Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 19:13, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследование организации труда управленческого персонала на примере Кировского филиала ОАО «Ростелеком».
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты организации труда управленческого персонала в сфере услуг;
2. Охарактеризовать организацию труда управленческого персонала на примере Кировского филиала ОАО «Ростелеком»;
Введе-ние……………………………………………………………………….3
1. Теоретические аспекты организации труда управленческого персо-нала в сфере услуг…………………………………………………………………..5
1.1. Понятие и сущность организации тру-да……………………………..5
1.2. Понятие управленческого труда, особенности его применения в сфере услуг………………………………………………………………….7
2. Организация труда управленческого персонала на примере Киров-ского филиала ОАО «Ростеле-ком»………………………………………………..14
2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика Киров-ского филиала ОАО «Ростеле-ком»……………………………………………….14
2.2. Анализ управленческого персонала Кировского филиала ОАО «Ростеле-ком»……………………………………………………………...20
2.3. Основные составляющие организации управленческого труда Кировского филиала ОАО «Ростеле-ком»…………………………………..23
3. Совершенствование организации труда управленческого персонала в отделе подбора, развития и кадрового администрирования Киров-ского филиала ОАО «Ростеле-ком»………………………………………………..33
3.1. Недостатки организации труда управленческого персонала в от-деле подбора, развития и кадрового администрирова-ния…………………...33
3.2. Разработка и описание мероприятий по совершенствованию си-стемы подбора и отбора сотрудников ……………………………………...36
3.3. Оценка эффективности предложенных мероприя-тий……………..37
Заключе-ние…………………………………………………………………...41
Библиографический спи-сок…………………………………………………44
Приложе-ния………………………………………………………………….46
Рост ОПФ является очень важным, так как это способствует повышению технического уровня предприятия.
В приложении 4 представлены основные экономические показатели деятельности Кировского филиала ОАО «Ростелеком» [6].
Выручка от продажи товаров, продукции, работ и услуг в рассматриваемый период увеличилась на 7,6 % или на 174022 тыс. руб. Увеличение данного показателя можно объяснить активной деятельностью в области продаж: организация нанимает на работу менеджеров по продажам, обучает их. Также организация внедряет новые технологии, предлагая своим клиентам новый спектр услуг, например цифровое вещание. Основным источником прироста доходов стали услуги предоставления доступа к сети Интернет, доходы от местной телефонной связи, включая плату за установку и подключение, предоставление местных соединений, доходы от услуг междугородных и международных телефонных соединений, услуги сотовой связи.
Произошло увеличение расходов в рассматриваемый период на 7,2 % или на 125091 тыс. руб. При этом темп роста выручки опережает темп роста расходов на 0,4 %. Поэтому прибыль от продаж в 2011 году по отношению к 2009 году увеличилась на 8,8 % (48909 тыс. руб.)
В целях сокращения издержек в рассматриваемый период были разработаны и реализованы мероприятия по следующим направлениям: реформирование каналов продаж с централизацией функций по дистанционному обслуживанию клиентов; оптимизация процесса закупок; сокращение эксплуатируемых собственных помещений; снижение общеуправленческих (накладных) расходов; снижение затрат на содержание и эксплуатацию сети связи (повышение уровня цифровизации сети связи, процесс централизации системы управления сетями).
Чистая прибыль предприятия в 2009 г. составила 302101 тыс. руб., в 2010 – 328364 тыс. руб. и в 2011 – 417545 тыс. руб., то есть происходило её увеличение. Таким образом, у предприятия с каждым годом оставалось все больше средств после уплаты налогов, сборов, отчислений и других обязательных платежей в бюджет.
Рентабельность продаж в 2011 году по сравнению с 2009 годом увеличилась, темп роста составил 1,2 %. Так как в предприятии темпы роста выручки опережают темпы роста затрат, поэтому рентабельность продаж связана, во-первых, с ростом объемов продаж, во-вторых, с изменением ассортимента продаж.
С помощью показателей фондоотдачи, фондоемкости и фондовооруженности можно определить насколько эффективно используются основные фонды предприятия.
В рассматриваемый период фондоотдача снизилась на 4,9 %. В 2009 году на один рубль имеющихся у организации основных фондов приходилось 0,51 руб. прибыли; а в 2011 году – 0,49 руб. Таким образом, ОПФ предприятия используются не в полной мере.
На увеличение выпуска продукции в 2011 г. повлияли следующие факторы:
Общее влияние двух факторов составляет: 297944,212-125796,95 = 172147,262 тыс. руб. [11].
