Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 16:03, дипломная работа
Рыночные отношения обуславливают объективную необходимость повышение роли бухгалтерского учета в управлении предприятием. Для принятия оперативных и тактических решений по управлению предприятием в условиях постоянно меняющейся рыночной коньюктуры и развивающейся конкуренции товаропроизводителей необходима своевременная достоверная и аналитическая информация.
Содержание
I. Титульный лист
II. Содержание
III. Введение
IV.БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
1.Классификация основных средств
1.1.Понятие объектов основных средств
1.2.Классификация объектов основных средств
1.3.Оценка основных средств
2.Документальное оформление основных средств
2.1.Документальное оформление и аналитический учет поступления основных средств.
2.2.Документальное оформление перемещения основных средств.
2.3.Документальное оформление и аналитический учет выбытия основных средств
3.Учет поступления основных средств
3.1.Приобретение основных средств за плату
3.2.Получение основных средств безвозмездно
3.3.Получение основных средств в качестве вклада в уставный капитал
3.4. Приобретение основных средств по договору мены
3.5. Оприходование основных средств, выявленных при инвентаризации
3.6. Строительство объектов основных средств
3.6.1.Строительство подрядным способом
3.6.2.Строительство хозяйственным способом
4. Амортизация основных средств
4.1.Амортизация основных средств в бухгалтерском учете
4.1.1.Линейный способ
4.1.2.Способ уменьшаемого остатка
4.1.3.Способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования
4.1.4.Способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ)
4.2.Амортизация основных средств в налоговом учете
4.2.1.Понятие амортизируемых основных средств
4.2.2.Линейный метод
4.2.3Нелинейный метод
4.2.4.Применение специальных коэффициентов
5.Ремонт, модернизация, реконструкция и переоценка основных средств
5.1.Ремонт основных средств
5.2.Модернизация, реконструкция основных средств
5.3.Переоценка основных средств
6.Учет выбытия основных средств
6.1. Продажа объектов основных средств
6.2. Безвозмездная передача объектов основных средств
6.3. Передача объектов основных средств инвестиционного характера
6.4. Списание основных средств в случае морального и (или) физического износа
6.5. Ликвидация основных средств при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях
6.6. Списание основных средств в случае недостачи или порчи
7.Инвентаризация ОС.
V. Анализ использования основных средств.
1.Методика факторного анализа показателей эффективности использования основных средств
2.Методика определения резервов увеличения выпуска продукции, фондоотдачи и фондорентабельности
3.Анализ состава и структуры основных фондов.
4.Анализ эффективности использования основных фондов.
5. Пути улучшения использования основных фондов
VI. Налогообложение основных средств
1.НДС
1.1.Приобретение ОС за плату
1.2.Безвоздмездная передача
1.3. Получение основных средств в качестве вклада в уставный капитал
1.4.Приобретение основных средств по договору мены
1.5. Модернизация, реконструкция основных средств
1.6.Продажа объектов основных средств
1.7. Безвозмездная передача объектов основных средств
1.8. Передача объектов основных средств инвестиционного характера
1.9. Списание основных средств в случае морального и (или) физического износа
1.10. Списание основных средств в случае недостачи или порчи
2.Налог на прибыль.
2.1. Приобретение ОС за плату
2.2. Безвозмездная передача
2.3. Получение основных средств в качестве вклада в уставный капитал
2.4. Приобретение основных средств по договору мены
2.5. Ремонт основных средств
2.6. Модернизация, реконструкция основных средств
2.7.Переоценка основных средств
2.8. Продажа объектов основных средств
2.9. Безвозмездная передача объектов основных средств
2.10. Передача объектов основных средств инвестиционного характера
2.11. Списание основных средств в случае морального и (или) физического износа
3.Налог на пользователей автодорог
3.1. Продажа объектов основных средств
3.2. Безвозмездная передача объектов основных средств
3.3. Передача объектов основных средств инвестиционного характера
4. Определение налоговой базы по налогу на имущество предприятий
VII. Заключение
VIII. Список литературы
IX. Приложения
Д-т счета 83 - К-т счета 84 - списана сумма дооценки, относящаяся к выбывшему основному средству.
Согласно Инструкции по применению нового Плана счетов для учета выбытия объектов основных средств к счету 01 "Основные средства" может открываться субсчет "Выбытие основных средств". В дебет этого субсчета переносится стоимость выбывающего объекта, а в кредит - сумма накопленной амортизации. По окончании процедуры выбытия остаточная стоимость объекта списывается со счета 01 на счет 91 "Прочие доходы и расходы".
Рассмотрим подробно порядок бухгалтерского и налогового учета операций по выбытию объектов основных средств в зависимости от причин (оснований) выбытия.
6.1.
Продажа объектов основных
Выбытие основных средств в результате их продажи оформляется актом (накладной) приемки - передачи основных средств (форма N ОС-1), на основании данных которого в бухгалтерии делается соответствующая запись в инвентарной карточке учета основных средств (форма N ОС-6).
