Организация и анализ формирования пассивов в коммерческом банке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2015 в 18:28, курсовая работа

Описание работы

Цельюдипломной работы является исследование эффективности управления пассивами коммерческого банка (на примере ЗАО «Дельта-Банк») и разработка мероприятий по ее совершенствованию.
Для достижения поставленной цели в дипломной работе решаются следующие задачи:
определены основные понятия и определения пассивов коммерческих банков;
рассмотрены источники формирования пассивов коммерческих банков;;
изучено нормативно-правовое регулирование пассивных операций коммерческих банков;
проведен анализ пассивных операций коммерческого банка (на примере ЗАО «Дельта-Банк»)

Файлы: 1 файл

переделанный диплом.docx

— 220.90 Кб (Скачать файл)

Одной из действенных мер по предотвращению «паники вкладчиков» является система гарантирования вкладов физических лиц, в том или ином виде действующая практически во всех странах мира. Интересен тот факт, что создание федеральной системы страхования депозитов в США в начале 30-х гг. XX в. имело целью не столько защиту вкладчиков, сколько поддержку малых, высокорисковых банков. Гарантия сохранения вкладов со стороны государства была призвана уменьшить масштабы оттока средств вкладчиков из банковской системы в периоды депрессии и спада и тем самым сохранить на адекватном уровне банковское кредитование и банковские кредитные портфели [49, с. 38]. Однако у системы страхования вкладов обнаружились и слабые стороны. Основной проблемой, связанной с нарушением механизма страхования, стало нарушение рыночных принципов регулирования банковского бизнеса и складывающаяся в результате наличия гарантий со стороны государства неадекватная оценка риска как самими банками, так и их клиентами. Для банка кредит доверия, обеспечиваемый государственной гарантией, дает возможность работать с более низким уровнем ликвидности и вместе с тем увеличивать рисковую составляющую своих операций. В англоязычной литературе такое поведение банкиров получило название moralhazard, что можно перевести как «психология недобросовестности» или «психология авантюрного риска». Опасность этого явления заключается в том, что при распространении такого поведения под угрозой оказывается устойчивость всей банковской системы. При этом большинство клиентов, полагаясь на гарантию сохранности своих сбережений со стороны системы страхования, пренебрегают необходимостью тщательного анализа финансового состояния банков и отдают предпочтение менее надежным банкам, предлагающим более высокий процент. Фактически можно говорить о «перекладывании рисков» на плечи системы страхования, что, конечно же, не приводит к стабилизации финансовой системы [43, с. 39].

Для решения проблемы возникновения неадекватных стимулов к увеличению риска, обычно параллельно с введением системы гарантирования вкладов, проводится политика ужесточения требований к банкам в отношении структуры их активов, показателей ликвидности, размера собственного капитала и т. п. Требования соблюдения стандартов банковской деятельности способствует снижению доли вложений, которым свойственен высокий риск при низкой ликвидности, а повышение требований к минимальному размеру собственного капитала банков, привлекающих средства населения, способствует повышению уровня надежности всей банковской системы. При этом для банков, уже имеющих право на привлечение средств населения, обычно вводится определенный переходный период, достаточный для выполнения требований надзорных органов. Однако в течение этого периода деятельность банка по привлечению средств физических лиц может быть серьезно ограничена – например, объем таких средств не должен превышать фактический размер собственного капитала.

