Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 15:05, курсовая работа
Современные научные методы исследования в области размещения производительных сил характеризуются преимущественным развитием отраслевого подхода, который в качестве объекта рассматривает отдельную отрасль. Отраслевой анализ отличается значительной разработанностью и в настоящее время в большей степени влияет на принятие решений
1. Вопрос № 1 Научные методы территориальной организации хозяйства …………………………………………………………………….........стр.3
2. Вопрос № 2 Отраслевая структура промышленности Российской Федерации…………………………………………………………….стр.17
3. Вопрос № 3 Интеграционные процессы в современном мире и их география...……………………………………………………………стр.22
4. Список использованной литературы………………………………..стр.32
Вопрос №1 НАУЧНЫЕ МЕТОДЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ
Неоднородность мира проявляется и в следующих данных: всего лишь 358 миллиардеров владеют таким же богатством, как и 2,5 миллиарда человек, вместе взятые, почти половина населения Земли.
Приводятся данные, что
от глобализации в конечном итоге
выигрывает лишь 14,5% живущих в западном
мире, в то время как остаются
практически не затронутыми ею такие
массивы, как Китай, Индия, Юго-Восточная
Азия и Латинская Америка. Образуются
также «черные дыры» в
Учитывая неравномерность
распределения преимуществ
В условиях глобализации возможно проявление разрушительного влияния центробежных сил, связанных с этим процессом, что может привести к разрыву традиционных связей внутри
страны, деградации неконкурентоспособных производств, обострению социальных проблем, агрессивному проникновению чуждых данному обществу идей, ценностей, моделей оведения. В качестве проблем, потенциально способных вызвать негативные последствия от глобализационных процессов во всех странах, можно назвать:
неравномерность распределения преимуществ от глобализации в разрезе отдельных отраслей национальной экономики;
возможная деиндустриализация национальных экономик;
возможность перехода контроля над экономикой отдельных стран от суверенных правительств в другие руки, в том числе к более сильным государствам, ТНК или международным организациям;
возможная дестабилизация финансовой сферы, потенциальная региональная или глобальная нестабильность из-за взаимозависимости национальных экономик на мировом уровне. Локальные экономические колебания или кризисы в одной стране могут иметь региональные или даже глобальные последствия.
Наиболее болезненные
последствия глобализации могут
ощутить на себе менее развитые страны,
относящиеся к так называемой
мировой периферии. Основная масса
из них, участвуя в интернационализации
в качестве поставщиков сырья
и производителей трудоемкой продукции
(а некоторые из них -- поставщиков
деталей и узлов для
Глобализация для таких стран порождает, помимо вышеперечисленных, и еще множество других проблем:
увеличение технологического отставания от развитых стран;
рост социально-экономического
расслоения, маргинализацию (т.е. разрушение
государственного общества, представляющее
собой процесс распада
· обнищание основной массы населения;
· усиление зависимости менее развитых стран от стабильности и нормального функционирования мирохозяйственной системы;
· ограничение ТНК способности государств проводить национально ориентированную экономическую политику;
· рост внешнего долга, прежде всего международным финансовым организациям, который препятствует дальнейшему прогрессу.
Что же в конечном счете глобализация несет странам -- угрозу или новые возможности? Однозначно ответить на этот вопрос практически невозможно, ведь баланс позитивных и негативных последствий постоянно изменяется. Однако «реальность состоит в том, что глобализация представляет объективное и совершенно неизбежное явление современности, которое можно притормозить средствами экономической политики (что и происходит в ряде случаев), но нельзя остановить или «отменить», ибо таково императивное требование современного общества и научно-технического прогресса».
На современном этапе
происходят глубокие изменения во всей
системе международных
Современная глобализация мировой экономики выражается в следующих процессах:
Список использованной литературы:
1. Мудрова Л.И.,
Арламов Е.А. Экономическая
2. Экономическая география России: Учебник /Под общ. Ред. Акад. В.И.Видяпина.-М:ИНФРА-М, Российская экономическая академия,1999-533 с. -(Высшее образование).
3. Дружинин А.Г.,Житников
В.Г. География (экономическая,
4. Желтиков В.П. Экономическая география для студентов вузов. Ростов н/Д: Феникс, 2004,-288 с.
5. Мировая экономика. Москва.1995. Из-во “АНКИЛ”. Под редакцией В.К. Ломакина.
6. Сорокин В.
Европейская интеграция и
7. Экономическая энциклопедия/Гл. ред. Л.И.Абалкин. -- М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1999, С. 243.
8. Максаковский
В.П. Экономическая и
Просвещение,2005-400с.
