Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2015 в 18:28, курсовая работа
Цельюдипломной работы является исследование эффективности управления пассивами коммерческого банка (на примере ЗАО «Дельта-Банк») и разработка мероприятий по ее совершенствованию.
Для достижения поставленной цели в дипломной работе решаются следующие задачи:
определены основные понятия и определения пассивов коммерческих банков;
рассмотрены источники формирования пассивов коммерческих банков;;
изучено нормативно-правовое регулирование пассивных операций коммерческих банков;
проведен анализ пассивных операций коммерческого банка (на примере ЗАО «Дельта-Банк»)
Достаточно большую часть ресурсов депозитного характера представляют депозиты до востребования в виде остатков по расчетным счетам. Это достаточно дешевые ресурсы, однако их размер может существенно колебаться в течение определенного времени, поэтому значительный риск для банка представляет возможность их одновременного изъятия. Что касается срочных депозитов, то они также подвержены риску изъятия, поскольку у их владельцев существует возможность отозвать их из банка досрочно. Изъятие ресурсов до востребования в объемах, превышающих запланированные банком, и досрочное изъятие вкладчиками срочных депозитов могут стать факторами риска потери банком ликвидности. На практике сглаживание подобного риска достигается банками путем диверсификации портфеля депозитов по типам клиентуры, срокам привлечения, поддержанием определенного запаса ликвидности путем рационального формирования банковских активов.
Следует отметить, что привлечение ресурсов депозитного характера связано с определенными расходами по выплате процентов. В связи с этим у банка всегда существует риск того, что он не сможет их разместить таким образом, чтобы не только компенсировать эти затраты, но и обеспечить должный объем прибыли. Для того чтобы снизить этот риск, банки должны проводить хорошо продуманную депозитную политику, которая должна быть увязана с политикой формирования активов банка.
Так как срочные рублевые депозиты населения Республики Беларусь являются составной частью сбережений, то их объем определяется, с одной стороны, объемом сбережений населения, с другой стороны – их структурой.
Таким образом, следует отметить, что уровень сбережений населения определяется многими факторами, среди которых нужно выделить темпы экономического роста: денежных доходов населения и инфляции, которые во многом определяются мерами проводимой бюджетно-налоговой; денежно-кредитной, валютной, ценовой и институциональной политики; а также политикой в области доходов и занятости населения и другими мерами экономической политики государства. Кроме того, значительное влияние на уровень денежных сбережений оказывает степень доходности и надежности вложений в альтернативные формы сбережений, наличие правовых гарантий сохранности и возвратности вкладов в банках, защиты их от обесценения и т.д. Большое значение в привлечении средств населения во вклады имеет проводимая банками работа по завоеванию доверия вкладчиков, улучшению качества обслуживания и расширению вида услуг, оказываемых населению.
Каждый банк должен располагать собственной политикой в отношениях с клиентами, в том числе физическими лицами. Большинство банков прилагает немалые усилия для завоевания доверия клиентов. При этом речь идет не столько о том, чтобы удовлетворить краткосрочные потребности рентабельных клиентов, а о том, чтобы максимально долго продлить отношения с потенциально выгодными клиентами, т.е. установить с ними прочные и долгосрочные связи. Стоящая перед банками цель повышения общей рентабельности заставляет их наряду с политикой снижения издержек разрабатывать пути развития отношений с клиентами. Привлечение новых клиентов обходится банку дорого, тем более что клиент, даже удовлетворенный предоставляемыми ему услугами, не всегда остается верным банку. В результате в условиях обостряющейся конкуренции каждый клиент становится для банка уникальным, и потому важно развивать различные сценарии развития отношений с клиентами с учетом не только нынешних, но и будущих отношений.
8. Сегодня программы привлечения и удержания клиентов рассчитаны главным образом на клиентов – физических лиц. Однако этот подход мало применим к другим партнерам банков – малым, средним и крупным предприятиям. Интенсификация отношений с этими клиентами является определяющим фактором дифференциации и удержания клиентов. Именно поэтому каждый банк должен особенно внимательно относиться к формированию таких отношений с клиентами, которые банки-конкуренты не смогут быстро воспроизвести. В этих условиях банки должны демонстрировать обоснованность, высокое качество и непрерывность обслуживания клиентов, способность предвидеть их будущие потребности и предлагать новаторские решения.
Идеальный путь отношений может быть выражен девизом: «Банк и клиент – единая команда», что требует от банка создания максимально удобных и выгодных для клиента условий его обслуживания. При этом важно помнить, что правильная клиентская политика – это не одна только политика привлечения средств клиента, а и согласованная с нею политика предоставления кредитов и проведения других активных операций в интересах клиента.
Клиентская политика банка должна постоянно совершенствоваться, становиться более гибкой, все более взаимовыгодной. Последнее предполагает, в частности, сближение интересов сторон, все лучшее узнавание ими друг друга, совершенствование и обновление самих технологий поддержания и развития отношений, а также технологий собственно банковского обслуживания клиентов. Для укрепления сотрудничества, для более эффективного использования всего комплекса банковских услуг клиентам необходима также стабильная информационная и консультационная поддержка со стороны банка. В отделениях и филиалах необходимо увеличить количество персонала, так как общаться с клиентами и продавать банковские услуги придется уже рядовым сотрудникам, а не руководителям. Клиент не захочет работать с хмурым, усталым банковским сотрудником, если он недостаточно компетентен и не может точно описать преимущества того или иного банковского продукта.
