Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 13:52, отчет по практике
Главной целью прохождения практики является закрепление и углубление знаний, которые получают студенты за время изучения курсов: «Экономика предприятия», «Основы маркетинга», «Основы менеджмента».
Наиболее приоритетными задачами практики являются
- изучение и анализ основных видов производственно-хозяйствнной деятельности в современных экономических условиях,
- приобретение практических навыков в овладении важнейшими видами социально-экономического анализа,
- сбор, систематизация и анализ фактических данных по выбранной тематике курсового и дипломного проектирования.
Введение…………………………………………………………….…3
Часть 1. Предприятие ОАО «Полоцкий молочный комбинат» как объект управления……………………………………………………….…….4
1.1.Производственно-экономическая характеристика предприятия………4
1.2.Анализ хозяйственной деятельности предприятия и его основных фондов.8
1.3. Коммерческая деятельность предприятия ……………………………12
1.3.1.Материально-техническое обеспечение……………………………..12
1.3.2.Производственные издержки…………………………………………13
1.3.3. Маркетинговая характеристика предприятия……………………...........14
1.4.Система управления предприятия и его трудовой потенциал ………........17
1.5.Техническое перевооружение и модернизация производства……………20
1.6.Экологическая оценка предприятия ……………………………………….21
Часть 2. Планирование продаж на ОАО «Полоцкий молочный комбинат»…………………………………………………………………….….…21
2.1. Специфика продукции…………………………………………..22
2.2.Краткий анализ экспорта продукции. Товарная и географическая структура экспорта……………………………………………………..…….24
2.3.Динамика структуры сбыта продукции. Посредники по сбыту………………………………………………………………….……….25
2.4.Основные и перспективные рынки сбыта…………………………..….28
2.5.Конкурентоспособность предприятия………………………………….30
2.6. Информационное обеспечение экспорта………………………….…..33
2.7.Сертификация и стандартизация продукции………………………...35
Заключение……………………………………
Как видно из таблицы 12 по всем основным товарным группам наблюдается положительная динамика. Уменьшение объема реализации по отдельные группам вызвано необходимостью снижения их выпуска с целью использования сырья для производства более доходных продуктов. Значительную долю в общем объеме реализации составляет цельномолочная продукция (57,5 %) как наиболее востребованная населением. Большая часть цельномолочной продукции реализуется на рынке Витебской области (96,5%). Это объясняется короткими сроками реализации скоропортящейся продукции.
Потребление продукции ОАО «Полоцкий молочный комбинат» на рынке республики и за рубежом представлено на рис. 1
Рис.1 . Соотношение потребления продукции ОАО «Полоцкий молочный комбинат» на внутреннем и внешнем рынках.
2.1. Специфика экспорта.
В связи с вступлением в силу соглашения между РБ и РФ о взимании косвенных налогов в стране назначения товаров и с учетом того, что среди российских покупателей могут быть недобросовестные клиенты, предприятие старается всесторонне изучить импортеров, заключить контракты с постоянными партнерами. Избегать коммерческих операций со случайными клиентами. При оформлении договоров требуем от покупателя копии документов о регистрации фирмы, адреса размещения организации, телефон, свидетельство о постановке ее на учет в налоговой инспекции. Затем заключается контракт, плановым отделом делается технико-экономическое обоснование целесообразности проведения сделки по указанной в нем цене. Затем покупателю выставляется счет на оплату с указанием сроков оплаты и отгрузки товара. После отгрузки в течении пяти дней все отгруженные документы предоставляются в таможенный пункт для оформления статистической декларации. Может оформляться паспорт сделки на каждую или несколько партий с отметкой валютного отдела банка.
2.2. Краткий анализ экспорта продукции. Товарная и географическая структура экспорта.
Приведенная выше информация свидетельствует о том, что правильным направлением развития ОАО «Полоцкий МК» может быть экспортная ориентация. Для этого есть объективные предпосылки. Достаточно мощный потенциал предприятия и его географическое расположение дает возможность увеличить (при наличии соответствующих факторов) экспорт продукции. Сделаем краткий анализ экспорта продукции комбината за последние 5 лет. Приведем его в таблице 13.
