Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 13:48, реферат
Традиционно в России при обсуждении вопросов продовольственной безопасности на первое место ставятся вопросы производства, а не обеспечения физического и экономического доступа населения к продовольствию. Это видно по ранжированию задач в области продовольственной безопасности, отраженных в Доктрине. Так, задачи обеспечения физического и экономического доступа, а также безопасности пищевых продуктов стоят в конце списка.
Введение 2
1.Международные подходы к оценке продовольственной безопасности 2
2.Состояние мониторинга продовольственной безопасности в России. 4
3.Целевые показатели продовольственной безопасности и оценка их выполнения 7
3.1.Пороговые значения продовольственной независимости 8
3.2.Удовлетворение потребностей населения в основных видах продовольствия 12
3.3.Энергетическая и питательная ценность рационов 14
3.4.Экономическая доступность продовольствия 15
3.5.Доступность продовольствия для городских и сельских жителей 16
3.6.Доступность продовольствия для жителей разных субъектов РФ 17
4. Оценка рисков продовольственной безопасности России 25
4.1. Чрезмерная концентрация производства 25
4.2. Дискриминация малых форм хозяйствования 26
4.3. Незавершенность земельной реформы 27
4.4.Подконтрольность отечественного производства иностранным юридическим 28
и физическим лицам 28
4.5. Отсутствие системы управления земельным фондом страны 29
4.6. Неразграниченнность собственности на государственные земли. 30
4.7. Формирование латифундий 30
4.8. Переход крупных землевладений под контроль иностранных лиц. 31
4.9. Отказ от категорий земель, переход к сельскохозяйственному зонированию. 32
4.10. Недоедающие – угроза безопасности страны 33
5.Выводы и предложения 33
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ) МИД РОССИИ
Кафедра управления внешнеэкономической деятельностью
ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В РОССИИ
Подготовила:
студентка 4 курса МЭО 2 акад. группы
Акбарли Гюней
Проверила:
Доцент, к. т. н. Гаврилова Л.Д.
Москва 2015
Оглавление
Продовольственная безопасность является одним из важнейших направлений обеспечения национальной безопасности страны. Цели, задачи, критерии сформулированы в Доктрине продовольственной безопасности, утвержденной Указом Президента РФ в 2010 г. В соответствии с Доктриной стратегическая цель продовольственной безопасности в России - обеспечение населения страны безопасной сельскохозяйственной продукцией, рыбной и иной продукцией из водных биоресурсов и продовольствием. То есть, продовольственная безопасность – по Доктрине – существует тогда, когда население страны обеспечено безопасной сельскохозяйственной продукцией и иным продовольствием.
Традиционно в России при обсуждении вопросов продовольственной безопасности на первое место ставятся вопросы производства, а не обеспечения физического и экономического доступа населения к продовольствию. Это видно по ранжированию задач в области продовольственной безопасности, отраженных в Доктрине. Так, задачи обеспечения физического и экономического доступа, а также безопасности пищевых продуктов стоят в конце списка.
Вместе с тем, мониторинг продовольственной безопасности – важный элемент предотвращения негативных ситуаций в стране. В России нет проблемы голода. Однако сохраняются территории, на которых для значительной части населения экономический доступ к продовольствию ограничен, недостаточен уровень потребления белка животного происхождения. Такие ситуации должны своевременно выявляться, контролироваться, предотвращаться. Это – функция мониторинга состояния продовольственной безопасности страны.
Продовольственная безопасность находится в фокусе внимания международных организаций и межправительственных органов, членом которых является Россия1. Текущие оценки состояния продовольственной безопасности проводит FAO (ФАО) - организация по сельскому хозяйству и продовольствию при ООН. Ее деятельность направлена на уменьшение остроты проблемы нищеты и голода в мире через содействие развитию сельского хозяйства, улучшению питания и решение проблемы продовольственной безопасности2.
Среди основных положений Концепции Продовольственной безопасности ФАО выделяет главные:
- продовольственная безопасность не означает самообеспечение продовольствием;
-страна
должна сама стремиться к
-страна должна быть в состоянии импортировать необходимое количество продовольствия и обеспечить потребности в продовольствии для своих граждан;
- правительства
– в рамках продовольственной
безопасности – должны
ФАО сформировало систему показателей, которые применяются для оценки состояния продовольственной безопасности по четырем направлениям:
Наличие продуктов (рассматриваются показатели объемов производства, урожайность/продуктивность, уровень запасов, потерь и т.д.);
Доступность продовольствия (анализируется экономическая возможность приобретения необходимых объемов продовольствия на сложившиеся доходы, возможность движения продовольствия (через оценку доли дорог с твердым покрытием в общей протяженности дорог, плотности железнодорожных путей и т.д.);
Стабильность продовольственного обеспечения (проводится оценка наличия достаточного количества продовольствия в разные периоды, изменение цен на продовольствие и т.д. Отслеживаются случаи стихийных бедствий и социальных беспорядков);
Продовольственное потребление (оценивается с позиции соответствия фактического потребления нормам по пищевой ценности: по калориям, белку, микроэлементам и т.д.).
