Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 12:49, курсовая работа
Перед любым производственным предприятием, работающим в условиях белорусского рынка, стоит по-настоящему серьезная проблема – это проблема его выживания, обеспеченности непрерывности развития. Различные предприятия решают ее разными способами, в зависимости от складывающихся условий и обстоятельств, но в основе ее решения лежит сложная, кропотливая и трудоемкая работа по планированию и организации производства продукции.
Важнейшим элементом работы предприятия в современных условиях является организация производства, включающая в себя, прежде всего наиболее «целесообразное сочетание основных технологических процессов, вспомогательных служб, а также обслуживающих звеньев, которые обеспечивают эффективное использование средств труда, предметов труда и самого труда с целью удовлетворения общественных потребностей в продукции и получение максимальной прибыли».
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 5
ГЛАВА 1.Теоретические основы и разработки по проблемам освоения новых
видов продукции………………………………………………………. 8
1.1Сущность, принципы и функции планирования производства
продукции……………………………………………………………… 8
1.2Сущность, принципы и функции организации производства
продукции……………………………………………………………….. 14
ГЛАВА 2.Исследование динамики процессов организации выпуска новых
видов продукции на ОАО «Несвижский райагросервис»…………. 18
2.1Динамика объемов производства продукции и производительность
труда на ОАО «Несвижский райагросервис»………………………. 18
2.2Экономическая эффективность производства продукции на
«Несвижский райагросервис»………………………………………... 27
2.3Организация производства и каналы реализации продукции
в ОАО «Несвижский райагросервис»………………………………. 30
ГЛАВА 3.Технико-экономическое обоснование предложений по
совершенствованию процессов выпуска новых видов продукции… 34
3.1Совершенствование реализации процесса планирования и
организации производства продукции в ОАО «Несвижский
райагросервис» ………………………………………………………. 34
3.2Совершенствование системы стимулирования работников ОАО
«Несвижский райагросервис»…………………………………………. 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………. 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………… 50
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………. 52
Частные показатели: трудоемкость продукции определенного вида в натуральном выражении за 1 человеко-день или человеко-час.
Вспомогательные показатели: затраты времени на выполнение единицы определённого вида работ или объём выполненных работ за единицу времени.
Наиболее обобщающим показателем
производительности труда является
среднегодовая выработка
где ТП - объём товарной продукции в стоимостном выражении;
Ч - численность работающих.
Трудоёмкость - затраты рабочего времени на единицу или весь объём изготовленной продукции:
где ФРВi - фонд рабочего времени на изготовление i-го вида изделий,
VВПi - количество изделий одного наименования в натуральном выражении.
Данный показатель является обратным среднечасовой выработке продукции.
Снижение трудоёмкости продукции – важнейший фактор повышения производительности труда. Рост производительности труда происходит в первую очередь за счёт снижения трудоёмкости продукции. Достигнуть снижения трудоёмкости возможно за счёт внедрения мероприятий научно-технического характера, механизации и автоматизации производства и труда, а также увеличения кооперированных поставок, пересмотра норм выработки и так далее.
В процессе анализа изучают динамику трудоёмкости, выполнение плана по её уровню, причины её изменения и влияния на уровень производительности труда.
Оценка динамики и выполнение плана по уровню трудоёмкости продукции в ОАО «Несвижский райагросервис» в 2009-2011 гг.
Таблица 2.1.4
Показатели |
2010 год |
2011 год |
Рост уровня показателя, % | |||
план |
факт |
план |
факт |
План 2011 г. к факту 2010 г. |
Факт 2011 г. к факту 2010 г. | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Товарная продукция,тыс. руб. |
430000 |
491363 |
600000 |
647858 |
122,11 |
132,84 |
Отработано всеми рабочими человеко-часов |
612048 |
609045 |
1326432 |
1325012 |
218,79 |
218,55 |
Удельная трудоёмкость на 1 тыс. руб., ч |
1,42 |
1,24 |
2,21 |
2,04 |
178,22 |
164,51 |
Окончание таблицы 2.1.4
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Среднечасовая выработка, руб. |
702,56 |
806,78 |
452,34 |
488,94 |
56,07 |
60,60 |
Анализ показал, что плановое задание по снижению трудоёмкости продукции в целом по предприятию не выполнено. Плановое задание по снижению трудоёмкости продукции к прошлому году составило 178,22 %, тогда изменение 178,22 % - 100 % = + 78,22 %.
