Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 13:52, отчет по практике
Главной целью прохождения практики является закрепление и углубление знаний, которые получают студенты за время изучения курсов: «Экономика предприятия», «Основы маркетинга», «Основы менеджмента».
Наиболее приоритетными задачами практики являются
- изучение и анализ основных видов производственно-хозяйствнной деятельности в современных экономических условиях,
- приобретение практических навыков в овладении важнейшими видами социально-экономического анализа,
- сбор, систематизация и анализ фактических данных по выбранной тематике курсового и дипломного проектирования.
Введение…………………………………………………………….…3
Часть 1. Предприятие ОАО «Полоцкий молочный комбинат» как объект управления……………………………………………………….…….4
1.1.Производственно-экономическая характеристика предприятия………4
1.2.Анализ хозяйственной деятельности предприятия и его основных фондов.8
1.3. Коммерческая деятельность предприятия ……………………………12
1.3.1.Материально-техническое обеспечение……………………………..12
1.3.2.Производственные издержки…………………………………………13
1.3.3. Маркетинговая характеристика предприятия……………………...........14
1.4.Система управления предприятия и его трудовой потенциал ………........17
1.5.Техническое перевооружение и модернизация производства……………20
1.6.Экологическая оценка предприятия ……………………………………….21
Часть 2. Планирование продаж на ОАО «Полоцкий молочный комбинат»…………………………………………………………………….….…21
2.1. Специфика продукции…………………………………………..22
2.2.Краткий анализ экспорта продукции. Товарная и географическая структура экспорта……………………………………………………..…….24
2.3.Динамика структуры сбыта продукции. Посредники по сбыту………………………………………………………………….……….25
2.4.Основные и перспективные рынки сбыта…………………………..….28
2.5.Конкурентоспособность предприятия………………………………….30
2.6. Информационное обеспечение экспорта………………………….…..33
2.7.Сертификация и стандартизация продукции………………………...35
Заключение……………………………………
1.4. Система управления предприятием и его трудовой потенциал
Управление обществом осуществляется в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь и Уставом общества на основании прав и интересов акционеров общества. На ОАО «Полоцкий молочный комбинат» управление осуществляет общее собрание акционеров, наблюдательный совет, а руководство текущей деятельностью общества осуществляют дирекция и директор.
Предприятие входит в состав Витебского областного производственного объединения мясомолочной промышленности. Собственником имущества является Витебский областной Совет депутатов, который через уполномоченный им орган Витебское областное производственное объединение мясомолочной промышленности заключает контракт с директором.
Организационная структура предприятия представлена в приложении 2.
Списочная численность работающих на предприятии по состоянию на 1 января 2005 года составил 589 человек, среднесписочная-543 человека.
Структура кадров предприятия, характеризующая соотношение различных категорий работников представлено в таблице 8.
Таблица 8
Структура кадров ОАО «Полоцкий молочный комбинат»
Категория работников |
численность |
1.Руководители |
54 |
2.Специалисты и служащие |
46 |
3.Рабочие |
443 |
ИТОГО |
543 |
Из таблицы видно, что управляющий персонал занимает в общей численности 18,4%. Непромышленный персонал, занятый обслуживанием медпункта, общежития, базы отдыха-6 человек.
Образовательный уровень персонала представлен в таблице 9.
Таблица 9
Образовательный уровень персонала ОАО «Полоцкий молочный комбинат»
Образование |
Руководители |
Специалисты и служащие |
Рабочие |
1.Высшее |
38 |
26 |
- |
2.Среднее специальное |
15 |
17 |
62 |
3.Среднее |
1 |
3 |
291 |
4.Неполное среднее |
- |
- |
11 |
Как видно среди руководителей, специалистов и служащих лица с высшим образованием составило 64%. Среди рабочих 16,9% имеет высшее и среднеспециальное образование, преобладают рабочие со средним образованием-65,7%.
Пополнение квалифицированными кадрами производится путем заключения договоров с профильными учебными заведениями: УО «Могилевским государственным университетом продовольствия», Пинским государственным колледжем мясной и молочной промышленности», Слуцким профессионально-техническим колледжем перерабатывающей промышленности, Оршанским государственным профессиональным лицеем перерабатывающей промышленности на прохождение производственной и преддипломной практики обучающихся с целью дальнейшего трудоустройства на предприятии. Предприятие также предоставляет возможность для прохождения практики студентам и учащимся учебных заведений городов Новополоцка и Полоцка без предоставления рабочего места и оплаты.
Профессиональное обучение работников предприятия производится по следующим направлениям:
Численность работников, которые повысили квалификацию, прошли подготовку и переподготовку в 2004 году составила 24 человека.
