Основные закономерности территориальной оганизации Росиии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 15:05, курсовая работа

Описание работы

Современные научные методы исследования в области размещения производительных сил характеризуются преимущественным развитием отраслевого подхода, который в качестве объекта рассматривает отдельную отрасль. Отраслевой анализ отличается значительной разработанностью и в настоящее время в большей степени влияет на принятие решений

Содержание работы

1. Вопрос № 1 Научные методы территориальной организации хозяйства …………………………………………………………………….........стр.3
2. Вопрос № 2 Отраслевая структура промышленности Российской Федерации…………………………………………………………….стр.17
3. Вопрос № 3 Интеграционные процессы в современном мире и их география...……………………………………………………………стр.22
4. Список использованной литературы………………………………..стр.32
Вопрос №1 НАУЧНЫЕ МЕТОДЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ

Файлы: 1 файл

рег эк-ка.docx

— 82.07 Кб (Скачать файл)

Экономическая интеграция есть результат углубления процессов  интернационализации, доведение их до уровня интеграции. Транснациональные  корпорации и современная технологическая  революция в громадной степени  усиливают действие переплетающихся  факторов хозяйственной жизни во всем мире. Главный участник интеграционного  процесса как следствие интернационализации  экономики мира - крупный частный  капитал развитых стран мир. В  настоящее время этот процесс  отчетливо прослеживается в трех крупных регионах: в Западной Европе, Северной Америке и в районе Тихоокеанского бассейна (Япония-Австралия; США-Канада-Мексика; страны АСЕАН). С одной стороны, происходит нарастание глобального процесса интернационализации  хозяйственной жизни, а с другой - экономическое сближение стран  на региональной основе приобретает  форму экономической интеграции.

Региональная интеграция, вырастающая на базе интернационализации  производства и капитала, в то же время выражает определенную дивергенцию  в системе мирового рынка, то есть параллельную тенденцию, развивающуюся  рядом с более глобальной. Она  представляет собой если не отрицание  глобального характера мирового рынка, тем не менее, в определенной мере попытку замкнуть его в рамках группы развитых государств-лидеров. Речь идет о качественном сдвиге, обусловленном, с одной стороны, растущими экономическими потребностями к хозяйственному сближению разных стран, с другой - всеохватывающим характером углубления противоречий в рамках мировой системы. Выход из этих противоречий, как  и задачи, диктуемые ускорением интернационализации  национальных хозяйственных комплексов, современное рыночное хозяйство  стремится решить через посредство региональной экономической интеграции.

В рамках регионального комплекса  интересов национализируются и  интегрируются уже не только первая и третья фазы кругооборота общественного  капитала участвующих в интеграции стран, протекающие в сфере обращения, но его вторая - центральная фаза, то есть самовоспроизводство, сам технологический  процесс создания товара. В результате происходит "переплетение кругооборота совокупных национальных капиталов  в целом. Здесь пролегает основной рубеж, отделяющий интеграцию от доинтеграционных форм интернационализации хозяйственной  жизни" .

Но в то же время и  само понятие "интеграция" как  экономическая категория все  еще имеет довольно абстрактный  характер, поскольку нигде в мире не произошел процесс полной интеграции, завершившийся объединением. Поэтому  интеграция - это процесс объединения, но еще не само объединение.

Западноевропейский, наиболее "классический" вариант региональной экономической интеграции, представляет собой Европейское экономическое  сообщество (ЕЭС) - "Общий рынок", с 1992 года- Европейский Союз (ЕС). Созданию ЕЭС в 1957 г. предшествовало образование  Европейского объединения угля и  стали (ЕОУС) - международной государственной  организации, объединяющей каменноугольную, железорудную и металлургическую промышленности Франции, Италии, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга и "Евратом", организацию, объединившую усилия группы стран для  разработки и использования в  мирных целях атомную энергию. В  марте 1957 г. эти страны ("шестерка") подписали Римский договор, вступивший в силу в 1958 г., о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС). Цель ЕЭС - постепенное устранение всех ограничений  в торговле между странами-участницами, установление общего таможенного тарифа в торговле с третьими странами, ликвидация ограничений для свободного передвижения людей, капиталов и  услуг, разработка и проведение общей  политики в области транспорта, сельского  хозяйства, создание валютного союза, унификация налоговой системы, сближение  законодательства, разработка принципов  согласованной экономической политики. В целях претворения в жизнь  этих установок была создана сложная  и разветвленная организация, институциональная  структура - Совет министров ЕЭС, Комиссия европейских сообществ (КЕС), Европейский совет, каждый из которых, в свою очередь, сформировал многочисленные организации и учреждения. Были созданы  также Европейский суд и Европейский  парламент с целью обеспечить постепенный переход к политической интеграции.

