Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 11:05, дипломная работа
Целью работы является проведение анализа сбытовой деятельности ОАО «МАЗ». Исследования будут приведены в двух основных направлениях: сбыт внутри страны и экспортная политика предприятия. В процессе анализа мы выявим сопутствующие сбыту проблемы и найдем пути их решения.
Предметом дипломной работы являются экономические отношения, возникающие при проведении сбытовой деятельности предприятием.
Объектом дипломной работы является сбытовая деятельность ОАО «МАЗ».
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
7
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СБЫТА ПРОДУКЦИИ. СБЫТОВАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………….
9
1.1 Понятие и сущность управления сбытом продукции…….………………
9
1.2 Контроллинг в системе сбыта…………………………………………….....
20
1.3Государственное регулирование экспортной деятельности предприятий в Республике Беларусь………………………………………………………….
25
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «МАЗ»………...
30
2.1 Краткая характеристика предприятия……………….……………………..
30
2.2 Анализ финансово-экономической деятельности предприятия…………
36
2.3 Анализ сбытовой деятельности ОАО «МАЗ»……………………………...
43
2.4 Анализ экспортной политики предприятия………………………………..
49
ГЛАВА 3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОАО «МАЗ»…………………………...
58
3.1 Слабые и сильные стороны сбытовой деятельности ОАО «МАЗ»……….
58
3.2 Пути совершенствования сбытовой политики предприятия……………...
60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..
70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………
Таблица 2. 9 – Анализ финансового состояния ОАО «МАЗ» в 2012 году
Показатель |
На начало года |
На конец года |
Оборотные активы |
486683 |
978645 |
из них: расходы будущих периодов |
4646 |
470 |
Краткосрочные финансовые обязательства |
651316 |
1093491 |
из них: доходы будущих периодов |
8 |
54 |
Собственный капитал |
232080 |
4720153 |
Необоротные активы |
676295 |
5173975 |
Коэффициент текущей ликвидности (1–2)/(5–6) |
0,74 |
0,89 |
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (5-6)/1 |
-0,91 |
-0,46 |
Примечание – Разработана автором согласно данным ОАО «МАЗ»
Результаты расчетов показывают, что и коэффициент текущей ликвидности, и коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами ОАО «МАЗ» как на начало, так и на конец 2012 года ниже установленных нормативов. Поэтому структура баланса ОАО «МАЗ» должна быть признана неудовлетворительной. Рассчитаем коэффициент восстановления платежеспособности ОАО «МАЗ», чтобы сделать вывод, имеются ли у предприятия возможности восстановить свою платежеспособность в ближайшие полгода.
Квосст = (Ктл1+ 6/12 (Ктл1 – Ктл0))/Ктл. норм; (2.1)
где Квосст – коэффициент восстановления;
Ктл0, Ктл1 – коэффициент текущей ликвидности на начало и конец периода;
Ктл. норм – коэффициент текущей ликвидности нормативный.
Таким образом,
Квосст =(0,89 – 1/2(0,89 – 0,74))/1,7 = 0,57.
Так как коэффициент восстановления платежеспособности ОАО «МАЗ» меньше единицы, то можно сделать вывод, что в ближайшие полгода предприятие не восстановит свою платежеспособность.
Рассчитаем индекс кредитоспособности по методике Стояновой на конец 2012 года:
Z = 0,3877 + (–1,0736)*Ктл + 0,759* Кз ; (2.2)
где Z – индекс кредитоспособности;
Ктл – коэффициент текущей ликвидности.
Таким образом:
Z =0,3877 + (–1,0736)*0,89 + 0,579 * 0,23 = – 0,434634
Так как Z<0, то можно сделать вывод, что вероятность банкротства ОАО «МАЗ» мала.
2.3 Анализ сбытовой деятельности ОАО «МАЗ»
Конечной целью функционирования сбытовой службы является подчинение всей хозяйственной и коммерческой деятельности предприятия рыночным законам, ориентируя её на удовлетворение потребностей потребителей.
Организационная структура управления реализации автомобильной техники для грузовых перевозок представлена на рисунке 2.2.
Как показано на рисунке 2.2, на ОАО «МАЗ» в действующей организационной структуре сбытовая служба представлена подразделениями, которые находятся в составе управления реализации автомобильной техники для грузоперевозок и управления реализации автомобильной техники для пассажирских перевозок
Рисунок 2.2 – Организационная структура управления реализации автомобильной техники для грузовых перевозок
Примечание – Разработан автором согласно данным ОАО «МАЗ»
Управления состоят из отделов, которые, в свою очередь, включают бюро. Поэтому, как видно из приведенных схем, на предприятии нет единой централизованной службы маркетинга, а есть совокупность подразделений, выполняющих маркетинговые функции в составе управлений реализации продукции.
Задачи службы сбыта, перечень основных выполняемых функций закреплен во «Временном Положении об управлении сбытом на ОАО «МАЗ».
Управление реализации пассажирской техники представлено на рисунке 2.3.
Рисунок 2.3 – Организационная структура управления реализации пассажирской автомобильной техники
Примечание – Разработан автором согласно данным ОАО «МАЗ»
В соответствии с пунктом 1 Положения, основными задачами сбыта и маркетинга являются:
Достижение вышеперечисленных задач обеспечивается при выполнении системы функций.
