Организация, оформление и учет операций по кредитованию физических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 23:00, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является изучение способов, методов и форм кредитования физических лиц коммерческими банками.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• - изучение методов кредитования физических лиц;
• - исследование основных принципов кредитования физических лиц;
• - рассмотрение видов кредитов, выдаваемых населению;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...………………..3
1. Организация потребительского кредитования. Значение потребительского кредитования в решении социально-экономических задач…..………………………4
1.1 Понятие и сущность кредитных отношений………………………………..………4
1.2 Понятие и роль потребительского кредита. Виды кредитов, выдаваемых физическим лицам…………………………………………………………………….7
1.3 Основные методики оценки кредитоспособности физического лица…………...13
1.4 Кредитный договор………………………………………………………………….17
1.5 Порядок выдачи и погашения потребительских кредитов……………………….20
2. Организация и порядок ведения бухгалтерского учета операций по кредитованию физических лиц……………..…………………………………………………………..…26
2.1 Характеристика счетов предназначенных для операций по кредитованию физических лиц……………………………………………………………………...26
2.2 Порядок ведения бухгалтерского учета операций по выдаче и погашению потребительских кредитов. Чет просроченной задолженности по потребительским кредитам…………………………………………………………29
2.3 Порядок начисления и уплаты процентов по потребительским кредитам. Учет просроченных процентов…………………………………………………………...30
2.4 Учет резервов на возможные потери……………………………………………….31
3. Состояние рынка потребительских кредитов и перспективы его развития…..…...34
Заключение……..……...………………………………………………………………………36
Приложения………………..………………………………………..…………………………38
Библиографический список..……….…………………………...…………………………...53

Файлы: 1 файл

ОРИГИНАЛ КУРСОВОЙ РАБОТЫ.docx

— 400.72 Кб (Скачать файл)

2 Тавасиев А.М., Мазурина Т.Ю., Бычков В.П.: Банковское кредитование, учебник – М.: Издательство «ИНФРА-М»,2010

Все больше и больше банков приходит на рынок потребительского кредитования, предлагая свои варианты схем кредитования физических лиц. Лидерами на данном рынке  в начале 2009 года являлись банки, представленные в приложении №1.

Развитие  кредитования физических лиц положительно повлияет на стабильность и устойчивость банковской системы страны при  условии, что банки не будут переходить в потребительском кредитовании определенный уровень риска. В то же время без развитой сети банковских учреждений, широко кредитующих население, банковскую систему нельзя признать современной и эффективной.

Следует отметить некоторые особенности  потребительского кредитования:

    • потребительские кредиты, как уже отмечено, выдаются людям на удовлетворение временной нужды в средствах, не связанной с предпринимательской деятельностью; погашаются они, как правило, из личных доходов заемщиков;
    • потребительское кредитование зачастую связано с коммерческим кредитованием1. Например, торговая фирма для расширения своих финансовых возможностей учитывает долговые обязательства покупателя, приобретшего товары длительного пользования в рассрочку, в коммерческом банке;
    • субъектам банковского кредитования могут выступать, как физические лица, получающие потребительские ссуды, так и посредники между последними и банками – юридические лица, продающие данным физическим лицам товары (оказывающие им услуги) в рассрочку. Такими посредниками обычно выступают предприятия розничной торговли и сферы услуг. В пером случае говорят о прямом банковском кредитовании, во втором – о косвенном. Косвенное кредитование потребительских нужд населения очень распространено в рыночно развитых странах мира.

Среди достоинств банковского потребительского кредитования (прямого) – простота организации кредитного процесса, которая  позволяет быстро оценить объект кредитования, выяснить целесообразность выдачи ссуды и организовать контроль за ее погашением.

 


1 Коммерческая форма потребительского кредита заключается в том, что фирма-продавец продает различные товары (оказывает услуги) в рассрочку покупателю, который тем самым оказывается в роли заемщика до полной расплаты с продавцом.

Особое развитие в мире потребительский кредит получил в условиях общего кризиса капитализма (главным образом после 2-ой мировой войны 1939-1945) в связи с резким усилением несоответствия между ростом производства и ограниченностью платёжеспособного спроса трудящихся. Кредит в экономике страны, выполняет определённые функции:

    • обличает перераспределение капиталов между отраслями хозяйства и тем самым способствует образованию средней нормы прибыли;
    • стимулирует эффективность труда;
    • расширяет рынок сбыта товаров;
    • ускоряет процесс реализации товаров и получения прибыли;
    • является мощным орудием централизации капитала;
    • ускоряет процесс накопления и концентрации капитала;
    • обеспечивает сокращение издержек обращения:
    • связанных с обращением денег;
    • связанных с обращением товаров.

