Оценка рисков продовольственной безопасности России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 13:48, реферат

Описание работы

Традиционно в России при обсуждении вопросов продовольственной безопасности на первое место ставятся вопросы производства, а не обеспечения физического и экономического доступа населения к продовольствию. Это видно по ранжированию задач в области продовольственной безопасности, отраженных в Доктрине. Так, задачи обеспечения физического и экономического доступа, а также безопасности пищевых продуктов стоят в конце списка.

Содержание работы

Введение 2
1.Международные подходы к оценке продовольственной безопасности 2
2.Состояние мониторинга продовольственной безопасности в России. 4
3.Целевые показатели продовольственной безопасности и оценка их выполнения 7
3.1.Пороговые значения продовольственной независимости 8
3.2.Удовлетворение потребностей населения в основных видах продовольствия 12
3.3.Энергетическая и питательная ценность рационов 14
3.4.Экономическая доступность продовольствия 15
3.5.Доступность продовольствия для городских и сельских жителей 16
3.6.Доступность продовольствия для жителей разных субъектов РФ 17
4. Оценка рисков продовольственной безопасности России 25
4.1. Чрезмерная концентрация производства 25
4.2. Дискриминация малых форм хозяйствования 26
4.3. Незавершенность земельной реформы 27
4.4.Подконтрольность отечественного производства иностранным юридическим 28
и физическим лицам 28
4.5. Отсутствие системы управления земельным фондом страны 29
4.6. Неразграниченнность собственности на государственные земли. 30
4.7. Формирование латифундий 30
4.8. Переход крупных землевладений под контроль иностранных лиц. 31
4.9. Отказ от категорий земель, переход к сельскохозяйственному зонированию. 32
4.10. Недоедающие – угроза безопасности страны 33
5.Выводы и предложения 33

Файлы: 1 файл

доклад ТОВ БЕз.docx

— 442.31 Кб (Скачать файл)

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ) МИД РОССИИ

 

 

 

  Кафедра управления внешнеэкономической деятельностью

  

 

ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В РОССИИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Подготовила:

студентка 4 курса МЭО 2 акад. группы

Акбарли Гюней

 

 Проверила:

Доцент, к. т. н. Гаврилова Л.Д.

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2015

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Продовольственная безопасность является одним из важнейших направлений обеспечения национальной безопасности страны. Цели, задачи, критерии сформулированы в Доктрине продовольственной безопасности, утвержденной Указом Президента РФ в 2010 г. В соответствии с Доктриной стратегическая цель продовольственной безопасности в России - обеспечение населения страны безопасной сельскохозяйственной продукцией, рыбной и иной продукцией из водных биоресурсов и продовольствием. То есть, продовольственная безопасность – по Доктрине – существует тогда, когда население страны обеспечено безопасной сельскохозяйственной продукцией и иным продовольствием. 

Традиционно в России при обсуждении вопросов продовольственной безопасности на первое место ставятся вопросы производства, а не обеспечения физического и экономического доступа населения к продовольствию.   Это видно по ранжированию задач в области продовольственной безопасности, отраженных в Доктрине. Так, задачи обеспечения физического и экономического доступа, а также безопасности пищевых продуктов стоят в конце списка.

Вместе с тем, мониторинг продовольственной безопасности – важный элемент предотвращения негативных ситуаций в стране. В России нет проблемы голода. Однако сохраняются территории, на которых для значительной части населения экономический доступ к продовольствию ограничен, недостаточен уровень потребления белка животного происхождения. Такие ситуации должны своевременно выявляться, контролироваться, предотвращаться. Это – функция мониторинга состояния продовольственной безопасности страны.  

 

1. Международные подходы к оценке продовольственной безопасности 

Продовольственная безопасность находится в фокусе внимания международных организаций и межправительственных органов, членом которых является Россия1. Текущие оценки состояния продовольственной безопасности проводит FAO (ФАО) - организация по сельскому хозяйству и продовольствию при ООН. Ее деятельность направлена на уменьшение остроты проблемы нищеты и голода в мире через содействие развитию сельского хозяйства, улучшению питания и решение проблемы продовольственной безопасности2.  