Для того чтобы система страхования (гарантирования) вкладов работала эффективно, требуется, чтобы адекватная оценка рисков проводилась всеми участникамирынка, в том числе и вкладчиками. Роль стимулов, подталкивающих вкладчиков к самостоятельной оценке степени риска, играют различные ограничения, присутствующие практически во всех системах гарантирования вкладов. В каждой отдельно взятой системе может быть одно либо несколько таких ограничений в зависимости от того, какой процент риска берет на себя государство. К ним относятся:

  • предельная сумма подлежащего страхованию вклада в одном банке (лимит ответственности), четко прописанная в учредительных документах гарантийного фонда(например,700 тыс. руб. в России, 50 тыс. гривен в Украине и т. п.). Если вклад больше этой суммы, то страхуется только она. При этом гарантированная сумма определяется в расчете на вкладчика, а не на вклад. В случае существования данного ограничения рациональные вкладчики обычно дробят свои сбережения на несколько частей и размещают их в различных банках, минимизируя таким образом свой риск. Результатом такого поведения является более равномерное распределение средств населения по всей банковской системе, что положительным образом сказывается на ее устойчивости;
  • процентная доля покрытия вклада страхованием (как правило, 75-95% от суммы средств, находящихся на счетахбанка на момент банкротства). При этом в некоторых странах используется двух- или многоступенчатая шкала страхования, когда часть вклада до определенной суммы гарантируется полностью, часть вклада сверх этой суммы гарантируется лишь частично (но тоже до определенного предела) и наконец, остаток вклада сверх данного предела не гарантируется вообще. Эта мера, с одной стороны, стимулирует вкладчиков отдавать предпочтение более надежным банкам либо размещать свои сбережения в нескольких банках, а с другой стороны, обеспечивает социальную защищенность населения с низкими и средними доходами, доверившего свои сбережения национальной банковской системе;
  • гарантирование только суммы самого вклада, без учета начисленных процентов (применяется в большинстве стран мира). Данная мера обеспечивает наиболее высокую степень защиты интересов физических лиц, но в то же время, как и в предыдущем случае, заставляет вкладчиков взвешенно подходить к выбору банка. Наличие такого ограничения особенно актуально в том случае, если государство гарантирует возврат вкладов в полном объеме, без ограничения по сумме и виду валюты;
  • выплата возмещения по вкладам в иностранной валюте в национальной валюте страны по курсу центрального банка. Такое ограничение обычно используют страны со слабыми финансовыми системами, аккумулировавшими большое количество средств в иностранной валюте. Наличие такого условия также предостерегает вкладчиков от размещения всех средств в ненадежных банках. Причем сразу по нескольким позициям. Во-первых, официальный курс центрального банка практически всегда ниже, чем курс продажи валюты в обменных пунктах. Во-вторых, зачастую покупка большого количества иностранной валюты сопряжена со значительными временными затратами. В-третьих, во времена финансовой нестабильности национальная валюта склонна к девальвации. А с учетом того, что сумма компенсационных выплат обычно рассчитывается на момент объявления о несостоятельности банка, но выплачивается лишь по истечении одного-трех месяцев, проигрыш на разнице курсов может составить довольно существенную сумму. В результате, как и в предыдущих трех случаях, стремясь повысить защищенность своих сбережений, вкладчики будут диверсифицировать свои вложения, одновременно отдавая преимущество более надежным, с их точки зрения, банкам;
  • потеря процентного дохода за период со дня объявления банкротства банка до дня выплаты пострадавшим вкладчикам средств за счет системы гарантирования вкладов. Так как с момента объявления банкротства банка прекращается начисление всех процентов по вкладам, а выплата средств пострадавшим вкладчикам посредством гарантийного фонда осуществляется лишь спустя некоторое время, это неминуемо приводит к определенным финансовым потерям за тот период, в течение которого деньги уже не приносят дохода, но ими еще нельзя воспользоваться. Эти потери тем значительнее, чем дольше период, в течение которого должна быть выплачена компенсация (например, 3 месяца и более).

Как можно увидеть, ограничительные меры могут быть совершенно разные, но все они преследуют общие цели, главная из которых – побудить вкладчиков взвешенно подходить к выбору банка, сопоставляя ожидаемую доходность со степенью риска. Мировой опыт показывает, что введение подобных ограничений действительно заставляет вкладчиков с осторожностью подходить к выбору банка, что в итоге повышает стабильность банковской системы в целом.