Потребительский кредит очень  хорошо стимулирует эффективность  труда. Получая заработную плату, недостаточную  для покупки за наличный расчёт ряда товаров, в частности предметов  длительного пользования, люди имеют  возможность покупать эти товары в кредит или брать кредит под  их покупку. Впоследствии, деньги за эти  товары должны быть выплачены, поэтому  каждый, взявший в кредит, старается  продержаться на своём рабочем месте, как можно дольше, т. е. на более  долгий промежуток времени. Только так  он может быть уверенным в своих  силах выплатить кредит и зарекомендовать  себя перед кредиторами, как честное  и добросовестное лицо, для дальнейших связей.

Но, как говорится в одной пословице: «Тот, кто берёт взаймы, продаёт свою свободу». И ведь действительно, потребительский кредит может оказаться “долговой ямой” так как, лишаясь заработка в результате безработицы или по ещё какой-либо причине, может возникнуть такая ситуация, что люди не смогут погашать свою задолженность. Важно так же заметить, что потребительский кредит уменьшает текучесть кадров посредством того, что вынуждает людей, как можно крепче держаться за своё рабочее место. Уменьшение текучести кадров благоприятно влияет на экономику страны. В итоге, нужно сказать, что потребительский кредит является очень сильным фактором подъёма народного благосостояния.

 

Но, как говорится, не бывает плохого без хорошего, а хорошего без плохого, так и здесь. Следует учесть, что «потребительский кредит, временно форсируя рост производства, и создавая видимость высокой конъюнктуры, в конечном счёте, может способствовать выходу производства за рамки платёжеспособного спроса населения, нарастания перепроизводства и обострению экономических кризисов».

Видов потребительских кредитов с каждым днём становится всё больше. В России к потребительским ссудам относят любые виды ссуд, предоставляемых населению, в том числе ссуды на приобретение товаров длительного пользования, ипотечные ссуды, ссуды на неотложные нужды и др.

По большому счету, любой  кредит, предоставляемый банком физическому  лицу, может рассматривался в качестве потребительского, поскольку целью  получения кредитуемых средств  является удовлетворение заемщиком  своих потребительских потребностей. В зависимости от своих «аппетитов» и возможностей заемщик может использовать кредитуемые средства на покупку шикарной квартиры или скромного кухонного гарнитура, автомобиля или ноутбука, а также па приобретение целого спектра платных услуг: строительно-ремонтных, образовательных, туристических, медицинских и т. д. Тем не менее в соответствии со сложившейся практикой потребительские кредиты следует различать по функциям и соответствующим функциональным группам, одну из которых как раз и образуют интересующие нас более всего «классические» потребительские кредиты.

К первой функциональной группе следует отнести все так  называемые ипотечные кредиты, т.е. кредиты, предоставляемые гражданам под залог приобретаемой на кредитуемые средства недвижимости — квартиры, загородного дома, дачи, гаража, земельного участка и т. п.

В настоящее время коммерческие банки России могут предоставлять 3 вида жилищных ипотечных кредитов:

1. Краткосрочный или  долгосрочный кредит, предоставленный  заемщикам на приобретение и  обустройство земли под предстоящее  жилищное строительство, – земельный  кредит.

2. Краткосрочный кредит  на строительство (реконструкцию)  жилья, предоставленный для финансирования  строительных работ, - строительный  кредит.

3. Долгосрочный кредит  для приобретения жилья, - кредит  на приобретение жилья.

Ко второй функциональной группе следует отнести все так  называемые автокредиты — т. е. кредиты, предоставляемые фажданам на приобретение авто- н мототехники, а также вспомогательного оборудования к ней. Чаще всего, правда, на автокредит все же приобретают именно легковые автомобили, но по согласованию с кредитором предоставленные средства, в принципе, можно использовать на покупку мотоцикла, трейлера (домика-прицепа).

Третью функциональную группу образуют «классические» потребительские кредиты. Они, в свою очередь, имеют довольно обширную классификацию, рассмотрение которой представлено ниже.