Среди основных положений Концепции Продовольственной безопасности ФАО выделяет главные:

- продовольственная безопасность не означает самообеспечение продовольствием; 

-страна  должна сама стремиться к производству  достаточного количества продуктов  для своих нужд, если есть сравнительные преимущества; 

-страна  должна быть в состоянии импортировать необходимое количество продовольствия и обеспечить потребности в продовольствии для своих граждан; 

- правительства  – в рамках продовольственной  безопасности – должны обеспечить  физическую и экономическую доступность  безопасного продовольствия. 

ФАО сформировало систему показателей, которые применяются для оценки состояния продовольственной безопасности по четырем направлениям:

Наличие продуктов (рассматриваются показатели объемов производства, урожайность/продуктивность, уровень запасов, потерь и т.д.); 

Доступность продовольствия (анализируется экономическая возможность приобретения необходимых объемов продовольствия на сложившиеся доходы, возможность движения продовольствия (через оценку доли дорог с твердым покрытием в общей протяженности дорог, плотности железнодорожных путей и т.д.);

Стабильность продовольственного обеспечения (проводится оценка наличия достаточного количества продовольствия в разные периоды, изменение цен на продовольствие и т.д. Отслеживаются случаи стихийных бедствий и социальных беспорядков);

Продовольственное потребление (оценивается с позиции соответствия фактического потребления нормам по пищевой ценности: по калориям, белку, микроэлементам и т.д.).

Таблица 1. Показатели производственной безопасности в России, мире, близлежащих странах (ФАО, 2010-2012 гг.) 

 

 

Недоедание

%

Индекс голода

 

( 2008)

Пр-во продукции

$/чел 

(2008-2010)

Обеспеченность питьевой водой, %

населения

(2007-09)

Импортная зависимость,

% (2007-09)

В мире

12,5 

n/a 

295

88 

15

Армения

< 5 

< 5 

321 

98 

59,4

Азербайджан 

< 5 

7,8 

230 

80 

37,8

Беларусь

< 5 

< 5 

492 

100 

9,5

Казахстан

< 5 

>5 

433 

95 

3,0

Киргизия

6,4 

5,8 

281 

90 

25,4

Молдова 

< 5 

< 5 

351 

96 

7,8

Россия

< 5 

< 5 

284 

97 

10

Таджикистан 

31,7 

15,8 

141 

64 

49,5

Украина

< 5 

< 5 

389 

98 

1

Туркменистан 

< 5 

6,9 

374 

n/a 

9,1

Узбекистан 

6,1 

6,9 

274 

81 

16,1


Sources: SOFI 2012 and SOFA 2013, FAO

Примерно по таким направлениям выстраивается в настоящее время и система мониторинга продовольственной безопасности в России. Вместе с тем, часть конкретных показателей, применяемых ФАО, в систему мониторинга продовольственной безопасности России не входят. Так, ФАО использует для характеристики продовольственной безопасности такие показатели, как индекс голода (среднее арифметическое доли населения с недоеданием, доли детей до 5 лет с недостатком веса и доли детей, которые умирают до 5 летнего возраста. В России значение этого индекса находится на минимально допустимом уровне).                                                                                                                                 производство продукции в стоимостной оценке на человека, импортная зависимость страны и т.д. (табл.1). Кроме этих показателей, ФАО рассматривает и другие: долю детей с отставанием в росте, с анемией, недостатком витамина А, йода, а также распространение ожирения среди взрослого населения. 

2. Состояние мониторинга продовольственной безопасности в России. 

Проведение мониторинга продовольственной безопасности в России предусмотрено п. 21 Доктрины продовольственной безопасности, утвержденной Указом Президента РФ №120 от 30.01.2010 г.  В этом документе приведена система показателей для оценки состояния продовольственной безопасности. Всего – 14 показателей для оценки состояния и 8 критериев.

