Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 13:52, отчет по практике
Главной целью прохождения практики является закрепление и углубление знаний, которые получают студенты за время изучения курсов: «Экономика предприятия», «Основы маркетинга», «Основы менеджмента».
Наиболее приоритетными задачами практики являются
- изучение и анализ основных видов производственно-хозяйствнной деятельности в современных экономических условиях,
- приобретение практических навыков в овладении важнейшими видами социально-экономического анализа,
- сбор, систематизация и анализ фактических данных по выбранной тематике курсового и дипломного проектирования.
Введение…………………………………………………………….…3
Часть 1. Предприятие ОАО «Полоцкий молочный комбинат» как объект управления……………………………………………………….…….4
1.1.Производственно-экономическая характеристика предприятия………4
1.2.Анализ хозяйственной деятельности предприятия и его основных фондов.8
1.3. Коммерческая деятельность предприятия ……………………………12
1.3.1.Материально-техническое обеспечение……………………………..12
1.3.2.Производственные издержки…………………………………………13
1.3.3. Маркетинговая характеристика предприятия……………………...........14
1.4.Система управления предприятия и его трудовой потенциал ………........17
1.5.Техническое перевооружение и модернизация производства……………20
1.6.Экологическая оценка предприятия ……………………………………….21
Часть 2. Планирование продаж на ОАО «Полоцкий молочный комбинат»…………………………………………………………………….….…21
2.1. Специфика продукции…………………………………………..22
2.2.Краткий анализ экспорта продукции. Товарная и географическая структура экспорта……………………………………………………..…….24
2.3.Динамика структуры сбыта продукции. Посредники по сбыту………………………………………………………………….……….25
2.4.Основные и перспективные рынки сбыта…………………………..….28
2.5.Конкурентоспособность предприятия………………………………….30
2.6. Информационное обеспечение экспорта………………………….…..33
2.7.Сертификация и стандартизация продукции………………………...35
Заключение……………………………………
Освоены новые виды продукции, одним из которых является – мороженое, которое отличается высоким уровнем вкусовых качеств; в т.ч. одна из специфических характеристик качества, которую хочет иметь большая часть потребителей, - мягкость вкуса. Это особенно важно при покупке мороженого для детей, составляющих около 40% всего числа потребителей мороженного, т.к. более мягкое на вкус мороженое менее располагает к простудным заболеваниям. Продукция вырабатывается в широком ассортименте с разными наполнителями, для упаковки используются фирменные стаканчики, выпекаемые на комбинате. Отличаемся доступным для большинства потребителей уровнем цен, которые значительно ниже импортной продукции. Продукция является конкурентоспособной и соответствует потребностям того рынка, куда она реализуется.
Экономические кризисы белорусской экономики последних лет не могли не затронуть комбинат. В период с 1998 по 2001 физические объемы выпускаемой продукции начали снижаться. Большинство каналов сбыта было разрушено, резко повысились тарифы за пользование электроэнергией, водой, газом, разорилось с/х и уменьшилось поступление сырья, вследствие чего снизилась загрузка мощностей до 10%.
Все это привело к тому, что производство продукции стало нерентабельным и в начале 2002 года ОАО “Витебскмясомолпром” приняло решение об укрупнении Полоцкого молочного комбината путем присоединения низовых молочных заводов с последующим их закрытием и преобразованием в пункты приема молока.
Ситуация на предприятии изменилась в лучшую сторону со второго полугодия 2003 года после присоединения низовых заводов и создании отдела маркетинга. Выполнение решения по слиянию предприятий позволило расширились сырьевую зону, существенно увеличить переработку сырья, загрузку производственных мощностей, нарастить объемы производства и реализации продукции.
1.2.Анализ хозяйственной
Загрузка производственных мощностей предприятия в 2005г. Составила 71,2%. Увеличить использование производственных мощностей за счет большего количества сырья и его ритмичного поступления на комбинат возможно только за счет дальнейшего расширения сырьевой зоны. Возможное использование производственных мощностей в 2006 г. Приведено в данной таблице.
Таблица 2
Загрузка производственных мощностей. План на 2006г.
