ЗАО НПК «ТЕКО»…………………………………….20
    2. Характеристика основных направлений деятельности предприятия ………..26
    3. Анализ основных показателей деятельности ЗАО НПК «ТЕКО»…………....32
    4. Оценка эффективности КД ЗАО НПК «ТЕКО»……………………………….33
  2. РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КД  ЗАО НПК «ТЕКО»…………………………37
    1. Пути повышения эффективности деятельности организации………………...37
    2. Рекомендации по выбору поставщиков СМК………………………………….40
    3. Рекомендации по совершенствованию личных продаж и стимулирования сбыта продукции…………………………………………………………………41

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..42

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………….44

ПРИЛОЖЕНИЕ А………………………………………………………………….…46

ПРИЛОЖЕНИЕ Б……………………………………………………………………..47

ПРИЛОЖЕНИЕ В……………………………………………………………………..48

ВВЕДЕНИЕ

Эпоха торговли уходит корнями в  далекое прошлое. С развитием  транспортных сообщений в торговлю вовлекались все больше территориально обособленных регионов с различными ресурсами, как природными, так и  созданными человеком. С развитием  производства, новых отраслей хозяйства  и появлением уникальных технологий и продуктов дифференциация между отдельными регионами неизбежно усиливалась. Различия в обеспечении природными ресурсами, отсутствие возможности произвести продукт внутри региона, в том числе и отдельно взятым человеком для личного потребления, породили с целью потребления необходимость получения ресурсов «на стороне». Понятно, что безвозмездно законным способом получить ресурс невозможно, поэтому возмездное приобретение ресурсов обеспечило появление понятия торговли, приобретаемые ресурсы стали именоваться товаром.

Сегодня торговлю можно определить по-разному. С точки зрения предпринимательства, торговля представляет собой вид  деятельности, направленный на извлечение дохода, где объектом действий является товарообмен, купля-продажа товаров, а также сопутствующие дополнительные услуги по обслуживанию покупателей  в процессе реализации товаров и  обеспечение доставки товаров, их хранения и подготовки к продаже.

Как и любая другая деятельность, торговля стремится к достижению определенного результата. Анализируя достигнутый результат можно  судить, насколько эффективно работает данная отрасль. В нынешней ситуации предпринимателям необходимо усиленно работать для успешного развития торговой деятельности.

Переход России к рыночной экономике  потребовал новых подходов к организации  и технологии коммерческой деятельности торговых предприятий. Необходимо проявлять  инициативу, предприимчивость и бережливость, чтобы не оказаться на грани банкротства  и выжить в условиях суровой конкуренции. Нужно четко представлять себе задачи, над которыми необходимо работать в процессе коммерческой деятельности, и пути их решения.

Цель данной работы – раскрыть понятие эффективности торговли, методы ее оценки и пути повышения.

Объект  исследования – компания ЗАО НПК «ТЕКО».

Предмет исследования – оценка эффективности  коммерческой деятельности предприятия.

Для достижения поставленной цели мною выделены следующие задачи:

-изучить сферу деятельности ЗАО НПК «ТЕКО», его организационно-правовую форму;

-проанализировать  ассортимент предприятия ЗАО НПК «ТЕКО», его формирование и управление;

- изучить деятельность предприятия;

-разработать рекомендации по совершенствованию механизма организации коммерческой деятельности предприятия.

Определение товарооборота, проведение АВС, XYZ анализа.

 

 

 

 

 

 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ  ДЕЯЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1  Понятие эффективности торговой деятельности и необходимость её анализа

        Коммерция - слово латинского происхождения (от лат. commercium - торговля). Однако надо иметь в виду, что термин "торговля" имеет двоякое значение: в одном случае он означает самостоятельную отрасль народного хозяйства (торговлю), в другом - торговые процессы, направленные на осуществление актов купли-продажи товаров. Коммерческая деятельность связана со вторым понятием торговли - торговыми процессами по осуществлению актов купли-продажи с целью получения прибыли.

Процессы и операции, происходящие в сфере коммерции, бывают двух видов: чисто торговые; производственные.

Чисто торговые (коммерческие) - это  процессы, направленные на осуществление  актов купли-продажи с целью  получения прибыли и связанные  со сменой форм стоимости. К ним примыкают  также такие торговые процессы, без  которых невозможно нормальное проведение операций купли-продажи. Это - организация  коммерческих связей между продавцами и покупателями, изучение покупательского  спроса на товары, сбытовая реклама, сервисное  обслуживание покупателей, в том  числе выполнение для них некоторых  дополнительных услуг, страхование  товаров при их доставке покупателям. Операции купли-продажи вместе с  примыкающими торговыми процессами, перечисленными выше, представляют собой  торговлю в широком смысле слова.

Производственные процессы, происходящие в коммерции, являются продолжением производства в сфере товарного  обращения. Это доставка товаров  от производителей к покупателям  и потребителям, хранение, управление товарными запасами, упаковка, расфасовка, подсортировка и ряд других.

