Основные закономерности территориальной оганизации Росиии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 15:05, курсовая работа

Описание работы

Современные научные методы исследования в области размещения производительных сил характеризуются преимущественным развитием отраслевого подхода, который в качестве объекта рассматривает отдельную отрасль. Отраслевой анализ отличается значительной разработанностью и в настоящее время в большей степени влияет на принятие решений

Содержание работы

1. Вопрос № 1 Научные методы территориальной организации хозяйства …………………………………………………………………….........стр.3
2. Вопрос № 2 Отраслевая структура промышленности Российской Федерации…………………………………………………………….стр.17
3. Вопрос № 3 Интеграционные процессы в современном мире и их география...……………………………………………………………стр.22
4. Список использованной литературы………………………………..стр.32
Вопрос №1 НАУЧНЫЕ МЕТОДЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ

Файлы: 1 файл

рег эк-ка.docx

— 82.07 Кб (Скачать файл)

Американские экономисты моделируют создание самодостаточного панамериканского торгового блока  протяженностью от Аляски до Огненной Земли. Интерес к Латинской Америке  подкрепляет то обстоятельство, что  именно страны в Южном полушарии  демонстрируют самые высокие  темпы экономического роста и, по прогнозам, сохранят эти темпы в  ближайшие годы. Экономический рост в 1992- 1998 гг. предполагается примерно 9 процентов . Экспансия в южном  направлении вовсе не означает снижение активности США на других рынках. Крупнейший в мире экспортер (598 млрд долларов в 1991 г.), США после нескольких лет  относительного спада восстанавливает  свою конкурентоспособность. Этому  помогли снижение курса доллара (почти на треть с 1985 года) , улучшение  качества товаров, некоторое снижение традиционной дороговизны рабочей  силы и радикальные перемены в  мышлении американских менеджеров. Если их старшее поколение направляло основные усилия на обширный внутренний рынок, принижая значение экспортного  фактора, то теперь внимание товаропроизводителей все больше обращено к внешнему рынку. Например, такие гиганты, как "Дженерал электрик", "Боинг", "Дженерал моторс" и многие другие корпорации, более трети своих доходов  зарабатывают за пределами США.

Европейский центр силы имеет  ту особенность, что он представляет собой неоднородное государственное  целое, не имеющее пока ни единой государственности, ни единой (жестко согласованной) ориентации хозяйственной политики, хотя усилия в этом направлении предпринимаются энергичными структурами ЕЭС. Совокупный потенциал Европы - это около 400 млн. человек; в середине 80-х годов на него приходилось 40% мировой торговли. Несмотря на весьма активно происходящие интеграционные процессы в рамках самого Европейского сообщества (включает ЕС и ЕВРАТОМ с населением более 350 млн.человек), оно, в свою очередь, углубляет связи и с шестью странами ЕАСТ (с населением около 40 млн. человек). При имеющихся противоречиях интересов национальных группировок европейского капитала, они все сильнее чувствовали невыгодность существования раздробленных рынков, не позволявших полностью использовать преимущества высокой концентрации производства и мощный потенциал, способный действовать на емком объединенном западноевропейском континенте. Таким образом идея "Соединенных Штатов Европы" оказалась вполне реалистичной и отнюдь не абсолютно реакционной, каковой она выглядела в начале века. Этот процесс объективен, а объективное трудно причислять однозначно к реакционному, консервативному, несмотря на возможности разной трактовки этого явления.

Гетерогенность европейского центра преодолевается комплексными интеграционными  мероприятиями, включающими экономическую, социальную и политическую деятельность в рамках ЕЭС. Во второй половине 80-х  годов его институты оказывали  целенаправленное влияние на интеграционные процессы, стремясь создать условия  для расширения внутреннего рынка, позволяющего свободное движение товара, людей, услуг и капитала. Для решения  этих задач разрабатывается главное  направление экономической стратегии  европейского центра рыночной экономики  на период до полной интеграции. Это  реально позволяет создать сильный  экономический международный комплекс, экономическое и политическое влияние  которого намного превышает возможности  отдельных государств, удачно сочетающий централизм и автономию и не ущемляющий национальное достоинство членов сообщества.

Характер интеграционного  процесса в рамках ЕЭС на протяжении ряда лет складывался как следствие  координации хозяйственной политики. Речь идет прежде всего о совместной сельскохозяйственной политике, а также  различного рода торгово-политических решений по отношению к третьим  странам (к СССР-СНГ, Балтии, РС и  т.д.). При этом принятию решения предшествует сложный и трудный путь к консенсусу, отражающий в компромиссном виде сочетание единичных и общих  интересов правительств стран - членов ЕЭС. В ЕС доминируют решения межгосударственного  координационного характера, что происходит по мере повышения роли национальных политико-экономических приоритетов  и интересов небольших групп  стран (особенно ФРГ, отчасти -Франции, Великобритании). Поэтому суть происходящего  в ЕС интеграционного процесса нельзя интерпретировать однозначно, как жестко надгосударственный механизм вынесения  решений. Хотя элементы надгосударственности в процессе развития и углубления интеграции развиваются и расширяются. Можно сказать, что ЕС в настоящее  время с точки зрения содержательной, представляет собой конфедерацию европейских  государств, в которой элемент  сотрудничества и межгосударственной координации комбинируется с  некоторыми надгосударственными решениями. При этом решающие аспекты экономического и политического суверенитета продолжают оставаться в компетенции национальных государств. Исключение составляет внешнеторговая политика, которая перешла в ведение  Комиссии европейских сообществ  ЕЭС. Однако эта комиссия фактически не имеет право "навязывать" свои представления отдельным странам - членам ЕС. Без их мандата она, например, не может открыть даже очередного заседания.

