Отчет по практике в ОАО «Сбербанк России»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 22:02, отчет по практике

Описание работы

Цель отчета состоит в том, чтобы на основе анализа и обобщения трудов отечественных и зарубежных авторов, а также современного практического опыта исследовать состояние кредитной политики Мордовского отделения №8589 ОАО «Сбербанк России» и дать характеристику организации работы с проблемной задолженностью.

Содержание работы

Введение 7
1 Оценка кредитной политики Мордовского отделения №8589 ОАО «Сбербанк России» 10
1.1 Характеристика кредитных продуктов, предлагаемых Мордовским отделением №8589 ОАО «Сбербанк России» 10
1.2 Анализ кредитного портфеля Мордовского отделения №8589 ОАО «Сбербанк России» 16
1.3 Организация процесса банковского кредитования Мордовского отделения №8589 ОАО «Сбербанк России» 23
1.4 Формирование процентной ставки по кредиту в Мордовском отделении №8589 ОАО «Сбербанк России» 30
1.5 Способы обеспечения возвратности кредита в Мордовском отделении №8589 ОАО «Сбербанк России» 40
2 Организация работы банка с проблемной задолженностью в Мордовском отделении №8589 ОАО «Сбербанк России» 47
Заключение 58
Приложение А 61
Список использованных источников 65

Файлы: 1 файл

otchet.docx

— 163.16 Кб (Скачать файл)

Что касается структуры кредитов физическим лицам, то задолженность перед банком по кредитам на приобретение жилья на 229 млн. руб. меньше, чем по потребительским кредитам (здесь в потребительские кредиты были включены и ссуды на приобретение автомобиля ввиду незначительной их доли).

Итак, кредитный портфель Мордовского отделения №8589 ОАО «Сбербанк России» сформирован большей частью из кредитов юридическим лицам ввиду того, что они формируются из более значительных сумм. Кредитование населения также идет активными темпами и является приоритетным направлением в деятельности банка.

 

 

1.3 Организация процесса банковского кредитования Мордовского отделения №8589 ОАО «Сбербанк России»

Особенность современной системы  банковского кредитования заключается  в ее зависимости не только от собственных  и привлеченных средств банка, но и от специальных нормативов, устанавливаемых центральным банком. Существенным признаком кредитования является договорная основа. Банк заключает с клиентом кредитный договор, в котором оговариваются права и обязанности сторон. В условиях переходного периода банки постепенно отошли от принципа отраслевого подхода при выборе схемы кредитования предприятий и организаций. Преобладающим стал принцип унифицированного (единообразного) порядка кредитования, при котором отраслевые особенности организации выдачи и погашения ссуд зачастую сглаживаются [28].

В процессе кредитования можно выделить следующие основные этапы:

1) подготовительный этап;

2) этап рассмотрения кредитного  проекта;

3) этап оформления кредитной  документации;

4) этап использования кредита  и последующего контроля в процессе кредитования.

Более подробно кредитный процесс  выглядит следующим образом.

  1. В банк поступает заявление от юридического лица на получение кредита.

 


2.Банк предоставляет юридическому  лицу


список необходимых  документов для

получения кредита.

                    


            


3. Юридическое лицо предоставляет  в банк


пакет затребованных  документов.



    4. Рассмотрение заявки (анализ  учредитель-


        ных, финансовых, залоговых  документов).

 

      

 


 

         


5. В случае положительного решения  о выдаче


кредита, с  заемщиком оформляется кредитный

договор.


 


6. Оплата клиентом комиссии за  ведение


     ссудного счета.



7. Зачисление кредита на счет  клиента.




8. Уплата процентов и погашение  кредита


клиентом.


 

 

Рисунок 1.5 – Процесс кредитования юридических лиц в

ОАО «Сбербанк России»

 

На подготовительном этапе, представляющем собой переговоры между клиентом и банком, изучаются возможности предоставления кредита. Основным документом на этом этапе выступает кредитная заявка.

