Организация сбытовой политики предприятия машиностроительной отрасли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 11:05, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является проведение анализа сбытовой деятельности ОАО «МАЗ». Исследования будут приведены в двух основных направлениях: сбыт внутри страны и экспортная политика предприятия. В процессе анализа мы выявим сопутствующие сбыту проблемы и найдем пути их решения.
Предметом дипломной работы являются экономические отношения, возникающие при проведении сбытовой деятельности предприятием.
Объектом дипломной работы является сбытовая деятельность ОАО «МАЗ».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………


7
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СБЫТА ПРОДУКЦИИ. СБЫТОВАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………….

9
1.1 Понятие и сущность управления сбытом продукции…….………………
9
1.2 Контроллинг в системе сбыта…………………………………………….....
20
1.3Государственное регулирование экспортной деятельности предприятий в Республике Беларусь………………………………………………………….

25
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «МАЗ»………...
30
2.1 Краткая характеристика предприятия……………….……………………..
30
2.2 Анализ финансово-экономической деятельности предприятия…………
36
2.3 Анализ сбытовой деятельности ОАО «МАЗ»……………………………...
43
2.4 Анализ экспортной политики предприятия………………………………..
49
ГЛАВА 3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОАО «МАЗ»…………………………...

58
3.1 Слабые и сильные стороны сбытовой деятельности ОАО «МАЗ»……….
58
3.2 Пути совершенствования сбытовой политики предприятия……………...
60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..
70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………

Файлы: 1 файл

ОРГАНИЗАЦИЯ СБЫТОВОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ Диплом.docx

— 281.37 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 2. 9 – Анализ финансового состояния ОАО «МАЗ» в 2012 году

 

Показатель

На начало года

На конец года

Оборотные активы

486683

978645

из них: расходы будущих периодов

4646

470

Краткосрочные финансовые обязательства

651316

1093491

из них: доходы будущих периодов

8

54

Собственный капитал

232080

4720153

Необоротные активы

676295

5173975

Коэффициент текущей ликвидности 

(1–2)/(5–6)

0,74

0,89

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (5-6)/1

-0,91

-0,46


Примечание – Разработана автором согласно данным ОАО «МАЗ»

Результаты расчетов показывают, что и коэффициент текущей ликвидности, и коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами ОАО «МАЗ» как на начало, так и на конец 2012 года ниже установленных нормативов. Поэтому структура баланса ОАО «МАЗ» должна быть признана неудовлетворительной. Рассчитаем коэффициент восстановления платежеспособности ОАО «МАЗ», чтобы сделать вывод, имеются ли у предприятия возможности восстановить свою платежеспособность в ближайшие полгода.

 

                             Квосст = (Ктл1+ 6/12 (Ктл1 – Ктл0))/Ктл. норм;                     (2.1)

 

где  Квосст – коэффициент восстановления;

Ктл0, Ктл1 – коэффициент текущей ликвидности на начало и конец периода;

       Ктл. норм – коэффициент текущей ликвидности нормативный.

Таким образом,

Квосст =(0,89 – 1/2(0,89 – 0,74))/1,7 = 0,57.

 

Так как коэффициент восстановления платежеспособности ОАО «МАЗ» меньше единицы, то можно сделать вывод, что в ближайшие полгода предприятие не восстановит свою платежеспособность.

Рассчитаем индекс кредитоспособности по методике Стояновой на конец 2012 года:

 

                             Z = 0,3877 + (–1,0736)*Ктл + 0,759* Кз ;                      (2.2)

где  Z – индекс кредитоспособности;

Ктл – коэффициент текущей ликвидности.

Таким образом:

Z =0,3877 + (–1,0736)*0,89 + 0,579 * 0,23 = – 0,434634

 

Так как  Z<0, то можно сделать вывод, что вероятность банкротства ОАО «МАЗ» мала.