Фондоемкость в рассматриваемый период увеличилась на 5,1 %. В 2009 г. на один рубль выпущенной продукции приходилось 1,95 руб. основных фондов предприятия, а в 2011 г. – 2,05 руб.
Уменьшение фондоотдачи и увеличение фондоемкости свидетельствуют об ухудшении использования основных фондов предприятия.
Внедрение передовых технологий предоставления услуг с целью увеличения их объема, качества и повышения производительности труда привело к росту ОПФ предприятия, укреплению его материально-технической базы. С каждым годом возрастает доля ОПФ, приходящаяся на одного работающего. Поэтому произошло увеличение фодовооруженности в рассматриваемый период на 29,1 %.
Таким образом, в данном подпункте была дана краткая организационно-экономическая характеристика деятельности Кировского филиала ОАО «Ростелеком» в период с 2009 г. по 2011 г. Можно говорить о том, что организация является прибыльной и развивающейся, показатели свидетельствуют о положительном финансовом результате деятельности Филиала.
2.2. Анализ управленческого персонала Кировского филиала ОАО «Ростелеком»
В Кировском филиале функционирует отдел управления по работе с персоналом, в обязанности которого входит анализ различных статистических показателей, выявление по этим данным определённых закономерностей.
В приложении 5 представлены данные, отражающие численность, состав и структуру работников Кировского филиала ОАО «Ростелеком» [6].
Всех работников предприятия можно разделить на производственный и непроизводственный персонал. К производственному персоналу относятся все рабочие и служащие предприятия. В свою очередь всех служащих подразделяют на руководителей, специалистов и иных служащих.
В 2011 году в Кировском филиале ОАО «Ростелеком» весь персонал составил 2753 человека. Произошло значительное сокращение персонала по сравнению с 2009 годом на 388 человек, это связано с мировым финансово-экономическим кризисом, начавшимся в конце 2008 г., пик которого пришелся на первые месяцы 2009 г., а также с реорганизацией предприятия в 2010 – 2011 г.г.
Численность производственного персонала снизилась на 9,1 % (241 чел.), а непроизводственного – на 29,0 % (147 чел.). Среди производственного персонала основное снижение произошло за счет рабочих – 211 человек.
В структуре работников больший удельный вес занимает производственный персонал – в среднем 85,4 %. Среди производственного персонала больше рабочих, чем служащих, это обусловлено отраслевой принадлежностью предприятия, в организации большинство технических специальностей. При этом с каждым годом возрастает удельный вес служащих в общей численности работников: с 43,2 % в 2009 г. до 48,1 % в 2011 г. (на 4,9 %), и уменьшается удельный вес рабочих: с 40,7 % в 2009 г. до 38,8 % в 2011 г. (на 1,9 %).
Среди служащих в среднем 30,5 % составляют специалисты; 12,1 % - иные служащие и 2,9 % - руководители. Руководители и специалисты составляют управленческий персонал предприятия.
В приложении 6 приведены данные, отражающие движение управленческого персонала Кировского филиала «Ростелеком» в период с 2009 по 2011 г.г. [6].
При определении численности управленческого персонала можно выделить работников, состоящих в списочном составе. В период с 2009 г. по 2011 г. показатели списочной численности, как на начало года, так и на конец года уменьшались на 2,3 % и 1,5 % соответственно. Уменьшилась и среднесписочная численность в целом за период на 1,5 % или на 19 человек, это связано с реорганизацией предприятия, с выходом на пенсию ряда сотрудников, а также в связи с личными предпочтениями работников (большая удаленность места работы от места жительства и изменение семейного положения).
В 2009 г. высокие показатели по количеству принятых работников – 3 человека, и по количеству уволенных – 17 работников, в этом же году самый высокий коэффициент текучести кадров – 0,008. В последующие годы данный коэффициент снижается, это является положительной тенденцией, так как снижение показателя свидетельствует о сокращении затрат на подбор и отбор персонала, сокращение потерь рабочего времени на подготовку новых рабочих, освоение ими оборудования.
Произошло уменьшение коэффициента оборота по выбытию на 0,007.
Коэффициент оборота по приему в 2010 г. составил 0,002, произошло снижение данного коэффициента по сравнению с 2009 г. на 0,001 и увеличение по сравнению с 2011 г. на 0,002.
Коэффициент восполнения работников в период с 2009 по 2011 г.г. оказался меньше единицы и составил 0,2 , что свидетельствует о сокращении рабочих мест на предприятии.
