Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 15:11, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование показателей по труду и средств на его оплату и на этой основе разработка мероприятий по оптимизации расходов на оплату труда и повышению производительности труда.
Для достижения поставленной цели выделены следующие задачи:
раскрыть экономическое содержание трудовых показателей, их взаимосвязь;
дать экономическую характеристику финансово-хозяйственной деятельности магазина «Альбумин»;
произвести оценку расходов на оплату труда
Введение 3
1. Основные показатели по труду, их содержание и взаимосвязь 5
2. Сущность, цель и значение анализа показателей по труду и средств на его оплату 12
3. Экономическая характеристика финансово-хозяйственной деятельности магазина «Альбумин» 16
4. Оценка расходов на оплату труда в магазине «Альбумин» 26
5. Оценка уровня производительности труда работников 31
магазина «Альбумин» 31
6. Анализ численности и состава работников магазина «Альбумин» 35
7. Совершенствование анализа показателей по труду и средств на его оплату магазина «Альбумин» 38
Заключение 46
Библиографический список 51
СОДЕРЖАНИЕ
Важнейшим видом экономических ресурсов являются трудовые ресурсы. От обеспеченности торговой организации трудовыми ресурсами и эффективности их использования зависит объем продаж товаров и качество обслуживания населения.
Экономия труда, рациональное использование трудовых ресурсов, увеличение производительности труда, увязка средней выработки на одного работника с ростом фонда заработной платы в торговле имеют большое значение для развития, как всей экономики страны, так и непосредственно самой отрасли, так как совершенствование этих показателей позволяет становиться весомым источником комплектования кадров вновь строящихся организаций, способствует повышению эффективности деятельности действующих хозяйствующих субъектов. Особенно большое значение в настоящее время имеет рациональное использование трудовых ресурсов в торговле, в условиях роста потребности в квалифицированных кадрах. Поэтому важными являются вопросы анализа трудовых показателей.
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что истоки большинства проблем в организациях могут быть в конечном итоге обнаружены в людях. Если организация обладает квалифицированными сотрудниками и руководителями с хорошо мотивированными целями, она в состоянии следовать различным альтернативным стратегиям.
Неслучайно совершенствование системы управления персоналом торговых предприятий в условиях рынка стало одной из наиболее актуальных задач современного развития экономики. Оптимизация системы формирования, распределения и использования персонала является вопросом особой важности. Решение этой задачи диктуется потребностями деятельности в условиях конкуренции на потребительском рынке.
Целью курсовой работы является исследование показателей по труду и средств на его оплату и на этой основе разработка мероприятий по оптимизации расходов на оплату труда и повышению производительности труда.
Для достижения поставленной цели выделены следующие задачи:
Объектом наблюдения является магазин «Альбумин» (ООО Компания Ромашка), занимающийся розничной торговлей продовольственными товарами.
Объектом исследования является оценка показателей по труду и фонда заработной платы и определение мер по их оптимизации.
Предметом исследования является экономический анализ показателей по труду и средств на его оплату, позволяющий эффективно управлять финансовой деятельностью торгового предприятия.
Теоретической основой исследования являются работы отечественных и зарубежных экономистов по вопросам и проблемам трудовых ресурсов и оплате труда; законодательные акты РФ; официальные инструктивно-методические материалы; учебники и учебные пособия, результаты собственных исследований; данные бухгалтерской и статистической отчетности исследуемой организации.
Под кадрами предприятия понимается совокупность наемных работников различных профессионально - квалификационных групп, занятых на предприятии в соответствии со штатным расписанием, а также работающие собственники организации, получающие на предприятии заработную плату. Трудовые ресурсы предприятия характеризуют его потенциальную рабочую силу, и выражаются в численности трудоспособных работников, обладающих совокупностью физических, умственных и духовных способностей, которые вне трудового процесса создания материальных благ и услуг не реализуются (15, с. 25).
Применительно к отрасли торговли под «трудовыми ресурсами» понимается часть населения, обладающая физическим развитием, умственными способностями и знаниями, необходимыми для осуществления полезной деятельности, для выполнения возложенных на него социально-экономических функций по реализации товаров и обслуживанию населения. То есть, трудовые ресурсы торговли представляют собой совокупность как занятых в ее отраслях, так и потенциальных работников торговли.
Для правильной экономической характеристики анализа и планирования трудовых ресурсов торговли большое значение имеет научно-обоснованная их классификация (табл.1.1) (15, с. 128).
Таблица 1.1
Классификация трудовых ресурсов торговли
Признак классификации |
Виды трудовых ресурсов |
1 |
2 |
1. По видам деятельности |
- в розничной торговле; - в общественном питании; - в оптовой торговле; - в прочих подотраслях торговли. |
2. По организационному уровню управления |
- трудовые ресурсы отрасли в целом; - трудовые ресурсы торговых систем и объединений; - трудовые ресурсы торговых предприятий. |
3. По функциональной характеристике |
- административно- - торгово-оперативный персонал; - вспомогательный или |
Продолжение табл. 1.1
4. По категориям персонала |
- руководители - специалисты служащие - рабочие. | |
5. По половозрастному составу |
а) мужчины:
б) женщины: |
- до 30 лет; - от 30 до 60 лет; - свыше 60 лет. - до 30 лет; - от 30 до 55 лет; - свыше 55 лет. |
6. По стажу работы в торговле |
- до 1 года; - от 1 года до 3 лет; - от 3 до 10 лет; - свыше 10 лет. | |
7. По образовательному уровню |
- работники с высшим - работники со средним - работники со средним - работники с неполным средним образованием. | |
8. По характеру профессиональной подготовки |
- работники, окончившие вузы; - работники, окончившие торговые техникумы, училища; - работники, не имеющие специального образования. | |
9. В зависимости от формы |
- собственники имущества; - наемные работники. |
При характеристике труда работников отрасли торговли используются основные показатели - производительность и эффективность труда.
