Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 13:48, реферат
Традиционно в России при обсуждении вопросов продовольственной безопасности на первое место ставятся вопросы производства, а не обеспечения физического и экономического доступа населения к продовольствию. Это видно по ранжированию задач в области продовольственной безопасности, отраженных в Доктрине. Так, задачи обеспечения физического и экономического доступа, а также безопасности пищевых продуктов стоят в конце списка.
Введение 2
1.Международные подходы к оценке продовольственной безопасности 2
2.Состояние мониторинга продовольственной безопасности в России. 4
3.Целевые показатели продовольственной безопасности и оценка их выполнения 7
3.1.Пороговые значения продовольственной независимости 8
3.2.Удовлетворение потребностей населения в основных видах продовольствия 12
3.3.Энергетическая и питательная ценность рационов 14
3.4.Экономическая доступность продовольствия 15
3.5.Доступность продовольствия для городских и сельских жителей 16
3.6.Доступность продовольствия для жителей разных субъектов РФ 17
4. Оценка рисков продовольственной безопасности России 25
4.1. Чрезмерная концентрация производства 25
4.2. Дискриминация малых форм хозяйствования 26
4.3. Незавершенность земельной реформы 27
4.4.Подконтрольность отечественного производства иностранным юридическим 28
и физическим лицам 28
4.5. Отсутствие системы управления земельным фондом страны 29
4.6. Неразграниченнность собственности на государственные земли. 30
4.7. Формирование латифундий 30
4.8. Переход крупных землевладений под контроль иностранных лиц. 31
4.9. Отказ от категорий земель, переход к сельскохозяйственному зонированию. 32
4.10. Недоедающие – угроза безопасности страны 33
5.Выводы и предложения 33
15
http://www.google.ru/url?sa=t&
%2Fwww.government-
nnov.ru%2F%3Fid%3D104176&ei=
Целевые показатели и их пороговые уровни, используемые ниже для анализа, установлены Доктриной продовольственной безопасности России и Распоряжением Правительства, разработанным на основе указанной Доктрины. Как уже упоминалось ранее, в Доктрине для оценки состояния продовольственной безопасности в качестве критерия применяется показатель удельного веса отечественной сельскохозяйственной, рыбной продукции и продовольствия в общем объеме товарных ресурсов (с учетом переходящих запасов) внутреннего рынка соответствующих продуктов4. Для него установлены пороговые уровни. Более точное название этого показателя – показатель продовольственной независимости или самообеспеченности. Особый статус показателя в Доктрине предопределил его место в системе настоящего анализа. Однако это не означает, что он является основным показателей, характеризующим состояние продовольственной безопасности в стране.
Доктриной утверждены пороговые значения показателя по 8-ми продуктам:
-зерно и картофель – не менее 95%;
-молоко и молокопродукты – не менее 90%;
Ниже дан анализ динамики продовольственной независимости по основным видам продукции и степени достижения пороговых значений, установленных в Доктрине.
Прежде чем переходить к анализу данных, следует дать некоторые пояснения по методике расчетов. Уровень продовольственной независимости рассчитан как: ПН=(ОП:ОЛ)*100, где: ОП –объемы производства + изменение запасов (запасы на начало года минус на конец года); ОЛ –объем личного и производственного потребления. Минсельхоз РФ рассчитывает уровни продовольственной независимости по аналогичной формуле, но вместо объемов производства использует показатель объемов потребления продукции отечественного производства. У Минсельхоза уровень продовольственной независимости не может превышать 100%, экспорт не учитывается при расчете уровней продовольственной независимости. По зерну в начале 90-х годов прошлого века продовольственная независимость снизилась (с 89,9% в 1990 г. до 74% в 1992 г.), но в последующие годы она возросла и с 2001 г. была выше 100%. В последние годы она составляет 120-130 %, т.е. Россия обеспечивает зерном не только себя, но и еще десятки миллионов человек в других странах мира. (табл. 2).
