Организация сбытовой политики предприятия машиностроительной отрасли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 11:05, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является проведение анализа сбытовой деятельности ОАО «МАЗ». Исследования будут приведены в двух основных направлениях: сбыт внутри страны и экспортная политика предприятия. В процессе анализа мы выявим сопутствующие сбыту проблемы и найдем пути их решения.
Предметом дипломной работы являются экономические отношения, возникающие при проведении сбытовой деятельности предприятием.
Объектом дипломной работы является сбытовая деятельность ОАО «МАЗ».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………


7
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СБЫТА ПРОДУКЦИИ. СБЫТОВАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………….

9
1.1 Понятие и сущность управления сбытом продукции…….………………
9
1.2 Контроллинг в системе сбыта…………………………………………….....
20
1.3Государственное регулирование экспортной деятельности предприятий в Республике Беларусь………………………………………………………….

25
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «МАЗ»………...
30
2.1 Краткая характеристика предприятия……………….……………………..
30
2.2 Анализ финансово-экономической деятельности предприятия…………
36
2.3 Анализ сбытовой деятельности ОАО «МАЗ»……………………………...
43
2.4 Анализ экспортной политики предприятия………………………………..
49
ГЛАВА 3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОАО «МАЗ»…………………………...

58
3.1 Слабые и сильные стороны сбытовой деятельности ОАО «МАЗ»……….
58
3.2 Пути совершенствования сбытовой политики предприятия……………...
60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..
70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………

Файлы: 1 файл

ОРГАНИЗАЦИЯ СБЫТОВОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ Диплом.docx

— 281.37 Кб (Скачать файл)

Рисунок 2.1 – Структура выпуска автотехники ОАО «МАЗ»

Примечание – Разработан автором согласно данным ОАО «МАЗ»

Как видно из рисунка, наибольший удельный вес составляет грузовая автотехника 67,7%, а на втором месте прицепная техника (25,55%).

Наряду с автомобильной техникой, завод выпускает запасные части к ней, готовые узлы, детали и заготовки по межзаводской кооперации, специальное технологически чистое оборудование, инструмент, товары народного потребления, оказывает услуги населению и сторонним организациям. В последние годы на заводе освоено производство городских и туристических автобусов на основе конструкции немецкой фирмы “Неоплан”. По своим техническим, эксплуатационным характеристикам и технологии изготовления автобусы МАЗ являются лидерами в автобусостроении стран СНГ.

Автомобильный завод также прорабатывает возможность поставки автотехники в Узбекистан на консигнацию.

В данный момент руководство ОАО «МАЗ» планирует улучшение работы дилерской сети, перевооружение некоторых цехов, а так же поставку автотехники в Азербайджан, Венесуэлу, Вьетнам. Планируются поставки автотехники в страны Латинской Америки . Планируется создание сборочного предприятия по производству спецтехники в Аргентине, г. Ушуайя (СЭЗ), с целью освоения рынка данной страны и расширения географии поставок в данном регионе.

ОАО «МАЗ» укрепляет сотрудничество с уже существующими партнерами в странах Африки, где постоянно осуществляет поиск новых рынков сбыта.

Минский автомобильный завод, являясь государственным предприятием, самостоятельно определяет структуру управления, устанавливает штатное расписание, разрабатывает и реализует научно-техническую, экономическую, инвестиционную и социальную политику, координирует действия в сфере рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Осуществление функций управления подразделениями производится в соответствии с положениями о самостоятельных структурных подразделениях завода, положениями о должностных лицах, должностными инструкциями, стандартами предприятия, процедурами управления, инструкциями.

Структура управления заводом совершенствуется по мере изменения рыночных условий путем создания новых и реорганизации (реструктуризации) существующих подразделений. Это вызвано необходимостью создания организационно-технических условий для эффективного воздействия на экономическую, финансовую, производственную, социальную, научно-исследовательскую деятельность завода в зависимости от конъюнктуры рынка.

Управление заводом осуществляется в соответствии с действующим законодательством и Уставом завода на основе сочетания прав и интересов трудового коллектива и собственника имущества завода.

Сочетание и согласованность интересов трудового коллектива и собственника имущества завода реализуется через Совет предприятия. Совет предприятия решает отнесенные к его компетенции вопросы коллегиально на своих заседаниях. Заседание собирается по мере необходимости.

Совет предприятия правомочен решать вопрос в присутствии не менее 2/3 его членов.