 

 

2.3 Анализ сбытовой деятельности ОАО «МАЗ»

 

 

Конечной целью функционирования сбытовой службы является подчинение всей хозяйственной и коммерческой деятельности предприятия рыночным законам, ориентируя её на удовлетворение потребностей потребителей.

Организационная структура управления реализации автомобильной техники для грузовых перевозок представлена на рисунке 2.2.

Как показано на рисунке 2.2, на ОАО «МАЗ» в действующей организационной структуре сбытовая служба представлена подразделениями, которые находятся в составе управления реализации автомобильной техники для грузоперевозок и управления реализации автомобильной техники для пассажирских перевозок

 













 



 

 

 

Рисунок 2.2 – Организационная структура управления реализации автомобильной техники для грузовых перевозок

Примечание – Разработан автором согласно данным ОАО «МАЗ»

Управления состоят из отделов, которые, в свою очередь, включают бюро. Поэтому, как видно из приведенных схем, на предприятии нет единой централизованной службы маркетинга, а есть совокупность подразделений, выполняющих маркетинговые функции в составе управлений реализации продукции.

Задачи службы сбыта, перечень основных выполняемых функций закреплен во «Временном Положении об управлении сбытом  на ОАО «МАЗ».

Управление реализации пассажирской техники представлено на рисунке 2.3.

 






 




 



 

 

 

 

Рисунок 2.3 – Организационная структура управления реализации пассажирской автомобильной техники

Примечание – Разработан автором согласно данным ОАО «МАЗ»

В соответствии с пунктом 1 Положения, основными задачами сбыта и маркетинга являются:

  • выявление потенциальных потребителей автомобильной техники, запасных частей к ней и технических нормативов предприятия (далее ТНП); налаживание связей с потребителями.
  • формирование портфеля заказов, планирование производства автомобильной техники, запчастей и ТНП к ним с учетом требований рынка;
  • налаживание, организация, обеспечение и развитие сервисного обслуживания автотехники в пределах Республики Беларусь и государств СНГ;
  • освоение новых источников прибыли за счет активизации коммерческой деятельности, новых форм сотрудничества с партнерами;
  • прогнозирование перспектив развития производства и наращивания или сокращения мощностей, исходя из требований рынка по номенклатуре и количеству с учетом возможностей продаж;
  • своевременное и качественное заключение договоров на поставку продукции. Исходя из поставленных задач, служба маркетинга осуществляет свою работу в соответствии с оговоренным выше положением, а также в работе руководствуется законами Республики Беларусь, «Положением о поставках продукции производственно-технического назначения», «Положением о поставках товаров народного потребления» и другими документами.

Достижение вышеперечисленных задач обеспечивается при выполнении системы функций.

В свою очередь, маркетинговые функции делятся на пять направлений:

  • поиск клиентов;
  • маркетинговые исследования;
  • стимулирование сбыта;
  • участие в планировании ассортиментной загрузке производства;
  • исследование товара и ценообразование.

Каждое направление предполагает проведение определенных мероприятий. Поиск клиентов включает в себя поиск потенциальных потребителей работниками управления маркетинга, поиск посредников в реализации продукции. С ними заключаются договора на поставку продукции в установленном порядке. Также эти работники управления собирают и обобщают информацию от постоянных клиентов в части использования ими автомобильной техники.

Маркетинговые исследования проводятся в разрезе выпускаемых моделей автомобилей, запасных частей, товаров народного потребления. В процессе исследования накапливается определенная информация, которая впоследствии передается руководству предприятия. Также данное направление в работе предусматривает изучение недостатков и преимуществ заводов-конкурентов. Далее разрабатываются предложения по привлечению тех покупателей, которых обслуживает конкурент.

В области стимулирования сбыта предусматривается реклама продукции с целью определения спроса, стимулирования сбыта, информирования покупателей об изделиях предприятия. Важным мероприятием в этом направлении является организация и дальнейшее развитие сервисного обслуживания автотехники ОАО «МАЗ». Здесь слабое место завода, поэтому к данным мероприятиям следует отнестись с особой тщательностью.