Таблица 2 – Динамика уровней продовольственной независимости России по основным продуктам ,%
Годы |
Уровень продовольственной независимости | |||
Зерно (>95%) |
Картофель (>95%) |
Молоко и молокопро дукты (>90%) |
Мясо и мясопроду кты (>85%) | |
1990 |
89,9 |
105,4 |
88,2 |
88,2 |
1991 |
84,8 |
103,9 |
88,7 |
87,6 |
1992 |
74,0 |
107,7 |
94,1 |
86,4 |
1993 |
90,0 |
104,4 |
89,0 |
85,3 |
1994 |
98,7 |
104,0 |
90,6 |
82,0 |
1995 |
99,8 |
104,0 |
86,8 |
73,4 |
1996 |
97,2 |
103,8 |
90,2 |
73,0 |
1997 |
99,6 |
103,6 |
85,0 |
60,6 |
1998 |
102,1 |
102,8 |
88,0 |
68,1 |
1999 |
92,2 |
102,1 |
87,8 |
68,4 |
2000 |
95,9 |
101,2 |
88,6 |
69,1 |
2001 |
103,4 |
102,4 |
88,5 |
63,5 |
2002 |
117,7 |
102,0 |
88,2 |
63,8 |
2003 |
115,6 |
101,4 |
86,6 |
65,5 |
2004 |
105,6 |
102,2 |
84,6 |
65,8 |
2005 |
117,5 |
102,0 |
82,3 |
62,0 |
2006 |
114,2 |
102,7 |
82,1 |
62,8 |
2007 |
125,0 |
102,6 |
83,0 |
64,9 |
2008 |
118,7 |
101,8 |
82,8 |
66,6 |
2009 |
131,5 |
103,1 |
83,5 |
70,1 |
2010 |
122,4 |
101,0 |
80,6 |
72,4 |
2011 |
127,0 |
99,9 |
81,2 |
74,2 |
2012 |
134,8 |
103,7 |
80,2 |
75,9 |
Источник: Рассчитано по данным Росстата «Балансы продовольственных ресурсов» -
http://www.gks.ru/wps/wcm/
По картофелю все анализируемые годы у России была полная самообеспеченность.
По молоку и молокопродуктам, установленный Доктриной уровень независимости (критерий установлен на уровне 90%), был достигнут в 90-ые годы XХ века. В последние годы он опустился почти до 80%, т.е. примерно на 10 п.п. ниже порогового уровня. Однако по отдельным молокопродуктам продовольственная независимость нарушена в значительно большей мере: по сыру она в 2012 г. была равна 53,2%, по маслу животному 65,4%, по сухому молоку и сливкам 58,5% (табл. 3).
По мясу и мясопродуктам в начале 90-х годов самообеспеченность была выше порогового уровня (критерий - 85%), затем она снизилась до 60,6% в 1997 г. Быстрый рост независимости по мясу начался с осуществления приоритетного национального проекта по развитию АПК (2006 г.). В 2012 г. уровень независимости по мясу составлял уже 75,9%, т.е. был ниже порогового уровня на 9,1%. Вместе с тем по отдельным видам мясной продукции продовольственная безопасность существенно различается. По мясу птицы пороговый уровень в 2012 г. был превышен (86,6%), по свинине он существенно ниже порогового уровня (63,2%), а по говядине составлял лишь 37,7%. При этом, если по птице и свинине в последние годы уровень независимости быстро возрастал, то по говядине он продолжал снижаться.
Таблица 3 –Уровни продовольственной независимости по отдельным видам молочной и мясной продукции (%)
|
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Масло животное |
68,5 |
66,4 |
73,6 |
70,0 |
68,4 |
65,4 |
Сыры |
59,3 |
57,8 |
59,8 |
53,4 |
54,9 |
53,2 |
Молоко и сливки сухие |
78,7 |
70,6 |
63,4 |
40,2 |
59,7 |
58,5 |
Говядина (включая субпродукты) |
43,6 |
40,6 |
38,2 |
38,9 |
35,0 |
37,7 |
Свинина (включая субпродукты) |
47,3 |
43,6 |
58,4 |
62,2 |
55,8 |
63,2 |
Мясо птицы (включая субпродукты) |
61,9 |
66,7 |
74,0 |
82,6 |
88,2 |
86,6 |
Источник: Рассчитано по данным Статистического бюллетеня «Балансы товарных ресурсов отдельных товаров (видов продукции)» за соответствующие годы (данные по промышленному производству)
Существенно превышены пороговые уровни продовольственной независимости по сахару и растительному маслу (критерий – 80%). В 2012 г. уровень независимости по сахару составлял 87,8 % (табл 4). Следует отметить, что такой высокий уровень достигнут лишь в последние годы. При сохранении сложившихся темпов роста, рыночной конъюнктуры Россия в ближайшие годы может стать экспортером сахара.
