Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 13:52, отчет по практике
Главной целью прохождения практики является закрепление и углубление знаний, которые получают студенты за время изучения курсов: «Экономика предприятия», «Основы маркетинга», «Основы менеджмента».
Наиболее приоритетными задачами практики являются
- изучение и анализ основных видов производственно-хозяйствнной деятельности в современных экономических условиях,
- приобретение практических навыков в овладении важнейшими видами социально-экономического анализа,
- сбор, систематизация и анализ фактических данных по выбранной тематике курсового и дипломного проектирования.
Введение…………………………………………………………….…3
Часть 1. Предприятие ОАО «Полоцкий молочный комбинат» как объект управления……………………………………………………….…….4
1.1.Производственно-экономическая характеристика предприятия………4
1.2.Анализ хозяйственной деятельности предприятия и его основных фондов.8
1.3. Коммерческая деятельность предприятия ……………………………12
1.3.1.Материально-техническое обеспечение……………………………..12
1.3.2.Производственные издержки…………………………………………13
1.3.3. Маркетинговая характеристика предприятия……………………...........14
1.4.Система управления предприятия и его трудовой потенциал ………........17
1.5.Техническое перевооружение и модернизация производства……………20
1.6.Экологическая оценка предприятия ……………………………………….21
Часть 2. Планирование продаж на ОАО «Полоцкий молочный комбинат»…………………………………………………………………….….…21
2.1. Специфика продукции…………………………………………..22
2.2.Краткий анализ экспорта продукции. Товарная и географическая структура экспорта……………………………………………………..…….24
2.3.Динамика структуры сбыта продукции. Посредники по сбыту………………………………………………………………….……….25
2.4.Основные и перспективные рынки сбыта…………………………..….28
2.5.Конкурентоспособность предприятия………………………………….30
2.6. Информационное обеспечение экспорта………………………….…..33
2.7.Сертификация и стандартизация продукции………………………...35
Заключение……………………………………
Предприятием активно используются возможности оптовых структур. Так предприятием инициируется совместная деятельность с российской фирмой ООО «Краун Трэйдинг» по улучшению качества и повышению конкурентоспособности продукции комбината.
2.5. Конкурентоспособность предприятия.
Говоря об экспорте, следует отметить, что наиболее значимым из внешних рынков для ОАО «Полоцкий молочный комбинат» является российский. Несмотря на значительные успехи отдельных российских производителей («Вимм Билль Данн», «Данон» и др.) среднедушевое потребление молока в России составляет 204 кг в год (существенно меньше, чем в Беларуси).
Ситуация на внешнем рынке в последние годы резко изменилась в сторону увеличения ассортиментного перечня, насыщенности рынка качественными молочными продуктами, внедрения торговых марок, что привело к снижению уровня цен и росту корпоративной конкурентной борьбы. Изменился и покупательский спрос на молочные продукты - он стал более; изысканным; покупатели отдают предпочтение более качественным продуктам питания; стали пользоваться спросом продукты в более высоком ценовом сегменте. Это происходит из-за роста доли малого и среднего бизнеса в экономике этих государств.
ОАО «Полоцкий молочный комбинат» в качестве основного экспортного рынка рассматривает российский рынок. Россия остается крупным импортером молока и молочных продуктов, а Беларусь является основным их поставщиком и удерживает свои позиции за счет высокого качества и относительно низких цен.
Достаточно мощный технический потенциал молочной отрасли и сокращающееся население не делают отечественный рынок привлекательным в перспективе. Существуют более привлекательные регионы, с точки зрения реализации излишков продовольствия, например Россия, а Беларусь вполне может быть регионом производителем продуктов питания. Но для завоевания таких рынков продукция должна быть конкурентоспособной.
Для повышения конкурентоспособности продукции ОАО «Полоцкого молочного комбината» предприятием была разработана и запатентована торговая марка «Молочное раздолье». Это позволит сформировать у потребителя четкий, легко запоминающийся образ своей продукции, ассоциирующийся с качеством и невысокими ценами. Изменена упаковка фасованной продукции с применением фирменного стиля предприятия, где указаны штрих-коды продукции, что позволяет реализовывать продукцию в магазинах самообслуживания, способствует ее продвижению на рынке города, области и подтверждает качество выпускаемой продукции.
В 2005 г. по-прежнему большую актуальность имеют сроки реализации выпускаемой продукции и снижение затрат на ее производство и реализацию. Так, на 2005г. отделом маркетинга и сбыта совместно с плановым отделом и отделом гл. инженера была выработана тактика производства и реализации продукции, которая заключается в варьировании ассортимента уже выпускаемой продукции, в укрупнении фасовки низкорентабельных видов продукции, но необходимых предприятию для поддержания привлекательности ассортимента, выведении на рынок новых и только рентабельных видов продукции. Например, такие, как сырки, глазированные с начинкой 40г весом в полипропиленовой упаковке, за счет внедрения которой снижается расход упаковочного материала, появляется возможность реализации их в отделе самообслуживания, снижается оптовово-отпускная цена предприятия и расширяется ассортимент данной группы товара.