Единый Европейский акт. Хотя ЕС продолжает оставаться сообществом  самостоятельных государств, правда, со значительной интенсивностью межгосударственной координации, его страны выступают  объектами высокого уровня координационного воздействия в плане осуществления  экономического (и политического) курса. Знаменателен в этом плане ратифицированный в 1987 г. Единый европейский акт. Он имеет  своей задачей в институционально-правовой форме координировать достигнутую  ступень интеграционных институтов, в том числе Европейский парламент  и Европейское политическое сотрудничество, в которых определена важнейшая  задача по координации внешней политики стран ЕС. Этот документ дополняет  первоначальную договорную основу 50-х  годов, придает сообществу новую  качественную определенность, поскольку  речь идет о правовом выражении новой  интеграционной реальности и институтов ЕС.

Создание "внутреннего  рынка” в 1993 году. Развитие интеграционного  процесса в рамках ЕС, несомненно, оказывает  решающее влияние на роль европейского центра мировой экономики. Главная  задача заключается в создании действительно  реального "внутреннего рынка" на всей территории 12 стран-членов ЕС, между которыми должны быть ликвидированы  экономические границы (политические границы по сути ликвидированы). Речь идет о разработке концепции весьма сложных процессов преодоления  материальных, технических, административных, а главное, налоговых барьеров. Эти  процессы развиваются, исходя из достигнутой  ступени интеграции, являющейся результатом  непрерывного развития интеграционных процессов на протяжении трех десятилетий. Уже в 1993 г. планировалось устранить  большинство пока еще существующих нетарифных барьеров пограничного контроля (различные нормы, налоговые системы  и т.д.) в условиях свободного передвижения людей, товаров, услуг и капитала - что несомненно устраивает крупные  фирмы всех стран. (Речь идет о реализации маастрихстских соглашений). Им не приходится особенно опасаться обострения конкуренции, что может произойти в случае полного открытия национальных рынков (для фирм "других" стран, вне  ЕС). От реализации "внутреннего рынка" менеджеры и политики интеграционных институтов стран-членов ЕС ожидают  получить все возможные преимущества крупномасштабной экономики континентальных  размеров и преодолеть исторически  возникшую и формировавшуюся  под влиянием государственных границ и социально-культурных традиций западноевропейскую раздробленность.

С 1993 г. 70% правил единого  рынка распространяются и на государства, входящие в Европейскую ассоциацию свободной торговли. Возникнет Европейское  экономическое пространство (ЕЭП) с  огромным хозяйственным и человеческим потенциалом. Однако существуют и опасения, что с расширением Сообщества будет все тоньше становиться  его политическая ткань и будет  затруднено достижение совместных договоренностей. У государств, находящихся за пределами "единой Европы", вызывает настороженность  тот факт, что входящие в нее  страны три четверти своей внешней  торговли осуществляют друг с другом, ЕЭП образует некую самодостаточную  торговую зону, доступ в которую  извне может быть затруднен.

Однако предполагается, что  созданные законодательные и  институциональные механизмы способны справиться с тенденцией к автаркии в ЕС. Программа полной интеграции стран ЕС была опубликована в 1985 г. в  так называемой "Белой книге". В ней содержатся точные сроки  проведения мер, благодаря которым  будут устранены препятствия  на пути передвижения капиталов, услуг, товаров, населения и т. п. Дополнением  к "Белой книге" является Единый европейский акт 1986 г., признавший широкие  полномочия Совета министров Европейского экономического сообщества. Для унификации экономических систем участников ЕС необходимо дальнейшее развитие европейской  валютной системы, единство фискальных и транспортных систем, стандартов и норм, направлений в сельскохозяйственной политике и т. д.

Позитивное значение глобализации трудно переоценить: неизмеримо умножаются возможности человечества, более  полно учитываются все стороны  его жизнедеятельности, создаются  условия для гармонизации. Глобализация мировой экономики создает серьезную  основу решения всеобщих проблем  человечества.

В качестве позитивных последствий (преимуществ) глобализационных процессов можно назвать:

Глобализация способствует углублению специализации и международного разделения труда. В ее условиях более  эффективно распределяются средства и  ресурсы, что в конечном счете  способствует повышению среднего уровня жизни и расширению жизненных  перспектив населения (при более  низких для него затратах).