Особенностью  западноевропейской интеграции является ее институционализация - она осуществляется в условиях пнонерной роли государств, правительств, создающих влиятельные  международно-государственные институции с исполнительно-координационными функциями. Таким образом, интеграционный процесс подталкивается согласованной политикой его участников.

На первом этапе "европейского строительства" был создан Таможенный союз, предполагающий ликвидацию торговых ограничений во взаимной торговле стран- участниц ЕЭС; был установлен единый таможенный тариф по отношению к

третьим странам; достигнута свобода передвижения инвестиций, кредитов, денежных переводов, обеспечена свободная  миграция рабочей силы; разработан целый комплекс программ экономической  политики; предприняты шаги по унификации налогового обложения.

Все это обеспечило ускорение  промышленный интеграции. В дополнение к этому предпринимались неоднократные  попытки к ускорению аграрной интеграции в форме установления коллективного протекционизма через  деятельность сельскохозяйственного  фонда и установление компенсационных  сборов. Создана европейская валютная система (ЕВС). Все эти меры вели к  углублению экономической интеграции и одновременно к расширению ее зон  интеграции путем вовлечения в ЕЭС  все новых стран.

После вступления в ЕЭС  Испании и Португалии "Общий  рынок" насчитывает уже 12 членов.Соглашения об ассоциации с сообшеством заключили  Австрия, Швейцария, Исландия, Финляндия, Норвегия, Швеция, Турция. Создана система "особых отношений" ЕЭС с более  чем 60 развивающимися странами Африки, Карибского бассейна и Тихого океана (страны АКТ).

Маастрихтские соглашения 1992 г. означают качественно новый этап в развитии западноевропейской интеграции, поскольку ставятся задачи сближения  стран на микроуровне, ликвидации множества  налоговых, таможенных и иных барьеров, продолжающих играть сдерживающую роль в углублении интеграции. Еще раз  проявилась активная регулирующая роль западноевропейских государств.

Маастрихтские соглашения, заключенные в 1992 году в результате длительного экономического, а затем  и политического сближения западноевропейских стран, свидетельствуют о завершении третьего этапа эволюции ЕЭС.

Приблизительная периодизация этого процесса такова: 1969-1971 гг., 1971-1986 гг., 1986-1992 гг. Процесс ратификации  Единого европейского акта, в сущности означал, что договор вступит  в силу во второй половине 1987 г., когда  в ЕС с новой силой разгорелся спор о бюджете Сообщества, размерах вклада участниками, ее направленности и т.д. Проблема во многом была решена на специальной февральской встрече  лидеров стран 1988 г. и с этого  периода идея создания Единого европейского рынка получила серьезное доверие  не только политиков, но и предпринимателей и широкой общественности Западной Европы. К 1989 г. дебаты о Едином рынке  переместились из области юридической  в область реального воплощения накопленного массива законов в  жизнь. Таким образом, было положено начало формировании повестки дня Маастрихтской  встречи в 1992 году. В этой связи  заслуживают внимания два момента:

1. 1987-1988 гг.-страны Европейской  ассоциации свободной торговли (ЕАСТ) подвергли свои отношения с  ЕС пересмотру, что привело к  переговорам о создании единой  Европейской экономической зоны, в которую бы входили государства-члены  и ЕАСТ, и ЕЭС.

2. Апрель 1989 г. - принято решение  ЕЭС об основании Комитета  Делора по экономическому и  Валютному Союзу, через десять  месяцев принявший трехступеньчатую  программу этого Союза, которая  позднее была одобрена на Мадридской  встрече ЕЭС.

Такие темпы сближения  позиций стран ЕЭС, безусловно, насторожили  Японию и США, однако с падением в 1989 г. Берлинской стены, приходом новых  политиков и новых режимов  к власти в Восточной Европе, ЕЭС  приобретает новое измерение, и  официальный Вашингтон вынужден был признать это, в то же время  заявляя о своих особых отношениях к Бонну и Брюсселю (особые отношения  с Великобританией традиционны).

Таким образом, "Договор  Союза", заключенный в декабре 1991 года в Маастрихте (Нидерланды), подводил черту под всеохватывающим перераспределением целей и задач ЕЭС за все 40 лет  его существования .

Маастрихстские соглашения предоставляли Союзу следующие  важные функции:

- создание и управление  единой валютой;

- координация, контроль  и (где это будет уместно)  усиление единой экономической  политики, в особенности касающейся  бюджетных дел;

- основание и защита  Единого рынка, основанного на  принципе свободной и справедливой  конкуренции;

- поддержание равенства  (и где это будет возможно) перераспределение  средств между богатыми и бедными  регионам;

- поддержание законности  и правопорядка:

- признание и развитие  фундаментальных прав отдельных  граждан;

- управление единой внешней  политикой, охватывающей всю область  иностранных дел и политики  безопасности, включая формирование  общей оборонной политики, что,  возможно приведет в будущем  к общей обороне бывшего Союза  .