Фактическое повышение трудоёмкости к уровню прошлого года 164,51 % или 164,51 % - 100 % = + 64,51 %.
Таким образом, подтверждается
ранее сделанный вывод о не
эффективном использовании
Изменение в уровне трудоёмкости не всегда оценивается однозначно. Трудоёмкость может возрастать при значительном удельном весе вновь осваиваемой продукции или улучшении её качества. Чтобы добиться повышения качества, надёжности и конкурентоспособности продукции, требуются дополнительные затраты средств и труда. Однако выигрыш от увеличения объёма продаж, более высоких цен, как правило, перекрывает проигрыш от повышения трудоёмкости изделий. Поэтому взаимосвязь трудоёмкости продукции и её качества, себестоимости, объема продаж и прибыли должна находиться в центре внимания аналитиков ОАО «Несвижского райагросервиса».
2.2. Экономическая эффективность производства продукции на ОАО «Несвижский райагроснрвис»
Окончательные результаты хозяйствования
характеризуют показатели рентабельности,
потому что их величина показывает
соотношение эффекта с
Уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования.
Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:
1) показатели, характеризующие рентабельность (окупаемость) издержек производства;
2) показатели, характеризующие рентабельность продаж;
3) показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.
Все эти показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.
Рентабельность
Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его подразделениям и видам продукции.
Рентабельность продаж (Rn) рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг или чистой прибыли на сумму полученной выручки (РП) и характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Широкое применение этот показатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции:
Рентабельность (доходность) капитала (Rк) исчисляется отношением балансовой (чистой) прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала (ИК) или отдельных его слагаемых: собственного, заемного, основного, оборотного, производственного капитала и так далее:
Изучим динамику перечисленных показателей рентабельности (таблице 2.2.1).
Динамика показателей рентабельности ОАО «Несвижский райагроснрвис» за 2009-2011 гг.
Таблица 2.2.1
Показатели |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Изменение 2011 г. к 2009 г. (+/-) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Окончание таблицы 2.2.1 | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Выручка от продажи товаров, услуг, тыс. руб. |
257773 |
491363 |
647858 |
390085 |
Себестоимость проданных товаров, услуг, тыс. руб. |
199419 |
403972 |
528232 |
328813 |
Прибыль от продаж(балансовая прибыль), тыс.руб. |
11742 |
27471 |
38942 |
27200 |
Чистая прибыль, тыс. руб. |
271 |
6363 |
17179 |
16908 |
Среднегодовая сумма собственного капитала, тыс. руб. |
11615 |
17082,5 |
30589,5 |
18974,5 |
Среднегодовая сумма заемного капитала, тыс. руб. |
99675 |
199772,5 |
359437,5 |
259762,5 |
Среднегодовая сумма основных средств, тыс. руб. |
41380 |
83852,5 |
137404,5 |
96024,5 |
Среднегодовая сумма стоимости имущества, тыс.руб. |
111290 |
216855 |
390027 |
278737 |
Рентабельность продаж, % |
5,89 |
6,8 |
7,38 |
1,49 |
Рентабельность основной деятельности, % |
4,55 |
5,59 |
6,01 |
1,46 |
Рентабельность собственного капитала, % |
2,33 |
37,25 |
56,15 |
53,82 |
Рентабельность заемного капитала, % |
0,27 |
3,18 |
4,78 |
4,51 |
Фондорентабельность, % |
0,65 |
7,59 |
12,50 |
11,85 |
Экономическая рентабельность, % |
0,24 |
37,25 |
4,40 |
4,16 |
На основании расчета можно сказать, что ОАО «Несвижский райагросервис» рентабельно на протяжении всего исследуемого периода, при этом показатели рентабельности в динамики возрастают, что положительно характеризует производственную и предпринимательскую деятельность предприятия.