В приложении 7 представлена таблица, отражающая причины, по которым были расторгнуты трудовые договоры с управленческим персоналом [6]. По собственному желанию за весь период было уволено 19 человек, в связи с выходом на пенсию – 10 человек и в связи с сокращением, по инициативе предприятия – 9 человек.
В приложении 8 даны данные о соотношении мужчин и женщин в управленческом персонале предприятия [6].
В управленческом персонале предприятия больше работников женского пола, в среднем 59,8 %. Работников мужского пола – 40,2 %. При этом наблюдается тенденция увеличения числа мужчин и сокращение числа женщин, занятых управленческой деятельностью.
В Кировском филиале ОАО «Ростелеком» работают сотрудники разного возраста и уровня образования. Данные о возрастном и образовательном составе управленческого персонала организации приведены в приложении 9 и 10 соответственно [6].
Средний возраст управленческого персонала на протяжении всех трёх лет составляет 41 год. Возрастная группа от 40 лет и выше составляет более 50 %. При этом наблюдается тенденция уменьшение численности работников в возрасте от 40 до 50 лет и увеличение в возрасте свыше 50 лет. Не происходит увольнения, сокращения данных работников, потому что они наиболее значимы для организации, имеют большой опыт работы, являются ценными сотрудниками. Пятую часть управленческого персонала занимает возрастная группа от 25 до 30 лет. Увеличилась численность сотрудников в возрасте от 30 до 40 лет. Наименее многочисленная группа в возрасте до 25 лет, она не превышает 7 % всего управленческого персонала. Так как срок обновления управленческого персонала предприятия в среднем составляет 16 лет, то можно говорить о его старении.
Данные таблицы приложения 10 свидетельствуют о высоком уровне образования управленческого персонала. Свыше 95 % сотрудников имеют высшее образование. Существует доля работников, имеющих второе высшее образование, которое распространенно среди руководителей (14,7 %). Уровень подготовки управленческого персонала растет, так как с каждым годом увеличивается количество работников с высшим и со вторым высшим образованием. При этом есть сотрудники, которые имеют неоконченное высшее образование, но наблюдается тенденция их сокращения с 32 человек в 2009 г. до 27 человек в 2011 г.; и есть сотрудники со среднетехническим образование, численность которых также с каждым годом уменьшается. Понимая важность высшего образования, от которого зависит и уровень заработной платы, сотрудники заканчивают высшие учебные заведения, а некоторые получают и второе высшее образование.
Таким образом, в данном подпункте была дана характеристика управленческого персонала Кировского филиала ОАО «Ростелеком». Были рассмотрены и проанализированы показатели численности, состава и структуры всех работников предприятия. Рассмотрены показатели движения управленческого персонала, причины расторжения трудовых договоров. Проанализирован половой, возрастной состав работников филиала, а также уровень их образования.
2.3. Основные составляющие
организации управленческого
Важным элементом организации труда является разделение труда, оно предполагает разграничение деятельности работников в процессе совместного труда, обособление их в самостоятельные виды работ, а также выделение и образование специализированных подразделений, отдельных исполнителей для выполнения однородных работ [13].
Кировский филиал ОАО «Ростелеком»
имеет организационную и
Численность персонала Кировского филиала ОАО «Ростелеком» в 2011 году составила 2753 человека. Для слаженной работы всей организации созданы структурные подразделения, существует функциональное разделение труда. Для каждого структурного подразделения существует положение, в котором четко прописываются задачи, функции, права подразделения, ответственность, определяются взаимоотношения с другими подразделениями предприятия.
Так в Филиале существует Управление по работе с персоналом, которое является самостоятельным структурным подразделением во главе с начальником по работе с персоналом. В рамках данного Управления выделяют два отдела: отдел подбора, развития и кадрового администрирования; отдел планирования и мотивации.
Основные положения отдела подбора, развития и кадрового администрирования:
А также оформление приказов о ежегодных отпусках и заявлений на материальную помощь, оформление командировочных удостоверений и приказов о командировках, предоставление больничных листов, получение прочих документов (справок, копий документов, трудовой книжки).
В данном отделе
работают один руководитель, который
несет ответственность за деятельность
всего отдела, и 12 специалистов, за каждым
из которых закреплены определенные обязанности
в соответствии с должностной инструкцией
и разграничена ответственность, то есть
имеет место быть профессионально-
Информация о работе Организация труда управленческого персонала ОАО "Ростелеком"