Таблица 4 – Динамика уровней продовольственной независимости по сахару и растительному маслу
Годы |
Уровень продовольственной независимости | |
Сахар (>80%) |
Масло растительное (>80%) | |
2007 |
52,7 |
91,8 |
2008 |
57,6 |
84,0 |
2009 |
64,4 |
109,5 |
2010 |
58,0 |
93,8 |
2011 |
61,7 |
101,7 |
2012 |
87,8 |
132,4 |
Источник: Рассчитано по данным Росстата «Балансы
продовольственных ресурсов» - http://www.gks.ru/wps/wcm/
В дореформенный период уровень продовольственной независимости по растительному маслу не обеспечивался. В годы реформ он систематически рос и в 2012 г. составил 132,4%, т.е. намного превысил пороговый уровень (критерий – 80%). Россия стала нетто-экспортером масла и обеспечивает не только свое население по рациональным нормам, но может обеспечить еще и около 50 млн. человек из других стран.
В Доктрине продовольственной безопасности установлены пороговые уровни продовольственной независимости по отдельным продуктам, но нет обобщенного показателя, характеризующего уровень продовольственной независимости России в целом, по всем видам продовольствия. Учитывая важность такого показателя, ниже предложена методика его исчисления и проведены расчеты.
Общий уровень продовольственной независимости (ОУПН) целесообразно исчислять по формуле:
ОУПН = 1 – (И-Э):РНП*100; где: И-стоимость импорта; Э – стоимость экспорта; РНП – расходы населения страны на продовольствие.
Приведенные в табл. 5 расчеты показывают, что общий уровень продовольственной независимости России за анализируемый период изменялся в относительно узком диапазоне. Минимальный уровень продовольственной независимости был в 1998 г. (79%), максимальный - в 2012 г. (89%). В последние 10 лет уровень колеблется около 86-89%.
Таблица 5 –Расчет общего уровня продовольственной независимости России
|
Экспорт продовольс твенных товаров и сельскохозя йственного сырья, млн.$* |
Импорт продовольст венных товаров и сельскохозя йственного сырья, млн.$* |
Сальдо импортаэкспорта |
Расходы населени я на продовол ьствие, млрд.руб. ** |
Общий уровень продовол ьственно й независи мости,% | ||
млн.$ |
среднег одовой курс $ |
млрд. руб. | |||||
1997 |
1600 |
13278 |
11678 |
5,8 |
67,5 |
409,9 |
84 |
1998 |
1462 |
10820 |
9358 |
9,7 |
90,7 |
528,4 |
83 |
1999 |
976 |
8073 |
7097 |
24,6 |
174,7 |
827,8 |
79 |
2000 |
1623 |
7384 |
5761 |
28,1 |
162,0 |
1121,1 |
86 |
2001 |
1887 |
9205 |
7318 |
29,2 |
213,6 |
1495,8 |
86 |
2002 |
2801 |
10380 |
7579 |
31,4 |
237,8 |
1781,0 |
87 |
2003 |
3411 |
12043 |
8632 |
30,7 |
264,9 |
2026,6 |
87 |
2004 |
3292 |
13854 |
10562 |
28,8 |
304,2 |
2303,9 |
87 |
2005 |
4492 |
17430 |
12938 |
28,2 |
365,4 |
2763,9 |
87 |
2006 |
5514 |
21640 |
16126 |
27,2 |
438,2 |
3058,3 |
86 |
2007 |
9090 |
27626 |
18536 |
25,6 |
474,0 |
3524,0 |
87 |
2008 |
9278 |
35189 |
25911 |
24,9 |
644,3 |
4649,7 |
86 |
2009 |
9967 |
30015 |
20048 |
31,8 |
637,0 |
5118,8 |
88 |
2010 |
8755 |
36398 |
27643 |
30,4 |
839,6 |
5800,5 |
86 |
2011 |
13330 |
42535 |
29205 |
29,4 |
858,7 |
6429,5 |
87 |
2012 |
16663 |
40384 |
23721 |
31,0 |
736,5 |
6866,9 |
89 |
Информация о работе Оценка рисков продовольственной безопасности России