Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 13:52, отчет по практике
Главной целью прохождения практики является закрепление и углубление знаний, которые получают студенты за время изучения курсов: «Экономика предприятия», «Основы маркетинга», «Основы менеджмента».
Наиболее приоритетными задачами практики являются
- изучение и анализ основных видов производственно-хозяйствнной деятельности в современных экономических условиях,
- приобретение практических навыков в овладении важнейшими видами социально-экономического анализа,
- сбор, систематизация и анализ фактических данных по выбранной тематике курсового и дипломного проектирования.
Введение…………………………………………………………….…3
Часть 1. Предприятие ОАО «Полоцкий молочный комбинат» как объект управления……………………………………………………….…….4
1.1.Производственно-экономическая характеристика предприятия………4
1.2.Анализ хозяйственной деятельности предприятия и его основных фондов.8
1.3. Коммерческая деятельность предприятия ……………………………12
1.3.1.Материально-техническое обеспечение……………………………..12
1.3.2.Производственные издержки…………………………………………13
1.3.3. Маркетинговая характеристика предприятия……………………...........14
1.4.Система управления предприятия и его трудовой потенциал ………........17
1.5.Техническое перевооружение и модернизация производства……………20
1.6.Экологическая оценка предприятия ……………………………………….21
Часть 2. Планирование продаж на ОАО «Полоцкий молочный комбинат»…………………………………………………………………….….…21
2.1. Специфика продукции…………………………………………..22
2.2.Краткий анализ экспорта продукции. Товарная и географическая структура экспорта……………………………………………………..…….24
2.3.Динамика структуры сбыта продукции. Посредники по сбыту………………………………………………………………….……….25
2.4.Основные и перспективные рынки сбыта…………………………..….28
2.5.Конкурентоспособность предприятия………………………………….30
2.6. Информационное обеспечение экспорта………………………….…..33
2.7.Сертификация и стандартизация продукции………………………...35
Заключение……………………………………
Коллективные хозяйства остаются главными поставщиками молока на предприятие. Наибольшее количество молока поступает из хозяйств Миорского района (в 2004 году 47,7% от общего количества). От населения на комбинат поступило в 2004 году 14528 тонн молока, что составляет 23% от общего количества.
1.3.2. Производственные издержки
Структура затрат показывает долю важнейших групп видов издержек- материалов, персонала, амортизации и прочих затрат в себестоимости продукции. Поскольку стратегия предприятия на ближайшие годы в условиях нестабильности макроэкономической ситуации предусматривает сохранение позиций по объему продажи и доле рынка, поэтому при планировании затрат на производство продукции в 2005 году за основу структуры издержек принимаются показатели фактически сложившиеся в 2004 году.
За счет выполнения мероприятий по снижению затрат на производство продукции получен экономический эффект в текущем году в сумме- 1895 миллионов рублей в том числе снижение затрат по статьям расходов:
Предприятие имеет возможность влиять на величину затрат материальных ресурсов начиная с их заготовки. Сырье и материалы входят в себестоимость по цене их приобретения с учетом расходов на перевозку, поэтому правильный выбор поставщиков материалов влияет на себестоимость продукции. Важно обеспечить поступление материалов от таких поставщиков, которые находятся на небольшом расстоянии от предприятия, а также перевозить грузы наиболее дешевым видом транспорта.
1.3.3. Маркетинговая характеристика предприятия
Положение ОАО «Полоцкий молочный комбинат» на рынке молочной продукции Витебской области следующее.
В Витебской области функционируют 11 предприятий по переработке молока. По данным министерства статистики и анализа РБ в области производится 11% цельномолочной продукции (в пересчете на молоко) от общего объема производства ее в республике.
Большая часть продукции (88%) реализуется на региональном рынке. В основном в городах Полоцке и Новополоцке. Данная ситуация характерна для Беларуси, поскольку цельномолочная продукция имеет короткий срок реализации(1,5-5суток), то в основном и реализуется на региональных рынках. Этим объясняется наличие большого количества перерабатывающих предприятий, расположенных почти в каждом городе Республики. Кроме того, после распада сложившихся многолетних связей и недостаточном вмешательстве правительства во время перестройки предприятия вынуждены были сами пытаться выживать в новой обстановке и стали покупать линии по производству цельномолочной продукции, так как в то время наблюдался дефицит молочных продуктов, тем более что цельномолочная продукция наиболее рентабельна по сравнению с другими видами молочной продукции во все времена года. В результате в данный период времени наблюдается перепроизводство цельномолочной продукции в РБ.
В таблице 6 представлена динамика реализации основных групп продукции ОАО «Полоцкий молочный комбинат» за последние 5 лет.
Таблица 6
Динамика реализации основных групп продукции
Наименование продукции |
2000г. |
2001г. |
2002г. |
2003г. |
2004г. | |
1 |
Цельномолочная продукция |
19622 |
15651 |
14167 |
14694 |
17953 |
2 |
Масло животное |
436 |
596 |
692 |
1279 |
1605,3 |
3 |
Сыры жирные |
74,5 |
79 |
65,7 |
147,6 |
333,6 |
4 |
Нежирная продукция |
1449 |
1276 |
782 |
2418 |
1210 |
5 |
СОМ |
692 |
691 |
1042 |
2018 |
2639,3 |
6 |
ЦСМ |
47,6 |
100 |
54 |
6 |
10,2 |
7 |
Мороженое |
328 |
171 |
89 |
117 |
103,6 |
8 |
Молоко сгущенное нежирное |
75 |
74 |
31 |
30 |
33,8 |
9 |
Майонез |
196 |
110 |
180 |
285 |
342,6 |
10 |
Безалкогольные напитки |
216 |
474 |
564 |
515 |
- - |
Как видно из таблицы 6 в течение последних пяти лет на предприятии по всем основным товарным группам наблюдается положительная динамика. Уменьшение объема реализации по отдельным товарным группам вызвано необходимостью снижения их выпуска, для использования сырья на более выгодные и доходные продукты. Значительную долю в общем объеме реализации составляет цельномолочная продукция (71%) как наиболее востребованная продукция населением.