Важным преимуществом  глобализационных процессов является экономия на масштабах производства, что потенциально может привести к сокращению издержек и снижению цен, а, следовательно, к устойчивому  экономическому росту.

Преимущества глобализации связаны также с выигрышем  от свободной торговли на взаимовыгодной основе, удовлетворяющей все стороны.

Глобализация, усиливая конкуренцию, стимулирует дальнейшее развитие новых  технологий и распространение их среди стран. В ее условиях темпы  роста прямых инвестиций намного  превосходят темпы роста мировой  торговли, что является важнейшим  фактором в трансферте промышленных технологий, образовании транснациональных  компаний, что оказывает непосредственное воздействие на национальные экономики. Преимущества глобализации определяются теми экономическими выгодами, которые  получаются от использования передового научно-технического, технологического и квалификационного уровня ведущих  в соответствующих областях зарубежных стран в других странах, в этих случаях внедрение новых решений  происходит в краткие сроки и  при относительно меньших затратах.

Глобализация способствует обострению международной конкуренции. Подчас утверждается, что глобализация ведет к совершенной конкуренции. На деле речь скорее должна идти о новых  конкурентных сферах и о более  жестком соперничестве на традиционных рынках, которое становится не под  силу отдельному государству или  корпорации. Ведь к внутренним конкурентам присоединяются неограниченные в действиях сильные внешние конкуренты. Глобализационные процессы в мировой экономике выгодны, прежде всего, потребителям, так как конкуренция дает им возможность выбора и снижает цены.

Глобализация может привести к повышению производительности труда в результате рационализации производства на глобальном уровне и  распространения передовых технологий, а также конкурентного давления в пользу непрерывного внедрения  инноваций в мировом масштабе.

Глобализация дает странам  возможность мобилизовать более  значительный объем финансовых ресурсов, поскольку инвесторы могут использовать более широкий финансовый инструментарий на возросшем количестве рынков.

Глобализация создает  серьезную основу для решения  всеобщих проблем человечества, в  первую очередь, экологических, что  обусловлено объединением усилий мирового сообщества, консолидацией ресурсов, координацией действий в различных  сферах.

Конечным результатом  глобализации, как надеются многие специалисты, должно стать всеобщее повышение благосостояния в мире.

Как мы уже отмечали, процессы глобализации в мировой экономике  воспринимаются и оцениваются по-разному. Но по-разному к ним относятся  не только отдельные ученые, специалисты  и эксперты, но и жители разных стран. Глобализационные процессы чаще всего  приветствуются в развитых странах  и вызывают серьезные опасения в  развивающемся мире. Это связано  с тем, что преимущества глобализации распределяются неравномерно. Поэтому  одним из основных вопросов, вызывающих наиболее жаркие дискуссии, является: кто оказывается в выигрыше от глобализации?

Современные глобализационные процессы развертываются, прежде всего, между промышленно развитыми  странами и лишь во вторую очередь  охватывают развивающиеся страны. Глобализация укрепляет позиции первой группы стран, дает им дополнительные преимущества. В то же время развертывание процессов  глобализации в рамках современного

международного разделения труда грозит заморозить нынешнее положение  менее развитых стран так называемой мировой периферии, которые становятся скорее объектами нежели субъектами глобализации.

Следовательно, степень положительного влияния глобализационных процессов  на экономику отдельных стран  зависит от места, которое они  занимают в мировой экономике, фактически основную часть преимуществ получают богатые страны или индивиды.

Несправедливое распределение  благ от глобализации порождает угрозу конфликтов на региональном, национальном и интернациональном уровнях. Происходит не конвергенция или выравнивание доходов, а скорее их поляризация. В процессе ее быстро развивающиеся страны входят в круг богатых государств, а бедные страны все больше отстают от них. «Вместо того чтобы уничтожать или ослаблять проявления неравенства, интеграция национальных экономик в мировую систему, напротив, усиливает их и делает во многих отношениях более острыми». Глобализация приводит к углублению неоднородности, к возникновению новой модели мира -- мира 20:80, общества одной пятой. 80% всех ресурсов контролирует так называемый «золотой миллиард», который охватывает лишь пятую часть населения планеты (в том числе США и страны Западной Европы -- 70% мировых ресурсов). Процветающие 20% стран распоряжаются 84,7% мирового ВНП, на их граждан приходится 84,2% мировой торговли и 85,5% сбережений на внутренних счетах. С 1960 года разрыв между богатейшими и беднейшими странами более чем удвоился, что статистически подтверждает несостоятельность всяких обещаний справедливости в оказании помощи развивающимся странам. Развитые страны, используя открытость и глобализацию в своих интересах, стремятся закрепить существующий статус-кво. Большие опасения вызывает желание США усилить однополярность мира. Не удивительно, что в арабском мире, например, глобализация ассоциируется с «американизацией» мировой системы, «новым колониализмом». Взаимозависимость, свойственная мировому развитию в начале и в середине ХХ века, сменяется односторонней зависимостью «третьего мира» от «первого».

Информация о работе Основные закономерности территориальной оганизации Росиии