Важным вопросом работы всех без исключения систем гарантирования вкладов является способ их финансового обеспечения. Это связано с тем, что, во-первых, сама организация дела связана с расходами, а во-вторых, даже в самых благоприятных, бескризисных условиях работы всегда существует риск банкротства отдельных финансовых учреждений, что требует от гарантийного фонда постоянного поддержания определенного объема ресурсов, достаточного для выполнения своих обязательств. В условиях же кризиса затраты по предотвращению банкротства и поддержанию платежеспособности, а также на выплату возмещений могут достигать больших размеров. Например, в США с 1980 г. до начала 90-х гг. затраты на поддержание кредитной системы составили примерно 3% годового ВНП. При этом подавляющая часть этих затрат была произведена государством при довольно сомнительной перспективе возврата [49, с. 41].

В большинстве стран первичными источниками наполнения гарантийного фонда служат вступительные и ежемесячные взносы банков-участников, а государственные средства чаще всего выступают как резерв. Однако опыт США и ряда других стран показывает, что в кризисной ситуации государство практически всегда выступает как гарант последней инстанции, даже если эта функция и не предусмотрена формальными актами.

Аккумуляция средств банков для финансирования систем гарантирования обычно производится двумя главными способами: либо путем образования страховогофонда, либо наличием у банков обязанности перечислять гарантийному фонду требуемый объем средств в случае необходимости. Первый способ применяется в США. России, Украине. Армении и во многих других странах, второй – немногими странами Западной Европы (Франция, Нидерланды, Австрия). В Германии используется смешанная система с небольшими страховыми взносами и с обязательством банков предоставлять дополнительные средства в случае необходимости [42, с. 73].

Вступительные и календарные взносы обычно достаточно умеренны и не представляют слишком обременительной нагрузки для банков. При этом во многих странах предусмотрено поэтапное снижение величины календарных взносов в случае, если средства фонда достигнут определенного уровня (в Беларуси это 5% от суммы накопленных в банковской системе депозитов) [28]. Однако проблемным вопросом зачастую является сама ставка отчислений. С одной стороны, если эта ставка едина для всех банков (независимо от их финансового состояния), создается ситуация, когда слабые и высокорисковые банки будут иметь своеобразное конкурентное преимущество за счет финансово-стабильных и надежных. С другой стороны, установление повышенной ставки для одного или нескольких банков является четким сигналом неблагополучия и может усилить отток депозитов, обострив тем самым проблемы банка и всей кредитной системы. Поэтому решение данной проблемы обычно лежит в области установления четких и прозрачных правил расчета ставки отчислений в зависимости от заранее определенных показателей.

Дифференцированные ставки зачастую применяются и в случаеналичия одного или нескольких системообразующих банков, принадлежащих, как правило, государству. Ставки отчислений в резервный фонд для таких банков устанавливаются на более низком уровне, особенно если банк аккумулирует треть и более от всех привлеченных вкладов населения (как, например, Сбербанк России или ОАО «АСБ Беларусбанк» в Республике Беларусь). В отношении таких банков, банкротство которых практически неминуемо ведет к кризису всей банковской системы, обычно работает принцип toobigtofails, подразумевающий неявные гарантии со стороны государства. Это, конечно, дает такому банку конкурентное преимущество перед остальными, но следует отметить, что в большинстве стран эти преимущества обычно нивелируются необходимостью обслуживания низкодоходных государственных программ, как, например, кредитование агропромышленного сектора по сниженным ставкам или предоставление льготных кредитов на жилье [27, с. 40].

Республика Беларусь прошла длинный путь становления ныне действующей системы гарантирования вкладов. В 2008 году появились два новых документа, регулирующих порядок сохранности сбережений граждан в нашей стране: Закон «О гарантированном возмещении банковских вкладов (депозитов) физических лиц» и Декрет «О гарантиях сохранности денежных средств физических лиц, размещенных на счетах и (или) в банковские вклады (депозиты)».