Эффективность труда в торговле - это соотношение результатов труда работников отрасли и затрат на него. Поэтому рост эффективности предполагает получение больших результатов труда при неизменных затратах ресурсов или тех же результатах при наименьших затратах ресурсов. Различают экономическую и социальную эффективность (рис. 1) [8, с. 114].
Рис. 1. Виды эффективности труда
Социальная эффективность – это эффективность затрат на достижение определенного социального эффекта (экономия времени покупателей на приобретение товаров, культура обслуживания и др.).
Экономическая эффективность определяется экономией совокупного труда (живого и овеществленного). Показателями экономической эффективности выступают: прибыль, приходящаяся на одного работника, производительность труда, эффективность использования рабочего времени и т.д. (16, с. 202)
Важнейшей составляющей эффективности выступает производительность (результативность) труда, связанная с увеличением выработки или с уменьшением затрат труда на выполняемый объем работ.
Производительность труда - это один из показателей эффективности труда, характеризующий плодотворность полезной деятельности работников. Она является одним из основных качественных показателей хозяйственной деятельности предприятий торговли, т.к. оказывает влияние на объем оборота розничной торговли, уровень издержек обращения, рентабельность. Выработка на одного работника измеряется в стоимостном и натуральном выражении.
1. В стоимостном выражении производительность труда (ПТ) - это объем оборота (услуг), приходящихся на одного среднесписочного работника (или одного торгово-оперативного работника).
(1)
где |
Т - оборот розничной торговли, тыс. руб.; - среднесписочная численность, чел.; Чтоп - численность торгово-оперативного персонала, чел. |
2. В натуральном выражении производительность труда - это количество проданных товаров одним работником в натуральном выражении (в метрах, литрах, тоннах) в единицу времени:
(2)
где |
Кпр - количество проданных товаров одним работником, всего (в натуральном измерении); tр - время, затраченное на реализацию товаров, всего. |
Или производительность труда - это количество покупателей, обслуженных одним торговым работником в единицу времени:
где |
Кпок - количество покупателей, обслуженных работником, всего; tр - время, затраченное на обслуживание покупателей, всего. |
В торговле при характеристике эффективности труда также используется коэффициент трудоемкости, который отражает количество живого труда, необходимое на реализацию единицы товара или выполнение определенного объема работы:
(4)
На эффективность труда и, следовательно, на его производительность влияют экономические, организационные, социальные и технологические факторы, характеристика которых приведена в таблице 1.2 (16, с. 209).
Таблица 1.2
Факторы роста производительности и эффективности труда работников
предприятий торговли
Экономические факторы |
Организационные факторы |
Социальные факторы |
Технологические факторы |
1 |
2 |
3 |
4 |
- экономическое стимулирование и оплата труда |
- совершенствование организации рабочих мест |
- квалификация работников, их опыт |
- предварительная доставка товаров - автоматизация погрузо- |
- объем и структура оборота розничной торговли |
- рациональное размещение торговых предприятий, совершенствование режима их работы |
- улучшение условий труда |
- внедрение прогрессивной техники и технологий |
- изменение цен и т.д. |
- совершенствование организации обеспечения предприятий торговой техникой и т.д. |
- повышение дисциплины труда и т.д. |
- внедрение автоматизированных информационных систем |
Эффективность использования труда и трудовых ресурсов оказывает большое влияние на конечные результаты хозяйственной деятельности торгового предприятия через такие показатели, как реализация товаров, затраты предприятия и т.д. Интегральный показатель эффективности использования труда (J) рассчитывается:
где |
JПТ - индекс роста производительности труда; |
JП - индекс роста прибыли, приходящейся на одного работника. |
Реализация всех возможностей повышения производительности и эффективности труда является одним из важнейших направлений повышения эффективности деятельности предприятий торговли.
Также к показателям по труду относятся средняя заработная плата и фонд заработной платы, рассмотренные в первой главе выпускной работы.
Система заработной платы представлена определенными способами начисления работнику оплаты труда. В тех случаях, когда оплата труда начисляется по фактически проработанному времени, она называется повременной. Если же заработная плата начисляется по количественной выработке (реализации) продукции, то данный порядок начисления называется сдельной формой оплаты труда. На практике используется и иные формы: смешанная, по количественному результату, в процентах от выручки, полученных доходов или прибыли. Оплачивают как индивидуальные, так и коллективные результаты труда.
Информация о работе Оценка расходов на оплату труда в магазине «Альбумин»