Вид продукции |
ед.изм. |
Мощность, т/смену |
Ср.год. мощность которая действ, в пл.году |
Масло животное |
тн/см |
8 |
2400 |
Сыр рассольный |
тн/см |
0,5 |
250 |
Цельномолочная продукция и нежирная в пересчете |
тн/см |
96 |
57600 |
Сухое обезжиренное молоко и цельное молоко |
тн/см |
10 |
5000 |
Майонез |
тн/год |
1,5 |
300 |
Мороженое |
тн/см |
1,8 |
540 |
Переработка сырья |
тн/см |
212 |
95400 |
Для наращивания экспортного потенциала и укрепления конкурентных позиций на внутреннем рынке необходимо постоянное обновление ассортимента выпускаемой продукции, улучшения ее качества и потребительских свойств, в том числе за счет совершенствования упаковки и улучшения внешнего вида продукции.
Основные направления увеличения роста объемов производства следующие: изменение структуры производства молочной продукции. Планируется освоение и увеличение объемов производства мороженого, майонеза, газированных напитков, йогуртов, сырков плавленых и десертных.
Остаточная стоимость основных производственных фондов представлена в таблице 3.
Таблица 3
на 1.01.2004 |
на 1.10.2004 | |||||
Наименование |
перв.стоим. |
нач.стоим. |
ост.стоим. |
восст.стоим. |
нач.стоим. |
ост.стоим. |
Здания |
13400 |
2820 |
10580 |
13400 |
2956 |
10440 |
Сооружения |
1765 |
789 |
975 |
1704 |
761 |
943 |
передаточные устройства |
2021 |
1430 |
591 |
2021 |
1499 |
522 |
силовые машины и оборудование |
1170 |
811 |
359 |
1278 |
891 |
387 |
машины и оборудование |
6753 |
5278 |
1475 |
6944 |
5385 |
1559 |
измерит.и регул.приборы |
1265 |
1231 |
34 |
1260 |
1231 |
29 |
вычислит.техника |
96 |
72 |
24 |
99 |
52 |
47 |
прочие машины и оборуд. |
45 |
40 |
5 |
40 |
36 |
4 |
транспорт.средства |
387 |
227 |
160 |
459 |
289 |
170 |
инструмент |
4,7 |
4,7 |
0 |
3,4 |
2,7 |
0,7 |
производ.и хоз.инвентарь |
57 |
51 |
6 |
55 |
51 |
4 |
ИТОГО |
26966 |
12753 |
14213 |
27265 |
13155 |
14110 |
Показатели реальной стоимости основных средств
Наименование |
Формула |
Норма |
1.01.04 |
1.04.04 |
1.07.04 |
1.10.04 | |
К-т годности основных средств |
К1 |
ОС/ПС |
>0,5 |
0,53 |
0,53 |
0,52 |
0,52 |
К-т износа основных средств |
К2 |
Износ/ПС |
<0,5 |
0,47 |
0,47 |
0,48 |
0,48 |
Обновление основных производственных фондов производилось за последние 3 года из собственных средств. Средний возраст оборудования- 10-15 лет означает наличие его морального износа. Анализ технического состояния предприятия показал необходимость модернизации отдельных участков.
Для дальнейшего развития производственной базы необходима прибыльная работа предприятия, а также привлечение инвесторов.
Цены на продукцию устанавливаются с учетом покрытия издержек и «Положения о порядке формирования и применения цен и тарифов», утвержденного Постановлением Министерства экономики №43 от 22.04.99 года. Затраты, включаемые в себестоимость продукции, рассчитываются по нормативам, утверждаемым руководителем предприятия и в установленном порядке.
Предприятие применяет рекомендуемые цены на социально значимую продукцию. На ряд изделий (СОМ, масло), реализуемых за пределы Республики Беларусь, применяются индикативные цены, ниже которых запрещено производить продажи.
В абсолютном выражении материальные затраты в общих затратах предприятия увеличились, в 1,36 раза, а материалоемкость продукции снизилась (доля материальных затрат в товарной продукции) с 81 % до 75,1 %.
Помимо этого:
- затраты на сырье и основные материалы выросли за год в 1,54 раза;
- транспортные расходы - в 1,5 раза;
- вспомогательный и упаковочный материал - в 1,37 раза;
- затраты на топливо и энергию - в 1,13 раза;
- затраты на воду и стоки в 1.57 раза.
Доля затрат на сырье и основные материалы в материальных затратах выросла с 54% до 56,8% , а доля затрат на электроэнергию снизилась с 4,4% до 3,4 %. Это произошло из-за снижения производства в общем объеме энергоемкой продукции (мороженого). Удельный вес таких материальных затрат как, вода и стоки увеличился. В общем, затраты на 100 рублей произведенной продукции за 2005 год снизились по отношению к 2004 году с 106,56 до 106,43руб.