Руководителем завода является генеральный директор, назначаемый по контракту Министром промышленности. Генеральный директор самостоятельно решает все вопросы деятельности объединения, за исключением отнесенных действующим законодательством РБ к компетенции собственника, общего собрания (конференции) трудового коллектива и Совета предприятия.

Генеральный директор действует от имени предприятия, представляет его интересы во всех предприятиях, учреждениях и организациях, распоряжается имуществом и средствами завода в пределах прав, установленных собственником.

Коммерческий директор отвечает за организацию сбыта продукции и внешнеторговой деятельности, возглавляет и осуществляет сбытовую политику, обеспечивает изучение и анализ конъюнктуры рынка, разрабатывает долгосрочную стратегию маркетинга, определяет программу деятельности по формированию спроса и стимулированию сбыта.

Технический директор проводит техническую политику, определяет основные направления в области технической подготовки производства, реконструкции и технического перевооружения производственных мощностей, разрабатывает перспективные направления развития объединения, координирует проведение работ по внедрению новой техники и технологии.

Финансовый директор осуществляет анализ и планирование экономической и финансовой деятельности предприятия, координирует политику в области ценообразования, учета и снижения затрат на производство и реализацию продукции, инвестиций на освоение новых изделий и техническое перевооружение, контролирует разработку и выполнение финансовых планов, целевого использования ресурсов, организует и совершенствует систему стимулирования труда.

Заместитель генерального директора по материально-техническому снабжению и комплектации отвечает за обеспечение производства сырьем и материалами, оборудованием и транспортом.

Заместитель генерального директора по качеству руководит Политикой завода по обеспечению качества продукции, руководит развитием и совершенствованием системы качества в соответствии с международными стандартами ИСО, обеспечивает функционирование системы качества.

Заместитель генерального директора по кадрам, режиму, гражданской обороне и социальным вопросам обеспечивает комплектование подразделений завода кадрами руководителей, специалистов, служащих и рабочих, организует учет, подготовку и переподготовку кадров, координирует работу штаба Гражданской обороны, организует работу по поддержке социально-психологического климата в коллективе.

Заместитель финансового директора – главный бухгалтер руководит организацией бухгалтерского учета и отчетностью финансово-хозяйственной деятельности завода, осуществляет контроль за финансовыми, кредитными и расчетными операциями.

Вышеназванные руководители имеют в своем подчинении соответствующие функциональные подразделения, которые обеспечивают выполнение руководством своих функциональных и должностных обязанностей.

Технологическая подготовка производства (далее ТПП) на Минском автомобильном заводе представляет собой совокупность мероприятий, обеспечивающих технологическую готовность производства, т. е. наличие на предприятии полных комплектов конструкторской и технологической документации и средств технологического оснащения, необходимых для выпуска заданного объема продукции с установленными технико-экономическими показателями.

Технологическая подготовка производства на Минском автомобильном заводе выполняется отделами главного технолога, главного металлурга, а также технологическими бюро основных цехов, в ведении которых находятся литейные, кузнечные, механические и сборочные цехи. Материальной базой для них служат инструментальный цех, технологические лаборатории, опытное производство.

До начала работ по ТПП проводится технологический контроль чертежей, который необходим для анализа и проверки запроектированных изделий (деталей) на технологичность их конструкций, правильность назначения классов точности обработки, рациональность схем сборки и т.д. Одним из направлений сокращения трудоемкости и продолжительности ТПП на Минском автомобильном заводе является использование технологической унификации и стандартизации. К основным ее направлениям относятся: типизация и нормализация технологических процессов; унификация технологической документации; групповые методы обработки деталей; унификация оборудования и технологической оснастки.

Одним из решающих направлений совершенствования ТПП на рассматриваемом предприятии является создание и эффективное использование автоматизированных систем, основанных на широком использовании ЭВМ.

По мере совершенствования автоматизированных систем технологической подготовки производства сокращается доля традиционных форм конструкторской, технологической, организационно-экономической и производственной информации. Возрастает доля информации на машинных носителях, магнитных лентах, дисках и др. В этом случае результаты проектирования технологии представляются в виде операционных карт, результаты синтеза траекторий движения инструментов – в виде расчетно-технологических карт, результаты проектирования средств технологического оснащения – в виде рабочих чертежей и конструкторских спецификаций, полученных на ЭВМ, графопостроителях и чертежно-графических автоматах только для осуществления контрольных функций.

