Организация сбытовой политики предприятия машиностроительной отрасли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 11:05, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является проведение анализа сбытовой деятельности ОАО «МАЗ». Исследования будут приведены в двух основных направлениях: сбыт внутри страны и экспортная политика предприятия. В процессе анализа мы выявим сопутствующие сбыту проблемы и найдем пути их решения.
Предметом дипломной работы являются экономические отношения, возникающие при проведении сбытовой деятельности предприятием.
Объектом дипломной работы является сбытовая деятельность ОАО «МАЗ».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………


7
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СБЫТА ПРОДУКЦИИ. СБЫТОВАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………….

9
1.1 Понятие и сущность управления сбытом продукции…….………………
9
1.2 Контроллинг в системе сбыта…………………………………………….....
20
1.3Государственное регулирование экспортной деятельности предприятий в Республике Беларусь………………………………………………………….

25
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «МАЗ»………...
30
2.1 Краткая характеристика предприятия……………….……………………..
30
2.2 Анализ финансово-экономической деятельности предприятия…………
36
2.3 Анализ сбытовой деятельности ОАО «МАЗ»……………………………...
43
2.4 Анализ экспортной политики предприятия………………………………..
49
ГЛАВА 3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОАО «МАЗ»…………………………...

58
3.1 Слабые и сильные стороны сбытовой деятельности ОАО «МАЗ»……….
58
3.2 Пути совершенствования сбытовой политики предприятия……………...
60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..
70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………

Файлы: 1 файл

ОРГАНИЗАЦИЯ СБЫТОВОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ Диплом.docx

— 281.37 Кб (Скачать файл)

Примечание – Разработан автором согласно данным ОАО «МАЗ»

По данным таблиц 2.10 и 2.11 можно сделать вывод, что более 80 % выпускаемой на ОАО «МАЗ» продукции реализуется на внешних рынках. На внутреннем же рынке 98 % реализации продукции происходит по государственным заказам для нужд министерства транспорта, жилищно-коммунальных хозяйств, сельскохозяйственных и дорожно-строительных предприятий. Исходя из этого, следующий подраздел дипломной работы будет посвящен анализу экспортной политики предприятия ОАО «МАЗ».

 

 

2.4 Анализ экспортной политики предприятия

 

 

Развитие внешнеэкономической деятельности на ОАО «МАЗ» открывает перед ним новые возможности. В первую очередь это расширение рынков сбыта, привлечение валюты в результате экспорта товаров.

Внешнеэкономическая деятельность на предприятии осуществляется управлением по внешнеэкономической деятельности (далее УВЭД), структурная схема которого представлена на рисунке 2.4.

Рисунок 2.4 - Структура управления внешнеэкономической деятельности

Примечание – разработан автором согласно данным ОАО «МАЗ»

Как показано на рисунке 2.4, Управление внешнеэкономической деятельности делится на три группы специалистов: 

  • специалисты, занимающиеся экспортом,
  • специалисты, занимающиеся импортом
  • группа экономистов, которая производит контроль оплат и разноску поступивших денежных средств от экспорта,  оформление платежных документов и счет-фактур.

Управлением внешнеэкономической деятельности на ОАО «МАЗ» ведется работа по поиску клиентов и поставщиков, разработке и заключению договоров с иностранными предприятиями, оформлению экспортных и импортных грузов, логистике, контролю за исполнением договорных отношений.

Весь импорт и экспорт товаров на ОАО «МАЗ» ведется сухопутными, морскими и воздушными путями.

Условием поставки в договорах по импорту товаров согласно Incoterns 2010 является DAP – поставка до границы с указанием места назначения; DDU – поставка без оплаты пошлины с указанием места назначения; CIP – перевозка и страхование оплачены до места назначения; FCA – поставка товара перевозчику с указанием места назначения.

Согласно утвержденным должностным инструкциям специалист по внешнеэкономической деятельности  относится к категории специалистов и непосредственно подчиняется начальнику управления внешнеэкономической деятельности.

На должность специалиста по внешнеэкономической деятельности назначается лицо, имеющее высшее экономическое или юридическое образование, без предъявления требований к стажу работы.

Специалист по внешнеэкономической деятельности назначается на должность и освобождается от должности приказом Генерального директора по представлению начальника управления внешнеэкономической деятельности.