В конечном итоге можно говорить о том, что продукция стала «тяжелее», а так как предприятию не удается полностью включить рост цен на материальные затраты в цену продукции (из-за ограничения по ценообразованию и конкуренции), то удорожание затрат прямо пропорционально отражается на росте убытков от производства продукции.
Предприятие имеет возможность влиять на величину затрат материальных ресурсов, начиная с их заготовки. Сырье и материалы входят в себестоимость по цене их приобретения с учетом расходов на перевозку, поэтому правильный выбор поставщиков материалов влияет на себестоимость продукции. Важно обеспечить поступление материалов от таких поставщиков, которые находятся на небольшом расстоянии от предприятия, а также перевозить грузы наиболее дешевым видом транспорта. При заключении договоров на поставку материальных ресурсов необходимо заказывать такие материалы, которые по своим размерам и качеству точно соответствуют плановой спецификации на материалы, стремиться использовать более дешевые материалы, не снижая в то же время качества продукции.
В таблице 4 представлен финансовый прогноз, составленный на основании производства продукции на 2005 год, и выполнен в ценах на 1.12.2004.
Таблица 4
Наименование показателя |
ед.изм. |
1 квартал |
2 квартал |
3 квартал |
4 квартал |
2005 |
1. Объем заготовок молока |
тн |
9010 |
21120 |
25850 |
12710 |
68690 |
2. Выработано продукции: |
тн |
5530 |
5680 |
5700 |
5540 |
22450 |
цельномолочной |
тн |
90 |
635 |
725 |
250 |
1700 |
масла |
тн |
60 |
60 |
60 |
60 |
240 |
сыра |
тн |
110 |
1150 |
1440 |
300 |
0 |
СОМ |
тн |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
СЦМ |
тн |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
консервы молочные |
тн |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
казеин |
тн |
0 |
0 |
0 |
0 |
3716 |
прочая продукция |
млн.руб. |
1021 |
1150 |
725 |
820 |
38412 |
3. Объем произвед.продукции в текущих ценах |
млн.руб. |
5631 |
11646 |
13910 |
7226 |
37538 |
Выручка от реализации прод.без НДС |
млн.руб. |
5811 |
10954 |
13250 |
7533 |
0 |
Прочие поступления |
млн.руб. |
0 |
0 |
0 |
0 |
37862 |
Затраты на производство реализ.продукции |
млн.руб. |
5894 |
11039 |
13214 |
7715 |
23602 |
в том числе сырья |
млн.руб. |
3138 |
7242 |
8864 |
4358 |
1345 |
упаковоч.и вспомогат.материалы |
млн.руб. |
263 |
357 |
382 |
343 |
19552 |
транспор.-заготовит.расходы |
млн.руб. |
265 |
579 |
750 |
359 |
3626 |
топливно-энергет.расходы |
млн.руб. |
630 |
1031 |
1179 |
816 |
3816 |
расходы на оплату труда |
млн.руб. |
818 |
941 |
1069 |
988 |
660 |
амортизация |
млн.руб. |
165 |
165 |
165 |
165 |
900 |
проценты за использ.кредита |
млн.руб. |
225 |
225 |
225 |
225 |
1960 |
налоги и отчисления в фонды из выручки |
млн.руб. |
227 |
724 |
517 |
294 |
1960 |
прочие затраты |
млн.руб. |
390 |
500 |
610 |
460 |
-1788 |
Итого прибыль(убыток) от реал. |
млн.руб. |
-310 |
-521 |
-481 |
-476 |
51 |
прибыль (убыток) от операц.доходов и расходов |
млн.руб. |
12,75 |
12,75 |
12,75 |
12,75 |
-145,2 |
прибыль (убыток) от внереал.доходов и расходов |
млн.руб. |
-36,3 |
-36,3 |
-36,3 |
-36,3 |
-162 |
Налоги и платежи из прибылей |
млн.руб. |
-40,5 |
-40,5 |
-40,5 |
-40,5 |
-540 |
Чист.прибыль,убыток |
млн.руб. |
-374 |
-585 |
-545 |
-540 |
-2044 |
Источники покрытия недостатка средств |
млн.руб. |
кредитные ресурсы, бюджетные ссуды |
кредитные ресурсы, бюджетные ссуды |
кредитные ресурсы, бюджетные ссуды |
кредитные ресурсы, бюджетные ссуды |
кредитные ресурсы, бюджетные ссуды |
Основные
финансово-экономические
При работе в существующих условиях, сложившихся ценах на готовую продукцию, сырье и другие товарно-материальные ценности необходимые для производства продукции плановые убытки в 2005 году составят 2,0 млрд.руб.. при расчете затрат на производство и реализацию учтено выполнение разработанных мероприятий по снижению собственных затрат на производство продукции на 10%.