Для организации мониторинга в период 2011-2013 гг. Минсельхозом РФ были объявлены конкурсы на проведение работ: 

  • по реализации мероприятий по совершенствованию информационноаналитической системы агропромышленного комплекса Российской Федерации и формированию на ее основе первой очереди системы мониторинга и прогнозирования состояния продовольственной безопасности Российской Федерации. Дата объявления о конкурсе - 26.07.2011 г. Цена контракта – 95 млн. руб., срок исполнения – не позднее 5 декабря 2011 г.10;
  • по созданию программного обеспечения первой очереди ситуационного центра мониторинга продовольственной безопасности. Дата объявления конкурса -  21.09.2011г. Цена контракта - 75 млн. руб.  Исполнитель работ был выбран по итогам конкурса 25 октября 2011 г. Срок исполнения работ - не позднее 15 декабря 2011 г. 11 В конце 2011 г. Минсельхоз России отчитался, что «Министерством совместно с регионами разработана система мониторинга и прогнозирования состояния продовольственной безопасности страны. В основу системы заложено более 300 показателей продбезопасности: нормативно-целевые, мониторинговые и прогнозные. Все они согласованы с заинтересованными министерствами и ведомствами».  В декабре 2011 г. апробация первой очереди системы произведена в трех субъектах РФ – Республике Татарстан, Воронежской и Костромской областях. Планировалось, что ко второму полугодию 2012 года система будет внедрена во всех субъектах РФ»12;       - на проведение работ по разработке второй очереди системы мониторинга и прогнозирования состояния продовольственной безопасности Российской Федерации, создание второй очереди ситуационного центра мониторинга продовольственной безопасности и их интеграция в СГИО СХ. Дата объявления о конкурсе- 12.01.2012 г.

Цена контракта – 100,4 млн. руб. К 15.06.12 работы должны были быть выполнены13; 

  • на выполнение работ по обеспечению апробации компонентов системы мониторинга и прогнозирования состояния продовольственной безопасности и

                                                                                                                                                      

http://ru.wikipedia.org/wiki/Общий_определитель_голода 10 http://www.my-tender.ru/#!/tenders/0173100006411000052

  1. http://www.my-tender.ru/#!/tenders/0173100006411000229
  2. http://www.mcx.ru/news/news/show/5183.78.htm (28.12.2011)
  3. http://www.my-tender.ru/#!/tenders/0173100006412000002

формирования государственных информационных ресурсов в сфере продовольственной безопасности Российской Федерации. Дата объявления о конкурсе – 19.10.2012 г. Цена контракта -  32,3 млн. руб. Работа должна была быть выполнена оперативно - в срок не более 13 календарных дней3. 

Правительство РФ 18 ноября 2013 приняло Распоряжение N2138-р «Об утверждении перечня показателей в сфере обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации» (далее – Распоряжение), которые должны найти отражение в этих информационных системах. 

Этот перечень  чрезвычайно обширен, он включает несколько сотен показателей: 67 целевых показателей (всего 4 группы показателей, но они разбиты на 11 продуктов, часть из которых – на отдельные подвиды по отдельным группам продовольствия: по видам муки, молочным продуктам разной жирности и т.д.), 105 показателей мониторинга. Эти показатели еще могут быть разбиты на 11 продуктов, рассчитываться в целом по стране, сельскому и городскому населению, домохозяйствам с разным количеством детей и т.д. Предполагается, что мониторинг по этим показателям должен проводиться с разной периодичностью по стране и субъектам РФ. 

Перечень показателей оценки состояния продовольственной безопасности в Распоряжении не в полной мере синхронизирован с перечнем в  Доктрине.