Автоматизация – существенная часть, недооценив которую банк потеряет как вложения в инфраструктуру и персонал, так и уже привлеченных клиентов, которые не будут стоять в очередях, пока сотрудники банка «борются» с зависшей программой или пытаются понять, как же провести ту или иную операцию.
Реклама – двигатель не только торговли, но и торговли банковскими продуктами. Если банк имеет самый лучший, выгодный и интересный вклад на рынке, но о нем никто не знает, то этим вкладом воспользуются только сотрудники. Сберегательный бизнес без рекламы как самого банка, так и банковских продуктов не вырастет дальше обслуживания уже привлеченных клиентов и сотрудников корпоративных клиентов.Наибольшая отдача от рекламы происходит в регионах, которые еще не так избалованы банковскими услугами и доверяют «печатному» или «телевизионному» слову. Реклама должна быть грамотной и последовательной, что означает наличие профессиональной рекламной службы в банке.
Вследствие этого в сложившейся ситуации для решения проблемы формирования ресурсной базы банка необходимо усилить работу по расширению круга вкладчиков. Поэтому банку необходимо разработать грамотную депозитную политику, в основу которой ставится привлечение денежных ресурсов из других источников и поддержание сбалансированности пассивов с активами по срокам, объемам и процентным ставкам.
Этого можно достичь с помощью расширения перечня вкладов. Так, можно предположить, что для клиентов будут выгодны целевые вклады, выплата которых будет приурочена к периоду отпусков, дням рождений, или другим личным и государственным праздникам. Сроки этих вкладов короче сроков, чем по обычным вкладам, а процент устанавливается выше.
Примером целевого вклада могут стать так называемые «новогодние вклады», «рождественские вклады», т.е. в течение года банк принимает небольшие вклады на празднование Нового года и Рождества, а в конце года банк выдает деньги вкладчикам, желающие же могут продолжать накопление денег доследующего нового года.В качестве совершенствования эффективности формирования пассивов предлагается внедрение в линейку вкладов Банка новых депозитов:
- На отдых;
- Универ.
Вклад «На отдых». Процентная ставка фиксированная20% + премия при отсутствии досрочного отзыва 5,5%.
Условия: от 6 месяцев.
Минимальная сумма вклада: 5 000 000.
Расходные операции по вкладу не производятся;
Возможность открывать вклад на имя другого лица;
Права по вкладу переходят к лицу, на имя которого открыт вклад, с момента первого обращения данного лица в банк по вопросам, связанным с данным вкладом;
При хранении средств на вкладе более 2 лет при закрытии вклада выдается подарок от банка – кредитная пластиковая карточка на окончательную сумму вклада с одновременным оформлением кредитного договора и процентной ставкой, действующей на момент оформления по краткосрочным кредитам на потребительские нужды и минус один процентный пункт.
Вклад «Универ». Процентная ставка 20% + премия при отсутствии досрочного отзыва 5%.
Условия: от 1года до 18 лет.
Минимальная сумма вклада: 5 000 000.
Расходные операции по вкладу не производятся;
Возможность открывать вклад на имя другого лица;
Возможность пополнять вклад;
Права по вкладу переходят к лицу, на имя которого открыт вклад, с момента первого обращения данного лица в банк по вопросам, связанным с данным вкладом;
При хранении средств на вкладе более 5 лет, условии их достаточности и предъявлении справки о поступлении владелец может обратиться в банк для обслуживания платежей по оплате учебы, при нехватке средств на оплату учебы открывается кредитная линия по действующей процентной ставке – 1 п.п.
Посколькукаждый банк испытывает трудности в дополнительных ресурсах для использования их в долгосрочном инвестировании, то целью данных вкладов является не именно максимизация прибыли, а привлечение новых клиентов, которые будут заинтересованы в длительном хранении средств. И тем самым банк получит долгосрочную перспективу в виде возможности использования данных средств в кредитных операциях и соответственно получит процентные доходы от размещения ресурсов. А это в свою очередь и принесет напрямую прибыль банку.
Необходимо помнить, что привлечение клиента – полдела, вторая половина – его удержать. Клиента нельзя бросать, заинтересовав его один раз и получив вклад. Необходимо повышать лояльность, строить обратную связь с ним, предлагать новые услуги. Далеко не во всех белорусских банках существует такая традиция, как поздравление клиента с днем рождения, женщин – с Восьмым марта, а ведь это не только огромный положительный эффект в плане сближения клиента и банка, но и прекрасная возможность предложить именно этому клиенту новую услугу на эксклюзивных условиях. Несмотря на большую лояльность вкладчиков – физических лиц к банку, чем юридических лиц, клиент легко может уйти к конкурентам, увидев более выгодное предложение, поэтому необходимо мониторить сроки окончания договоров и не забыть предложить выгодные условия. Закрытие вклада, это уже последний сигнал для банка, который не должен проходить незамеченным.