На 2005г предусмотрена программа внедрения и производства новых видов продукции, которые пользуется спросом у покупателей, но при этом будут иметь более низкую цену из-за меньшей фасовки и лучшие вкусовые качества из-за более высокой жирности, что позволит вытеснить конкурентов, например, Глубокский МК, который производит массы сладкие творожные в полиэтиленовом контейнере.
Если провести сравнение с конкурентами в Полоцком регионе (Таблица 14), то видно, что ОАО «Полоцкий МК» имеет преимущества по качеству выпускаемой продукции, по наличию торговой марки, по внешнему виду и привлекательности упаковки (наличие штрих-кодов, единая серия торгового стиля).
Таблица 14
Сравнительный анализ некоторых конкурентов ОАО «Полоцкий молочный комбинат» на основе показателей конкурентоспособности.
Цена продукции |
Качество продукции |
Упаковка |
Торговая марка |
Сроки реализации |
Сервис |
Ассортимент | |
ОАО «Полоцкий МК» |
Достаточно высокая |
Высокое |
Высокого качества, оригинальная |
Да |
Средние (3-5 дней) |
Низкий |
Расширенный |
ОАО «Молоко» г. Витебск |
Выше «Пол.МК» |
Ниже «Пол.МК» |
Низкое качество, блеклая |
Да |
Продленные, больше, чем на «Пол.МК» |
Средний |
Расширенный |
Брестский МК |
Выше «Пол.МК» |
Высокое |
Оригинальная, узнаваемая, качественная |
Да |
Еще более длительные |
Высокий |
Очень высокий |
Поставский молочный завод |
Выше «Пол.МК» |
Среднее |
Оригинальная, узнаваемая |
Да |
Низкие |
Высокий |
Низкий |
Лепельский МК |
Ниже «Пол.МК» |
Ниже среднего |
Низкого качества |
Нет |
Низкие |
Низкий |
Низкий |
Основными конкурентами ОАО «Полоцкий молочный комбинат» по конкурентоспособным свойствам являются ОАО "Молоко" г. Витебск и "Савушкин продукт" г. Брест.
Предприятие имеет отличное качество продукции (за 2003-2004г на предприятие не поступило ни одной рекламации), ценовая политика проводится очень гибко, поэтому все цены конкурентоспособны. Для удовлетворения потребительского спроса и пожеланий торговых организаций на предприятии в 2005 году планируется выпускать продукты одного ассортиментного ряда, но разной жирности и разной упаковки, например: Молоко 3,2% жир. в пюр-пак, молоко «Вкусное» 2,8 % жир. в пюр-пак и в пленку, молоко «Берестье» 2,8% и 2,2% жир., которые торговые организации, учитывая разные сроки реализации вышеуказанной продукции, могут иметь в торговой сети одновременно.Структура потребления молочной продукции ОАО « Полоцкий молочный комбинат» на внутреннем рынке представлена на рис.2
Рис.2. Структура потребления молочной продукции ОАО «Полоцкий молочный комбинат» на внутреннем рынке.
Расчеты за товары производятся платежными требованиями с последующим акцептом в течение 10 банковских дней со дня отгрузки товара потребителю и по предоплате.
Доставка продукции иногородним покупателям внутри республики осуществляется на условиях франко-станция назначения. При одногороднем отпуске - на условиях франко-станция отправления. Торговые организации возмещают предприятию транспортные расходы, связанные с доставкой продукции согласно прейскурантов оптово-отпускных цен. Предприятия, непосредственно используют ее продукцию для собственных нужд, доставляют ее своим транспортом. На все отгрузки предприятием составляются графики, где указывается время подачи автотранспорта для загрузки продукции и время доставки ее потребителю, которые согласовываются с городскими СЭС и имеются во всех крупных торговых организациях города Полоцка и Новополоцка. Оптовые отгрузки СОМ и масла производятся только транспортом покупателей и за счет покупателей.
Дальнейшее совершенствование каналов товародвижения и распространения продукции комбината должно включать:
создание другой структуры отдела маркетинга и сбыта;
■ Акции и мероприятия по стимулированию участников оптовой, мелкооптовой и розничной сети.
.2.6. Информационное обеспечение экспорта.
Для информационного обеспечения экспорта на предприятии используются современные электронные технологии. Отдел маркетинга и сбыта готовой продукции обеспечен мощным компьютером, принтером, имеется выход в Интернет, есть факс и сканер, которые позволяют своевременно получать и отправлять информацию, делать компетентные отчеты и проводить мониторинг цен по всем экспортным видам продукции и на внутренний рынок, получать электронную почту, разрабатывать и согласовывать упаковку и этикетку.
