Оценка рисков продовольственной безопасности России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 13:48, реферат

Описание работы

Традиционно в России при обсуждении вопросов продовольственной безопасности на первое место ставятся вопросы производства, а не обеспечения физического и экономического доступа населения к продовольствию. Это видно по ранжированию задач в области продовольственной безопасности, отраженных в Доктрине. Так, задачи обеспечения физического и экономического доступа, а также безопасности пищевых продуктов стоят в конце списка.

Содержание работы

Введение 2
1.Международные подходы к оценке продовольственной безопасности 2
2.Состояние мониторинга продовольственной безопасности в России. 4
3.Целевые показатели продовольственной безопасности и оценка их выполнения 7
3.1.Пороговые значения продовольственной независимости 8
3.2.Удовлетворение потребностей населения в основных видах продовольствия 12
3.3.Энергетическая и питательная ценность рационов 14
3.4.Экономическая доступность продовольствия 15
3.5.Доступность продовольствия для городских и сельских жителей 16
3.6.Доступность продовольствия для жителей разных субъектов РФ 17
4. Оценка рисков продовольственной безопасности России 25
4.1. Чрезмерная концентрация производства 25
4.2. Дискриминация малых форм хозяйствования 26
4.3. Незавершенность земельной реформы 27
4.4.Подконтрольность отечественного производства иностранным юридическим 28
и физическим лицам 28
4.5. Отсутствие системы управления земельным фондом страны 29
4.6. Неразграниченнность собственности на государственные земли. 30
4.7. Формирование латифундий 30
4.8. Переход крупных землевладений под контроль иностранных лиц. 31
4.9. Отказ от категорий земель, переход к сельскохозяйственному зонированию. 32
4.10. Недоедающие – угроза безопасности страны 33
5.Выводы и предложения 33

Файлы: 1 файл

доклад ТОВ БЕз.docx

— 442.31 Кб (Скачать файл)
  1. Рациональные нормы потребления в среднем по стране достигнуты по шести основным продуктам (хлеб, картофель, мясо, яйцо, сахар и растительное масло). Меньше рациональной нормы потребляется фруктов (64,2%), молока и молокопродуктов (75,5%), овощей и рыбы (84-85%). Средний рацион сбалансирован по белку и энергии.
  2. Улучшается потребление во все большем числе регионов. Если в 2011 г. число регионов, в которых уровень потребления превысил 90% от рекомендованной нормы, составило 38, то в 2012 г. – уже 49. В том числе, увеличилось число регионов, в которых рекомендованная норма потребления превышена (соответственно, 12 и 16 регионов). Однако остается устойчивой группа регионов с крайне недостаточным потреблением белка (Тыва, Ингушетия).  Общее потребление белка, в том числе – животного происхождения – увеличивается. Однако в региональном разрезе увеличивается дифференциация: с 2011 по 2012 гг. увеличилось число регионов, в которых потребление животного белка ниже рекомендованной нормы (с 8 до 9 регионов). Наименьшее потребление белка животного происхождения - в Тыве и Ингушетии. 
  3. Экономическая доступность продовольствия в целом по стране немного улучшилась, увеличилось число регионов, в которых можно было обеспечить потребление по рациональным нормам или сверх них в рамках уже сложившихся расходов на потребление. В части из них  переход к потреблению по норме позволил бы даже сократить расходы на продовольствие (Чечня). Однако сохраняется дифференциация регионов по экономической доступности продовольствия. На сумму всех потребительских расходов можно купить от 1,6 сложившихся наборов питания (в Ингушетии) до 4,9 (в Москве) или от 1,1 набора питания по рациональным нормам (в Ингушетии) до 4,7 (в Москве). В зоне особого риска по экономическому доступу к продовольствию – Тыва и Ингушетия. Сохранение регионов с недоеданием по белку, низким экономическим доступом и высокой плотностью населения формируют очаги социальных конфликтов (зона наивысшего риска – Ингушетия).

Анализ потребления в целом на уровне страны по децильным группам по уровню среднедушевых располагаемых ресурсов показывает, что нижние три группы страдают от недоедания, а верхние три группы потребляют существенно больше продуктов питания, чем предусмотрено рациональными нормами. В рационах питания нижних групп ощущается недостаток белков, особенно - животного происхождения. Даже по общей калорийности эти рационы явно недостаточны для нормального жизнеобеспечения. В трех верхних группах, наоборот, и калорийность, и обеспеченность белками избыточны. По нормам ФАО минимальная калорийность пищевого рациона – ниже которого наблюдается недоедание - 1819 ккал в день17.    Для климатических условий России этот показатель должен быть выше.  В первой децильной группе население получает с продуктами питания только 1910 ккал в сутки. Это означает, что положение с доступом этой группы к продовольствию – катастрофическое. Особенно остро положение в городской местности. Здесь в первой децильной группе в 2012 г. калорийность питания составила только 1882,3 ккал/чел. в сутки, причем, за год она снизилась (в 2011 г. -1890,5 ккал). 