Для получения ссуды клиент (юридическое  лицо) предоставляет банку также документы, которые условно можно разделить на две группы:

1) документы, подтверждающие юридическую  правомочность клиента вести  соответствующие виды деятельности:

  • учредительский договор,
  • устав,
  • свидетельство о регистрации,
  • сведения о руководстве предприятия,
  • контракт на поставку продукции,
  • лицензия на экспортную поставку.

2) документы, подтверждающие материальные  гарантии возврата кредита:

  • баланс,
  • отчетность по прибылям и убыткам,
  • выписки из лицевых счетов (в рублях и валюте),
  • технико-экономическое обоснование,
  • договор на аренду складских помещений,
  • накладные на поставку товаров,
  • кредитные договора с другими банками,
  • гарантии, поручительства, страховые полисы.

Физические лица предоставляют  следующий минимальный обязательный перечень документов:

- комплект документов для рассмотрения заявки на кредит, полученный от Клиента / Поручителя / Залогодателя в случае оформления поручительства и залога;

- кредитный меморандум выписка из протокола заседания Кредитного комитета Филиала о предоставлении кредита физическому лицу;

- пакет кредитной документации (Кредитный договор и договоры обеспечения (при наличии);

- уведомление о размере полной стоимости кредита;

- информационный лист об условиях кредитования;

- расчет кредитоспособности Заемщика в соответствии с калькулятором, утвержденным для каждой конкретной программы кредитования;

- распоряжение на открытие счетов бухгалтерского учета с отметкой Банка России, копии распоряжений на выдачу кредита, на постановку обеспечение лимита выдачи (при кредитной линии);

- долгосрочное поручение ко всем заключенным между Банком Заемщиком и Поручителями (физическими лицами) по открытым в Банке текущим счетам (балансовые счета 40817, 40820), предоставляющие право на списание средств с данных счетов в погашение задолженности по кредиту, процентам, штрафных санкций, а также иных расходов Банка в соответствии с условиями кредитных договоров;

- копии документов, подтверждающих факт оформления страховки и ее оплаты;

- после погашения кредита - выписка по ссудному счету, счету просроченной ссуды, счету требований по процентам, счету просроченных процентов, а также счету по учету предоставленного обеспечения по данному кредиту;

- иные документы в соответствии с условиями кредитования, установленные решением Кредитного комитета Банка [28].

На второй стадии кредитного процесса банк определяет кредитоспособность и  финансовое положение клиента. Кредитные  работники должны оценить: насколько  потенциальный заемщик способен полностью и в срок рассчитаться по своим долговым обязательствам. Чем точнее банк сумеет определить кредитоспособность клиента, тем шире возможности банка для снижения кредитного риска.

На этапе рассмотрения кредитного проекта анализируется предоставленная  потенциальным заемщиком финансовая отчетность, а также другая документация. Основной задачей на данном этапе является заключение о возможности предоставления ссуды, сделанное на основе всесторонней оценки кредитоспособности заемщика и объекта кредитования.

Существуют два способа принятия решения о выдаче кредита: централизованный и децентрализованный. Централизованный способ используется в небольшом или среднем банке, децентрализованный — в крупном банке. При децентрализованном способе решение о выдаче кредита может приниматься либо посредством последовательного одобрения, либо посредством одобрения кредитным комитетом.

В первом случае вопрос последовательно  решается сначала на уровне кредитного отдела, а затем высшего руководства  банка. В случае рассмотрения на заседании  кредитного комитета вопросы, связанные с условиями кредитования, прорабатываются заранее. Часто кредитные комитеты занимаются рассмотрением только крупных кредитных проектов.

По данным аналитиков, 35-40% просроченных ссуд возникает в результате недостаточно глубокого анализа финансового  положения заемщика на предварительной  стадии переговоров [28].

На третьей стадии кредитного процесса банк принимает конечное решение  о возможности, условия и формы  предоставления займа. Оценка будущей  кредитной операции осуществляется на основании проведения технико-экономического обоснования займа. Завершается  эта стадия оформлением и заключением  кредитного договора, который становится для банка средством управления дальнейшими стадиями кредитного процесса.