Для расширения экспортных поставок Полоцкий МК будет размещать информацию о продукции на своем сайте в Интернете, который планируется создать в ближайшее время. Важным элементом продвижения продукции являются специализированные выставки и выставки с дегустацией. Цели, которые ставит предприятие, участвуя в выставках следующие:
В таблице 15 представлена информация об участии в выставках, ярмарках, презентациях продукции ОАО «Полоцким молочным комбинатом» за 2005 год.
Таблица 15
Информация об участии в выставках, ярмарках, презентациях продукции ОАО «Полоцким молочным комбинатом» за 2005 год
Название организации |
Город |
Для кого проводилась выставка | |
Январь |
ГТП Базис |
Новополоцк |
для торгового отдела, директоров магазинов, зав.секцияим |
Февраль |
Продторг |
Миоры |
для товароведов, работников торгового отдела Миорского исполкома, всех покупателей |
Апрель |
Дом торговли |
Полоцк |
для всех покупателей с освещением выставки в газете "Полоцкий вестник" |
Май |
Полоцк |
ООО Лидер |
для торгового отдела, всех покупателей |
Июнь |
Полоцк |
Торгтехносервис |
для всех покупателей |
Витебск |
Площадь Свободы (акция Мороженое) приурочена ко дню освобождения Витебска |
для всех покупателей | |
Новополоцк |
ГТП Базис, маг.Павлинка |
для всех покупателей | |
Июль |
Витебск |
Площадь Свободы ("Славянский базар") |
для всех покупателей |
Август |
Полоцк |
ЧУТП Торгтехносервис,маг. Эконом№11 |
для всех покупателей |
Ноябрь |
Минск |
Выставка ПродЭкспо |
для всех покупателей |
Декабрь |
Новополоцк |
ГТП Базис "Универсам", маг.№26 |
для всех покупателей |
Другие виды рекламы, используемые ОАО «Полоцким молочным комбинатом» для продвижения товара на рынке.
4.Рекламный видеоролик «Бифитат», который демонстрировался на канале ОНТ в октябре.
5.Три вида календарей
для рекламных целей с
6. Три вида флайеров
для большей информированности
покупателей и торговых работни
В 2005г в Программе «100 лучших товаров России» на конкурсе «Лучшие товары РБ на рынке РФ» предприятие стало лауреатом по маслу сладкосливочному.
2.7.Сертификация и стандартизация продукции.
Очень серьезно подходит предприятие к сертификации и стандартизации продукции. Помимо обязательной сертификации предприятие добровольно сертифицирует продукцию. Так на сегодняшний день комбинат имеет 30 видов сертифицированной продукции. Лабораторией ведется работа для получения ветеринарного номера предприятия. В 2005 году ОАО «Полоцкому МК» выдан сертификат системы качества и безопасности пищевых продуктов на основе анализа рисков и критических контрольных точек НАССР на масло коровье, молоко сухое обезжиренное, молоко цельное сухое. В 2006 году планируется внедрение системы качества ИСО-9000 на все группы продукции выпускаемые предприятием.
Заключение
Исходя из результатов анализа системы распределения, можно сделать общий вывод о том, что существующая система распределения продукции ОАО «Полоцкий МК» не отвечает некоторым требованиям логистики, не обеспечивает максимизации прибыли предприятия, приводит к увеличению транспортных расходов при доставке готовой продукции со склада предприятия до конечного потребителя и т.д.
Тем не менее, данная структура применяется предприятием вот уже несколько лет, и пока руководство предприятия не намерено вносить в нее сколь либо значимые изменения. Это обусловлено тем, что для изменения сложившейся системы требуются определенные капиталовложения (создание дополнительного парка транспортных средств, аренда или покупка складских помещений в черте города, создание самостоятельного отдела логистики, дополнительные затраты на оплату комиссионных вознаграждений дилерам), а кроме того, требуется качественно иной подход к организации управления материальными и информационными потоками. Предприятию необходимо также установить прямые связи с непосредственными потребителями его продукции, особенно оптовыми российскими покупателями, в результате чего вырастет отпускная цена на реализацию масла сладкосливочного и сухого обезжиренного молока приблизительно на 0,02-0,03 дол. США., что с учетом объемов реализации этого товара частично снизит убытки предприятия( на 250-270 млн. руб. РБ при условии, что убытки предприятия от производства и реализации в 2004г составили 1,8 млрд.руб. РБ, то данная сумма составляет около 14% от общих убытков). Конечно, со временем все эти расходы окупятся. Принципы, которыми руководствуется руководство предприятия, ясны. Ведь данная структура сбыта является наиболее «безболезненной» для предприятия в краткосрочном периоде, т.к. все транспортные и складские расходы в этом случае минимальны, а предприятие избавлено от необходимости самостоятельно заниматься розничной продажей своей продукции. Очевидно, что все это не способствует дальнейшему продвижению продукции на рынок, а в условиях жесткой конкуренции непозволительно теряется время.
Информация о работе Отчет по практике в ОАО «Полоцкий молочный комбинат»