Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 16:15, курсовая работа
Цель данной работы – разработка подходов по совершенствованию процесса управления кредитным риском.
Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач:
1. Рассмотреть теоретические основы кредитного риска и определить факторы, влияющие на кредитный риск.
2. Выполнить анализ структуры кредитного портфеля и методов оценки кредитоспособности заемщиков на примере объекта исследования.
3. Выявить методы и подходы по совершенствованию процессов управления, позволяющие минимизировать (снизить) кредитный риск.
Первая реакция на потенциально проблемные кредиты. Независимо от того, являются ли признаки проблемности кредита финансовыми или нефинансовыми, они должны насторожить сотрудников кредитного отдела банка. Раннее их выявление позволяет выиграть время на сбор необходимой информации и разработку стратегии. Каких-то универсальных мер здесь не существует; все зависит от данного конкретного кредита. Эффективные предприятия сами справляются со своими спадами и проблемами. У компаний с более низким уровнем эффективности возникают в этой связи более сложные проблемы. Наиболее сложный случай представляют собой заемщики, теряющие конкурентоспособность, так как в случае, если стратегия и меры окажутся неверными, они усугубят положение заемщика. Когда сотрудник кредитного отдела замечает ухудшающийся кредит, он должен предпринять следующие меры:
- проанализировать проблемы заемщика;
- проконсультироваться с сотрудниками отдела, занимающимися проблемными кредитами или руководством;
- рекомендовать дать кредиту более низкую классификацию и прекратить отражение процентов по кредиту в доходах банка;
- собрать информацию о том, где еще банк может столкнуться с риском в работе с данным клиентом;
- ежедневно следить за счетом клиента на предмет возникновения овердрафта;
- просмотреть всю кредитную документацию, гарантии, векселя, обеспечение;
- изучить возможность получения обеспечения (если кредит необеспечен);
- выработать план корректирующих мер.
На первом этапе выработки плана необходимо определить, кто будет им руководить. Некоторые банки считают, что руководить этим должен сотрудник кредитного отдела, ответственный за данный кредит, потому что этот человек лучше, чем кто-либо другой, знает заемщика, или потому, что раз он привел к возникновению такой ситуации, то он и должен выручать банк. Другие банки создают для этого независимые отделы, которые вырабатывают более объективный подход, поскольку им не мешают существующие взаимоотношения с клиентом. Оба подхода имеют больше недостатков, чем преимуществ. Работа с проблемными кредитами требует много времени и затрат. С одной стороны, время, затрачиваемое сотрудником банка, который знает рынок, на восстановление проблемного кредита, могло бы быть потрачено на предоставление новых кредитов. Кроме того, личные взаимоотношения сотрудника с заемщиком могут сделать его подход необъективным и недостаточно жестким. С другой стороны, сотрудники специального отдела банка должны будут потратить драгоценное время на изучение компании и отрасли, в которой она работает [22, c. 13].
Обычно банки стараются помогать заемщикам в решении их финансовых проблем, но это нужно делать очень осторожно. С одной стороны, банки стараются защитить свои активы и в процессе этого могут повлиять на решения руководства заемщика или даже заставить его принять то или иное решение. Клиенты же, с другой стороны, могут либо потребовать невмешательства в их дела, либо же приветствовать конструктивный совет. С юридической точки зрения, совет – это рекомендация, предоставляемая банком клиенту. При этом банк не должен вмешиваться в процесс принятия решений последним.
Стратегия «спасения» кредита. Здесь не существует каких-либо универсальных правил, поскольку каждый проблемный кредит уникален, но наиболее широко распространены следующие подходы:
Потенциальные и реально существующие проблемные кредиты требуют применения таких процедур, как классификация активов, создание резервов по кредитам, ведение учета проблемных кредитов, овердрафтов и списание кредитов [34, c. 67].
Классификация активов. Все большее число банков классифицируют кредитные риски по каждому кредиту в момент его предоставления. Исходный рейтинг позволяет банкам балансировать риск своих кредитных портфелей и сигнализировать о первоочередных направлениях проверок. При появлении каких-либо проблем, классификация меняется в зависимости от степени риска и вероятности нормального погашения кредитов.