Прогноз по профессиональному обучению и повышению квалификации работников представлен в таблице 10.
Таблица 10
Прогноз по профессиональному обучению работников ОАО «Полоцкий молочный комбинат»
2005 |
2006 |
2007 |
всего | |
Всего будет обучено (чел) |
19 |
19 |
20 |
58 |
Повышение квалификации |
5 |
5 |
5 |
15 |
Проведение профессиональной переподготовки |
14 |
14 |
15 |
43 |
Обучено смежным профессиям |
4 |
4 |
4 |
12 |
Проведение стажировки |
3 |
3 |
3 |
9 |
Заключены договора на обучение в техникумах и ВУЗах |
1 |
1 |
1 |
3 |
Сведения о возрастном цензе работников предприятия по категориям приведены в таблице11.
Таблица 11
Возрастной ценз работников ОАО «Полоцкий молочный комбинат»
Возрастной ценз, лет |
Руководители |
Специалисты и служащие |
Рабочие |
1.от 20 до 29 |
2 |
7 |
75 |
2.от 30 до 39 |
17 |
6 |
137 |
3.от 40 до 50 |
26 |
21 |
134 |
4. свыше 50 |
9 |
12 |
97 |
На предприятии действует 2 формы оплаты труда: сдельная и премиальная и следующие системы оплаты труда: сдельно-премиальная, косвенно- сдельная и повременно- премиальная.
На сдельной форме работает рабочие основных цехов (по производству цельномолочной продукции, сухого обезжиренного молока, масла животного, мороженого), а также вспомогательного цеха по сбыту готовой продукции и монтажного участка. Удельный вес рабочих-сдельщиков к общему числу промышленно-производственных рабочих-34,3%, среднесписочная численность-150 человек, средний процент выполнения норм времени (выработка)-123,8%.
Повременно-премиальная форма применяется для рабочих вспомогательных цехов и служб, работников непромышленного персонала и служащих.
1.5. Техническое перевооружение и реконструкция производства
Анализ технического состояния предприятия показал необходимость модернизации отдельных участков. Для поддержания высокого технического уровня предприятия разработан план мероприятий по техперевооружению и реконструкции предприятия. Снижение энергоемкости продукции на предприятии является приоритетной задачей. Наиболее энергоемким является производство сухого обезжиренного молока. С целью снижения ТЭР на производство СОМ планируется реконструкция распылительной сушилки. Внедрение данного проекта позволит снизить норму расхода сырья на производство и приведет к экономии энергоресурсов.
Следующим аспектом является повышение производительности оборудования в среднем на 25 – 30 % . Это позволит в ближайшем будущем переработать практически все сырье, направляемое на сушку на одной сушилке, что приведет к уменьшению количества остановок для мойки и чистки оборудования. Планируется провести реконструкцию испарительного узла системы ледяной воды на АХУ. Узел качельных испарителей является самым энергоемким и аммиакоемким узлом АХУ. Планируется провести реконструкцию электрической части АСУ ТП цеха по производству СОМ и масла. Сущность реконструкции электрической части автоматической системы управления АСУ ТП цеха СОМ и масла заключается в замене морально и физически устаревшей существующей системы управлений на базе системы управления производства чешской фирмы “ZPA” современной системой управления на базе оборудования фирмы “HITACHI” (Япония).
Технические мероприятия по переоснащению хозяйств сырьевой зоны современными молокоохладителями будут способствовать укреплению сырьевой зоны и стабильной загрузки производственных мощностей предприятия молоком более высокого качества.
Обеспечение предприятия водой ведется через ПП “Водоканал” и артезианскую скважину на территории комбината. Чтобы уйти от потребления воды с ПП “Водоканал” планируется пробурить еще одну артезианскую скважину. Обеспечение предприятия собственной водой приведет к экономии в сумме 116 млн.руб. в год.
1.6. Экологическая оценка предприятия
Предприятие представляет собой безотходное, экологически чистое производство. Валовой выброс загрязняющих веществ в атмосферу за 2003 год следующий:
Всего-91,067 тонн
В т.ч. окись углерода-63,877 тонн
Окислы азота-15,406 тонн
Аммиак-5,4 тонн
Пыль сухого молока-5,9 тонн
Прочие газообразные и жидкие-0,484 тонн.
Отходы производства не токсичны. Производственные стоки характеризуются значениями РН, ХПК, БНК, взвешенных веществ, солей общих, хлоридов, сульфатов, фосфатов, нефтепродуктов.