Расходы организации, связанные с продажей основных средств, признаются в бухгалтерском учете в составе операционных расходов (п.11 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 33н), которые отражаются по дебету счета 91.
Таким образом, в бухгалтерском учете операции по реализации объекта основных средств отражаются следующими проводками:
Д-т счета 62 - К-т счета 91 - отражена выручка от реализации объекта основных средств;
Д-т счета 91 - К-т счета 68 (76 / "НДС") - начислен НДС со стоимости реализации;
Д-т счета 01 / "Выбытие основных средств" - К-т счета 01 - списана первоначальная (восстановительная) стоимость реализованного объекта основных средств;
Д-т счета 02 - К-т счета 01 / "Выбытие основных средств" - списана сумма начисленной амортизации;
Д-т счета 91 - К-т счета 01 / "Выбытие основных средств" - остаточная стоимость объекта основных средств списана в состав операционных расходов;
Д-т счета 91 - К-т счета 23 (69, 70, другие счета) - в составе операционных расходов отражены прочие расходы, связанные с реализацией объекта основных средств.
6.2.
Безвозмездная передача
Согласно п.99 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств безвозмездная передача объектов основных средств, осуществляемая по договору дарения, оформляется актом (накладной) приемки - передачи основных средств (форма N ОС-1).
На основании акта бухгалтерская служба организации производит соответствующую запись в инвентарной карточке переданного объекта и прилагает указанную карточку к акту (накладной) приемки - передачи основных средств. Об изъятии карточки на выбывший объект делается отметка в документе, открываемом по местонахождению объекта (инвентарной книге).
Списание стоимости
указанных основных средств производится
на основании акта (накладной) приемки
- передачи с приложением договора
дарения и письменного
В бухгалтерском учете организации передача объекта основных средств на безвозмездной основе (по договору дарения) отражается следующими проводками:
Д-т счета 01 / "Выбытие основных средств" - К-т счета 01 - списана первоначальная (восстановительная) стоимость переданного объекта основных средств;
Д-т счета 02 - К-т
счета 01 / "Выбытие основных средств"
- списана сумма начисленной
Д-т счета 91 - К-т счета 01 / "Выбытие основных средств" - остаточная стоимость объекта основных средств списана в состав внереализационных расходов;
Д-т счета 91 - К-т счета 23 (69, 70, другие счета) - в составе внереализационных расходов отражены прочие расходы, связанные с безвозмездной передачей объекта основных средств.
6.3.
Передача объектов основных
Передача объектов основных средств в качестве вклада в уставные капиталы других организаций оформляется актом (накладной) приемки - передачи основных средств (форма N ОС-1).
В соответствии с Инструкцией по применению нового Плана счетов информация о наличии и движении инвестиций в уставные капиталы других организаций должна отражаться на счете 58 "Финансовые вложения".
На практике применяются два подхода.
Первый
подход предполагает оценку вклада на
счете 58 исходя из остаточной стоимости
переданных основных средств с учетом
расходов, связанных с такой передачей.
При применении данного подхода
в бухгалтерском учете организа
Д-т счета 01 / "Выбытие основных средств" - К-т счета 01 - списана первоначальная (восстановительная) стоимость переданного объекта основных средств;
Д-т счета 02 - К-т счета 01 / "Выбытие основных средств" - списана сумма начисленной амортизации;
Д-т счета 58 - К-т счета 01 / "Выбытие основных средств" - отражена сумма вклада, равная остаточной стоимости переданного объекта основных средств.
Второй подход предполагает оценку вклада исходя из стоимости вклада, согласованной сторонами. В бухгалтерском учете организации внесение основных средств в качестве вклада в уставный капитал другой организации в этом случае отражается с использованием счета 91:
Д-т счета 01 / "Выбытие основных средств" - К-т счета 01 - списана первоначальная (восстановительная) стоимость переданного объекта основных средств;
Д-т счета 02 - К-т счета 01 / "Выбытие основных средств" - списана сумма начисленной амортизации;
Д-т счета 91 - К-т счета 01 / "Выбытие основных средств" - отражена остаточная стоимость передаваемого объекта основных средств;
Д-т счета 58 - К-т счета 91 - отражена денежная оценка вклада, согласованная сторонами.
На
счете 91 выявляется финансовый результат
(прибыль или убыток), который
в бухгалтерском учете
Поскольку даже
специалисты из Минфина России не
могут выработать единого подхода
к отражению в учете
6.4.
Списание основных средств в
случае морального и (или)
Порядок списания с баланса объектов основных средств по причине морального и (или) физического износа регулируется п.п.94 - 97 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств.
Для определения целесообразности и непригодности объектов основных средств к дальнейшему использованию, невозможности или неэффективности его восстановления, а также для оформления документации на списание указанных объектов в организации (если наличие основных средств является существенным) приказом руководителя может быть создана постоянно действующая комиссия, в состав которой входят соответствующие должностные лица, в том числе главный бухгалтер (бухгалтер) и лица, на которых возложена ответственность за сохранность основных средств. Для участия в работе комиссии могут приглашаться представители соответствующих инспекций.