В соответствии с ними была создана новая система гарантирования вкладов, в основу которой легло возникновение Агентства по гарантированному возмещению банковских вкладов (депозитов) физических лиц.

Особенностью деятельности этой финансовой организации является то, что в случае банкротства банка – участника Фонда вклады в иностранной валюте выдаются в гривнах. Пересчет проводится по официальному курсу Национального банка Украины на день назначения ликвидационной комиссии банка, а непосредственно выплаты осуществляются в течение трех месяцев.

В Российской Федерации защиту вкладов осуществляет государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» (далее - Агентство), созданная в январе 2004 г. на основании Федерального закона от 23 декабря 2003 года № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации». В целях обеспечения функционирования системы страхования вкладов Агентство осуществляет выплату вкладчикам возмещений по вкладам при наступлении страхового случая, ведет реестр банков – участников системы страхования вкладов, контролирует формирование фонда страхования вкладов, управляет его средствами.

С принятием Федерального закона от 20 августа 2004 года № 121-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» в России введен институт корпоративного конкурсного управляющего несостоятельных банков, функции которого возложены на Агентство.

В России 27 октября 2008 года был принят Федеральный закон № 175-ФЗ «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года», согласно которому Агентство было наделено еще и функциями по финансовому оздоровлению банков [28].

Сумма страхового возмещения, выплачиваемая Агентством по вкладам, зависит от даты наступления страхового случая: для страховых случаев, наступивших после 1 октября 2008 г., максимальная сумма возмещения по вкладам составляет 700 тыс. руб., в период с 25 марта 2007 г. по 1 октября 2008 г. – 400 тыс. руб., с 9 августа 2006 г. по 25 марта 2007 г. – 190 тыс. руб., а для страховых случаев, наступивших до 9 августа 2006 г., – 100 тыс. руб. При этом застрахованнымиявляются средства как в рублях, так и в иностранной валюте. В случае если сумма вкладов в банке превышает сумму страховых выплат, оставшаяся часть вкладов погашается в первую очередь в рамках ликвидационных процедур в банке [37, с. 42].

Следует отметить, что в полном объеме (в пределах страховой суммы) гарантируются не только вклады, но и проценты по ним. В соответствии с действующим в Российской Федерации законодательством с момента отзыва у банка лицензии на осуществление банковских операций срок исполнения его обязательств перед вкладчиками считается наступившим (ст. 20 Федерального закона от 2 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности»). Таким образом, все причитающиеся проценты по вкладу (начисленные по день, предшествующий дню отзыва лицензии) причисляются к основной сумме вклада и включаются в расчет страхового возмещения.

Если вклад размещен в иностранной валюте, сумма возмещения по вкладам рассчитывается в национальной валюте по курсу, установленному Банком России на день наступления страхового случая. Выплата возмещения по вкладам производится в российских рублях [28].

Мировой опыт свидетельствует, что до недавнего времени в абсолютном большинстве стран, имеющих институт гарантирования банковских вкладов, устанавливался верхний предел компенсируемой суммы. Исключение составляли лишь Кувейт и Туркменистан, где вклады в банках гарантируются в полном объеме и без ограничений. Однако в связи с обострением финансового кризиса некоторые страны пообещали вернуть вкладчикам их депозиты в полном объеме в случае, если местные банки обанкротятся. В частности, так поступили власти в Гонконге, Ирландии, Греции, Дании, Австрии, Германии и Беларуси [7, с. 46]. В большинстве же остальных стран гарантии были серьезно пересмотрены в сторону увеличения. Так, в США лимит ответственности увеличен со 100 до 250 тыс. долл. США, в Украине – с 15 до 50 тыс. гривен (около 9000 долл. США), в России – с 400 до 700 тыс. руб.(около 26 000 долл. США). В Эстонии с 9 октября 2008 г. вклады каждого вкладчика в одном кредитном учреждении полностью гарантированы на сумму до 50 000 евро (782 330 крон).

Информация о работе Организация и анализ формирования пассивов в коммерческом банке