В свою очередь, маркетинговые функции делятся на пять направлений:
Каждое направление предполагает проведение определенных мероприятий. Поиск клиентов включает в себя поиск потенциальных потребителей работниками управления маркетинга, поиск посредников в реализации продукции. С ними заключаются договора на поставку продукции в установленном порядке. Также эти работники управления собирают и обобщают информацию от постоянных клиентов в части использования ими автомобильной техники.
Маркетинговые исследования проводятся в разрезе выпускаемых моделей автомобилей, запасных частей, товаров народного потребления. В процессе исследования накапливается определенная информация, которая впоследствии передается руководству предприятия. Также данное направление в работе предусматривает изучение недостатков и преимуществ заводов-конкурентов. Далее разрабатываются предложения по привлечению тех покупателей, которых обслуживает конкурент.
В области стимулирования сбыта предусматривается реклама продукции с целью определения спроса, стимулирования сбыта, информирования покупателей об изделиях предприятия. Важным мероприятием в этом направлении является организация и дальнейшее развитие сервисного обслуживания автотехники ОАО «МАЗ». Здесь слабое место завода, поэтому к данным мероприятиям следует отнестись с особой тщательностью.
После проведения рыночных исследований подразделения маркетинга прогнозирует перспективы развития производства, участвует в формировании портфеля заказов, разрабатывает проекты плана производства на планируемые периоды, корректирует их.
В области товаров и ценовой политики работниками анализируются предложения по улучшению качества, поступающие от потребителей. Важным является формирование ценовой политики по всем видам и моделям выпускаемой продукции, а также применение различных форм расчетов, скидок. Выполнение данных функций разделено между отделами и бюро управлений. Но выполнение некоторых функций невозможно без привлечения сторонних организаций. Так, например, исследование рынка большегрузных автомобилей, запчастей к ним проводилось при помощи компетентных в этом вопросе лиц, не относящихся к работникам завода и управления маркетинга ОАО «МАЗ».
Следует отметить немаловажным тот факт, что большинство работников, выполняющих сбытовые и маркетинговые функции на Минском автомобильном заводе имеют техническое образование, а не экономическое. Это сказывается на результатах деятельности. Например, применение лизинга до сих пор не получило широкого развития, несмотря на высокую эффективность такой формы реализации автотехники.
К сбытовым задачам данного предприятия относятся:
Проведем анализ рынков сбыта продукции ОАО «МАЗ».
Основные рынки сбыта продукции ОАО «МАЗ» представлены в таблице 2.10.
Таблица 2.10 – Реализация продукции ОАО «МАЗ» за 2011–2012гг. в разрезе основных рынков, %
Основные рынки |
Автомобили |
Прицепы и полуприцепы |
Автобусы | |||
2011 |
2012 |
2011 |
2012 |
2011 |
2012 | |
Внутренний рынок |
11,06 |
10,3 |
6,64 |
6,01 |
38,29 |
39,6 |
Экспорт, всего: |
88,94 |
89,7 |
93,36 |
93,99 |
61,71 |
60,4 |
в т.ч. Россия |
71,34 |
72,6 |
81,74 |
87,1 |
32,88 |
31,77 |
Страны СНГ |
7,82 |
8,08 |
7,94 |
7,94 |
0,68 |
0,83 |
Дальнее зарубежье (вкл. Литву, Латвию, Эстонию) |
10,5 |
11,5 |
3,68 |
4,31 |
28,15 |
28,3 |
ВСЕГО |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Примечание – Разработана автором согласно данным ОАО «МАЗ»
Данные, приведенные в таблице 2.10, показывают, что продукция Минского Автомобильного завода реализуется на четырех основных рынках:
Основные продажи осуществляются на рынках России, по автомобилям это почти 80 %. Второй по уровню относительных значений – рынок дальнего зарубежья, как по автомобилям, так и по автобусам, что следует рассматривать как потенциал для развития продаж, поскольку товарный знак МАЗа знаком на этих рынках.
Производство автобусов на Минском автомобильном заводе соответствует первым двум из выделенных направлений и при соответствующем маркетинговом сопровождении может рассматриваться как вполне конкурентное для классического потребителя. Другим по значимости является рынок дальнего зарубежья.
В таблице 2.11 показана география продаж Минской автотехники в разрезе мирового рынка, осуществленная в 2012 году.
Таблица 2.11– Реализация автотехники ОАО «МАЗ» по странам в 2012 году, шт.
Автомобили |
Прицепы и полуприцепы | |
Англия |
4 |
|
Афганистан |
23 |
20 |
ОАЭ |
122 |
|
Босния и Герцеговина |
2 |
2 |
Болгария |
25 |
|
Польша |
36 |
|
КНДР |
145 |
|
Ливан |
59 |
|
Вьетнам |
108 |
2 |
Германия |
2 | |
Судан |
20 |
|
Греция |
3 |
2 |
Египет |
16 |
|
Ирак |
913 |
45 |
Иордания |
62 |
|
КНР |
Информация о работе Организация сбытовой политики предприятия машиностроительной отрасли