Окупаемость издержек составляет в 2009 году 4,55 %, а в 2011 году уже 6,01 %, то есть предприятие имеет 4,55 рублей прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции в 2009 году и 6,01 рубль в 2011 году. Наблюдается рост рентабельности на 1,46 %.
Особенно эффективно в ОАО «Несвижский райагросервис» использовалось собственное имущество, так как рентабельность собственного капитала составила в 2011 г. 56,15 %, то есть на один рубль собственного капитала приходится 56,15 рубль чистой прибыли, в то время как рентабельность заемного капитала составила в 2011 году 4,78 %, то есть на один рубль заемного капитала приходится 4,78 рублей чистой прибыли, рентабельность основных средств в 2011 году составила 12,50 % (отметим, что по сравнению с 2009 году разница составляет 11,85 %), то есть на один рубль основных средств приходится 12,50 рублей чистой прибыли.
Резервы увеличения суммы прибыли определяются по каждому виду товарной продукции. Основными их источниками является увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества товарной продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта и так далее.
2.3. Организация производства и каналы реализации продукции в ОАО «Несвижский райагросервис»
Под методами распространения
товаров понимается всевозможная деятельность,
благодаря которой товары становятся
доступными целевым потребителям, в
том числе и организация
Сбыт осуществляется прямым или косвенным образом. Прямой способ подразумевает доставку товара от производителя непосредственно к потребителю; косвенный – через посредников. В ОАО «Несвижский райагросервис» сбыт осуществляется прямым способом.
Среди крупнейших корпоративных клиентов ОАО «Несвижского райагросервиса»: ЗАО «Опика», ЧУП «Адиполь-плюс», ИП «Бакко Инструмент», ОАО «Белкард», СООО «Евроавтоматика ФиФ» и другие.
Основным критерием решения по распределению является объем или доля рынка с учетом затрат на поддержание и развитие каналов сбыта.
Рассмотрим структуру распределения выручки от продаж ОАО «Несвижского райагросервиса» по корпоративным клиентам.
Структура распределения выручки от продаж ОАО «Несвижский райагросервис»
Таблица 2.3.1
Наименование покупателей и заказчиков |
Выручка от продажи продукции, работ, услуг. |
Темп роста, % | ||||||||
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2010 г. к 2009г. |
2011 г. к 2010г. | ||||||
сумма |
в % к итогу |
сумма |
в % к итогу |
сумма |
в % к итогу |
сумма |
в % к итогу |
сумма |
в % к итогу | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Итого |
257773 |
100 |
491363 |
100 |
647858 |
100 |
190,62 |
100 |
131,85 |
100 |
ЗАО «Опика» |
39021 |
15,14 |
96245 |
19,59 |
131324 |
20,27 |
246,65 |
129,39 |
136,45 |
103,47 |
ЧУП «Адиполь-плюс» |
28021 |
10,87 |
36912 |
7,51 |
59111 |
9,12 |
131,73 |
69,09 |
160,14 |
121,44 |
ИП «Бакко Инструмент» |
25451 |
9,87 |
37451 |
7,62 |
54987 |
8,49 |
147,15 |
77,20 |
146,82 |
111,42 |
ОАО «Белкард» |
23011 |
8,93 |
46112 |
9,38 |
56112 |
8,66 |
200,39 |
105,04 |
121,69 |
92,32 |
СООО «Евроавтоматика ФиФ» |
22730 |
8,82 |
38216 |
7,78 |
51234 |
7,91 |
168,13 |
88,21 |
134,06 |
101,67 |
ООО «Сигма-М» |
21211 |
8,23 |
37654 |
7,66 |
49236 |
7,6 |
177,52 |
93,07 |
130,76 |
99,22 |