С экономической точки  зрения наиболее важными являются положения  Договора, в которых говорится  о дополнительных процедурах, направленных на консолидацию Единого рынка, в  частности, о создании валютного  союза. Наиболее существенные элементы этого союза включают:

- продвижение к всеохватывающему  валютному союзу большинства  стран-членов к началу 1997 года  или же меньшинства, отвечающего  определенным критериям, к 1999 году;

- определение критерия  вступления в валютный союз  с целью безусловного выполнения  обязательств по отношению к  стабильности цен;

- создание европейского  центрального банка со статусом, гарантирующим его независимость.

Процесс одобрения Маастрихтских  соглашений был нелегок и противоречив. Например, во Франции в ходе референдума  по Маастрихту многие голосовали против из-за своего неприятия единого сельскохозяйственного  курса ЕС, который был инициирован  бюджетным сдерживанием внутри самого Сообщества и не имел ничего общего с самими соглашениями. Датчане высказались  за присоединение к Договору только на втором референдуме, причем Дания  приобрела особый статус, который, в  частности, позволяет ей не принимать  участия в общей политике в  области обеспечения безопасности и в создании единой валюты; к  тому же ЕС признал право Фарерских  островов (датское владение) не участвовать  в соглашениях. Германские и британские законодатели ратифицировали соглашение в результате бурных дебатов .

Возражения  против Маастрихтских соглашений выявили  три основные проблемы. Во-первых, они  показали сложность происходящего  интеграционного процесса. Во-вторых, оказывая влияние на финансовые рынки, они продемонстрировали просчеты в  политическом курсе, целью которого являлся финансово-экономический  союз, а также несовершенство европейской  финансовой системы. В-третьих, обнажилось очередное существенное расхождение  между ведущими партнерами по Сообществу, одновременно являющимися членами  семерки индустриально развитых держав, - т.е. между Великобританией, Францией, Германией и Италией.

Но так, или иначе, Западная Европа сделала существенный шаг  к экономической и политической интеграции и в какой-то форме  Маастрихт сформировал как реальность западноевропейскую конфедерацию, хотя в силу разных причин это понятие  не используется.

Но это реальность, какими бы трудными ни были будущие действия ее участников - Западная Европа - это  конфедеративное сообщество государств, имеющее и единый парламент, и  единое правительство и неформально - даже объединенное гражданство, наряду с национальным гражданством; единую экономическую и социальную политику, координирующее внешнеполитическую деятельность всех своих участников.

Своеобразно протекает региональный интеграционный процесс между США  и Канадой. Прежде всего интеграция в Северной Америке развивается  на частно-корпоративной основе, в  то время как в Западной Европе это развитие базируется на государственно-корпоративной  основе, путем создания наднациональных  институтов (отсюда - определение интеграции как институциональной). Основа такой  специфики в регионе Северной Америки - высокий уровень взаимопереплетения и взаимопроникновения капиталов  двух стран, интегрирующих две национальные экономики в единый народнохозяйственный комплекс. Здесь, например, давно 

существует свободный  режим движения капиталов между  двумя странами, свободная миграция населения- рабочей силы. Поскольку  характер и направления интеграции с самого начала определяли мощные американские корпорации и их канадские  филиалы, превратившиеся в послевоенные десятилетия в ТНК, они вполне обходились без сложного и громоздкого  наднационального механизма, регулирующего  интеграционный процесс. Преобладающая  роль ТНК в континентальной экономической  интеграции неоспорима, как и очевидный  выигрыш от этого крупного бизнеса  США. Американские корпорации еще с 60-х годов стремились расширить  двустороннюю интеграцию, сделав ее трехсторонней, то есть континентальной, за счет "включения" Мексики.

В 1992 г. эта долгосрочная задача была достигнута - был подписан договор, который призван в будущем  объединить США, Канаду и Мексику  в общий североамериканский рынок (НАФТА) с населением в 1997 г. порядка 410 млн человек. Договор предусматривает  постепенное снижение и к концу  столетия полную ликвидацию таможенных ограничений во взаимной торговле. Но и до возникновения НАФТА эта  торговля, либерализированная на двустороннем уровне, шла очень интенсивно. Канада - первый, а Мексика - третий по значению рынок для США (на втором месте-Япония). Особенно бурно прогрессируют экономические  связи между США и Мексикой: в 80-90-е годы, например, с 1987 по 1997 годы американский экспорт в соседнюю страну рос в среднем на 23% в  год. В 1992 году Мексика стала вторым по значению потребителем промышленных товаров из США. Идет своего рода процесс "выравнивания" взаимопроникновения  крупного капитала на всей территории североамериканского континента. В  этом смысле континент в целом  становится одним из трех экономических  центров, способным абсолютно доминировать над двумя другими центрами силы (Западной Европой и Японией).

Информация о работе Основные закономерности территориальной оганизации Росиии