Оценка состояния продовольственной безопасности страны на основе утвержденных показателей Распоряжения затруднена.  Так: 

  • рациональные или рекомендуемые нормы потребления установлены не только по основным продуктовым группам, но и в разбивке внутри групп. При этом система статистического наблюдения в России организована так, что можно найти информацию о потреблении только по продуктовым группам, без разбивки; 
  • рациональные нормы по мясу разбиты еще на нормы по определенным видам мяса. Эти нормы не учитывают фактическую ситуацию. Так, в соответствии с системой показателей нужно добиваться, чтобы в России была достигнута рациональная норма потребления по говядине – 25 кг/чел. в год, а свинины – 14 кг. В настоящее время производство говядины в России - менее 11 кг/чел., а свинины – уже 17 кг/чел. год. Рост производства свинины был достигнут за счет мощной государственной поддержки. При этом структура потребления мяса меняется везде в мире: говядина уступает свои позиции, растет доля мяса птицы и свинины. Желание обеспечить уровень потребления говядины по рациональным нормам приведет к необходимости увеличения её импорта и стимулированию сокращения производства свинины. Говядина – самый дорогой вид мяса. В этой связи – если государство ставит перед собой амбициозную задачу увеличения его потребления всем населением – нужно думать об источниках субсидирования его покупки для семей с доходами на среднем уровне и ниже. Вместе с тем, любой вид мяса – источник дефицитного белка животного происхождения, поэтому на определенном этапе целесообразнее при оценке состояния продовольственной безопасности ориентироваться на норму в целом по мясу;
  • вместо принятых в международной практике показателей физической доступности – плотности дорог, доли дорог с твердым покрытием и т.п.  – в 

перечень показателей включен показатель «обеспеченность площадями для осуществления торговли и организации питания в расчете на 1000 человек». Этот же показатель предусмотрен в Доктрине. Однако значение этого показателя устанавливается на уровне субъекта, вряд ли субъект РФ установит его на таком уровне, который еще не достигнут. Было бы полезно переходить к общепринятым показателям;

  • многочисленные показатели должны быть проанализированы по определенной методике, чтобы сделать обобщенный вывод о состоянии продовольственной безопасности в России. В настоящее время такая методика отсутствует;
  • анализ показателей продовольственной безопасности, который предполагается проводить на уровне субъектов РФ, не учитывает изменения парадигмы территориального размещения сельскохозяйственного производства в рыночных условиях. Так, предполагается рассчитывать показатели продовольственной независимости на уровне регионов. Это – если иметь в виду, что в России выстроено единое экономическое пространство – нецелесообразно. В регионах важно следить за наличием, остатками продуктов, доступом населения к продовольствию, но не за продовольственной независимостью как обязательным показателем продовольственной безопасности. В этой связи полезно разработать методику оценки продовольственной безопасности в регионах и скорректировать круг показателей для мониторинга.

Попытки сопоставления показателей продовольственной безопасности в России и других странах – для лучшего понимания места России в мире - столкнутся с трудностями, так как утвержденные правительством показатели не в полной мере синхронизированы с основными показателями продовольственной безопасности ФАО. В заключении можно сделать вывод, что государство сделало - по форме необходимые шаги для создания системы мониторинга продовольственной безопасности в стране. Правительством были профинансированы работы по созданию различного рода информационных систем для проведения мониторинга продовольственной безопасности на сумму не менее 303 млн. руб. (до 2013 г.), утверждены показатели, которые должны отслеживаться в его рамках. Однако эти шаги по каким-то причинам не привели к созданию работающей системы мониторинга. Во всяком случае, отсутствуют (на начало 2014 г.) официальные публикации федерального уровня о состоянии продовольственной безопасности в стране, базирующиеся на анализе перечня утвержденных показателей и аналитических возможностях созданных информационных ресурсов. Традиционные записки, доклады о состоянии продовольственной безопасности включают в себя, как правило, анализ ограниченного круга показателей – уровень самообеспеченности, объемы производства, экспортимпорт, нормы и фактическое потребление. Отдельные регионы также публикуют аналитические материалы, отражая в них значения ограниченного круга показателей15. Это свидетельствует о рациональном подходе регионов к минимизации их затрат на проведение такой работы и обеспечение наблюдения за наиболее важными показателями. Очевидно, что целесообразно сократить набор показателей для анализа, наладить ежегодный мониторинг. Чрезвычайно полезно ежегодно или раз в 3-5 лет готовить Национальный доклад о состоянии продовольственной безопасности в стране.

Информация о работе Оценка рисков продовольственной безопасности России