Четвертая стадия кредитного процесса связана с определением условий  обеспечения возврата кредита. В  центре решения данной проблемы находится  обоснованный выбор объекта (предмета) залога. Для этого должно быть обеспечено правильное оформление залоговых юридических  документов, четкое определение прав и обязательств банка и заемщика в соответствии с нормами действующего залогового права. Средством обеспечения  возврата банковского займа может  быть и гарантия.

Используются следующие виды обеспечения возвратности кредита: банковская гарантия от банка, поручительство от лиц, заслуживающих доверие банка, срочный депозитный вклад, залог.

На пятой стадии кредитного процесса банк на основе кредитного договора осуществляет процедуру предоставления займа. Конкретный способ предоставления кредита, а также  вид ссудного счета определяется особенностями этой кредитной операции. Процедура предоставления займа  должна быть удобной, оперативной и  взаимовыгодной для банка и заемщика.

Основываясь на этой и прочей информации, Кредитный комитет принимает  решение по каждой конкретной заявке на кредит с указанием суммы, срока, процентной ставки, периодичности выплаты  процентов, обеспечения и других необходимых условий в случае предоставления кредита либо предлагает доработать вопрос или отказать. Решения  Кредитного комитета оформляются протоколом [13].

После достижения соглашения с Заемщиком  по всем существенным и необходимым  условиям договора ему предлагается рассмотреть (и подписать в 3-х  экземплярах) кредитный договор  установленного образца.

В досье подшиваются все принятые от Заемщика документы, списки закладываемого имущества.

В день заключения кредитного договора либо дополнительного соглашения к  нему, кредитный инспектор обязан осуществить ввод данных об основных параметрах кредита в действующую  компьютерную базу данных.

Кредитное дело оформляется и ведется  кредитным инспектором, ответственным  за данный кредит. На каждый кредитный  договор заводится отдельное  кредитное дело, которое содержит следующие разделы [16]:

1) бухгалтерская отчетность, характеризующая кредитоспособность заемщика;

2) кредитная документация по всем ссудам, выданным клиенту за последние два года;

3) аналитические записи и справки;

4) переписка с клиентом, протоколы совещаний по принципиальным вопросам, записи принципиальных телефонных разговоров с заемщиком;

5) вырезки из газет и журналов, касающиеся клиента.

На этапе оформления кредитной  документации работники 
банка оформляют кредитный договор, выписывают распоряжения о выдаче кредита, заводят специальное досье на клиента-заемщика (кредитное дело).

В кредитном договоре фиксируют: цель, срок, размер, процентную ставку, режим  использования ссудного счета, порядок  погашения суммы основного долга  и процентов по нему, виды и формы  проверки обеспечения.

В договоре должны быть указаны процентные ставки по кредитам, стоимость банковских услуг и сроки их выполнения, в  том числе сроки обработки  платежных документов, имущественная  ответственность сторон за нарушение  договора, включая ответственность  за нарушение обязательств по срокам осуществления платежей, и другие существенные условия договора. Договор  о предоставлении кредита составляется только в письменной форме.

Для контроля за выполнением условия  договора и ходом погашения кредита  формируется кредитное досье, содержащее всю информацию по кредитной сделке и необходимые сведения о заемщике [13].

На этапе использования кредита  осуществляется:

  • наблюдение за кредитными операциями (соблюдением лимита кредитования кредитной линии, целевым использованием кредита, уплатой ссудного процента, полнотой и своевременностью возврата ссуд);
  • оперативный анализ кредитоспособности клиента;
  • контроль над движением выданных кредитных ресурсов.

При этом особое внимание уделяется  контролю над просроченными ссудами. Совместно с клиентом банки разрабатывают меры по возврату кредитов (пролонгация просроченных кредитов, заключение нового кредитного договора, получение дополнительных гарантий и т.д.).

Информация о работе Отчет по практике в ОАО «Сбербанк России»