Создание резервов по кредитам. После того, как были выявлены проблемные активы, банку следует создать адекватные резервы против возможных убытков. Обычно политика банков такова, что они создают общие резервы по всему кредитному портфелю и специальные резервы по конкретным кредитам. Правила создания резервов, и списания кредитов могут быть и обязательными, и рекомендательными – это зависит от банковской системы.
Многие специалисты считают, что основой эффективного управления кредитами является управление портфелем. Управление портфелем позволяет балансировать и сдерживать риск всего портфеля, ожидая и контролируя риск, присущий тем или иным рынкам, клиентам, кредитным инструментам, кредитам и условиям деятельности. Управление портфелем становится особенно актуальным в связи с диверсификацией банками своих операций; оно тесно связано с процессом стратегического планирования банка.
Факторы риска. По мере разработки банком своей стратегии и плана деятельности он должен определить факторы и уровни риска на целевых рынках и сегментах; сочетание разновидностей кредитов, кредитных инструментов и валют кредитов; возможности кредитования и концентрацию кредитного портфеля. Роль банка на финансовых рынках и его рыночная стратегия оказывают большое влияние на качество его активов, и, следовательно, на его финансовое положение. Поэтому, банк должен точно знать уровень рисков, присущих данным заемщикам и проектам, и он должен быть в состоянии управлять тем уровнем риска, который он готов принять. Ниже рассматриваются перечисленные выше факторы риска.
Целевые рынки. Финансовая жизнеспособность банка – это чуть больше, чем финансовая жизнеспособность его клиентов. Наиболее важным и часто встречающимся фактором появления безнадежных кредитов у банка является неправильный выбор целевых рынков. Поведение банков США не раз уже подтверждало это наблюдение. Банки терпели убытки потому, что ведомые стадным инстинктом, концентрировали в своих кредитных портфелях вложения в популярные секторы экономики и виды кредитов, такие, например, как фонды инвестиций в недвижимость, энергетику, кредитование под недвижимость и кредитование выкупа компании руководством (leveraged buyout). Таким образом, качество активов напрямую зависит от выбора целевых рынков. Целевые рынки обычно определяются по их секторным характеристикам и их географическим ограничениям. Довольно часто они далее подразделяются по размерам, объему сбыта или, для физических лиц, по возрасту или уровню доходов. При выборе целевых рынков очень важно рассмотреть все риски, присущие данному конкретному рынку.
Географический риск привел к тому, что некоторые банки стали ограничивать масштабы своих операций на местном, региональном, национальном, а также внутреннем и международном уровне. Хотя цель деятельности банка определяет размах его операций, не менее важную роль при этом играют такие факторы, как доступность ресурсов, ширина и глубина знаний и опыта персонала, а также знание рынка и технологические возможности. Таким образом, географическая диверсификация представляет собой дилемму; очень большие объемы безнадежных кредитов были зарегистрированы в банках с чрезмерно диверсифицированными портфелями, особенно в тех, руководству которых не хватало глубины управления и хорошего знания рынка. И наоборот, географическая концентрация привела к неплатежеспособности тех банков, где она сочеталась с концентрированными вложениями в неблагополучные отрасли экономики. Диверсификация повышает качество кредитного портфеля, но она требует профессионального управления.
Сегмент рынка целевых клиентов. Целевые клиенты коммерческих банков традиционно определяются с использованием большого числа критериев. Например, идеальный клиент должен быть не только что созданным, т.е. с момента регистрации предприятия до его обращения за кредитом прошло менее 6 месяцев, а активным и имеющим солидный опыт работы предприятием. Он должен заниматься производством или реализацией товара или услуги, имеющей хороший сбыт на рынке; он должен иметь хорошее и опытное руководство, способное вести дела компании эффективно; и его финансовое состояние должно быть благополучным.