После проведения рыночных исследований подразделения маркетинга прогнозирует перспективы развития производства, участвует в формировании портфеля заказов, разрабатывает проекты плана производства на планируемые периоды, корректирует их.

В области товаров и ценовой политики работниками анализируются предложения по улучшению качества, поступающие от потребителей. Важным является формирование ценовой политики по всем видам и моделям выпускаемой продукции, а также применение различных форм расчетов, скидок. Выполнение данных функций разделено между отделами и бюро управлений. Но выполнение некоторых функций невозможно без привлечения сторонних организаций. Так, например, исследование рынка большегрузных автомобилей, запчастей к ним проводилось при помощи компетентных в этом вопросе лиц, не относящихся к работникам завода и управления маркетинга ОАО «МАЗ».

Следует отметить немаловажным тот факт, что большинство работников, выполняющих сбытовые и маркетинговые функции на Минском автомобильном заводе имеют техническое образование, а не экономическое. Это сказывается на результатах деятельности. Например, применение лизинга до сих пор не получило широкого развития, несмотря на высокую эффективность такой формы реализации автотехники.

К сбытовым задачам данного предприятия относятся:

  • обеспечение выполнения планов поставки продукции в сроки и по номенклатуре и в соответствии с заключенными договорами;
  • контроль за поставкой продукции структурными подразделениями предприятия;
  • обеспечение учета приемки и отгрузки продукции.

Проведем анализ рынков сбыта продукции ОАО «МАЗ».

Основные рынки сбыта продукции ОАО «МАЗ» представлены в таблице 2.10.

 

Таблица 2.10 – Реализация продукции ОАО «МАЗ» за 2011–2012гг. в разрезе основных рынков, %

 

Основные рынки

Автомобили

Прицепы и

полуприцепы

Автобусы

2011

2012

2011

2012

2011

2012

Внутренний рынок

11,06

10,3

6,64

6,01

38,29

39,6

Экспорт, всего:

88,94

89,7

93,36

93,99

61,71

60,4

в т.ч. Россия

71,34

72,6

81,74

87,1

32,88

31,77

Страны СНГ

7,82

8,08

7,94

7,94

0,68

0,83

Дальнее зарубежье 

(вкл. Литву, Латвию, Эстонию)

10,5

11,5

3,68

4,31

28,15

28,3

ВСЕГО

100

100

100

100

100

100


Примечание – Разработана автором согласно данным ОАО «МАЗ»

Данные, приведенные в таблице 2.10, показывают, что продукция Минского Автомобильного завода реализуется на четырех основных рынках:

  • внутреннем (на территории республики Беларусь),
  • рынке России,
  • рынке стран СНГ,
  • рынках стран дальнего зарубежья.

Основные продажи осуществляются на рынках России, по автомобилям это почти 80 %. Второй по уровню относительных значений – рынок дальнего зарубежья, как по автомобилям, так и по автобусам, что следует рассматривать как потенциал для развития продаж, поскольку товарный знак МАЗа знаком на этих рынках.

Производство автобусов на Минском автомобильном заводе соответствует первым двум из выделенных направлений и при соответствующем маркетинговом сопровождении может рассматриваться как вполне конкурентное для классического потребителя. Другим по значимости является рынок дальнего зарубежья.

В таблице 2.11 показана география продаж Минской автотехники в разрезе мирового рынка, осуществленная в 2012 году.

 

Таблица 2.11– Реализация автотехники ОАО «МАЗ» по странам в 2012 году, шт.

 

 

Автомобили

Прицепы и полуприцепы

Англия

4

 

Афганистан

23

20

ОАЭ

122

 

Босния и Герцеговина

2

2

Болгария

25

 

Польша

36

 

КНДР

145

 

Ливан

59

 

Вьетнам

108

2

Германия

 

2

Судан

20

 

Греция

3

2

Египет

16

 

Ирак

913

45

Иордания

62

 

КНР

   

Информация о работе Организация сбытовой политики предприятия машиностроительной отрасли