Организация, оформление и учет операций по кредитованию физических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 23:00, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является изучение способов, методов и форм кредитования физических лиц коммерческими банками.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• - изучение методов кредитования физических лиц;
• - исследование основных принципов кредитования физических лиц;
• - рассмотрение видов кредитов, выдаваемых населению;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...………………..3
1. Организация потребительского кредитования. Значение потребительского кредитования в решении социально-экономических задач…..………………………4
1.1 Понятие и сущность кредитных отношений………………………………..………4
1.2 Понятие и роль потребительского кредита. Виды кредитов, выдаваемых физическим лицам…………………………………………………………………….7
1.3 Основные методики оценки кредитоспособности физического лица…………...13
1.4 Кредитный договор………………………………………………………………….17
1.5 Порядок выдачи и погашения потребительских кредитов……………………….20
2. Организация и порядок ведения бухгалтерского учета операций по кредитованию физических лиц……………..…………………………………………………………..…26
2.1 Характеристика счетов предназначенных для операций по кредитованию физических лиц……………………………………………………………………...26
2.2 Порядок ведения бухгалтерского учета операций по выдаче и погашению потребительских кредитов. Чет просроченной задолженности по потребительским кредитам…………………………………………………………29
2.3 Порядок начисления и уплаты процентов по потребительским кредитам. Учет просроченных процентов…………………………………………………………...30
2.4 Учет резервов на возможные потери……………………………………………….31
3. Состояние рынка потребительских кредитов и перспективы его развития…..…...34
Заключение……..……...………………………………………………………………………36
Приложения………………..………………………………………..…………………………38
Библиографический список..……….…………………………...…………………………...53

Файлы: 1 файл

ОРИГИНАЛ КУРСОВОЙ РАБОТЫ.docx

— 400.72 Кб (Скачать файл)

Д-т 91802

К-т 99999

Документ: мемориальный ордер

Аналитический учет по этому  счету ведется в лицевых счетах, открываемых по каждому кредиту.

По этому счету списанная  с баланса сумма кредита числится в течение 5 лет.

Если в течение этого  срока от должника или его правопреемника поступят денежные средства в погашение  задолженности, поступившая сумма  будет зачислена в доход банка.

Д-т счета должника

К-т 70601 «Доходы»

Документ: мемориальный ордер

И одновременно:

Д-т 99999

К-т 91802

Документ: мемориальный ордер

  Если в течение  5 лет задолженность не будут  погашена, внебалансовый счет закрывается:

Д-т 99999

К-т 91802

Документ: мемориальный ордер

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Состояние рынка потребительских  кредитов и перспективы его развития

Подводя итоги, можно сказать, что потребительский  кредит одна из наиболее удобных форм кредитования для физических лиц. В  последние годы потребительское  кредитование в России развивалось  стремительными темпами, количество банков на рынке потребительского кредитования  росло в геометрической прогрессии, однако в недавнем времени ситуация начала меняться. Рост рынка заметно  приостановился, и наметились тенденции отрицательной динамики  развития.

По  расчетам DISCOVERY Research Group, основанным на данных ЦБ РФ, общий объем кредитного портфеля физических лиц в 2009 г. составил 4,53 трлн руб., показав рост в 13%. При этом, объем выданных кредитов, наоборот, сократился на 30%. По результатам первого квартала 2010 г. портфель кредитов физическим лицам сократился до 4,48 трлн руб., а всего за этот период было выдано кредитов физическим лицам общей стоимостью 680 млрд руб. - на 40% больше первого квартала прошлого года.

В 2009 г. 86,6% всего объема кредитов, выданных физическим лицам, пришлось на потребительское  кредитования (т.е. все ссуды физическим лицам за исключением автокредитов и жилищных кредитов, а также ссуд для предпринимательских целей), в первом квартале 2010 г. - 83%.

В портфеле кредитов физическим лицам примерно 60% приходится на потребительские кредиты. Таким образом, по итогам 2009г. собственно портфель потребительских кредитов составил 2,72 трлн руб. в сравнении 2 трлн годом ранее.

Причин  данной тенденции несколько, но самой важной является экономический кризис, оказавший влияние как на заемщиков, так и на банки. Вторая причина – это насыщение рынка. Практически все платежеспособное население уже имеет потребительские кредиты и не может или по каким-либо причинам не хочет брать новые.

Ключевые  показатели потребительского кредитования в России:

    • 42% процента россиян живут в кредит;
    • чаще других потребительские кредиты берут жители РФ в возрасте 25 – 44 лет;
    • наиболее распространено потребительское кредитование в Сибирском федеральном округе, где услугой воспользовались 54% жителей;
    • в основном покупают в кредит крупную бытовую технику, мебель и мобильные телефоны;
    • самые распространённые суммы кредитов – от 5 до 50 тысяч рублей;
    • каждый четвёртый россиянин на погашение кредита расходует от 10 до 15 процентов своего бюджета;
    • большая часть потребительских кредитов выплачивается менее чем за год.