Хорошей практикой считается выяснение причин, возможно, клиент просто не знает всей вкладной линейки или не до конца разобрался в условиях и удастся вернуть его. Как показывает практика, даже простой вопрос к клиенту, закрывающему вклад: «Вы закрываете вклад по личным причинам или вас что-то не устраивает?» – позволяет предотвратить закрытие 20-30% вкладов.
Необходимо производить постоянный мониторинг динамики вкладов в разрезе разных сроков, валют, видов вкладов. При стабильной ситуации на рынке должен как расти общий объем привлеченных средств, так и происходить постепенное увеличение объема и количества долгосрочных вкладов. Если же происходит переток ресурсов на более короткие сроки, необходимо проанализировать ситуацию и посмотреть, нет ли перекосов во вкладной линейке, возможно, условия коротких депозитов оказываются на уровне или лучше, что приводит к их росту в ущерб долгосрочным вкладам.
Физические лица по определению более подвержены паническим настроениям как в случае возникновения обшей кризисной ситуации на рынке, так и в случае проблем у отдельно взятого банка. Общая реакция на эти обстоятельства – это немедленное изъятие вкладов из банка, причем, если один клиент приходит в банк просто посмотреть, что происходит, и видит других, снимающих вклады, он так же поддается панике и снимает свой вклад, хотя ранее не имел такого намерения. Текущее белорусское законодательство не дает возможности банкам ограничить выдачу вклада в течение срока действия договора, так как вынуждает вернуть сумму вклада по первому требованию. Единственным инструментом может быть выплата пониженной процентной ставки в случае досрочного расторжения договора, но он работает только в стабильной ситуации. Из этого риска – досрочного снятия значительных ресурсов – вытекает риск невозможности точной балансировки по срокам привлеченных и размешенных ресурсов, так как выплатить вклад нужно сегодня и сейчас, а получить обратно выданный кредит в соответствии со сроками, указанными в кредитном договоре. Но в любом случае физические лица способны довести банк, испытывающий небольшие трудности, до полного краха за считанные дни в случае значительного размера средств частных лиц в активах банка и возникновения у вкладчиков панических настроений.
В результате проведенного исследования получены следующие выводы и предложения.
Пассивные операции - операции по привлечению средств в банки, формированию их ресурсов с целью их последующего размещения и получения дохода.
Все операции, осуществляемые коммерческими банками, можно подразделить на пассивные, представляющие собой формирование ресурсов (собственных и привлеченных), и активные - размещение ресурсов с целью получения прибыли. От эффективного и квалифицированного управления пассивами и активами банка зависит не только уровень финансового результата деятельности банка, но и уровень доходов и безопасности его клиентов, поскольку большую часть ресурсов кредитной организации составляют привлеченные средства.
Ресурсы, которыми располагает банк в своей деятельности, складываются из собственных, заемных и из привлеченных средств. При этом подавляющая часть ресурсов банка формируется не за счет собственных, а за счет привлеченных средств. То есть доминирующее значение в ресурсной базе банка занимают средства депозитного характера. Поэтому банку необходимо вовлечь в свой оборот сторонние средства в наибольшем количестве. Естественно, чем больше у банка ресурсов, тем больше у него возможностей их выгодно вложить.
Нормативно-правовое регулирование пассивных операций коммерческого банка в Республике Беларусь получило широкое освещение в государственных и локальных нормативно-правовых актах.
Анализ пассивных операций баланса осуществляется по вертикали и горизонтали. При анализе по вертикали основное внимание уделяют удельному весу каждой статьи в общем объеме пассивов банка. Подобный анализ пассивов помогает определить пропорцию между счетами, выявить тенденции в их изменении и проследить как и в какой степени эти изменения повлияют на общий объем прибыли банка.
На основании проведенного анализа пассивных операций ЗАО «Дельта-Банк» можем сделать вывод о преобладании депозитных операций в формировании ресурсной базы Банка. Отчетный периоде (2014 г.) характеризуется приростом средств клиентов, которые на 2014 г. зафиксированы в размере 2 689 653 млн.руб., что составляет 74% от общей суммы обязательств Банка. Наибольшую долю - 87% - в средствах клиентов занимают вклады (депозиты) 2329585 млн.руб. Средства на текущих (расчетных) счетах составляют 189 733 млн.руб. или 7%. В исследуемом периоде существенно возросли обязательства перед Национальным Банком Республики Беларусь – ЗАО «Дельта Банк» получен кредит в размере 380575 млн.руб.
Возможностибанка в области совершенствования процесса привлечения денежных средств во вклады достаточно широки: от простой разработки новых видов вкладов до использования новейших технологий совершенствования деятельности банка. Активизация процесса привлечения сбережений физических лиц в банковскую систему не возможна без совершенствования системы гарантирования привлеченных средств населения.
Информация о работе Организация и анализ формирования пассивов в коммерческом банке