Результаты принятого комиссией решения оформляются актом на списание основных средств (форма N ОС-4) или актом на списание автотранспортных средств (форма N ОС-4а) с указанием данных, характеризующих объект (дата принятия объекта к бухгалтерскому учету, год изготовления или постройки, время ввода в эксплуатацию, срок полезного использования, первоначальная стоимость и сумма начисленной амортизации по данным бухгалтерского учета, проведенные ремонты, причины выбытия с обоснованием причин нецелесообразности использования и невозможности восстановления, состояние основных частей, деталей, узлов, конструктивных элементов). Акт утверждается руководителем организации.
Детали, узлы и агрегаты разобранного и демонтированного оборудования, пригодные для ремонта других объектов основных средств, а также другие материалы приходуются как лом или утиль по рыночной стоимости, а непригодные детали и материалы приходуются как вторичное сырье и отражаются по дебету счета учета материалов в корреспонденции со счетом учета финансовых результатов.
На основании оформленных актов на списание основных средств или на списание автотранспортных средств, переданных бухгалтерской службе организации, в инвентарной карточке (инвентарной книге) производится отметка о выбытии объекта. Соответствующие записи о выбытии объекта основных средств производятся в документе, открываемом по месту его нахождения.
В бухгалтерском учете при списании объекта основных средств делаются следующие проводки:
Д-т счета 01 / "Выбытие основных средств" - К-т счета 01 - списана первоначальная (восстановительная) стоимость списываемого объекта основных средств;
Д-т счета 02 - К-т счета 01 / "Выбытие основных средств" - списана сумма начисленной амортизации;
Д-т счета 91 - К-т счета 01 / "Выбытие основных средств" - остаточная стоимость списываемого объекта основных средств включается в состав внереализационных расходов (п.75 Методических рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации);
Д-т счета 91 - К-т счета 23 (69, 70, другие счета) - затраты, связанные со списанием объекта основных средств, отражены в составе прочих внереализационных расходов;
Д-т счета 10 - К-т счета 91 - приняты к учету материальные ценности, оставшиеся от списания объекта основных средств, в оценке по рыночной стоимости.
6.5. Ликвидация основных средств при авариях,
стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях
Порядок списания в бухгалтерском учете основных средств в случае аварий, стихийных бедствий и в иных чрезвычайных ситуациях в целом аналогичен списанию при моральном и физическом износе основных средств.
Отличие заключается в том, что расходы, связанные со списанием основных средств, включая их остаточную стоимость, учитываются в составе чрезвычайных расходов, отражаемых в установленном порядке на счете 99 "Прибыли и убытки" (п.13 ПБУ 10/99, п.75 Методических рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации).
Доходы в виде материальных ценностей, оставшихся после списания основных средств, а также доходы в виде сумм страхового возмещения (сумм возмещения убытков и ущерба) включаются в состав чрезвычайных доходов и отражаются по кредиту счета 99 (п.9 ПБУ 9/99).
6.6. Списание основных средств в случае недостачи или порчи
В бухгалтерском учете списание основных средств в случае недостачи или порчи отражается с использованием счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" следующими проводками (см. Инструкцию по применению Плана счетов):
Д-т счета 01 / "Выбытие основных средств" - К-т счета 01 - списана первоначальная (восстановительная) стоимость объекта основных средств;
Д-т счета 02 - К-т счета 01 / "Выбытие основных средств" - списана сумма начисленной амортизации";
Д-т счета 94 - К-т счета 01 / "Выбытие основных средств" - отражена остаточная стоимость недостающих (полностью испорченных) основных средств;
Д-т счета 73 (76) - К-т счета 94 - сумма недостачи (порчи) списана за счет виновного лица (при наличии виновного лица);
Д-т счета 91 - К-т счета 94 - при отсутствии виновных лиц остаточная стоимость недостающего (испорченного) объекта основных средств списана в состав внереализационных расходов.
7.Инвентаризация ОС.
При инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи их полное наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели.
При инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности организации.
Проверяется также наличие документов на земельные участки, водоемы и другие объекты природных ресурсов, находящихся в собственности организации.
При выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам.
Оценка выявленных инвентаризацией неучтенных объектов должна быть произведена с учетом рыночных цен, а износ определен по действительному техническому состоянию объектов с оформлением сведений об оценке и износе соответствующими актами.
Основные средства вносят в описи по наименованиям в соответствии с основным назначением объекта. Если объект подвергся восстановлению, реконструкции, расширению или переоборудованию и вследствие этого изменилось основное его назначение, то его вносят в опись под наименованием, соответствующим новому назначению.
Если комиссией установлено, что работы капитального характера (надстройка этажей, пристройка новых помещений и др.) или частичная ликвидация строений и сооружений (слом отдельных конструктивных элементов) не отражены в бухгалтерском учете, то необходимо по соответствующим документам определить сумму увеличения или снижения балансовой стоимости объекта и привести в описи данные о произведенных изменениях.