Таблица 13
Динамика экспорта продукции ОАО «Полоцкий МК» за последние 5 лет.
Наименование продукции |
Экспорт продукции в тыс.дол.США | ||||
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 | |
1.Сырки глазированные |
233 |
138 |
55,8 |
10,5 |
0 |
2.СОМ |
270 |
431 |
1115,3 |
2600 |
4718,03 |
3.Творог нежирный |
20,4 |
0 |
90,5 |
0 |
40 |
4.Творог крестьянский |
21,6 |
14 |
146,2 |
284,2 |
172,6 |
5.Масло животное |
0 |
372 |
1387,3 |
1418,6 |
2637,15 |
6.Молоко коровье 3,4% |
0 |
0 |
409,1 |
1031,7 |
469,42 |
ИТОГО |
545 |
955 |
3204,2 |
5345 |
8037,2 |
Анализируя структуру экспорта комбината, видно, что значительный рост его в 2005 году обеспечили СОМ и масло животное. Изменение объема экспорта в тыс. дол. США по отношению к предыдущему году составило 150,4 %. СОМ и масло животное являются традиционными видами импорта для России, т.к. собственного молока для загрузки молочных заводов и производства масла в стране не хватает, а в Беларуси перепроизводство молочных продуктов в 2005 году составило 2,5 раза.
В то же время реализация продукции в 2005 году на внутренний рынок и внешний от общей реализации распределяется – на внутренний рынок реализовано 58,8%, на рынок дальнего зарубежья-0,2%, ближнего зарубежья-41,0%. Основные поставки продукции сделаны в Москву и Санкт-Петербург. В Москве создано торговое представительство наших предприятий.
Опишем эти мелкооптовые и оптовые фирмы и организации.
У ОАО Полоцкого МК за последние годы его работы на рынке заключены договора (пример договора представлен в приложении 6) со многими предприятиями, занимающимися мелкооптовыми и оптовыми закупками и (или) имеющими свою собственную розничную сеть магазинов.
Сотрудники отдела маркетинга и сбыта готовой продукции в ОАО «Полоцкий молочный комбинат» обеспечивают выполнение заказов покупателей на поставку готовой продукции и принимают быстрые оперативные решения по вопросу дополнительного завоза продукции в течение всего рабочего дня по заявкам торгующих предприятий. Заказ на поставку готовой продукции можно рассматривать как один из бизнес-процессов, протекающий в организации.
Для проведения анализа составим схему внешней среды процесса выполнения заказа на поставку в виде схемы информационных потоков. Схема внешней среды процесса выполнения заказа на поставку в ОАО «Полоцкий молочный комбинат» представлена на рисунке 3.
Рис 3. Схема информационных потоков процесса выполнения заказа на поставку продукции в ОАО «Полоцкий молочный комбинат»
На схеме внешней среды процесса выполнения заказа сам процесс представлен в виде круга, в виде прямоугольников изображены основные клиенты и поставщики процесса (покупатели, поставщики сырья и материалов, транспортный цех, перевозчик, производство), передающие и получающие информацию; в виде стрелок - входы и выходы процесса, характеризующие направления информационных потоков.
Проанализировав данную схему, уже сейчас можно сказать, что процесс выполнения заказа на поставку в ОАО «Полоцкий молочный комбинат» усложнен наличием двух одинаковых по своим функциям составляющих внешней среды процесса - транспортного цеха комбината и ОАО «Полоцкое автотранспортное предприятие», которые занимаются доставкой готовой продукции.
Представим процесс доставки продукции покупателям в виде схемы информационных потоков, позволяющей взглянуть на него детально. Схема информационных потоков процесса доставки продукции покупателям в ОАО «Полоцкий молочный комбинат» представлена на рисунке 3.