Не  менее важной является и недобросовестность многих банков при раскрытии эффективной  процентной ставки по кредитам, в кредитном  договоре содержатся скрытые платежи, не указываемые банком во время рекламных компаний и не раскрываемые сотрудниками банка при оформлении банковского договора, в результате чего лицу, взявшему кредит, приходится выплачивать значительно большую суммы, чем ожидалось, что подрывает доверие конкретному банку и системе потребительского кредитования  в целом.

Однако  не только от граждан зависит замедление роста сегмента потребительского кредитования, нередко причина кроется и  в самих банках, многие из которых  для увеличения объема потребительских  кредитов снижают требования при  выдаче кредита, что ведет к росту  так называемых «безнадежных кредитов», которые являются реальной угрозой  для банков.

Потенциальный кризис потребительского кредитования может принести ряду банков большие финансовые проблемы и замедлить рост всего сегмента.

Поскольку в России отсутствует эффективная  система взыскания долгов, увеличение объема невозвратных кредитов может  стать общей проблемой банковской системы.

Таким образом, можно сказать, что перспективы  развития потребительского кредитования в России довольно неоднозначны. С  одной стороны, оно является наиболее удобной формой кредитования населения  для приобретения товаров и услуг, с другой  - в настоящий момент существуют достаточно весомые сдерживающие факторы, которые замедляют рост сегмента и даже могут вызвать общий кризис банковской системы за счет увеличения количества невозвращенный кредитов.

По  прогнозам экспертов, рынок потребительского кредитования в целом вырастет в 2010 году на 15—20%, например ВТБ24 собирается в четвертом квартале увеличить объем выданных кредитов как минимум на 30% по сравнению с третьим кварталом. По мнению заместителя председателя правления банка «Ренессанс Кредит» Олега Скворцова: «На четвертый квартал приходится наибольший прирост годовых продаж, а значит, можно ожидать увеличения объема выдач кредитов наличными примерно на 20—30%».

 

 

Заключение

Потребительский кредит —  это один  из самых популярных и развитых форм кредитования, является актуальным при приобретении товаров дорогих или длительного пользования. К ним относятся автомобили, дорогая бытовая техника, мебель.

Потребительское кредитование пользуется спросом почти при  любых экономических обстоятельствах. Даже несмотря на кризис россияне не могут отказать себе в желании купить плазменный телевизор или пылесос.

Проблема еще и в  том, что потребительский кредит часто воспринимается менее серьезно, чем ипотека или машина в кредит. Это связано с тем, что при  больших займах всегда есть залоговое  имущество, расставаться с которым  мало кто хочет. А потребительский  кредит или обычная кредитная  карта – это обычные деньги, которые можно очень легко  получить. Поэтому многие заемщики менее ответственно подходят к выплатам.

Потребительский вид кредитования очень распространен за границей, а теперь набирает все большую  популярность и в России.

Сейчас на рынке потребительского кредитования заметно небольшое оживление. Многие банки решили, что пора выйти из тени. Ради этого некоторые финансовые учреждения понизили ставки и максимально увеличили суммы кредита, чтобы привлечь новых клиентов.

Лидером потребительского кредитования стал Сбербанк, объемы выданных денег  составили $37,1 млрд - это одна третья от всех выданных населению кредитов.

Направление развития современного потребительского кредитования – максимальное удовлетворение запросов населения  России.

На сегодняшний день потребительское  кредитование охватило всю территории нашей страны. Что говорит о  том, что розничный банковский сегмент  развивается не локально, а охватывает масштабы всей страны.

Общий объем выданных в  январе 2010 года новых кредитов физическим лицам составил $5,2 млрд, из которых 95% приходится на рублевые кредиты, и остальные 5% - на валютные. Больше всего кредитов населению в январе было выдано в Сибире - $1,86 млрд, Центральном округе - $1,41 млрд и Приволжье - $0,6 млрд. Меньше всего кредитов населению выдали в Северо-Западном округе - $0,41 млрд, на Урале - $0,37 млрд, на Юге - $0,24 млрд и Дальнем Востоке - $0,21 млрд. Наибольшее оживление кредитования в 2010 году наблюдалось в Новосибирской области, где населению было выдано кредитов на сумму $1,43 млрд. Далее следуют Москва - $0,85 млирд, Московская область - $0,23 млрд, Санкт-Петербург - $0,23 млрд и Тюменская область - $0,14 млрд.

Потребительское кредитование в России имеет как положительные, так и отрицательные черты.

К положительным можно  отнести:

    • получение банками стабильно высокой прибыли;
    • увеличение объема продаж торговыми организациями и автосалонами;
    • увеличение покупательской платежеспособности;
    • увеличение клиентской базы, как для банков, так и для торговых организаций.