На сегодняшний день основными конкурентами ОАО «Полоцкий молочный комбинат» на рынке Витебской области по цельномолочной продукции являются такие предприятия, как ОАО «Молоко» города Витебск, «Поставский молочный завод» и Брестский молочный комбинат, у которого более широкий ассортимент высокого качества.
ОАО «Полоцкий молочный комбинат» занимает устойчивые позиции по реализации своей продукции на рынках Витебской области, прежде всего на рынках города Полоцка и города Новополоцка. Он является вторым по величине молочным комбинатом Витебской области, после ОАО «Молоко» города Витебска, занимая долю 19,7% в выпуске цельномолочной продукции (таблица 7).
Таблица 7
Выпуск цельномолочной продукции в Витебской области
Наименование предприятия |
Производство в 2004 году, тонн |
Доля на региональном рынке,% |
ОАО «Молоко» г. Витебск |
36556 |
34,4 |
ОАО «Верхнедвинский» |
3938 |
3,7 |
ОАО «Глубокский МКК» |
7175 |
6,8 |
ОАО «Лепельский МКК» |
6163 |
5,8 |
ОАО «Новолукомльский МЗ» |
3032 |
2,9 |
ОАО «Оршанский МК» |
14010 |
13,2 |
ОАО «Полоцкий МК» |
20949 |
19,7 |
ОАО «Поставский МЗ» |
8250 |
7,8 |
ОАО «Сенненский ЗСОМ» |
3437 |
3,2 |
ОАО «Толочинский МСЗ» |
581 |
0,5 |
ОАО «Шумилинский СЗ» |
2119 |
2 |
ИТОГО |
106210 |
100 |
Приведенная информация свидетельствует о том, что региональным молочным заводам становится тесно на их собственном рынке. Поэтому ОАО «Полоцкий молочный комбинат» старается расширить рынок сбыта своей продукции, который на сегодняшний день определяется уже не только г. Полоцком и Новополоцком, но охватывает все районы Витебской области, работает с 10 оптовыми организациями г. Минска и обслуживает 75 торговых точек в г. Витебске.
В ОАО «Полоцкий молочный комбинат» считают, что предприятию необходимо сейчас не только осваивать новый рынок, но и бороться за имеющееся место на нем, так как он заполнен продукцией иностранного и отечественного производства. Успешной конкуренцией с другими предприятиями могут способствовать лишь низкие цены и целенаправленный маркетинг, включающий информирование потребителей о новых видах выпускаемой продукции через рекламу, участие в выставках и другие мероприятия.
Маркетинговая стратегия ОАО «Полоцкий молочный комбинат» предполагает решение сотрудниками отдела маркетинга и сбыта следующих основных задач:
1. Поиск новых покупателей, заключение
с ними договоров и
2. Проведение расширенных
3. Участие в проведении
4. Ежедневная работа с торговыми предприятиями, торгами города, области и за ее пределами по передаче конкретного ассортимента, цен, принятия заявок и формирование маршрутов, контроль за исполнением заявок по каждой торговой точке по количеству и ассортименту.
5. Принятие быстрых и
6. Заполнение сведений по охвату рынка в разрезе предприятий, покупателей, ассортименту и количеству.
7. Работа по сокращению
Маркетинговая стратегия предприятия направлена на развитие деятельности по реализации продукции собственного производства, наращивание выпуска достаточно большого ассортимента молочной продукции с обеспечением реализации. Весь объем произведенной продукции планируется реализовать согласно заключенным договорам с учетом платежеспособности торгующих организаций, фирм.
Перспективные потребители – люди с высоким доходом, молодежь, которых привлекает упаковка, качество, рекламные кампании, диетическое питание, спортивный образ жизни. В связи с расширением ассортимента, ростом объемов производства планируется заключение договоров с дилерами и найм на основе комиссионного вознаграждения представителей в регионах Беларуси и России для реализации следующих направлений позиционирования товара на рынке:
- «старый рынок – старый товар»
- это стратегия глубокого
- «старый рынок – новый товар» - стратегия разработки нового товара. Разработка и производство новых видов продукции;
- «новый рынок – старый товар» - стратегия расширения границ рынка. Поиск новых рынков за счёт привлечения дилеров для выхода на новые рынки.
- «новый рынок – новый товар»
- стратегия активной экспансии.
Поиск возможности
Основные направления маркетинговой стратегии:
Предлагается качественная продукция с обеспечением потребительских свойств и по доступным ценам.
Она предполагает изучение ценовой политики конкурентов, разработку системы скидок, формирование цены.
4.Сбытовая политика маркетинга.
Виды:
5.Формирование спроса и стимулирование сбыта.
Необходимы участие в выставках и ярмарках, фирменная упаковка и реклама.
В качестве маркетинговых коммуникаций предлагается использовать не только стандартные письма, переговоры, но и создание, и размещение сайта в сети Интернет, презентации, розыгрыши, рекламные ролики с использованием современных мультимедийных технологий вместо строчной рекламы, оригинальные мероприятия по связям с общественностью (в том числе спонсорские акции) для улучшения имиджа предприятия и продукции.
Из мероприятий по стимулированию сбыта предлагаются оптовые скидки покупателям. Расходы на рекламу планируются, исходя из установленных законодательством нормативов.
Информация о работе Отчет по практике в ОАО «Полоцкий молочный комбинат»