Основные этапы процесса, изображенные на рисунке 3 , следующие:
Этап 1. Специалист по продажам отдела маркетинга и сбыта ОАО «Полоцкий молочный комбинат» обрабатывает заказы на поставку готовой продукции, распределяя их по двум группам: заказы иногородних покупателей и заказы покупателей городов Полоцка и Новополоцка. Специалист по продажам определяет необходимое количество транспортных единиц и формирует маршруты для каждой группы заказов. Специалист по продажам отдела маркетинга и сбыта выписывает заказы на транспорт и передает их в транспортный цех ОАО «Полоцкий молочный комбинат» для поставки продукции иногородним покупателям и в ОАО «Полоцкое автотранспортное предприятие» для поставки продукции по городам Полоцку и Новополоцку.
Этап 2. Диспетчер транспортного цеха ОАО «Полоцкий молочный комбинат» получает от специалиста по продажам отдела маркетинга и сбыта ОАО «Полоцкий молочный комбинат» заказы на транспорт для доставки продукции иногородним покупателям и на их основе составляет план по транспорту комбината, распределяет машины по маршрутам, делает разнарядку на автотранспорт по объему, весу, времени, километражу. Диспетчер транспортного цеха выдает путевые листы водителям транспортного цеха ОАО «Полоцкий молочный комбинат».
Этап 2*. Диспетчер ОАО «Полоцкое автотранспортное предприятие» получает от специалиста по продажам отдела маркетинга и сбыта ОАО «Полоцкий молочный комбинат» заказы на транспорт для доставки продукции по городам Полоцку и Новополоцку. На их основе он составляет план по транспорту ОАО «Полоцкое автотранспортное предприятие», распределяет машины по маршрутам, делает разнарядку на автотранспорт по объему, весу, времени, километражу. Диспетчер ОАО «Полоцкое автотранспортное предприятие» выдает путевые листы водителям своего предприятия.
Этап 3. Оператор ЭВМ отдела маркетинга и сбыте готовой продукции ОАО «Полоцкий молочный комбинат» оформляет товарно-транспортные накладные в четырех экземплярах для каждого водителя (по одной покупателю, продавцу, транспортной фирме или цеху и еще одна для предъявления водителем на проходной комбината как пропуск) и отдает водителям (товарно-транспортные накладные представлены в приложении 3,4). В то же время оператор ЭВМ отправляет заявки на готовую продукцию на склад: отдельно для поставки продукции иногородним покупателям и покупателям городов Полоцка и Новополоцка.
Этап 4. Водители ОАО «Полоцкий молочный комбинат» получают путевые листы у диспетчера транспортного цеха комбината и берут товарно-транспортные накладные у оператора ЭВМ отдела маркетинга и сбыта готовой продукции ОАО «Полоцкий молочный комбинат». Затем едут на склад готовой продукции комбината, забирают товар и доставляют продукцию иногородним покупателям. Доставив продукцию покупателям, водители возвращаются в ОАО «Полоцкий молочный комбинат» и предоставляют оператору ЭВМ отдела маркетинга и сбыта готовой продукции.
2.4.Основные и перспективные рынки сбыта.
Наиболее реальным и приемлемым рынком сбыта является территория Российской Федерации и других республик СНГ, поскольку развитие экономики и производственных отношений находятся на более-менее одинаковом уровне, а темпы роста производства молока в самой России в 2005 года к уровню 2004 года составили всего 95%.
В 2006-2010 гг. ОАО «Полоцкий МК» предполагает продолжить работу по экспорту своей продукции на Российский рынок и страны дальнего зарубежья. Но тогда нужно учитывать следующие прямые и косвенные факторы воздействия внешней среды: поставщики (вход в систему), потребители (выход из системы), конкуренты, контактные аудитории, маркетинговые посредники, законодательные органы, политическая ситуация, экономическая ситуация, социально-демографические факторы, экологические факторы, природно-климатические факторы, научно-техническое развитие, религиозные и культурные факторы. В случае наличия благоприятных погодных условий и, соответственно, достаточного количества сырья, необходимого для увеличения объемов экспорта, а также при стабильных остальных факторах комбинат имеет возможность производить и реализовывать готовую молочную продукцию еще в большем объеме. Темпы роста экспортных поставок, запланированных для предприятия на 2006г, составляют 112% к уровню 2005 года и составят приблизительно в денежном выражении 9,0 миллионов долларов США.
В связи с дальнейшим развитием рыночных отношений в государствах ближнего зарубежья ситуация на рынке цельномолочных продуктов резко изменилась в сторону увеличения ассортиментного перечня, насыщенности рынка качественными молочными продуктами, внедрения торговых марок, что приводит к снижению уровня цен и росту корпоративной конкурентной борьбы. Меняется также и покупательский спрос на молочные продукты, он становится более изысканным, отдается предпочтение более качественным продуктам питания, стали пользоваться спросом продукты в более высоком ценовом сегменте. Это происходит из-за роста доли малого и среднего бизнеса в экономике государств.
Большую роль играет уровень развития сельского хозяйства в сопредельных государствах, таких как Украина, которая составляет большую конкуренцию в предложении масла и СОМ, СЦМ и др. молочных продуктов. Темпы роста производства молока в России в 2005г к уровню 2004 года составили всего 95%.
Трудно прогнозируемым фактором, значительно влияющим на рынки сбыта, является и политический фактор. Это уровень мировых цен на газ, нефть, ситуация на валютных биржах и прочее. Поэтому следует обязательно следить за политической ситуацией, международными отношениями, публикуемыми нормативными документами местных органов и государственного правительства.
Постоянно действующим фактором, оказывающим влияние на спрос, является и социальный фактор. Период летних отпусков, период подготовки школьников к новому учебному году, посевная и уборочная компании и связанное с этим кредитование отражается на спросе и экономическом положении предприятия.
Все перечисленные факторы влияют на стратегию маркетинга предприятия и объем экспорта продукции.
В связи с Соглашением между Правительствами РФ и РБ от 15.09.2004г. и Изложением о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроле за их уплатой при перемещении товаров между РФ и РБ НДС уплачивает Покупатель в стране реализации товара и в течение 45 календарных дней с момента отгрузки товара подтверждает факт уплаты представлением соответствующего документа Продавцу.
Здесь присутствует определенный финансовый риск неуплаты НДС и таким образом, в случае неуплаты налога Покупателем в РФ предприятие - Продавец будет вынуждено согласно законодательству уплатить в бюджет НДС по ставке 18% за отгруженный товар. И положить эти суммы себе на убытки. Чтобы уменьшить этот риск на предприятии принято решение о заключении контрактов со странами дальнего зарубежья (форма контракта представлена в приложении 5), где не требуется подтверждения уплаты косвенных налогов, а также реализация экспортной продукции через товарную универсальную биржу, которая имеет возможность обеспечивать участие в торгах только «порядочных» фирм и предприятий.
Среди регионов рассматриваемых в качестве потенциальных рынков сбыта цельномолочной продукции как наиболее перспективные для комбината, оценены рынки Москвы и Санкт-Петербурга. Эти рынки интересны по следующей причине. Из 24 крупнейших городов России на долю Москвы и Санкт-Петербурга приходится 60% по стоимости продаж таких молочных продуктов как молоко, пастеризованное и стерилизованное, кефир, простокваша, ряженка, сливки, сметана, творог, глазированные сырки, масло, йогурт традиционный и питьевой, молочные десерты. В этих двух городах сосредоточено около 30% покупательской способности и проживает 9% населения России. Кроме этого уровень доходов населения в данных регионах высок, что позволяет рассчитывать на платежеспособный спрос населения.
Для экспорта цельномолочной продукции в страны ближнего зарубежья предприятию необходимо выпускать продукцию с ценой приемлемой для стран импортеров, иметь красочную и удобную упаковку, продленные сроки реализации цельномолочной продукции и оказывать рекламную поддержку своей торговой марке для закрепления в сознании потребителей устойчивого образа качественной и недорогой, но необходимой продукции.
Информация о работе Отчет по практике в ОАО «Полоцкий молочный комбинат»