При определении выручки от реализации продукции в расчете использованы цены при реализации продукции на экспорт с учетом сезонности. Чтобы пополнить недостаток оборотных средств необходимо будет привлекать дополнительные кредитные ресурсы или бюджетные средства. Привлечение платных денежных ресурсов приведет к увеличению затрат на производство продукции и отрицательно отразиться на финансовых показателях предприятия.
Достижение положительного результата от производственно-хозяйственной деятельности возможно при условии выполнения доведенных параметров по объемам производства, выполнения запланированных мероприятий, направленных на восстановление собственных оборотных средств, укрепление платежеспособности, а также при исключении риска одностороннего роста цен на материальные ресурсы для производства при стабильных ценах на готовую продукцию, применение скидок на молочное сырье в летний период до 20%.
1.3. Коммерческая деятельность предприятия
1.3.1. Материально-техническое обеспечение
Основным сырьем для производства продукции является цельное молоко. Сырьевая база включает в себя 19 хозяйств Полоцкого района, 22 хозяйства Миорского района, 8 хозяйств Россонского района и 4 хозяйства Ушачского района.
Материально-техническое и сырьевое обеспечение осуществляется по сложившимся хозяйственным связям с районами, областями, производителями продукции, через фирмы, оптовые торговые предприятия. Доставка сырья производится как автотранспортом хозяйств, автотранспортным предприятием г. Полоцка, так и собственным транспортом. В перспективе, с целью сокращения затрат по транспортировке сырья планируется осуществлять доставку сырья только собственным транспортом. Поступление сырья на комбинат представлено в сводной таблице 5.
Таблица 5
Поступление сырья на ОАО «Полоцкий молочный комбинат»
Наименование показателя |
январь-декабрь | |||||||||
Ед. изм. |
Полоцкий |
Миорский |
Объединение | |||||||
поступление сырья |
тн |
55934 |
46338 |
120,7 |
18153 |
19230 |
94,4 |
63052 |
50157 |
125,7 |
1.закуп от хоз-в, всего |
тн |
44285 |
29848 |
148,4 |
18153 |
19230 |
94,4 |
62438 |
49078 |
127,2 |
Полоцкого |
тн |
22283 |
16950 |
131,5 |
0 |
0 |
0 |
22283 |
16950 |
131,5 |
Ушачского |
тн |
3462 |
3312 |
104,5 |
0 |
0 |
0 |
3462 |
3312 |
104,5 |
Россонского |
тн |
6207 |
4917 |
126,2 |
0 |
0 |
0 |
6207 |
4917 |
126,2 |
Шарковщинского |
тн |
440 |
0 |
0 |
18153 |
0 |
0 |
440 |
0 |
0 |
Миорского |
тн |
11892 |
4669 |
254,7 |
6256 |
19230 |
94,4 |
30045 |
23899 |
125,7 |
из него молока от населения |
тн |
8272 |
5921 |
139,7 |
6256 |
5789 |
108,1 |
14528 |
11710 |
24,6 |
Уд.вес молока от населения в закупках |
% |
18,7 |
19,8 |
-1,2 |
34,5 |
31 |
0,044 |
23,3 |
23,9 |
-0,6 |
2.отгрузка Миорским филиалом на гл. п/п |
тн |
11036 |
15411 |
71,6 |
0 |
0 |
0 |
11036 |
15411 |
71,6 |
3.завоз с др. заводов области |
тн |
614 |
1079 |
56,9 |
0 |
0 |
0 |
614 |
1079 |
56,9 |
4.завос с др. заводов довальч. сырья |
тн |
1210 |
0 |
1210 |
0 |
0 |
0 |
1210 |
0 |
1210 |
переработка сырья |
тн |
56375 |
46635 |
120,9 |
7099 |
3766 |
188,5 |
63474 |
50401 |
125,9 |
загрузка произв. мощностей по сырью |
% |
60,5 |
50,1 |
10,5 |
0 |
0 |
0 |
60,5 |
50,1 |
10,5 |
Информация о работе Отчет по практике в ОАО «Полоцкий молочный комбинат»