9. Мировая экономика:
введение во
Таблица 1
Этапы интеграционного процесса
§ Снижение тарифных
и иных барьеров во взаимной торговле § Сохранение национальных
тарифов в отношении третьих
стран § Межгосударственные органы управления не создаются |
I. Преференциальное торговое соглашение (Preferential trade agreement) |
II. Зона свободной торговли (Free trade zone) |
III. Таможенный союз(Customs union) |
IV. Общий рынок (Common market) |
V. Экономии-ческий союз (Economic union) |
VI. Полити-ческий союз (Political union) |
|
§ Отмена тарифных и нетарифных барьеров во взаимной торговле § Свобода межстранового движения товаров и услуг § Небольшой межгосударствен-ный секретариат |
§ Единое тарифное и нетарифное регулирование в отношении третьих стран § Межгосударственный совет на уровне министров и секретариат |
§ Свобода движения факторов производства § Встречи глав государств, совет министров, секретариат |
§ Гармонизация экономической политики § Межгосударственный орган с функцией наднациональ-ного регули-рования |
||||
Источник: [3]
Таблица 4
Уровень развития интеграционных объединений
Уровень интеграции (поставленные цели) |
Название, год создания |
Страны-члены и организации |
|
Соглашения об экономическом и торговом сотрудничестве |
Соглашение о сотрудничестве и партнерстве между ЕС и странами бывшего СССР, EU -- FSU (Cooperation and Partnership Agreements), 1994 |
ЕС, Беларусь, Казахстан, Россия, Украина |
|
Соглашения об ассоциации с ЕС (EU Association Agreements), 1991-1995 |
Болгария, Чехия, Венгрия, Польша, Румыния, Словакия, Эстония, Латвия, Литва, Словения |
||
Инициатива «Предприятие для всей Америки» (Enterprise for the American Initiative --EAI), 1990 |
США, большинство латиноамериканских и центральноамериканских государств |
||
Зоны свободной торговли (ЗСТ) |
Европейская ассоциация свободной торговли -- EACT (European Free Trade Association -- EFTA), 1960 |
Австрия, Финляндия, Исландия, Лихтенштейн, Норвегия, Швеция |
|
Европейская экономическая зона (European Economic Area -- EEA), 1994 |
Страны ЕС, Исландия, Лихтенштейн |
||
Балтийская ЗСТ (Baltic FTA), 1993 |
Эстония, Латвия, Литва |
||
Центральноевропейская ЗСТ (Central European FTA), 1992 |
Чехия, Венгрия, Польша, Словакия |
||
Североамериканская ЗСТ (North American Free Trade Agreement -- NAFTA), 1994 |
Канада, Мексика, США |
||
Соглашение о свободной торговле стран АСЕАН (ASEAN Free trade Agreement -- AFTA), 1992 |
Бруней, Индонезия, Малайзия, Филиппины, Сингапур, Таиланд |
||
Австралийско-новозеландское торговое соглашение об углублении экономических связей (Australia -- New Zealand Closer Economic Relations Trade Agreement -- ANZCERTA), 1983 |
Австралия, Новая Зеландия |
||
Бангкокское соглашение (Bangkok Agreement), 1993 |
Бангладеш, Индия, Республика Корея Лаос, Шри-Ланка |
||
Таможенный союз (ТЗ) |
Ассоциация ЕС с Турцией (Turkey Association Agreement -- EU), 1963 |
ЕС, Турция |
|
Арабский общий рынок (Arab Common Market -- ACM), 1964 |
Египет, Ирак, Иордания, Ливия, Мавритания, Сирия, Йемен |
||
Центральноамериканский общий рынок (Central American Common Market --CACM), 1961 |
Коста-Рика, Сальвадор, Гватемала, Гондурас, Никарагуа |
||
ЗСТ между Колумбией, Эквадором и Венесуэлой (Colombia, Ecuador, Venezuela -- FTA), 1992 |
Колумбия, Эквадор, Венесуэла |
||
Организация восточно-карибских государств (Organization of East Caribbean States), 1991 |
Антигуа и Барбуда, Доминика, Гренада, Монтсеррат, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины |
||
Общий рынок |
Совет сотрудничества арабских стран Персидского залива (The Gulf Cooperation Council), 1981 |
Бахрейн, Кувейт, Оман, Катар, Саудовская Аравия, ОАЭ |
|
Андский общий рынок (Andean Common Market, Andean Pact), 1990 |
Боливия, Колумбия, Эквадор, Перe, Венесуэла |
||
Латиноамериканская |
Аргентина, Боливия, Бразилия, Чили, Колумбия, Эквадор, Мексика, Перу, Уругвай, Венесуэла |
||
Общий рынок южного конуса -- МЕРКОСУР (Southern Cone Common Market -- MERCOSUR), 1991 |
Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай |
||
Карибское сообщество и Карибский общий рынок -- КАРИКОМ (Caribbean Community Market -- CARICOM), 1973 |
Антигуа и Барбуда, Багамские о-ва, Барбадос, Белиз, Доминика, Гренада, Гайана, Ямайка, Монтсеррат, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины. Тринидад и Тобаго |
||
Экономические союзы (ЭС) |
Европейские сообщества, (European Communities --EC),1957, позже Европейский союз (European Union -- EU), 1993 |
Австрия, Бельгия, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Объединенное Королевство, Польша, Португалия, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция, Эстония |
|
Экономический союз -- Бенилюкс (Belgium, Netherlands, Luxemburg Economic Union --BENILUX), 1948 |
Бельгия, Нидерланды, Люксембург |
||
Содружество независимых государств --СНГ (Commonwealth of Independent States), 1992 |
Армения, Азербайджан, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Украина, Узбекистан |
Информация о работе Основные закономерности территориальной оганизации Росиии