Следует отметить, что коммерция  имеет место не только в сфере  товарного обращения, поскольку  в условиях рыночных отношений кроме  товаров и услуг продаются и деньги, и новые технологии, и продукты интеллектуального труда, и другие реальные стоимости [1].

Коммерческая деятельность является составной частью предпринимательства. Предпринимательство - это целесообразная деятельность, направленная на извлечение доходов, прибыли. Предпринимательство  включает организацию предприятия  в целях производства и поставки товаров на рынок, организацию финансово-кредитного учреждения, фондовой биржи и т.д. Предпринимательство означает поиск  новых экономических возможностей.

Таким образом, коммерция - это совокупность процессов и операций, направленных на совершение купли-продажи товаров  с целью удовлетворения покупательского  спроса и получения прибыли.

Основная цель коммерции - извлечение прибыли. Однако прибыль, полученная в  коммерческой деятельности, может использоваться на развитие и расширение предпринимательства  для более полного удовлетворения потребностей общества.

        Любая деятельность имеет определенный результат, который человек всегда стремится оценить. С развитием производства, а особенно его промышленного масштаба, эта оценка, стремление «получать большее взамен на меньшее или, по крайней мере, столько же» спровоцировала появление концепции эффективности – как отдельной серьезной составляющей изучения экономики организации.

Эффективность торговли – результативность функционирования предприятия или отрасли в целом, выраженная в отношении полезных конечных результатов к затраченным ресурсам.

В современно торговле раскрываются понятия трех разных видов эффективности.

  • Эффективность хозяйственной деятельности определяется полученными результатами, которые отражают достижение стратегических и тактических целей развития, и конкурентным успехом на рынке;
  • Эффективность использования отдельных видов ресурсов измеряется соотношением полученного результата и эффекта;
  • Эффективность производства товаров и услуг предполагает использование минимального количества ресурсов для производства данного объема товаров и оказания услуг, что снижает издержки всех видов.

Классификация форм проявления эффективности  производится по:

  • Уровню рассмотрения: федеральный, региональный, отраслевой, территориальный, уровень предприятия;
  • Степени охвата результата: общая (социально-экономическая) и частная (социальная, экономическая) эффективность.

Однако мало различать эффективность  результативную (целесообразную) и  экономическую (затратную). Необходим  еще и анализ обоснованности самих  целей деятельности. Словом, необходим  анализ эффективности последней  с точки зрения соответствия ее целей  нормативным идеалам и ценностным нормам, принимаемым обществом на определенном этапе ее развития.

На этом основании эффективность  делится на:

  • потребностную (отношение целей к потребностям, идеалам и нормам);
  • результативную (отношение достигнутого результата к преследуемым целям);
  • затратную (отношение затрат к достигнутым результатам).

Эти виды эффективности образуют цепочку: потребностная эффективность предопределяет содержание результативной, а та –  затратную.

Цепочка же «потребности – цели –  задачи – ресурсы» исчерпывает содержание разработки любого плана.

Поэтому выделенные виду эффективности  полностью соответствуют содержанию планирования и обеспечивают единство таких функций управления, планирование и анализ эффективности – планов и итогов их выполнения.

Если потребностную (П), результативную (Р) и затратную (З) эффективности  выразить отношениями Ц/П, Р/Ц и  Р/З,

где Ц – цели, то комплексному понятию  эффективности соответствует выражение:

Э = Ц/П * Р/Ц * Р/З.

Различают три основных элемента экономической  эффективности управления торговлей:

  • эффективность комплекса процессов, каким является управление, и прежде всего организация управления;
  • экономическая эффективность совершенствования отдельных подсистем, соответствующих определенным функциям управления;
  • эффективность применения вычислительной техники и внедрения мероприятий по созданию автоматизированных систем управления.

Также эффективность торговой деятельности можно определить как совокупность последовательно выполняемых торгово-организационных  операций, приводящих к получению  максимально возможной прибыли.

Эти операции условно можно разделить  на несколько этапов:

  • изучение спроса и определение потребностей в товарах;
    • выявление поставщиков товаров и установление с ними              хозяйственных связей;
  • коммерческая деятельность по оптовой продаже товаров;
  • коммерческая деятельность по розничной продаже товаров;
  • формирование ассортимента и управление товарными запасами;
  • рекламно-информационная деятельность;
  • оказание торговых услуг.

Результативность функционирования этих этапов чаще всего оценивается  показателями прибыли и рентабельности по организации в целом, которые  в свою очередь зависят от организации  технологических процессов, их ритмичности, эффективности использования отдельных видов имущественного потенциала, т.е. динамики финансово-хозяйственной деятельности. Следовательно, для достижения поставленных организацией целей необходимо изучать составные части торгово-организационных операций (этапов) с целью выявления тенденция хозяйственной деятельности, приводящих к тому или иному результату, то есть анализировать финансово-хозяйственной деятельности.

Информация о работе Оценка эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия