Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 13:48, реферат
Традиционно в России при обсуждении вопросов продовольственной безопасности на первое место ставятся вопросы производства, а не обеспечения физического и экономического доступа населения к продовольствию. Это видно по ранжированию задач в области продовольственной безопасности, отраженных в Доктрине. Так, задачи обеспечения физического и экономического доступа, а также безопасности пищевых продуктов стоят в конце списка.
Введение 2
1.Международные подходы к оценке продовольственной безопасности 2
2.Состояние мониторинга продовольственной безопасности в России. 4
3.Целевые показатели продовольственной безопасности и оценка их выполнения 7
3.1.Пороговые значения продовольственной независимости 8
3.2.Удовлетворение потребностей населения в основных видах продовольствия 12
3.3.Энергетическая и питательная ценность рационов 14
3.4.Экономическая доступность продовольствия 15
3.5.Доступность продовольствия для городских и сельских жителей 16
3.6.Доступность продовольствия для жителей разных субъектов РФ 17
4. Оценка рисков продовольственной безопасности России 25
4.1. Чрезмерная концентрация производства 25
4.2. Дискриминация малых форм хозяйствования 26
4.3. Незавершенность земельной реформы 27
4.4.Подконтрольность отечественного производства иностранным юридическим 28
и физическим лицам 28
4.5. Отсутствие системы управления земельным фондом страны 29
4.6. Неразграниченнность собственности на государственные земли. 30
4.7. Формирование латифундий 30
4.8. Переход крупных землевладений под контроль иностранных лиц. 31
4.9. Отказ от категорий земель, переход к сельскохозяйственному зонированию. 32
4.10. Недоедающие – угроза безопасности страны 33
5.Выводы и предложения 33
Удовлетворение потребностей населения в основных видах продовольствия
Удовлетворение потребностей в основных продуктах питания оценивается путем сопоставления фактического потребления и рациональной нормы по каждой группе. Это означает, что для оценки потребления нужно рассчитать по каждому субъекту РФ 10 коэффициентов, по всем субъектам – 830. Это число должно было быть еще больше, так как рациональные нормы установлены в некоторых случаях на отдельные виды продуктов внутри некоторых из 10 групп. Однако отсутствие данных статистики о потреблении отдельных видов муки, молочных продуктов с разным содержанием жира и т.п. не позволяют увеличить число коэффициентов при расчете на практике.
Наличие 10 коэффициентов по каждому субъекту РФ затрудняет вывод об общей ситуации с доступом к продовольствию: по одному виду продуктов норма может быть превышена, по другому – нет. Для того, чтобы сделать общий вывод о степени удовлетворения потребности населения региона в основных продуктах питания, была применена следующая методика:9
составил 93%, в 2012 г. он составил 95%. Группировка субъектов РФ по уровню потребления приведена ниже - табл. 8.
Таблица 8. Группировка субъектов РФ по уровню фактического потребления относительно рекомендованного в стоимостной оценке
группы |
2011 г. |
2012 г. |
Число регионов |
Число регионов | |
до 70% |
3 (Ненецкий а о, Тыва, Ингушетия) |
3(Ненецкий ао, Тыва, Ингушетия) |
до 80% вкл. |
11 |
7 |
до 90% вкл |
31 |
24 |
до 100% вкл. |
26 |
33 |
до 110% вкл. |
11 |
11 |
больше 110% |
1 (Чечня) |
5(Башкортостан, Камчатский край, Карачаево-Черкесия, Ямало-Ненецкий ао, Чечня) |
Источник: Росстат, Выборочные бюджетные обследования домохозяйств, расчеты авторов
Регионы смещаются в группу с потреблением от 90 до 100% относительно рекомендованной нормы, увеличивается число субъектов, в которых жители могут питаться на уровне, превышающем рекомендованную норму. Вместе с тем, в трех регионах страны сохраняется низкое потребление. (полная информация в приложении
4).
Большинство этих регионов входит в группу, в которой наблюдается наименьшее потребление белка животного происхождения- таб.9 и приложение 5.
Таблица 9. Группировка субъектов РФ по уровню потребления с продуктами питания белка животного происхождения.
|
2011 г. |
2012 г. |
до 30 г/сутки |
2(Тыва, Ингушетия) |
2 (Тыва, Ингушетия) |
30,1-40 |
6(Сев. Осетия, Калмыкия, Марий Эл, Удмуртия, Тамбовская обл.) |
8(Северная Осетия- Алания, Дагестан, Калмыкия, Кабардино-Балкария, Удмуртия, Алтай, Марий Эл, Хакасия) |
40,1-50 |
53 |
49 |
больше 50 |
19 |
21 |
всего |
80 |
80 |
Источник: Росстат, Выборочные бюджетные обследования домохозяйств, расчеты авторов
В целом по стране потребление белка животного происхождения возрастает (в 2011 г. – 47, 4 г/сут. 2012 – 48,3 г.), однако и число территорий с низким потреблением животного белка – до 40 г/сутки на чел. – увеличивается. Происходит увеличение дифференциации регионов. В субъектах РФ с минимальным потреблением белка в 2011 г. оно еще более снизилось в 2012 г. Так, в Тыве сократилось с 29,5 до 28,2, а в Ингушетии – с 29,6 до 28,7 г/сутки на человека.