Беднейшие семьи (первая группа) тратили на продовольствие 44,6% своих доходов, а наиболее обеспеченные - 16%. 

  1. Сельское население имеет физический доступ к продовольствию, но экономический доступ обеспечивается более дешевыми продуктами. Калорийность питания обеспечивается избыточным потреблением картофеля, сахара, хлеба. В селе питание беднейших групп населения более калорийно, чем в городе. 
  2. Темпы роста цен на продовольствие в России выше, чем в целом по ЕС. 
  3. В части рисков продовольственной безопасности в России обоснованы следующие:
  • вымывание малых форм хозяйствования   и чрезмерная концентрация сельхозпроизводства.  Численность малых форм хозяйствования падает, не обеспечиваются равные условия государственной поддержки сельхозпроизводителей, наблюдается концентрация производства в рамках отдельных предприятий и холдингов. Концентрация производства в отдельных компаниях повышает риски нарушения продовольственного снабжение регионов в случае банкротства. Целесообразно регулировать концентрацию производства в рамках отдельных предприятий и холдингов, увеличить поддержку малого бизнеса. Для этого: (1) ввести консолидированную отчетность по холдингам; (2)ограничить сумму  государственной поддержки на одно предприятие/холдинг; (3)ограничить поголовье животных на хозяйство в зависимости от площади сельхозугодий; (4)увеличить финансирование сельской консультационной службы, поддержку сельскохозяйственной кооперации; (5)ввести стимулы для предприятий-интеграторов по развитию контрактного  взаимодействия с фермерами и другими субъектами малого предпринимательства в сельском хозяйстве  и т.д.;
  • подконтрольность значительной части крупнейших производителей сельхозпродукции и продовольствия иностранным   юридическим лицам. Так, в 5 из 10 крупнейших производителей сельхозпродукции в число собственников прямо или через ряд юридических лиц входят компании, зарегистрированные за рубежом (пакеты акций от 75 до 99%). В 5 крупнейших производителей сахара (общий объем производства – более 60% от производства в стране) контрольными пакетами владеют компании, зарегистрированные за рубежом. Выявление масштабов этого явления, его природы позволит: (1) предотвратить риски в части замораживания счетов компаний, сокращения производства в критических ситуациях; (2) корректировать политику поддержки бизнеса иностранных компаний за счет бюджетных субсидий в рамках поддержки сельского хозяйства России;
  • «ничейность» государственных  сельскохозяйственных  земель (92,5% из  них  не  разграничены  между  РФ, субъектами РФ,  районами  и сельскими  муниципалитетами). Разграничение повысит возможности и интерес органов местного самоуправления к рационализации использования таких земель для пополнения бюджета и развития территории;
  • незавершенность земельной реформы. Основная часть земли в республиках, в которых не была проведена приватизация сельскохозяйственных земель,  закреплена за сельхозорганизациями в постоянное (бессрочное) пользование. При этом отсутствуют легальные возможности оборота земли на этом праве. Однако структура производства сельхозпродукции и структура распределения сельхозугодий между организациями и гражданами свидетельствуют, что такой оборот массово происходит. Целесообразно разработать механизмы оборота прав в условиях сохранения государственной собственности на землю и легальную передачу земли тем, кто уже ее использует, а также механизм компенсации тем, кто не смог реализовать свои права на землю, за счет граждан, получивших избыточные площади земли нелегальным образом;
  • формирование латифундий и переход крупных землевладений под контроль иностранцев. Имеющиеся в законодательстве ограничения по концентрации сельскохозяйственных земель в руках одного лица не действуют, сбор данных по концентрации земли не налажен. Установленные законом ограничения по передаче сельскохозяйственной земли в собственность иностранных лиц не работают. Статистика площадей, скупленных иностранцами, отсутствует. Отдельные выборочные исследования показывают, что через ряд российских фирм сельскохозяйственная земля уже принадлежит компаниям, зарегистрированным за рубежом.

Преимущества крупного или иностранного землевладения в мировой практике оцениваются неоднозначно. Даже в таких странах, как США, Канада иностранная собственность запрещается, ограничивается или контролируется. Международные организации поддерживают другие способы инвестирования иностранного капитала в сельское хозяйство. В этой связи и в России целесообразно выявить масштабы явления, по результатам – провести корректировку государственной политики: 

-ввести  экономические меры ограничения  земли в собственности - ограничение  субсидий в рамках государственной  программы поддержки сельского  хозяйства при выплатах на  гектар (на площадь не более). Для  холдингов – ввести сводную  форму отчетности для отражения  информации о площади, находящейся  в собственности холдинга;

-принять специальное законодательство, регулирующее отношения крупных  землевладельцев, уже нарушивших  антимонопольное законодательство, и фермеров, арендующих у них  землю. По аналогии с регулированием  деятельности монополий в других  сферах деятельности, размер арендной  платы должен регулироваться  не латифундистом, а федеральной  службой по тарифам. 