Специалист осуществляет свою работу на основании законодательства Республики Беларусь, таможенного законодательства Республики Беларусь, Указа Президента Республики Беларусь от № 178 от 27 марта 2008 года, постановлений вышестоящих организаций, приказов по Обществу, других технических нормативных правовых актов (далее ТНПА) и технической документации (далее ТД) Республики Беларусь и Общества, директивных и организационных документов Общества, Положения об отделе и других локальных нормативных актов Общества, регулирующих внешнеэкономическую деятельность, правил внутреннего трудового распорядка.

На специалиста по внешнеэкономической деятельности возлагаются следующие функции:

  • обеспечение развития экспорта производимой продукции, улучшение его структуры, расширение его номенклатуры;
  • осуществление взаимосвязей с зарубежными партнерами;
  • проведение работ по заключению международных контрактов, таможенному оформлению импортных и экспортных грузов на таможенных терминалах.

Специалист по внешнеэкономической деятельности имеет право:

  • оформлять сопроводительные документы на экспортируемую продукцию, подготавливать контракты с контрагентами для подписания Руководством Общества;
  • проводить таможенное оформление товаров от имени Общества;
  • получать консультации и дополнительную  документацию у специалистов предприятия о функциональном назначении товаров с целью правильного присвоения кода по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (далее ТН ВЭД);
  • предъявлять требования ответственным исполнителям о предоставлении правильно оформленных документов, необходимых для проведения таможенного оформления грузов;
  • обратиться с просьбой или запросом устно или в виде докладной записки к начальнику отдела внешнеэкономической деятельности или вышестоящему руководителю (по согласованию с начальником управления).

Специалист по внешнеэкономической деятельности несет ответственность  за некачественное исполнение обязанностей в сроки, установленные законодательством Республики Беларусь.

Специалист по внешнеэкономической деятельности должен знать:

  • политику в области систем управления ОАО «МАЗ»;
  • требования нормативно-правовых актов (НПА), ТНПА и ТД Республики Беларусь, Общества в рамках своих обязанностей;
  • требования Положения об отделе внешнеэкономической деятельности и настоящей инструкцию;
  • законодательство Республики Беларусь, основы работы на персональном компьютере и знание программ  1С, «Декларант–1»;
  • правила, нормы охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности и производственной санитарии;
  • правила внутреннего трудового распорядка и основы трудового законодательства.

Критериями оценки работы специалиста по внешнеэкономической деятельности являются:

  • рост экспортной продукции;
  • развитие, расширение и укрепление международных связей и авторитета Общества за рубежом;
  • правильное проведение таможенного оформления всех импортных и экспортных грузов в кратчайшие сроки;
  • точность и правильность таможенного оформления и уплаты таможенных платежей;
  • выполнение требований НПА, ТНПА и ТД Республики Беларусь и Общества.

В обязанности специалистов, занимающихся экспортом товаров, согласно утвержденным должностным инструкциям, входит:

  • выполнять Требования ТНПА и ТД Республики Беларусь, Общества в рамках своих должностных обязанностей;
  • собирать и предоставлять информационные справки об адресах фирм, о сфере их деятельности, об их дееспособности и благонадежности;
  • осуществлять подготовку и участвовать в переговорах с иностранными фирмами;
  • организовывать связи с деловыми партнерами, систему сбора необходимой информации для расширения внешних связей и обмена опытом;
  • разрабатывать рекомендации по развитию новых форм внешнеэкономического сотрудничества;
  • оформлять документы по экспорту;
  • организовывать работу по обеспечению своевременного поступления денежных средств за отгруженную на экспорт продукцию;
  • организовывать работу по увеличению объема экспортных поставок, вовлечению в экспорт новых видов продукции;
  • реализовывать Политику ОАО «МАЗ» в области систем управления (в соответствии с закрепленной за отделом деятельностью);
  • заказывать сертификаты (соответствия, качества, безопасности, гигиены) и другие документы, необходимые для таможенного оформления, в подразделениях Общества;
  • соблюдать коммерческую тайну в соответствии с правилами, установленными в Обществе;
  • обеспечивать соблюдение действующих норм и правил охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности, производственной санитарии в подразделении;
  • в ходе переговоров с иностранными фирмами подготавливать и заключать договора на поставку товаров;
  • выполнять иные распоряжения начальника управления, связанные с профессиональной и трудовой деятельностью.