Доля расходов на продовольствие в России в 2011-2012 г. в потребительских расходах семьи сократилась в среднем с 29,5% до 28,1%, что является положительным явлением. Однако в среднем по стране все еще остается 42% домохозяйств, в которых они составили более 40%. В том числе более чем в 22% домохозяйств стоимостная оценка продовольствия составила более 50% всех потребительских расходов. По методике ФАО – эти семьи относятся к бедным и уязвимым22.
По регионам ситуация более сложная. В трех регионах страны от 79,9 до 83,4 % домохозяйств на питание тратят более 50% всех потребительских расходов. (Дагестан, Ингушетия, Чечня). Особенно острое положение в Ингушетии: высочайшая доля домохозяйств с расходами на питание более 50% (83,4% домохозяйств), наиболее низкая степень достижения рекомендованной нормы питания, низкое потребление животного белка (28,7 г/сутки при среднероссийском потреблении 48,3 г.). При этом там один из самых высоких показателей плотности населения в России – 124,8 чел/кв. км (четвертое место по стране после Москвы, Санкт-Петербурга и Московской области). Это явная точка нестабильности.
При высокой доле затрат на питание в Чечне ситуация там совсем другая: уровень потребления превышает рекомендуемые нормы, население получает в день животного белка на среднем уровне по стране (а в 2011 году выше, чем в среднем по стране) – см. таб.9 и приложение 6.
Как видно из выборки регионов с наивысшей долей расходов на питание в потребительских расходах, наблюдается сильная дифференциация регионов (табл. 10). Если в 2011 г. в число 10 субъектов входили регионы, где доля таких семей составляла от 37%, то в 2012 г. – от 34%. Опять особая ситуация в Чечне: доля домохозяйств, где
22 Dr. Guljahan Kurbanova, Economist, FAO UN, Regional Office for Europe and Central Asia. Семинар
«Развитие Eвразийской интеграции и торговли
в целях обеспечения устойчивости сельского
хозяйства и продовольственной безопасности»,
Москва, 2013. http://www.eurasiancommission.
%20продовольственной%
на еду тратят более 50% потребительских расходов, увеличивается. Таблица 10. Выборка регионов с максимальной долей домохозяйств, расходующих на питание от 40% всех потребительских расходов (10 наиболее неблагоприятных регионов) в 2011 и 2012 гг.
2011 г. |
2012 г. |
||||
|
более 40 % |
более 50% |
|
более 40 % |
более 50% |
Российская Федерация |
44,5 |
24 |
Российская Федерация |
42 |
22,1 |
Республика Ингушетия |
94,8 |
87,4 |
Республика Ингушетия |
95,3 |
83,4 |
Чеченская Республика |
88,5 |
74,1 |
Чеченская Республика |
94,5 |
79,9 |
Республика Дагестан |
83,9 |
63,9 |
Республика Дагестан |
75 |
55,4 |
Пензенская область |
66,1 |
43,8 |
Карачаево-Черкесская Республика |
62,3 |
42,2 |
Саратовская область |
65,7 |
43,6 |
Саратовская область |
60,1 |
40,5 |
Республика Калмыкия |
59,3 |
39,5 |
Республика Калмыкия |
62,7 |
39,8 |
Тверская область |
61 |
37,8 |
Пензенская область |
60,3 |
38,7 |
Ульяновская область |
58,4 |
37,2 |
Брянская область |
63,2 |
37,2 |
Брянская область |
63,3 |
37,1 |
Рязанская область |
64,6 |
35,6 |
Карачаево-Черкесская Республика |
61,3 |
37 |
Ульяновская область |
54,6 |
34,4 |
Источник: Бюджетные обследования, Росстат
Покупательная способность населения. В принятой Правительством РФ системе мониторинга экономическая доступность оценивается через покупательную способность средних располагаемых ресурсов, номинальной заработной платы или пенсий. При этом всю сумму доходов/заработной платы или пенсий делят на цену отдельных продуктов, т.е. все переводят в кг чая байхового, вермишели, капусты и т.п. Всего нужно провести расчеты по 24 продуктам по разным видам доходов.
Этот подход требует корректировки: для оценки покупательной способности целесообразно перейти от отдельных продуктов к наборам продуктов – фактически сложившимся или по рекомендуемым нормам. То есть, будут определяться не килограммы капусты, которые можно купить на всю пенсию или зарплату, а сколько наборов питания можно купить. Кроме того, вряд ли нужно оценивать покупательную способность заработной платы или пенсии. В семье на питание тратят общие деньги. Поэтому целесообразнее отталкиваться от располагаемых ресурсов домохозяйств, или – от суммы потребительских расходов, которые могут быть потрачены на приобретение продовольствия. Их покупательную способность и нужно оценивать. Для расчета была применена методика:
оценивается стоимость потребленного набора продуктов в текущих ценах в
расчете на одного члена домохозяйства по данным бюджетных обследований Росстата; заполняется таблица о размере потребительских расходов в расчете на одного
члена домохозяйства по статистике Росстата; определяется, сколько наборов продовольствия можно купить на сумму потребительских расходов. В этом случае все оценки экономической доступности продуктов сводятся вместо 24 показателей по 24 продуктам - к одному.