Экономический эффект при автоматизированном проектировании достигается как за счет снижения трудоемкости самого процесса проектирования, так и за счет использования резервов в технологических процессах, таких как повышение качества изделий, уменьшение расхода инструментов, уменьшение отходов и т. п., а также за счет оптимизации принимаемых решений.

 

 

2.2 Анализ финансово-экономической деятельности предприятия

Произведем анализ финансового положения ОАО «МАЗ». Для этого привлекаются данные Формы №1 «Бухгалтерский баланс», Формы №2 «Отчет о прибылях и убытках», Формы №3 «Отчет о движении фондов и других средств», Формы №4 «Отчет о движении денежных средств», Формы №5 «Приложение к бухгалтерскому балансу», Формы №5-з «Отчет о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) предприятия».

По результатам анализа можно сделать вывод, что стоимость имущества и средств ОАО «МАЗ» увеличилась за 2012 год на 4995135 млн. руб. В значительной степени это увеличение обусловлено ростом необоротных активов, прирост которых за 2012 год составил почти 90 % от всего прироста. В значительной степени этот прирост обусловлен переоценкой основных средств и незавершенного строительства. В меньшей степени за отчетный период возросли оборотные активы. Также значительно изменилась структура имущества и средств ОАО «МАЗ» – управляющая компания холдинга «БелАвтоМаз»: если в начале года соотношение необоротных  и оборотных активов составляло  58:42, то к концу года составило уже 84:16.

Об этом свидетельствует информация о составе и структуре имущества и средств ОАО «МАЗ» в 2012 году, которая приводится в таблице 2.1.

 

Таблица 2.1 – Анализ состава и структуры имущества и средств ОАО «МАЗ» в 2012 году

 

Состав имущества и средств ОАО «МАЗ»

На начало года

На конец года

Изменение за отчетный год

 

Сумма, млн. руб.

Удельный вес, %

Сумма, млн. руб.

Удельный вес, %

Суммы, млн. руб.

Удельные веса, %

1.Необоротные активы всего

в т.ч.:

676295

58,2

5173975

84,0

+4497680

+25,8

1.1. Долгосрочные активы

675714

58,15

5168144

83,91

+4492430

+25,76

1.2.Нематериальные активы

581

0,05

5831

0,09

+5250

+0,04

2. Оборотные активы

486683

41,8

978645

16,0

+491962

-25,8

Всего активов

1162978

100,0

6158113

100,0

+4995135

-


Примечание – Разработана автором согласно данным ОАО «МАЗ»

Дальнейший анализ направим на изучение основных видов имущества и средств предприятия. Анализ состава и структуры необоротных активов ОАО «МАЗ» – управляющая компания холдинга «БелАвтоМаз» представлен в таблице 2.2.

 

Таблица 2.2 – Состав и структура необоротных активов ОАО «МАЗ» в 2012 году

 

Состав необоротных активов ОАО «МАЗ»

На начало года

На конец года

Изменение за отчетный год

 

Сумма, млн. руб.

Удель-ный вес, %

Сумма, млн. руб.

Удель-ный вес, %

Суммы, млн. руб.

Удельные веса, %

1. Основные средства

506021

74,9

3728406

72,1

+3222385

-2,8

2.Незавершенные капитальные вложения

169665

25,1

1434069

27,7

+1264404

+2,6

3.Долгосрочные финансовые вложения

28

0,0

5669

0,2

+5641

+0,2

Всего необоротных активов

675714

100,0

5168144

100,0

+4492430

-


Примечание – Разработана автором согласно данным ОАО «МАЗ»

Результаты анализа необоротных активов показывают, что их стоимость возросла за 2012 год на 4492430 млн. руб.  В основном прирост обусловлен увеличением стоимости основных средств на 3222385 млн. руб. и незавершенных капитальных вложений на 1264404 млн. руб. Стоимость долгосрочных финансовых вложений возросла не столь значительно – на 5641 млн. руб. В структуре необоротных активов значительных изменений не произошло.

Анализ состава и структуры оборотных активов ОАО «МАЗ» в 2012 представлен соответственно в таблице 2.3

 

Таблица 2.3 – Состав и структура оборотных активов ОАО «МАЗ» в 2012 году

Информация о работе Организация сбытовой политики предприятия машиностроительной отрасли