Таблица 1. Показатели производственной безопасности в России, мире, близлежащих странах (ФАО, 2010-2012 гг.)
|
Недоедание % |
Индекс голода
( 2008) |
Пр-во продукции $/чел (2008-2010) |
Обеспеченность питьевой водой, % населения (2007-09) |
Импортная зависимость, % (2007-09) |
В мире |
12,5 |
n/a |
295 |
88 |
15 |
Армения |
< 5 |
< 5 |
321 |
98 |
59,4 |
Азербайджан |
< 5 |
7,8 |
230 |
80 |
37,8 |
Беларусь |
< 5 |
< 5 |
492 |
100 |
9,5 |
Казахстан |
< 5 |
>5 |
433 |
95 |
3,0 |
Киргизия |
6,4 |
5,8 |
281 |
90 |
25,4 |
Молдова |
< 5 |
< 5 |
351 |
96 |
7,8 |
Россия |
< 5 |
< 5 |
284 |
97 |
10 |
Таджикистан |
31,7 |
15,8 |
141 |
64 |
49,5 |
Украина |
< 5 |
< 5 |
389 |
98 |
1 |
Туркменистан |
< 5 |
6,9 |
374 |
n/a |
9,1 |
Узбекистан |
6,1 |
6,9 |
274 |
81 |
16,1 |
Sources: SOFI 2012 and SOFA 2013, FAO
Примерно по таким направлениям выстраивается
в настоящее время и система мониторинга
продовольственной безопасности в России.
Вместе с тем, часть конкретных показателей,
применяемых ФАО, в систему мониторинга
продовольственной безопасности России
не входят. Так, ФАО использует для характеристики
продовольственной безопасности такие
показатели, как индекс голода (среднее
арифметическое доли населения с недоеданием,
доли детей до 5 лет с недостатком веса
и доли детей, которые умирают до 5 летнего
возраста. В России значение этого индекса
находится на минимально допустимом уровне).
Проведение мониторинга продовольственной безопасности в России предусмотрено п. 21 Доктрины продовольственной безопасности, утвержденной Указом Президента РФ №120 от 30.01.2010 г. В этом документе приведена система показателей для оценки состояния продовольственной безопасности. Всего – 14 показателей для оценки состояния и 8 критериев.
Для организации мониторинга в период 2011-2013 гг. Минсельхозом РФ были объявлены конкурсы на проведение работ:
Цена контракта – 100,4 млн. руб. К 15.06.12 работы должны были быть выполнены13;
http://ru.wikipedia.org/wiki/
формирования государственных информационных ресурсов в сфере продовольственной безопасности Российской Федерации. Дата объявления о конкурсе – 19.10.2012 г. Цена контракта - 32,3 млн. руб. Работа должна была быть выполнена оперативно - в срок не более 13 календарных дней3.
Правительство РФ 18 ноября 2013 приняло Распоряжение N2138-р «Об утверждении перечня показателей в сфере обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации» (далее – Распоряжение), которые должны найти отражение в этих информационных системах.
Этот перечень чрезвычайно обширен, он включает несколько сотен показателей: 67 целевых показателей (всего 4 группы показателей, но они разбиты на 11 продуктов, часть из которых – на отдельные подвиды по отдельным группам продовольствия: по видам муки, молочным продуктам разной жирности и т.д.), 105 показателей мониторинга. Эти показатели еще могут быть разбиты на 11 продуктов, рассчитываться в целом по стране, сельскому и городскому населению, домохозяйствам с разным количеством детей и т.д. Предполагается, что мониторинг по этим показателям должен проводиться с разной периодичностью по стране и субъектам РФ.
Перечень показателей оценки состояния продовольственной безопасности в Распоряжении не в полной мере синхронизирован с перечнем в Доктрине.
Оценка состояния продовольственной безопасности страны на основе утвержденных показателей Распоряжения затруднена. Так:
перечень показателей включен показатель «обеспеченность площадями для осуществления торговли и организации питания в расчете на 1000 человек». Этот же показатель предусмотрен в Доктрине. Однако значение этого показателя устанавливается на уровне субъекта, вряд ли субъект РФ установит его на таком уровне, который еще не достигнут. Было бы полезно переходить к общепринятым показателям;
Попытки сопоставления показателей продовольственной безопасности в России и других странах – для лучшего понимания места России в мире - столкнутся с трудностями, так как утвержденные правительством показатели не в полной мере синхронизированы с основными показателями продовольственной безопасности ФАО. В заключении можно сделать вывод, что государство сделало - по форме необходимые шаги для создания системы мониторинга продовольственной безопасности в стране. Правительством были профинансированы работы по созданию различного рода информационных систем для проведения мониторинга продовольственной безопасности на сумму не менее 303 млн. руб. (до 2013 г.), утверждены показатели, которые должны отслеживаться в его рамках. Однако эти шаги по каким-то причинам не привели к созданию работающей системы мониторинга. Во всяком случае, отсутствуют (на начало 2014 г.) официальные публикации федерального уровня о состоянии продовольственной безопасности в стране, базирующиеся на анализе перечня утвержденных показателей и аналитических возможностях созданных информационных ресурсов. Традиционные записки, доклады о состоянии продовольственной безопасности включают в себя, как правило, анализ ограниченного круга показателей – уровень самообеспеченности, объемы производства, экспортимпорт, нормы и фактическое потребление. Отдельные регионы также публикуют аналитические материалы, отражая в них значения ограниченного круга показателей15. Это свидетельствует о рациональном подходе регионов к минимизации их затрат на проведение такой работы и обеспечение наблюдения за наиболее важными показателями. Очевидно, что целесообразно сократить набор показателей для анализа, наладить ежегодный мониторинг. Чрезвычайно полезно ежегодно или раз в 3-5 лет готовить Национальный доклад о состоянии продовольственной безопасности в стране.
Информация о работе Оценка рисков продовольственной безопасности России