Так, в среднем в России на сумму потребительских расходов можно было в 2012
г. купить 3,6 набора продуктов (по сложившейся структуре и по сложившимся ценам).
По регионам - от 1,6 (в Ингушетии) до 4,9(в Москве). Если бы население потребляло продовольствие по рекомендуемым нормам Минздрава, то при среднем показателе по
России в 3,6 набора продуктов, разброс по регионам составил бы от 1,1 (в Дагестане) до 4,7 (Москва). В таблице 11 приведена информация по 5 регионам, в которых наблюдается худший и лучший экономический доступ населения к продовольствию (см. также приложение 7).
Таблица 11. Число наборов продуктов питания, которые можно купить на сумму потребительских расходов домохозяйств по регионам РФ (на 1 человека/месяц) в субъектах РФ с худшим и лучшим доступом к продовольствию
2011 г. |
2012 г. | ||||
|
сложив шихся наборов |
по рекоменд уемым нормам |
|
сложив шихся наборов |
по рекомен дуемым нормам |
Российская Федерация |
3,4 |
3,1 |
Российская Федерация |
3,6 |
3,4 |
5 субъектов РФ с худшим | |||||
Республика Ингушетия |
1,5 |
1,0 |
Республика Ингушетия |
1,6 |
1,1 |
Республика Дагестан |
1,9 |
1,6 |
Республика Дагестан |
2,0 |
1,6 |
Чукотский авт. округ |
2,5 |
1,8 |
Республика Тыва |
3,2 |
1,9 |
Республика Тыва |
3,1 |
1,9 |
Чеченская Республика |
1,7 |
1,9 |
Республика Калмыкия |
2,6 |
1,9 |
Республика Калмыкия |
2,7 |
2,1 |
5 субъектов РФ с лучшим | |||||
Пермский край |
3,9 |
3,6 |
Хабаровский край |
4,0 |
4,0 |
Тюменская область |
4,2 |
3,6 |
Тюменская область |
4,2 |
4,0 |
Московская область |
3,8 |
3,9 |
Московская область |
3,8 |
4,0 |
г.Москва |
4,5 |
4,0 |
Республика Башкортостан |
3,9 |
4,3 |
Хабаровский край |
4,2 |
4,1 |
г.Москва |
4,9 |
4,7 |
Источник: Росстат, Выборочные бюджетные обследования домохозяйств, расчеты авторов.
Для характеристики степени экономической доступности можно использовать показатель соотношения покупательной способности потребительских расходов, оцененных через стоимость сложившихся и рекомендованных наборов продуктов. В среднем по России это соотношение составляет в 2011 и 2012 г. – 1,1. То есть население в целом покупает наборы продуктов, несущественно отличающиеся по стоимости от рекомендованных Если рассматривать ситуацию по регионам России, то видно, что за 2011-2012 г. ситуация улучшилась: все больше регионов приближаются по своей покупательной способности к среднероссийским показателям. Самая тяжелая ситуация в Тыве и Ингушетии (приложение 8).
.
Город и село. В настоящей работе для оценки доступа к продовольствию использовалась информация о ценах, объемах потребления, пищевой ценности.
Таблица 12. Цены на основные продукты питания, руб/кг
|
в том числе |
село/город, % | ||||
в городской местности |
в сельской местности | |||||
2011г. |
2012г. |
2011г. |
2012г. |
2011г. |
2012г. | |
хлеб и хлебные продукты |
73,5 |
76,6 |
53,6 |
55,1 |
73 |
72 |
картофель |
23,9 |
16,7 |
23,1 |
15,4 |
96 |
92 |
овощи и бахчевые |
48,8 |
50,8 |
46,5 |
47,3 |
95 |
93 |
фрукты и ягоды |
59,1 |
61,1 |
62,5 |
66,2 |
106 |
108 |
мясо и мясные продукты |
174,4 |
188,8 |
156,7 |
171,5 |
90 |
91 |
молоко и молочные продукты |
26,4 |
27,8 |
22,5 |
23,9 |
85 |
86 |
яйца |
3,6 |
3,9 |
3,6 |
3,8 |
99 |
99 |
рыба и рыбные продукты |
141,8 |
159,5 |
106,5 |
117,7 |
75 |
74 |
сахар и кондитерские изделия |
98,4 |
н.д. |
90,5 |
н.д. |
92 |
н.д. |
масло растительное и другие жиры |
75,8 |
74,4 |
70,4 |
68,0 |
93 |
91 |
Информация о работе Оценка рисков продовольственной безопасности России