Однако редко можно встретить столь идеальный образец клиента, особенно в развивающихся странах. Поэтому процесс выбора клиентов требует проявления гибкости и здравого суждения. Если выявленный уровень риска высок, то следует предпринять такие смягчающие меры, как увеличение обеспечения, привлечение гарантий и увеличение вклада владельцев компании в капитал. Эти меры особенно актуальны в развивающихся странах, где финансовая информация либо ненадежна, либо ее просто недостаточно [30, c. 230].
Однако обеспечение и гарантии также имеют свои недостатки. Кредитоспособность потенциального клиента может быть сравнена с кредитоспособностью клиентов из той же отрасли промышленности. Если финансовая структура и показатели деятельности компании сильно отличаются от финансовой структуры и показателей деятельности компаний, работающих в этой отрасли промышленности, то для определения приемлемости клиента, следует провести дополнительный анализ. Банки с хорошим процессом управления портфелем кредитов имеют свою собственную классификацию приемлемости клиентов по риску, основанную на отрасли промышленности, в которой работает компания. Эта классификация обычно основывается на показателях объема сбыта, величины активов, стандартов прибыльности, ликвидности и левереджа. Заемщикам, не подпадающим под данные критерии, должно быть либо отказано в кредите, либо же кредит должен быть предоставлен только после получения специального на то разрешения, как исключение из политики банка.
Вид кредита, т.е. форма, в которой он будет предоставлен, определяется в зависимости от потребностей рынка и клиента, законодательства, масштаба операций и доступности опытного персонала. В зависимости от разновидности кредита меняется величина риска. Таким образом, вид кредита и его структура должны соответствовать не только потребностям, но и кредитоспособности потенциального клиента. В развитых странах кредитное меню предлагает:
Кредитные инструменты – это средства предоставления различных разновидностей кредитов. Сюда входят кредиты и кредитные линии на:
- разработку недвижимости и строительство жилых, коммерческих и промышленных объектов;
- приобретение средств производства, заводов, машин и оборудования;
- импорт, экспорт товаров;
- финансирование сезонных потребностей сельского хозяйства;
- финансирование дилеров в автомобиле- и судостроительной сферах;
- пополнение товарно-материальных запасов;
- финансирование дебиторской задолженности, переучтенных векселей или факторинговых операций;
- проектное финансирование;
- ипотечное финансирование;
- средне - долгосрочное финансирование;
- документарные аккредитивы;
- гарантии и аккредитивы стенд-бай.
Сотрудник кредитного отдела должен знать, какие виды кредитов и кредитных инструментов, отвечающих потребностям клиента, имеются в банке, т.к. от правильного выбора зависит, будет ли погашен кредит. Не следует недооценивать значение правильного структурирования кредитов. Структура кредита должна соответствовать его цели и, следовательно, быть гибкой.
Валюта кредита. Этот вопрос особенно актуален. Национальные валюты часто нестабильны и риск обесценения валюты ухудшает качество активов. Заемщик, не имеющий иностранной валюты и возможностей хеджирования, и получающий валютный кредит, представляет потенциально серьезный риск для банка, если национальная валюта может обесцениться.
Возможности кредитования. Они различны у различных банков. Здесь большую роль играет опыт и подготовленность персонала банка. Некоторые банки лучше других управляют более высоким риском. Но банк должен заниматься рискованным финансированием, только будучи соответственным образом подготовленным для работы на рынке. Очень часто такая подготовка должна включать опыт в заключении соглашений о залоге и финансировании под активы. При этом должна присутствовать достаточная законодательная база [18, c. 431].
Концентрация кредитного портфеля. Банки борются с риском чрезмерной концентрации портфеля, постоянно оценивая все свои риски. Формы этих рисков разнообразны: риск кредитоспособности, пограничный, процентный, регулятивный, торговый, риск операций с инвалютой, экологический, географический, политический, коммерческий, операционный и риск мошенничества. Руководство банка ответственно за определение допустимого вида и величины риска, которые оно хочет и может принять. Необходимо установить лимиты допустимой величины риска в том или ином секторе экономики. Отсутствие таких ограничений проявилось в кризисе банковской системы США в области кредитования энергетики, сельского хозяйства и недвижимости.
Информация о работе Перспективы и возникающие проблемы в сфере управления кредитным риском