Собственными очистными сооружениями предприятие не располагает. Сточные воды сбрасываются в городскую канализацию. Накопителей, предназначенных для захоронения отходов, предприятие не имеет. На комбинате разработаны природоохранные мероприятия на 2004 год, которые согласованы с РЦГЭ и Новополоцкой горрайинспекцией по экологии.
Часть 2. Планирование продаж на ОАО «Полоцкий молочный комбинат»
Молочные продукты занимают очень важное и прочное место в структуре питания населения. По данным института питания Российской академии медицинских наук, человек должен потреблять за год 392 кг молока и молочных продуктов. Но среднедушевое потребление молока в республике к уровню 1990 года продолжает падать. В 2005 году он несколько вырос и составляет приблизительно 65% к уровню потребления 1990 года. В странах ЕС душевой уровень потребления молока составляет 304 кг. Количество потребляемой молочной продукции населением зависит от уровня доходов на душу населения, от структуры питания, от культуры питания, от местности (сельской или городской), от наличия детей в семьях и т.д.
Экономические кризисы белорусской экономики последних лет не могли не затронуть комбинат. В период с 1998 года по 2001 год физические объемы выпускаемой продукции начали снижаться. Была отменена практика государственного заказа и распределения, большинство каналов сбыта продукции было разрушено вследствие разрыва многолетних экономических связей с регионами страны и с бывшими республиками СССР. Резко повысились тарифы за пользование электроэнергией, водой, газом и т.д. Но хуже всего, что в связи с разорением сельского хозяйства резко уменьшалось количество поступавшего сырья на предприятие, вследствие чего снизилась загрузка мощностей до 10% в зимний период и предприятие вынуждено было начать выпуск продукции из восстановленного сырья (регенерирование сухого молока), что повлекло за собой снижение качества выпускаемой продукции, двойные издержки производства и, как следствие, потерю рынка сбыта.
Ситуация на предприятии изменилась в лучшую сторону со второго полугодия 2003 года после присоединения низовых заводов. Выполнение решения по слиянию предприятий позволило расширить сырьевую зону, существенно увеличить переработку сырья, загрузку производственных мощностей, нарастить объемы производства и реализации продукции.
Рост и расширение производства молочной продукции на предприятии требует постоянного расширения рынка сбыта. ОАО «Полоцкий МК» реализует свою продукцию оптовым и розничным организациям РБ и РФ.
Основным внутренним белорусским рынком сбыта для продукции ОАО «Полоцкий МК» является Витебская область, в том числе города Полоцк и Новополоцк. В Витебской области функционируют 8 предприятий по переработке молока. Полоцкий молочный комбинат находится в группе лидеров, занимая долю 19,7% в выпуске цельномолочной продукции. По данным Министерства статистики и анализа РБ в области производится 11% цельномолочной продукции (в пересчете на молоко) от общего объема производства ее в республике.
Большая часть продукции реализуется на региональном рынке (88%). В основном в городах Полоцке и Новополоцке. Данная ситуация характерна для Беларуси, поскольку цельномолочная продукция имеет короткий срок реализации, то в основном и реализуется на региональных рынках. “ПМК” является 2 по величине, занимая долю 19,7% в выпуске цельномолочной продукции.
Региональным молочным заводам становится тесно на их собственных рынках сбыта, поэтому рынок сбыта постоянно расширяется.
В таблице 12 представлена динамика реализации основной продукции комбината.
Таблица 12
Динамика реализации основной продукции ОАО «Полоцкий МК» в тоннах за последние 6 лет.
Наименование продукции |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 | |
1 |
Цельномолочная продукция |
19622 |
15651 |
14167 |
14694 |
17953 |
22046,33 |
2 |
Масло животное |
436 |
596 |
692 |
1279 |
1605,3 |
1806,88 |
3 |
Сыры жирные |
74,5 |
79 |
65,7 |
147,6 |
333,6 |
245,08 |
4 |
Нежирная продукция |
1449 |
1276 |
782 |
2418 |
1210 |
151,78 |
5 |
СОМ |
692 |
691 |
1042 |
2018 |
2639,3 |
3445,25 |
6 |
ЦСМ |
47,6 |
100 |
54 |
6 |
10,2 |
0 |
7 |
Мороженое |
328 |
171 |
89 |
117 |
103,6 |
113,69 |
8 |
Молоко сгущенное |
75 |
74 |
31 |
30 |
33,8 |
8,95 |
9 |
Майонез |
196 |
110 |
180 |
285 |
342,6 |
545,69 |
10 |
Безалкогольные напитки |
216 |
474 |
564 |
515 |
228 |
0 |
Информация о работе Отчет по практике в ОАО «Полоцкий молочный комбинат»