Экспорт товаров – представляет собой весь ассортимент продукции, выпускаемой на ОАО «МАЗ» – ведется согласно договорам поставки утвержденной формы. Договора поставки содержат восемь основных пунктов в которых оговаривается:

  • Предмет договора. В этом пункте идет речь об объемах поставок.
  • Качество товара, тара. Здесь оговаривается, что качество поставляемого товара должно соответствовать  требованиям технических нормативных правовых актов (технические условия Республики Беларусь, стандарты Республики Беларусь), действующим на территории Республики Беларусь и подтверждается удостоверением качества и сертификатом соответствия. На каждую партию товара в товарно-транспортной накладной указывается номер удостоверения качества, номер сертификата соответствия или номер удостоверения  о государственной гигиенической регистрации. А партию товара выдается удостоверение качества, если того требует покупатель. Также в этом пункте размещены требования по хранению товара.
  • Условия поставки товара. На ОАО «МАЗ» при экспорте товара согласно Incoterns 2010 практикуются условия поставки DDU – поставка без оплаты пошлины с указанием места назначения и FCA – поставка товара перевозчику с указанием места назначения.
  • Цены и порядок расчетов. Здесь оговаривается условие оплаты. Это, как правило, предоплата 100%, а также сроки предоставления предоплаты после подписания договора обеими сторонами.
  • Уплата косвенных налогов. Покупатель обязан оплатить все налоги, взимаемые при ввозе товара или начисляемые на ввозимый товар в стране покупателя, в том числе акциз и НДС, не позднее 20 числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных товаров, и предоставить поставщику не позднее 60 дней с даты отгрузки товара экземпляр заявления о ввозе товара на территорию страны покупателя с отметкой налогового органа, подтверждающей уплату налогов в полном объеме.
  • Ответственность сторон, форс-мажор. Здесь оговаривается, что стороны договора несут ответственность за полное или частичное невыполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору. Сторона, ссылающаяся на форс-мажорные обстоятельства, обязана информировать другую сторону не позднее 20 календарных дней с момента их наступления.
  • Заключительные положения. Они включают дату вступления договора в силу, рассмотрение споров, дату окончания договора ил условия его продления.
  • Реквизиты сторон.

Далее приводится отчет по экспорту продукции за 2012 год (материал приводится в таблице 2.12).

Основной объем экспорта ОАО «МАЗ» идет в Россию, Украину, страны Балтии, Великобританию, Азербайджан, Германию, и Молдову.

Кроме того, были отправлены пробные партии в Канаду, Вьетнам, Индию.

 

 

Таблица 2.12 – Объем экспортируемых товаров в 2012 году, млн. руб.

 

Экспорт товаров в 2012году (млн.руб.)

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

466, 2

480,7

669,6

1504,7

1890,4

2088,9

1 998,9

1610,9

1470,9

1356,9

1393,2

2221,2


Примечание – Разработана автором в соответствии с данными ОАО «МАЗ»

Таким образом, по отчету за 2012 год было отгружено:

В Российскую Федерацию – на сумму 14 869,8 млн. бел. руб.

В Латвийскую Республику – на сумму 2 073,6 млн. бел. руб.

В Республику Азербайджан – на сумму 70,6 млн. бел. руб.

В Германию – на сумму 0,9 млн. бел. руб.

В Австрию – на сумму 0,2 млн. бел. руб.

В Эстонию -  на сумму 83,5 млн. бел. руб.

В Республику Молдову – на сумму 19,3 млн. бел. руб.

В Республику Украину – на сумму 22,2 млн. бел. руб.

В Великобританию – на сумму 13,2 млн. бел. руб.

Общий объем реализации за 2012 год составил 17 152,6 млн. бел. руб.

Глядя на данные отчета заметна тенденция роста экспорта.

Графически это можно отобразить так:

 

 

Рисунок 2.5 – Выручка за январь – декабрь  2012 года

Примечание – Разработан автором согласно данным ОАО «МАЗ»

Только за 2012 год Управлением внешнеэкономической деятельности было заключено 29 долгосрочных договоров с юридическими лицами нерезидентами Республики Беларусь на поставку продукции.

Информация о работе Организация сбытовой политики предприятия машиностроительной отрасли