Потребительские кредиты различаются (см. Приложение №2):

    • по виду обеспечения обязательств заемщика — с обеспечением или без. Обеспеченность кредита закрывает один из основных кредитных рисков - риск непогашения ссуды. Подразумевается реальное обеспечение предоставленных заемщику ссуд различными видами имущества или обязательствами сторон. В качестве обеспечения своевременного возврата ссуды кредиторы по договору принимают залог, поручительство (гарантию) и обязательства в других формах, принятых практикой (см. Приложение №3). В обеспечение ссуды банки также могут принимать от заемщиков в залог любое его имущество, в том числе здания, сооружения, товарно-материальные ценности, товарораспорядительные документы, векселя и другие долговые обязательства, ценные бумаги (акции, облигации, казначейские обязательства и др.), иностранную валюту.
    • по принадлежности кредитуемого предмета потребления к категории товаров или услуг;
    • по скорости и содержанию процедуры предоставления кредита — экспресс-кредиты и обыкновенные;
    • по срокам предоставления, которые в зависимости от достигнутого сторонами консенсуса могут квалифицироваться как краткосрочные сроком до 1 года), среднесрочные (сроком от 1 года до 3-5 лет) и долгосрочные (сроком свыше 3-5 лет);

В настоящее время в  связи с общей экономической  нестабильностью, деление потребительских  ссуд по срокам носит условный характер. Банки, предоставляя ссуды, делят их на краткосрочные (до 1 года) и долгосрочные (свыше 1 года). Краткосрочную ссуду  можно оформить на неопределенный срок или до востребования.

    • по кратности предоставления, т. е, предоставляемые однократно (на приобретение одного наименования товара или услуги) либо многократно (по кредитной карте в соответствии с принципом «возобновляемой кредитной линии»), что соответственно позволяет заемщику приобретать в кредит несколько наименований товаров или услуг одновременно, но в пределах овердрафта;
    • по размеру кредита — мелкие, средние и крупные;
    • по размеру ставки кредитования — недорогие, умеренно дорогие и дорогие;
    • по способу погашения — погашаемые аннуитетно, единовременно либо в соответствии с индивидуальной схемой погашения;
    • по способу предоставления ссуды делятся на разовые и возобновляемые. В группу возобновляемых (револьверных) кредитов включаются кредиты в форме овердрафта.

Овердрафт - это допущение  дебетового остатка на счете клиента. Во многих странах клиентские овердрафты запрещены законодательно (однако они  активно используются в Великобритании). Овердрафт рассматривается как  своеобразная ссуда клиенту, которая  должна быть погашена в короткие сроки  и по процентной ставке, превышающей  среднерыночную.

Если необходимо получить взаймы просто деньги, а не бытовую технику, машину или квартиру, то следует обращаться в банки, предоставляющие кредиты на неотложные нужды (КНН). Этот кредит удобен тем, что не привязан к предмету покупки и заемщик может распоряжаться деньгами по своему усмотрению. Даже если в анкетах-заявлениях на получение КНН и есть пункт «назначение кредита», проверять достоверность указанной в нем информации банк не будет. КНН позволяет приобретать товары, не доступные с помощью обычных целевых кредитов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Основные методики оценки  кредитоспособности физического  лица

Одна  из главных проблем, с которой  столкнулись банки в посткризисный период, — это почти массовая плохая кредитная история потенциальных заемщиков. В итоге к настоящему моменту, когда банки вновь открывают двери населению и строят планы по наращиванию розничных портфелей, возник вопрос, как оценить кредитоспособность розничных заемщиков, особенно сильно пострадавших от мирового финансового кризиса.

Под оценкой кредитоспособности заемщика чаще всего банком подразумевается  анализ возможности и целесообразности предоставления заемщику денежных средств, определение вероятности их возврата своевременно и в полном объеме.

Все используемые в банковской практике методики оценки кредитоспособности заемщиков  – физических лиц можно объединить в две группы:

    1. методики, основанные на экспертных оценках, предполагающие индивидуальный подход к каждому потенциальному заемщику и учет неограниченного числа факторов кредитоспособности;
    2. скоринг-методики, основанные на использовании математико-статистических моделей для балльной оценки клиента в зависимости от его характеристик и факторов риска1.

При экспертных оценках кредитоспособности клиента банки полагаются на общеэкономический подход, т.е. банки анализируют информацию с точки зрения банковских требований. Такой анализ предполагает взвешенную оценку как личных качеств, так и финансового состояния заемщика.

Информация о работе Организация, оформление и учет операций по кредитованию физических лиц