К отрицательным:

    • повышенные риски невозвратности денежных средств, для банков;
    • значительные переплаты за товар, который покупает клиент.

По прогнозам экспертов  в 2010 году потребительское кредитование улучшит свои позиции примерно на 40%. Однако заемщикам пока рано радоваться, ведь после кризиса многие банки  основательно пересмотрели условия  договоров. Теперь мало кто готов  с трудом разыскивать своих клиентов или продавать огромное количество залогового имущества. Поэтому случаи отказов потенциальным клиентам могут возрасти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Рейтинг банков по потребительским кредитам.

Банк

Потребительские кредиты  на 1.01.2010 г., млн руб.

Потребительские кредиты  на 1.01.2009 г.,млн руб.

Изменение за год, %

Доля кредитов физическим лицам в портфеле, %

1

Сбербанк РФ

1 002 904,90

713 759,30

40,51

25,32

2

ВТБ 24

174 149,70

54 397,00

220,15

78,37

3

«Русский стандарт»

99 812,10

146 945,20

-32,08

92,84

4

Росбанк

96 826,20

76 351,40

26,82

49,08

5

Банк Москвы

75 416,20

36 809,50

104,88

25,03

6

Райфайзен-банк

66 085,80

29 373,00

124,99

25,67

7

«Уралсиб»

64 811,50

36 663,80

76,77

35,14

8

«Юникредит»

52 364,90

25 958,50

109,81

20,41

9

Альфа-банк

48 468,40

23 720,40

104,33

16,07

10

Россельхозбанк

47 814,80

26 697,50

79,1

17,15

11

Транскредитбанк

37 768,10

19 850,60

90,26

46,83

12

Промсвязьбанк

36 365,90

17 831,70

145,19

19,53

13

Кит финанс ИБ

34 598,00

10 475,80

230,27

56,62

14

«МДМ»

33 382,10

21 166,60

57,71

23,17

15

«Абсолют»

29 523,70

9 687,80

204,75

35,2


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Виды потребительских  кредитов.

 

 

Приложение 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

ДОГОВОР №  ПК-___________

о предоставлении потребительского кредита

 

г.                                                                                     _________________г.

 

БАНК "СЕВЕРНАЯ КАЗНА" Открытое акционерное общество, именуемое  в дальнейшем БАНК-КРЕДИТОР, в лице ______________, действующей(-его) на основании _______________, с одной стороны, и

_______________ действующий (-ая) от своего имени, именуемый (-ая) в дальнейшем ЗАЕМЩИК, с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем:

1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

1.1 БАНК-КРЕДИТОР предоставляет  ЗАЕМЩИКУ кредит на потребительские  цели в сумме ____________ на срок по _________г., а ЗАЕМЩИК обязуется возвратить БАНКУ-КРЕДИТОРУ полученный кредит и уплатить плату за пользование кредитом в размере, в сроки и на условиях настоящего договора.

2. ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ  КРЕДИТА

2.1. БАНК-КРЕДИТОР предоставляет  ЗАЕМЩИКУ  кредит  после  предъявления  ЗAЕМЩИКОМ  всех правильно оформленных  документов с учетом нормативных актов РФ и требований БАНКА-КРЕДИТОРА, включая обеспечение обязательств в соответствии с разделом 6 настоящего договора.

2.2. Учет полученного ЗAЕМЩИКОМ кредита БАНК-КРЕДИТОР осуществляет на ссудном счете, открытом БАНКОМ-КРЕДИТОРОМ согласно требованиям Центрального банка РФ.

2.3. Кредит предоставляется  ЗАЕМЩИКУ путем зачисления денежных  средств на банковский счет  ЗАЕМЩИКА, открытый в БАНКЕ-КРЕДИТОРЕ.

2.4. Выдача кредита производится  после внесения ЗАЕМЩИКОМ единовременного  платежа за пользование кредитом  в соответствии с п.3.1 настоящего  договора и открытия им банковского  счета в БАНКЕ-КРЕДИТОРЕ в течение  30 дней со дня заключения кредитного  договора. При несоблюдении ЗАЕМЩИКОМ  этих условий договор считается  расторгнутым в одностороннем  порядке.

3. ПЛАТА ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ  КРЕДИТОМ И ПОРЯДОК РАСЧЕТОВ

3.1. ЗАЕМЩИК обязуется  уплатить БАНКУ-КРЕДИТОРУ плату  за пользование кредитом, состоящую  из единовременного платежа, взимаемого  при выдаче кредита в размере __% (___) процентов от суммы кредита, установленной п.1.1. настоящего договора и процентов в размере ____ % (_____) процентов годовых в порядке, установленном настоящим договором.

Информация о работе Организация, оформление и учет операций по кредитованию физических лиц