 

  • переход к сельскохозяйственному зонированию. Целесообразно осуществить переход от категорий земель к сельскохозяйственному зонированию не с определенной даты для всей страны, а по мере окончания работ в каждом субъекте РФ. Для этого нужно обеспечить выполнение работ по инвентаризации участков, формированию перечней ценных (строительство ограничивается) и особо ценных (строительство запрещено) участков, разработке примерных правил сельскохозяйственного зонирования, закреплению сельскохозяйственных зон, установлению правил землепользования, внесения записей в кадастр недвижимости по каждому участку и т.д. 

 

 

 

 

1 Основным органом, определяющим стратегию в области продовольственной безопасности, является Комитет по всемирной продовольственной безопасности (КВПБ). Он был учрежден в 1974 году в качестве межправительственного органа для рассмотрения и принятия мер, касающихся политики в области продовольственной безопасности. КВПБ проводит саммиты и форумы, на которых формирует повестку на ближайшую перспективу. Текущие оценки продовольственной безопасности в русле основных направлений, определенных КВПД, осуществляются FAO (в России принято использовать аббревиатуру ФАО - организация по продовольствию и сельскому хозяйству5), Организации Объединенных Наций (ООН). К работе привлечено множество организаций ЮНИСЕФ (United Nations Children's Fund; аббр.: офиц. рус. ЮНИСЕФ), ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) и т.д.

Источник: http://www.fao.org/cfs/cfs-home/cfs-about/ru/, www.fao.org, 

2 http://www.fao.org/about/what-we-do/ru/

3 http://zakupki.gov.ru/pgz/printForm?type=NOTIFICATION&id=4571895

4 Доктрина продовольственной безопасности России. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. №120

5 Статистический ежегодник «Потребление продуктов питания в домашних хозяйствах в 2012 году (по итогам выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств)»; Росстат, 2013, с. 62

6 Методические рекомендации МР2.3.1.2432-08 от 18 декабря 2008 г. Роспотребнадзор.

7 При принятом допущении – ориентации на нормы для мужчин и женщин в возрасте 32-39 лет

8 Положение дел в связи с отсутствием продовольственной безопасности в мире.  Множественные проявления продовольственной безопасности: 2013. – ФАО. Рим. – 2013 С.30 http://www.fao.org/docrep/019/i3434r/i3434r.pdf

9 Была применена следующая методика: В бюджетных обследованиях дана стоимость питания по продуктам в рыночных ценах, включая продукты, которые были произведены в ЛПХ. Также имеется информация о количестве потребленных продуктов по видам. Это позволяет определить текущую стоимость каждого вида основных продуктов. Перемножение текущих цен на нормы из рекомендуемого набора продуктов позволяют определить стоимость рекомендуемого набора как в целом, так и по видам продуктов. Соотношение стоимости потребленных продуктов и рекомендованных дают коэффициенты по каждому продукту,  а в целом по всем продуктам коэффициент рассчитывается делением стоимости фактического рациона к рекомендуемому. 

10 ФАО установило уровень – 1819 ккал.  Положение   дел в связи с отсутствием продовольственной безопасности в мире. Множественные проявления продовольственной безопасности: 2013 г. Рим, – ФАО, 2013 г. с.30   http://www.fao.org/docrep/019/i3434r/i3434r00.htm

11 Потребление продуктов питания в домашних хозяйствах в 2012 г. (по итогам выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств) Росстат. 2013 г. с. 27.

12 Республика Татарстан. Агропромышленный комплекс., Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан, 2013 г., с.17 26 http://prav.tatarstan.ru/rus/index.htm/news/175410.htm

13 Чечня, Дагестан, Ингушетия, Кабардино- Балкария, Северная Осетия - Аланья

14 Предприятия расположены подряд в рейтинге сельхозпроизводителей. Спарк-Интерфакс,15.02.2014г.

 

15 Спарк-Интерфакс, 15.02.2014 г.

16 Использованы материалы отчета о научно-исследовательской работе Подходы к разработке концепции совершенствования государственной земельной политики в России (земли сельскохозяйственного назначения), выполненные по государственному заданию в РАНХ и ГС в 2013 г.  31 Положение дел в связи с отсутствием продовольственной безопасности в мире. ФАО, 2013 г. http://www.fao.org/docrep/019/i3434r/i3434r.pdf с.

17 Положение дел в связи с отсутствием продовольственной безопасности в мире.  Множественные проявления продовольственной безопасности: 2013. – ФАО. Рим. – 2013 С.30 http://www.fao.org/docrep/019/i3434r/i3434r.pdf

 

1


Информация о работе Оценка рисков продовольственной безопасности России